Психологическое консультирование "Коррекционная работа с "особенными" детьми
материал по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Материал о коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_s_osobymi_detmi.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с «особенными» детьми

Коррекционная работа с «особенными» детьми предполагает несколько этапов: диагностический, коррекционный и заключительный.

1. Диагностический. На данном этапе проводится предварительная беседа с родителем, которая помогает решить ряд задач: собирается вся необходимая информация о развитии ребенка, особенностях здоровья, проблемах во взаимоотношениях со сверстниками и т.д. Беседа с родителями помогает вывить  их жалобы, пожелания, которые учитываются при постановке цели и задач коррекционной работы.

Также на данном этапе проводятся необходимые диагностические методики на выявление нарушений в психологическом здоровье ребенка, на выявление особенностей детско-родительских отношений.

2. Коррекционный. Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми:

- психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

- преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки;

- развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики;

- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;

- снятие психоэмоционального напряжения.

На данном этапе непосредственно ведутся занятия с ребенком и консультации с родителями. С ребенком ведется комплексная работа как с целостной личностью, а не происходит коррекция одной изолированной функции. На занятиях психолог использует такие методы как:

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: нравственное воспитание, развитие фантазии, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции. Музыка позволяет снять психоэмоциональное напряжение.

Арт-терапия – вид психологической коррекции, основанный на искусстве, т.е. это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения. Этот метод вызывает наибольшие положительные эмоции у детей. Эффективны все виды творчества, но наиболее часто используется рисование и лепка из пластилина. На занятиях используются различные краски (обычные акварельные, пальчиковые), пластилин, тесто и масса для лепки и т.д.

Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. На занятиях хорошо использовать различные развивающие игры: кубики «Буквы» и «Цифры», разноцветные кубики и пирамидки, пазлы и мозайки,  муляж овощей и т.д.

            Необходимо соблюдать некоторые условия проведения занятий: начало и конец занятия – это особый ритуал, т.е. не изменяются на протяжении всей коррекционной работы, что дает ребенку ощущение целостности и порядка; ребенку предлагается возможность импровизации; ребенок принимается психологом таким, какой он есть.

            Параллельно занятиям с ребенком ведется индивидуальное психологическое консультирование родителей. Родители могут обратиться с различными вопросами и проблемами, как по воспитанию ребенка, так и по внутрисемейным отношениям. Зачастую работа с родителями ведется на принятие своего ребенка таким, какой он есть, на снятие комплексов, связанных с тем, что в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

            3. Заключительный. По итогам проведенных занятий родителям дается обратная связь от психолога в виде рекомендаций по воспитанию ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера, 2005.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.
  1. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002.
  2. http://xn---56-5cdb3aunjxbf6a0ae7f.xn--p1ai/metodicheskaya_kopilka/stat_i/psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detej_mladshego_shkol_nogo_vozrastazelik_la/
  3. http://festival.1september.ru/articles/512727/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические приемы работы с детьми группы риска

Дети «группы риска»- дети с различными формами психологической и социальной дезадаптации, выражающиеся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: се- дети с различными формам...

Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...

Социально- психологический прект "Работа с одаренными детьми в ОУ"

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей...

Психологический ликбез "Работа с мотивированными обучающимися"

Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, ...

КУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ У УЧЕНИКОВ 6-Х КЛАССОВ.

Цель: именно в младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, чувства и фантазию. Тренинг позволяет помочь жить им в мире реальности, учит сочувствию. Тем самым поб...

КУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ У УЧЕНИКОВ 6-Х КЛАССОВ.

Цель: именно в младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, чувства и фантазию. Тренинг позволяет помочь жить им в мире реальности, учит сочувствию. Тем самым поб...

психологические основы работы с трудными детьми

К вопросам воспитания «трудных детей» приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками.Активно обсуждают...