Подростковый суицид. Общая характеристика работы в образовательных учреждениях после завершенного суицида.
статья на тему

Петряева Светлана Анатольевна

 

Подростковый возраст обычно считают трудным периодом возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. В наиболее сложном положении оказываются растущие люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственно задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонений в поведении, повышенную тревожность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_po_suitsidu.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Подростковый суицид. Общая характеристика работы в образовательных учреждениях после завершенного суицида.

Бывает, что не хочется жить, но это вовсе не значит, что хочется не жить.

Станислав Ежи Лец

Подростковый возраст обычно считают трудным периодом возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. В наиболее сложном положении оказываются растущие люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственно задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонений в поведении, повышенную тревожность.

Сам процесс формирования новообразований подросткового периода развития растянут во времени и может происходить неравномерно. В младшем подростке может быть много детского, а в старшем – взрослого.С одной стороны, школьник наполнен неукротимым желанием продемонстрировать всем свою взрослость, самостоятельность, независимость. С другой стороны, у него нет эффективных средствдля подлинной самостоятельности –знаний, опыта, образования. Но главное, что препятствует осуществлению его желаний - возрастные особенностиего собственной психики. Подросткамсвойственны неуравновешенность, повышенная чувствительность, ранимость, впечатлительность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, максимализм, эксцентричность.

Современный подросток нуждается в помощи наставника, который должен хорошо разбираться в сущности социальных процессов и в психологии индивидуальных различий [2].

Когда ребенок не получает внимания со стороны родителей и, к тому же, отсутствует эмоциональный контакт со сверстниками – происходит изоляция ребенка, он погружается в свой внутренний мир и замыкается в себе. Эмоциональная дистанция от родителей, недостаточное развитие навыков общения, запрет в семье на выражение чувств, приводит к потере социальных контактов и поиску возможности избавиться от проблем навсегда. Это одна из причин, которая может подтолкнуть подростка к роковому шагу.  Характерная для этого возраста полярность психики может только усугубить внутренний конфликт.

В последнее время, участились случаи подросткового суицида.Это активно демонстрируется средствами массовой информации, с целью профилактики, что как правило, приводит к обратному эффекту.

Существует много свидетельств, что имитационное поведение играет определенную роль в провокации самоубийств, особенно среди подростков. Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен опубликовали исследование в «Нью ИнглендДжорнел оф Медсин» (сентябрь 1986) о влиянии национальных теленовостей и боевиков на частоту самоубийств. Они пришли к заключению, что чем больше телеканалов показывают передачи, связанные с суицидами, тем большей являлась частота самоубийств. Еще в 1774 году Иоганн Вольфганг Гете опубликовал романтическую повесть «Страдания юного Вертера», о молодом человеке с художественными наклонностями, «чистыми чувствами и проницательным умом, который потерялся в своих фантастических мечтаниях и отравил себя бесплодными размышлениями до того, что разрываемый безнадежными страстями, особенно неразделенной любовью, выстрелил себе в голову». Эта книга, в свое время была очень популярна в Европе, и автора даже обвиняли в том, что под ее влиянием впечатлительные юноши совершали самоубийства. Вскоре возник термин «эффект Вертера», обозначающий имитационное суицидальное влияние.

Эффект Вертера подтверждается статистически достоверной взаимосвязью между отражением проблемы суицидов в средствах массовой информации, и повышением частоты самоубийств среди подростков. Кроме того, хорошо известен такой факт: в школах, если один из подростков совершает суицид, то его примеру могут последовать другие. В психологии известно, что реакция группирования является специфическим и широко распространенным подростковым феноменом – после 20-летнего возраста не отмечается подъема частоты имитационных суицидов [1].

Безусловно, в школах должна проводиться профилактика суицидального поведения, направленная на выявление детей, склонных к суициду и на формирование антисуицидальных факторов личности, которые препятствуют реализации суицидальных намерений. Антисуицидальныефакторы складываются в определенную систему:эмоциональная привязанность к значимым близким; чувство долга, обязательство; концентрация внимания на состоянии собственного здоровья; зависимость от общественного мнения, представления о греховности суицида; наличие творческих планов, замыслов; наличие эстетических критериев мышления.  Чем большим количеством действующих антисуицидальных факторов обладает субъект, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятна реализация суицида.  Выявить антисуицидальные факторы можно в процессе направленной беседы.

В фазе постсуицида,  в обязательном порядке должна проводиться работа с одноклассниками погибшего подростка– дебрифинг.  Дебрифинг – это одноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком или группой людей, переживших экстремальную ситуацию или психологическую травму, целью которого является минимизация отрицательных психологических последствий и предупреждение развития симптомов посттравматического стрессового расстройства. Данная беседа, как правило, проводится с классом, в котором произошел суицид, для того, чтобы не допустить эффекта Вертера.

Наиболее эффективной считается беседа, проведенная в первые сутки, после произошедшего[3].Дебрифинг лучше проводить в кругу. В процессе беседы важно развенчать романтический ореол вокруг суицидента, представить суицид ошибкой, которую нельзя исправить, дать возможность высказать мнение по этому поводу каждому учащемуся, проговорить о чувствах каждого из присутствующих, о чувствах родных и близких погибшего, снять чувство вины у детей, а так же прояснить, какие существуют конструктивные способы решения проблемных ситуаций. С детьми важно разговаривать уверенно, по-взрослому, что будет способствовать созданию доверительных отношений. Это поможет замотивировать учащихся, особенно нуждающихся в психологической помощи, на индивидуальную консультацию психолога.

Необходимо помнить, что смерть в близком окружении является острым провоцирующим фактором психического заражения по механизму подростковой реакции имитации, поэтому в классе, где произошел суицид необходимо в течение месяца соблюдать щадящий учебный режим, создавать атмосферу эмоционального принятия. Важной частью работы в фазе постсуицида является просветительская работа с родителями.

Помощь семье суицидента может быть оказана так же, как и любому человеку, переживающему горе и утрату. Эрих Линдеманн отмечает: «работа со скорбящими направленна на освобождение от связи с умершим, реадаптацию к окружающей реальности, в которой он отсутствует, и формирование новых взаимоотношений» [1].

Педагогам в случае суицида ученика так же необходима помощь психолога, которая позволит снять чувство вины и предотвратить эмоциональное выгорание.

Литература

  1. Суицидология: Прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., «Когито-Центр», 2001. – 569 с.
  2. Волков Б.С. Психология подростка. СПб.: Питер, 2010. – 237 с.
  3. Решетников М.М. Общие закономерности в динамике состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой. Отделенные последствия и реабилитация пострадавших. - Методическое пособие для врачей, психологов и педагогов. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004. – 26 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

Воспитательно-профилактическая работа в образовательных учреждениях

выступление на КДН иЗП Администрации Зырянского района Томской области...

Система воспитательной работы в образовательном учреждении, как основа гражданского становления личности

Данная статья предназначена для социальных педагогов, классных руководителей и заместителей директора по УВР. В статье представлена модель воспитательной системы ОУ....

Информационные ресурсы в повышении эффективности работы библиотек образовательных учреждений.

О повышении эффективности работы школьной библиотеки в связи с использованием информационных технологий....

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

Организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования в нашем образовательном учреждении.

Выступление заместителя директора на педагогическом совете посвящённом организации внеурочной деятельности в условиях введения новых государственных стандартов....