Информационные ресурсы в повышении эффективности работы библиотек образовательных учреждений.
статья по теме

О повышении эффективности работы школьной библиотеки в связи с использованием информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заведующая библиотекой

МОУ Мальчевской  СОШ

Миллеровского р-на

Яцук Т.А.

Информационные ресурсы в повышении эффективности работы библиотек образовательных учреждений.

     В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

     Мы видим, что необходимость школьной библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша задача сейчас — реализовать эти положения.

      Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. Использование самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень.

     На смену философии библиотекаря-собственника приходит философия библиотекаря-навигатора. В век передовых информационных технологий книга перестала быть единственным источником знаний. Во все области науки, культуры, образования и просвещения всё активнее внедряются видео- и аудиоматериалы, информационные сети интернет, мультимедийные программы на лазерных дисках.  Мир захлестнула волна информации. Где хранить эту информацию? Как хранить? В каком виде? Данные вопросы ставят новые задачи перед библиотеками, предъявляют к ним новые требования.

      Будущее библиотек – не во владении фондами, а в обеспечении доступа к информации. Библиотека электронного века сегодня рассматривается как «информационный навигатор». Согласно приказу Министерства образования России от 01.03.2004 г. № 936 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации», библиотека ОУ определена как «информационное, культурное, образовательное учреждение».
Теперь уже библиотека в школе не пункт выдачи книг, а прежде всего центр выдачи информации.

     Школьная библиотека призвана обеспечивать информационную поддержку работы педагогического и ученического коллективов. Развитие электронных информационных систем резко расширяет возможности библиотек в поиске и быстром получении полнотекстовой информации в помощь образовательному процессу.

     Такая трактовка современной библиотеки обязывает переосмыслить философию организации библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях с учетом появления новых объектов и взаимосвязей в электронной среде.

       Информационные услуги школьной библиотеки складываются из традиционных, ориентированных на работу с печатными документами, и нетрадиционных, связанных с внедрением средств новых информационных технологий (НИТ). И  традиционные (каталоги, картотеки, библиографические пособия, выставки, обзоры и т.д.), и нетрадиционные услуги (организация своеобразной системы навигации в море современной электронной информации) можно рассматривать как культурообразующий контекст педагогической деятельности, ориентированный на непрерывное образование пользователей библиотеки.

           Все чаще признается то, что библиотекари – это как раз те специалисты, которые лучше других научились собирать документы, информацию (с учетом информационных потребностей), хранить их (вести учет информационных документов), систематизировать (определять классификационный индекс, предметные рубрики, ключевые слова), предоставлять библиографическую информацию в пользование (через создание баз данных, электронного каталога, бюллетеней новых поступлений и т.д.), предоставлять полнотекстовые документы.

     Одной из задач учебной библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства школы является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию интернет-ресурсов для его использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа. Самое главное, информационное наполнение образовательного пространства  школы  перестало  зависеть от финансовых возможностей школы. Самые дорогие книги – энциклопедические словари, справочная литература, стали доступны в электронном формате.

     Особую важность имеет проблема использования Интернет-ресурсов школьниками. В сети есть немалое количество замечательных информационных ресурсов, в том числе, для сопровождения образовательного процесса. Однако переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас и опасных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фондов электронных материалов, таких как:

- базы данных;

- текстовые материалы;

- файловые архивы;

- мультимедиа-, аудио- и видеоматериалы;

- графические иллюстрации;

- учебные компьютерные программы;

- развивающие игры;

- тестовые задания и т.д.

     Ведущая роль в организации учебных занятий по курсу информационной культуры личности  возлагается на библиотеки. Именно школьные библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации: от книги до Интернета; наглядно представить эффективные результаты поиска информации. Только школьные библиотеки в ряду других социальных институтов обеспечивают систематическую работу по информационной подготовке каждого учащегося, имеют специально подготовленные кадры.   Библиотекари – знатоки традиционной библиотечно-библиографической культуры – владеют всей совокупностью информационных знаний и умений.

     Владение новыми технологиями позволяет библиотекам строить библиотечное обслуживание своих пользователей более целенаправленно, становиться информационными центрами учебно-воспитательного процесса. «Каждому пользователю – нужную информацию в нужный момент» – этот принцип особенно актуален в освоении медиасреды. Из Интернета можно узнать гораздо больше, если научиться правильно оценивать качество источников и относиться к ним критически.

     В связи с этим перед библиотекарями встает ряд актуальных проблем и задач:
•   участие в решении проблемы свободного доступа к информации, особенно для детей и подростков как будущих граждан информационного общества;
•   освоение мировых информационных ресурсов в аспекте отбора и предоставления их пользователям;
•   разработка решений проблемы навигации по информационным сетям.
Библиотека также берет на себя ответственность предоставлять информацию, не наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, организовывая её поиск, создавая информационно-поисковую систему, банки данных, используя Интернет-ресурсы и следуя законопроекту Государственной Думы, посвященному проблеме информационной безопасности детства, защите детей от вредной информации.

     Новое информационное пространство, предоставляемое Интернетом, сегодня может быть опасным для сознания ребенка. Среди таких угроз: порнография, насилие и агрессия на сайтах; изобилие некачественной – искаженной и неверной – информации (которая может быть воспринята ребенком как правдивая); сложность поиска информации как неопытными пользователями.
Наступает понимание, что школа должна научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации во «Всемирной паутине» – Интернете.

     Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. И сейчас не имеет принципиального значения наличие или отсутствие конкретных материалов в конкретной библиотеке. Мы информируем о том, что такое-то издание существует, мы рекомендуем его использовать тем или иным способом, мы готовы проконсультировать, а часто и научить, как целесообразнее поработать с конкретным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи.

     Обучение школьников основам новой грамотности – это ключ к их успешной жизни в веке информации, и большая роль в этом процессе обучения и консультирования принадлежит библиотекарям.
Они сегодня решают ряд новых задач:
•   Помощь школьникам в приобретении навыков информационной грамотности в целом (в том числе и сетевой);
•   Помощь им в «навигации» по информационным сетям;
•   Изучение ресурсов Интернета для детей;
•   Создание новых информационных ресурсов для детей – «детское киберпространство».

     В практику библиотек ОУ входит составление Банка данных (электронные папки) Интернет-ресурсов. Такие банки лучше (один из вариантов) составлять по предметам:
•   Банк данных по литературе;
•   Банк данных по математике;
•   Банк данных по истории и т.д.
По темам:
•   «Публикации научного общества учащихся»;
•   «Мой любимый край»;
•   «Научно-методические материалы педагогов ОУ»;
•   «Профильное обучение»;
•   «Здоровьесберегающие технологии» и т.д.

     Содержание банка данных – адреса сайтов, отобранных в Интернете с аннотациями (сост. библиотекарем).
    Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность получения любой информации, реального повышения уровня информационной культуры.

     Основа  изменений, происходящих в деятельности библиотек – разумное внедрение новых технологий во все сферы ее деятельности.

     С появлением в библиотеке компьютерной техники её возможности направляются на автоматизацию рутинных «бумажных» процессов: ведение документации, планирования, мониторинга, издания малых форм рекомендательной библиографии: буклетов, информационных бюллетеней, памяток, привлекательных презентаций книжных новинок.

     Уровень автоматизации библиотечных процессов предполагает внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем (АИБС) и требует активного включения библиотекаря в процесс освоения компьютера и программного обеспечения. Главным результатом внедрения АИБС в работу библиотек является обеспечение интеллектуального доступа к информации на более высоком уровне, в том числе, и через создание таких информационных продуктов, как:
- электронные каталоги;
- электронные картотеки;
- библиографические указатели литературы;
- списки новых поступлений и т.п.
Сегодня многие школьные библиотеки внедряют АИБС, такие как «Марк SQL – школьная библиотека», «1С: школьная библиотека» для автоматизации библиотечных процессов, создания библиографических баз данных и совершенствования информационно-библиографического обслуживания.

     Внедрение ИКТ в деятельность библиотек позволяет библиотекарю создавать собственные информационные продукты, которые помогают читателю/пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве. Это могут быть:
- справочные базы данных;
- рекомендательные списки литературы;
- списки внеклассного чтения;
- путеводители по фондам;
- памятки, буклеты;
- книжные обозрения и т.п.
    Полезно иметь в электронном же виде различные образцы: шаблон оформления титульного листа учебного реферата, различные варианты библиографического описания книг, статей и электронных ресурсов для грамотного оформления списков использованных источников в соответствии с действующими ГОСТами. Они могут понадобиться не только школьникам, но и учителям.

Такие ресурсы легко можно создавать с помощью традиционных приложений Microsoft например, MS PowerPoint, MS Excel, MS Publisher.
    Главное, использовать новые технологии
не вместо, а вместе с книгой. Ведь только читающий человек – думающий, чувствующий, развивающийся.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Информационно-аналитическая справка по итогам реализации областной программы развития технического, декоративно-прикладного, эколого-биологического направлений работы в образовательных учреждениях Выксунского района «Дети. Творчество. Родина» за 2011-20

В материале содержатся аналитические данные основных количественно-качественных показателей реализации Программы развития технического, декоративно-прикладного творчества и эколого-биологического напр...

Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе

Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе...

«Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения на уроках английского языка»

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативных навыков обучающихся, их подготовки к жизненным ситуациям в быстро меняющемся информационном обществ...

«Использование элементов образовательных технологий для повышения эффективности работы с детьми на уроках английского языка»

        Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого ребёнка, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ...

Презентации Психолого-педагогическое сопровождение как фактор повышения эффективности работы образовательных организаций

Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность....

Выступление по теме «Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения иностранным языкам»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что знание английского языка в современном обществе играет все большую роль, и это предоставляет возможность приобщиться к мировой культуре, использовать поте...