Психолого-педагогическое занятие с обучающимися "Рецепт Добра"
методическая разработка по психологии

Рузавина Галина Владиславовна

Главной целью психолого-педагогического занятия "Рецепт Добра" является формирование у обучающихся представления о добре, формах его проявления, и  формирование стремления совершать добрые поступки в своей жизни по отношению к другим. Данное занятие направленно на создание условия для сплочения детского коллектива посредством использования педагогической технологии – квеста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое занятие с обучающимися «Рецепт Добра»

Пояснительная записка

  1. Актуальность выбранной темы

За повседневными заботами человек оставляет без внимания вопросы оказания помощи другому, и не только человеку, но и природе во всех ее проявлениях. Все меньше людей готовы остановится для оказания помощи и поддержки перед плачущим человеком, оправдываясь тем, что им некогда и человек сам может справится без посторонней помощи. Люди утрачивают способность к состраданию, сочувствию, доверию итем самым теряют навык полноценного взаимодействия. Прохождение квеста «РЕЦЕПТ ДОБРА» позволяет не только актуализировать у подростков вопрос проявления человечности по отношению к другим, но и игровой форме побудить их к проявлению такого личностного качества как доброта, выражающейся в сострадании, заботе, понимании, готовности прийти на помощь нуждающемуся и желании делиться радостью с другими.

  1. Цели и задачи:

Цель мероприятия: формирование у обучающихся представления о добре, формах его проявления, и стремления совершать добрые поступки в своей жизни по отношению к другим;

Создать условия для сплочения детского коллектива посредством использования педагогической технологии – квеста.

Задачи мероприятия:

  • Формировать представление важности проявления добра в повседневной жизни;
  • Дать характеристику понятию «добро»;
  • Вызвать у детей интерес к новому виду деятельности – квесту;
  • Способствовать установлению доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами;
  • Формировать умение ориентироваться на местности с помощью карточек-подсказок;
  • Побуждать детей активно искать пути решения в нестандартной ситуации;
  • Способствовать проявлению детской инициативы при прохождении заданий квеста;
  • Обеспечить развитие логики, творческого мышления;
  • Воспитывать самостоятельность, способность к принятию решений, командный дух

  1. Основные методы

Основные методы:

  • Коммуникативный метод;
  • Поисковый;
  • Игровой (моделирование жизненных ситуаций).

Тип проводимого занятия:практико-ориентированное занятие.

Форма:квест, групповая работа.

  1. Целевая аудитория

Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию младших подростков подростков 11-13 лет, обучающихся в 5-6 классе.

Участники квеста объединяются в 2 команды;

В ходе проводимого мероприятия учитываются возрастные и психологические особенности данного возраста: желание работать в группе сверстников, достигать победу в процессе игры, стремление к познанию.

  1. Необходимые условия реализации и продолжительность

продолжительность занятия - 45 мин.

Техническое оснащение мероприятия:

- проектор, ноутбук;

    Для преподавателя:

      - зрительный ряд: план-конспект, презентация

    Для участников:

- канцелярские принадлежности (листы бумаги, ручки);

- карточки;

- игрушки, емкости, вода, пакет кошачьего корма, цветок для заданий.

  1. Предполагаемый результат

В ходе квеста обучающиеся развивают и приобретают:

  • предметные навыки: представление о необходимости проявления добра по отношению к людям, животным и природе, актуализация знания о формах проявления доброты;
  • метапредметные навыки: умение выполнять задание по критериям (временным и содержательным), умение работать в команде;
  • личностные качества: развитие эмпатии, стремление помочь нуждающемуся, положительное мировосприятие.

Оценка эффективности:получение обратной связи, анализ продуктов деятельности.

  1. План мероприятия
  • Вводная часть – организационная часть.
  • Основная часть – проведение квеста.
  • Получение обратной связи и рефлексия.

  1. Ход мероприятия

Организационная часть - озвучивание темы и задач квеста «Рецепт добра», ознакомление с правилами взаимодействия, формирование рабочих групп участников занятия (5 мин).

Проведение квеста – задание 1, задание 2, задание 3, подведение итогов (30 мин).

Подведение итогов (5 мин).

Содержание

  1. Организационная часть

Оформление кабинета: на экране представлен сайд с рецептом добра.

Приветствие участников.

- Сегодня мы все собрались в этом классе, чтобы поговорить об одной важной теме, которая не теряет своей актуальности уже многие сотни лет. Но что же это за тема? Узнать ее вы сможете, ответив на вопрос как вы думаете, часто ли люди совершают добрые поступки? Хотелось ли вам, чтобы в мире было больше добра?

-Как вы уже догадались сегодня наша встреча будет посвящена темедобры. Как вы уже сказали, многие люди отвечая на эти вопросы, выражают желание, чтобы добра и доброты в людях было больше. Но все те же люди не всегда помнят, что такое добро и в чем оно проявляется, поэтому наш классный час мы посвятим прохождению квеста «Рецепт добра», целью которого станет создание такого рецепта.

-Представьте себе, что в наших силах написать рецепт такого чудодейственного эликсира, способного наполнить мир добротой. Много лет назад люди уже начинали его составить, но так и не дописали, а за долгое время часть, описывающая ингредиенты, была утеряна. Справившись с заданиями квеста, вы сможете разгадать недостающие элементы и создать собственный эликсир добра.

- Для эффективностипроцесса открытия недостающих элементов состава, вы объединитесь в 2 группы согласно цвету вытянутого цветного жетона. Помните, работая в разных группах вы не соревнуетесь друг с другом, а помогаете открыть ингредиенты нашего с вами рецепта добра. На выполнение всех заданий у обеих команд будет 30 мин. Выполнив одно задание вы получите карточку с необходимым нам всем искомым и подсказку для прохождения следующего задания. Также не забывайте про то, что крики, шум и ссоры между участниками, лишают команду табличек с ингредиентами и снижают шансы на восстановление рецепта.

-Ну что, все готовы кулинарить добро? Тогда приступим.

  1. Основная часть мероприятия

- Для начала, чтобы вы понимали, что вы будите искать, вам необходимо вспомнить, что такое добро, и с какими еще понятиями оно «дружит».

Это вы сможете сделать, разгадав кроссворды. Каждая команда получит карточку с кроссвордом, разгадав который команда получит один ингредиент и подсказку для выполнения следующего задания.

Задание 1 Кроссворд

Прочитайте вопрос в правом столбике и запишите в клеточки поля с кроссвордом ответ. Когда все слова будут разгаданы у вас откроется 8 слово. Запишите его после кроссворда.  Правильно записанное слово позволит команде получить один из ингредиентов рецепта.

Кроссворд для команды 1

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы:

1. Что может быть настоящая и корыстная?

2. Как называется причинение кому-либо вреда?

3. Это чувство необходимо каждому человеку.

4. Кто познаётся в беде?

5. Как называется поддержка кого-либо?

6. Что требуется каждому животному, которого мы приручили?

7. Как называется чувство весёлого настроения и счастья?

Ответы: 1. Дружба; 2. Зло; 3. Любовь; 4. Друг; 5. Помощь; 6. Забота; 7. Радость; 8. Доброта.

Кроссворд для команды 2

1

8

2

3

4

5

6

7

  1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
  2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
  3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
  4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
  5. Пожелание добра.
  6. Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.
  7. Близкие отношения, основанные на доверии

Ответы: 1. Сердце; 2. Злоба; 3. Любовь; 4. Радость; 5. Доброжелательность; 6. Забота; 7. Дружба; 8. Доброта.

Игроки отгадывают восьмое слово и получают карточку с ингредиентом, на обратной стороне которой приклеено следующее задание.

Подсказка:

Вы успешно разгадали все слова, правильно записав все буквы.

А знаете ли вы, что еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – «Земля», М – «Мыслите», Л – «Люди», буква Д обозначалась словом «Добро».

Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

Помните этот призыв, ребята, и всегда ему следуйте.

Второе задание проверит как вы умеете мыслить, думать и творить добро при решении жизненных ситуаций.

Задание 2

По одном у из представителей каждой команды подходят к ведущему и выбирают одну карточку с ситуацией, расположенных на столе.

-Внимательно прочитайте описанную ситуацию, обсудите в группе и предложите свой вариант разрешения возникшего противоречия.

Напишите свои варианты ответов на листах.

Ситуации:

Молодой внук, парень 15лет, играет в компьютерные игры, громко слушая музыку. В соседней комнате находится его пожилая бабушка, которая не может сосредоточиться на чтении книги. Она делает ему замечания, которые подросток игнорирует. И делает звук музыки ещё громче.Ваши предложения выхода из этой ситуации.

Вы опаздываете в школу. Первый урок у вас контрольная работа по математике. Вдруг вы видите, на скамейке плачущего ребенка. Как вы поступите:

Вы гуляете с огромной собакой и вдруг замечаете, как кто –то из подростков мучает бездомную дворнягу. Как вы поступите?

- Отлично! Вы успешно справились с заданием, предложив свои варианты разрешения проблемных ситуаций, за это вы получаете новый конверт с еще одним ингредиентом.

Содержимое конверта:

В конверте отсутствует обещанное содержимое, но имеется письмо. Ребята в слух зачитывают письмо:

Мальчишки и девчонки!

В этом конверте вы не найдете то, что вы ищите, потому что я это забрала себе.

Ваша Злюка.

P. S. Хотя, я могу дать подсказку, где вам стоит поискать…

Подсказка:

Если кто-то загрустит,
ты его не оставляй,
добрым словом,
добрым делом

утешай и помогай!

Алексея Невьянцева

Найдите в кабинете мягкий предмет, нуждающийся в вашей помощи. Если ваша команда сумеет ему помочь, то вы получите последний ингредиент.

Задание 3

Игроки, сидя на своих местах должны глазами найти одну из спрятанных мягких игрушек и помочь ей перестать грустить. Для этого участникам необходимо выполнить задание:

Задания для команды 1

  1. Найти игрушку кота.

-Посмотрите внимательно на него, этот кот грустит. Как вы думаете почему? (ребята должны заметить стоящую рядом упаковку с кошачьим кормом, и предположить, что кот голодный). Давайте покорми его.

  1. Один из участников команды должен насыпать корм в миску и отнести коту. Под миской будет лежать карточка с ингредиентом.

Задание для команды 2

  1. Найти игрушку мышонка

- Ребята, этот маленький мышонок нес пуговицу для нового платья Золушке, и случайно уронил ее в эту большую банку (обращает внимание на стоящую рядом банку с водой, на дне которой лежит пуговица). Этот мышонок настолько мал, что боится не дотянуться своими короткими лапками до пуговицы. Если он туда упадет, то он может утонуть Давайте поможем мышонку достать пуговицу, не намочив его маленькие лапки.

  1. Члены команды должны догадаться вылить воду, полив стоящий рядом цветок. Подгоршком с цветком будет лежать карточка с ингредиентом.

- Как вы видите проявлять доброту нужно не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, с чем вы успешно справились! Теперь, когда вы собрали все карточки, думаю, пришло время добавить их в нашу книгу рецептов и приготовить эликсир.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

На экране появляется полный вариант рецепта, который зачитывается учениками. Во время зачитывания рецепта, педагог опускает карточки с ингредиентами в чашку.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

- Наш рецепт сработал! Смотрите, что у нас получилось (Педагог достаёт из чашки заранее приготовленные бумажные сердца и раздает их участникам). Напишите на этих сердцах добрые пожелания или опишите свои позитивные эмоции, и поделитесь друг с другом. Пусть действие нашего эликсира добра продолжает действовать как можно дольше.

Списокиспользованной литературы

  1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Том 4. Р-Я / В.И. Даль. - М.: Рипол Классик, 2006. - 871 c.
  2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2015. - 822 c.

Электронные источники

Приложения

Карточка с полным вариантом рецепта

РЕЦЕПТ ДОБРА

Ингредиенты:

  • Чаша терпения и понимания;
  • Любовь и забота – полное сердце;
  • Щедрость – 2 горсти;
  • Желание прийти на помощь;
  • Радость – необъятное количество
  • Юмор – несколько капель;
  • Вераи уважение – как можно больше.

Приготовление:

Возьмите чашу терпения и понимания. Добавьте в нее полное сердце любви и заботы. Бросьте две горсти щедрости. Капните несколько капель юмора и необъятное количество радости. Присыпьте желанием оказать помощь нуждающемуся в ней. Прибавьте как можно больше веры и уважения. Затем наполните получившейся смесью всю свою жизнь и делитесь ею со всеми.

Приятного применения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по психолого-педагогического сопровождения для выпускников в период подготовки к ГИА

Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.Занятия данно...

психолого - педагогическая характеристика детей, посещающих занятия логопеда

Психолого - педагогическая характеристика воспитанников, посещающих занятия логопеда (материал для аттестации)...

Психолого-педагогический анализ аудиторного занятия по математике.

Психолого-педагогический анализ аудиторного занятия по математике....

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...