буклет "Подростковый суицид"
материал по психологии

Перкова Елена Викторовна

Буклет для педагогов и родителей по предотвращению и профилактике суицида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovyy_suitsid.docx263.87 КБ

Предварительный просмотр:

Замечено, что тема суицида внушает страх. Также в общественном сознании существует интуитивное знание о том, что суицид является запретной темой, о нем не принято говорить с родителями, друзьями. Но тема эта важная и актуальная.

Суицид – исключительно сложное и многостороннее человеческое явление, обусловленное множеством причин и обстоятельств, порой противоречащих друг другу. Если попытаться обобщить, то можно сказать, что самоубийство связано как с индивидуальными биопсихологическими, так и социальными, культурными и экзистенциальными факторами.

Мотивы суицидального поведения

Выделяют семь основных групп мотивов, ведущих к формированию суицидального поведения, рассмотрим их.

1. «Крик о помощи», призыв. Смысл суицидального акта (как правило, это суицидальная попытка) – призыв о помощи. В представлении страдающего человека иные способы привлечения внимания к себе кажутся не столь действенными. На вопрос: «Зачем вы это сделали?» – такие люди обычно отвечают: «Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую», «Чтобы получить помощь от других людей». Сюда же относятся демонстративно-шантажные попытки. Они, как правило, совершаются в присутствии окружающих, или суициденты сообщают близким о своих действиях. Такие люди обычно не думают о возможном летальном исходе своих действий, они чаще сосредоточены на мыслях о том, как окружающие прореагируют на их поступок. Мотивы данного типа характерны для лиц молодого возраста с тревожно-мнительными, истероидными или инфантильными чертами.

2. Протест, месть, наказание «значимого другого». Движущими эмоциями суицидального акта являются стыд, гнев и обида. Суицидальные действия могут стать формой наказания обидчика. Чаще всего они не планируются заранее, совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Реакции данного типа свойственны лицам с возбудимыми и эмоционально неустойчивыми чертами.

3. Уход от непереносимой жизненной ситуации. В психотравмирующей ситуации человек совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности своих усилий по исправлению создавшегося положения.

4. Наказание себя. Самонаказание может быть направлено на «уничтожение в себе врага» и «искупление вины».  

5. Жертвоприношение. Такой мотив основан на убеждении в том, что самовольный уход из жизни поможет «спасти» кого-либо (например, суицидент верит в то, что совершив самоубийство, отведет смерть от близкого ему человека).

6. Воссоединение. После тяжелой утраты могут возникнуть фантазии, что смерть поможет воссоединиться с ушедшим человеком.

Суицидальное поведение вызвано, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.

Ошибки при взаимодействии с ребенком

  • Стыдить и ругать ребенка за его намерения.
  • Недооценивать вероятность суицида, даже если подросток внешне легко обсуждает свои намерения.
  • Относиться к ребенку формально. Он должен чувствовать, что его принимают, как личность и его жизнь кому-то небезразлична.
  • Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию.
  • Оставлять подростка одного в ситуации риска.

Способы воздействия при работе

с подростком-суицидентом

1) Выслушивание. Не следует перебивать, спорить, высказывать свое мнение по поводу поведения подростка. Лучше больше задавать вопросов, поощряя подростка на подробное описание своего состояния, опираясь на его чувства, ощущения.

2) Банализация. Снятие представления об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен критически на нее посмотреть из-за недостатка жизненного опыта и понимания, что «и это пройдет».

3) Эстетический подход. Внешний вид в любой ситуации подросток всегда ставит на первый план. Если рассказать ему, как выглядят после смерти повешенные, отравленные люди, то это заставит его задуматься, представить каким его тело увидят значимые люди – любимая девушка, молодой человек, одноклассники.

4) Напоминание об обязанностях и связях с близкими. Необходимо выяснить, к кому подросток привязан, чьи чувства ему не безразличны, кто будет искренне переживать и сожалеть о случившемся. Напомнить, что своим поступком он причинит значимому человеку боль.

5) Взвешивание плохого и хорошего. Внушить подростку, что сложные жизненные ситуации не безвыходные, они учат, способствуют накоплению опыта:

6) Контрастирование. Беседуя с подростком, можно рассказать ему об аналогичном случае, произошедшем с кем-то. Безысходный конец завершенного суицида можно ярко сравнить с тем, что подросток остался жив, для него ярко светит солнце, он не один со своей проблемой.

7) Переключение на заботу о других. Переключить внимание подростка на заботу о ком-то, кто обижен, нуждается во внимании, опеке, заботе. Может быть это будет потерявшееся животное.

8) Расширение круга интересов. В последующей работе, узнав интересы, наклонности, способности подростка, необходимо расширить круг его занятий: записать в кружок, увлечь интересной деятельностью, привлечь к спорту.

353300, Краснодарский край, Абинский район,

пгт. Ахтырский, ул. Мира, 6

Телефон: 8(86150) 3-49-19

Электронный адрес: a-dd18@yandex.ru

ГКУ СО КК  «Ахтырский детский дом  

для детей сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей,

с дополнительным образованием»

Подростковый суицид

О чем должны знать родители

«Бывает, что не хочется жить,

но это вовсе не значит,

что хочется не жить»

/Станислав Ежи Лец/

пгт. Ахтырский

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей по профилактике суицида

В буклете представлены рекомендации для родителей по профилактике суицида среди подростков...

буклет про суицид

советы для родителей по профилактике подросткового суицида...

Суицид - актуальная проблема современности

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким ст...

Профилактика суицидов. В помощь классному руководителю

Уважаемые коллеги! Советы классному руководителю по работе с подростками "группы риска".  Памятка учителю....

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

Суицид – серьезная проблема среди подростков. Суицид – болезнь 21 века

Содержание данного материала можно использовать для проведения классных часов вс старших классах, так как проблема, раскрытая в материала стала в последнее время актуальной среди молодежи. Так же можн...

Подростковый суицид. Общая характеристика работы в образовательных учреждениях после завершенного суицида.

Подростковый возраст обычно считают трудным периодом возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. В наиболее сложном положении оказываются растущие...