Рекомендации по организации двигательной активности школьников.
материал по психологии

Малярчук Елена Владимировна

Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям , использующие здоровьесберегательные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации двигательной активности учащихся

на уроках

ВАРИАНТЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТПАУЗ

Помимо известных упражнений для глаз и для различных групп скелетных мышц,

в «физкультминутки» целесообразно включать дыхательные упражнения и элементы

самомассажа. Это не только внесет разнообразие в физкультпаузы, но и обучит

школьников приемам само регуляции. Упражнения простые и каждому педагогу

целесообразно ими овладеть.

1. Произношение гласных звуков. Доказано, что протяжное произношение гласных

звуков активизирует работу щитовидной железы, мозга, сердца и других органов.

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте

произносите звук [а]. Это массирует щитовидную железу.

Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга,

нормализует функцию почек.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

Чередование звуков [о], [и] стимулирует работу сердца.

2. Гигиенический массаж. Улучшает  крово- и лимф обращение, нормализует

обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках. Такой

массаж способствует профилактике простудных заболеваний, ангины.

Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка

надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.

Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7 раз от подбородка в

стороны.

Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а

затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.

3. Двигательные упражнения для нормализации дыхания. Эти упражнения имеют

названия «Задуть свечу», «Словить комара», «Огонь и лед», «Кулачки» и др.

Упражнение «Задуть свечу». Исходное положение – сидя за партой. Представьте,

что перед вами стоит большая свеча. Делайте глубокий вдох и постарайтесь одним

выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте

глубокий вздох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха.

Упражнение «Словить комара». Разведите руки в стороны. Представьте, что

ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать, при этом беспрерывно

произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится

автоматический вдох.

Упражнение «Огонь и лед». По команде «огонь» – интенсивные движения телом,

по команде «лед» – замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.

Упражнение «Кулачки». Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими

пальцами. Сделать вдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие,

сделать выдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

4. Упражнения, снимающие напряжение и успокаивающие нервную систему.

При выполнении этих упражнений особенно важными являются голос учителя и

его внутреннее спокойствие. При этом учителю необходимо уделить внимание

эмоциональной окраске своего голоса и темпу произношения слов. Приведем примеры

таких упражнений.

Упражнение «После грозы». Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл

дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо

пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте

медленно, ровно, глубоко.

Упражнение «На берегу моря». Закройте глаза, представьте, что вы находитесь на

берегу моря, расположившись в шезлонге. Слышится равномерный шум набегающих

волн. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко.

ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ

ПОВЫСИТЬ ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Повышение двигательной активности учащихся в процессе учебной деятельности

на уроках способствует повышению их мотивации к обучению и качества запоминания

материала.

«Диктант в движении»

Класс разделен на 3 команды по рядам. На последней парте каждого ряда

находится текст. Каждый член команды по очереди читает слово (предложение), затем как

можно быстрее бежит к доске и записывает его. Выигрывает та команда, у которой будет

больше правильно написанных слов (предложений).

Буквенные диктанты можно «писать» пальцем руки, или носочком ноги, или носом

в воздухе, лучше стоя, чтобы была возможность разгрузить позвоночник. Желательно,

чтобы при этом букву мог угадать партнер. Кинестетикам, воспринимающих информацию

преимущественно тактильно, очень нравится «писать» буквенные диктанты специально

принесенными для этого шнурками, «мохнатой» проволокой, пластилином. Разница

между большими и маленькими буквами отлично запоминается, если их написать на

больших и маленьких пластмассовых ложках, а потом командами их собирать и

сопоставлять. Грамматические стихи и песни запоминаются легко и быстро, если каждое

произнесенное слово сопровождать движениями.

Ролевая игра

В ходе ролевой игры учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию,

выполняя определенные роли. Ролевая игра — это условное воспроизведение ее

участниками реальной практической деятельности людей. По окончании игры учитель

вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на

их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. Перевоплощение способствует

расширению психологического диапазона, пониманию других людей, формированию

учебного сотрудничества, партнёрства. Ролевая организация общения требует отношения

к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть

те или иные роли. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но

и их психологические особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Волейбол как средство повышения двигательной активности школьников" , 7 класс

В содержание данного урока входят: 1)комплекс ОРУ в парах с набивными мячами, 2)индивидуальные и парные упражнения с волейбольным мячом, 3)подвижные игры "Мяч в воздухе", "Лапта волейболистов", т...

Организация двигательной активности детей, содействующей здоровью

Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезиянеблагоприятно сказывается на умственной работосп...

Система организации двигательной активности школьников

Дифференцированный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем, существование которых обусловило небходимость активизации физкультурно-оздоровительной деятельности среди учащихся шко...

Система организации двигательной активности школьников

Дифференцированный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем, существование которых обусловило небходимость активизации физкультурно-оздоровительной деятельности среди учащихся шко...

Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников.

Острой и требующей кардинального решения стала проблема слабой физической подготовленности и физического развития учащихся. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую о...

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....