Сообщение для педагогов "Такие разные темпераменты у дошкольников"
консультация по психологии

Фомичева Елизавета Викторовна

В своей работе педагоги постоянно взаимодействуют с детьми и не понаслышке знают, какие у них разные темпераменты. Темперамент - врожденное неизменное свойство нервной системы. от него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию. сущесвтует 4 типа темперамента. В статье мы рассмотрим каждый из них, определим сильные и слабые стороны каждого типа темперамента и определим советы по развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_temperamenty.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для педагогов: «Такие разные темпераменты

у дошкольников»

Подготовила педагог-психолог Фомичева Елизавета

В своей работе педагоги постоянно взаимодейстуют с детьми  и не понаслышке знают, какие у них разные темпераменты. Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию. Существуют 4 основных типов темперамента. Давайте рассмотрим каждый из них.

Холерик. Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Сангвиник. Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими. Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Флегматик. Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают.  Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик. Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

Практическое упражнение «Назови по темпераменту

героев сказок и мультфильмов»

Педагогам предлагаются карточки со сказочными героями, которых необходимо отнести к одной из групп темпераментов. Работа проводится в парах. Сангвиник – Буратино, Ежик, Винни Пух. Холерик – Карлсон, Крош. Флегматик – Кот Леопольд, Нюша. Меланхолик – Ослик Иа, Бараш, Пьеро.

Какие же выделяют сильные и слабые стороны у обучающихся

с разным типом темперамента?

Сейчас я предлагаю всем педагогам разделиться на 4 группы, каждая выберет тип темперамента и с помощью метода «мозговой штурм» педагоги предлагают варианты способов обучения).

Холерики

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

И в завершении хочется дать несколько советов, которые помогают наладить коммуникацию, предупредить конфликты и максимально раскрыть потенциал ребенка:

  1. Темперамент — это навсегда. Его нереально перерасти, перевоспитать, закалить или убрать режимом дня, загруженностью в урочное время и на дополнительных предметных кружках, секциях.
  2. Нет плохих темпераментов. Это всего лишь особенность скорости, силы и длительности психических реакций. Не более, и не менее.
  3. Стереотипы далеки от правды. Практикующий психолог или учитель со стажем скажет, что меланхолик — это не всегда нюня, холерик — не скандалит, флегматик — не зануда, а сангвиник — не вечно улыбчивый ребенок.
  4. Используйте преимущества. Любой психолог скажет, что сильная сторона холериков — это высокая работоспособность и умение достигать своей цели. Сангвиники необычайно коммуникабельны, легко заводят знакомства. Флегматики рациональны и доводят начатое до конца. А меланхолики необычайно чутко чувствуют мир, людей, обладают эмпатией
  5. Темперамент — составляющая личности, но не вся личность. Помимо темперамента на формирование школьника влияет воспитание, социальная среда, хобби и куча всего прочего. Поэтому, сначала обращайте внимание на личность, а потом уже темперамент.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...

Особенности работы с учащимися разных типов темперамента

Наблюдая за учениками на занятиях, было замечено, что дети по-разному ведут себя на занятии: с разной скоростью осваивают новый материал, отвечают на вопросы; по-разному реагируют на замечания, похвал...

Методическое сообщение "Педагоги - пианисты разных стран о фортепианной методике"

В сообщении дается краткий обзор статей педагогов - пианистов разных стран, в которых затрагиваются разные стороны фортепианного обучения. Предназначена для преподавателей ДМШ и ДШИ....

Учет типа темперамента как проявления индивидуальных особенностей ребенка дошкольника

Особенно важен учет типа темперамента каждого ребенка  в работе педагогов, воспитателей и психологов ДОУ , а так же  для родителей.  Известно, что психика ребенка не является чистой дос...

Стратегии воспитания детей с разным типом темперамента

Темперамент – основа поведения ребёнка.По темпераменту дети отличаются друг от друга уже с момента рождения. Темперамент – это то, что дано природой, а природа, как известно, редко ошибает...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

Разработку можно использовать для проведения педагогических советов, выступления на семинарах, родительских собраний с целью информирования педагогов и родителей об особенностях темперамента детей....