"Нестандартный" ребенок в школе. Виды конфликтов
статья по психологии

Горбань Наталья Сергеевна

Текст-размышление о ситуации, складывающейся в образовательных учреждениях вокруг "нестандартных" детей. Анализ конфликтов, ошибок педагогов и родителей, поиск путей решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnyy_rebenok_v_shkole.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартный ребенок в школе:
виды конфликтов
 

В самом начале  хочу пояснить, что называя детей «нестандартными», я имею в виду детей, которые:

  • требуют к себе особого (повышенного) внимания как со стороны родителей, так и со стороны учителей;
  • отличаются от других, чей характер не вписывается в общепринятые рамки;
  • выделяются среди других детей необычным поведением;
  • в силу различных причин неуспешны в учебе.

Опираясь на свой опыт, смею утверждать, что практически в каждом классе есть как минимум один такой ребенок.

Проблема  детей, которые в силу различных причин плохо «вписываются» в рамки современной школы, пока озвучивается только педагогами и родителями.  Никаких документов, предписывающих особый подход к таким детям, не существует. Поэтому ситуация в школе с такими детьми отдана на волю случая.

 Получить представление о серьезности проблемы можно на просторах Интернета. Особенно хорошо это видно по темам на всевозможных родительских форумах – "От него все стреляются!», «Как убрать неадекватного ребенка из класса?», «Он мешает учиться нашим детям!» и т.п.  

 В подавляющем большинстве случаев, речь идет об одноклассниках, которые проявляют агрессию, чаще всего физическую, и поэтому родители обоснованно опасаются за здоровье своих детей.

 Но это только вершина айсберга – многие «нестандартные», «не вписывающиеся» дети, не терроризируют одноклассников. Одни из них становятся изгоями или «невидимками», проводят школьные годы без друзей, ходят в школу как на каторгу, регулярно чувствуя раздражение педагогов и собственную несостоятельность.  Другие становятся жертвами буллинга в классе и школе.

Количество таких «нестандартных» детей не уменьшается, а растет с каждым годом. Но в отличие от детей с ОВЗ и детей инвалидов, индивидуальный подход к которым закреплен на законодательном уровне, к детям «не вписывающимся» в учебный процесс, применяют подход стандартный, а это только усугубляет и так сложную ситуацию.

 Но как бы ни вел себя ребенок, не вписывающийся в школьную среду, он всегда является катализатором различных конфликтных ситуаций. Данная работа – попытка проанализировать причины конфликтов и предложить, основываясь на профессиональном опыте, превентивные меры.

Конфликты нестандартного ребенка:

  • межличностные конфликты с одноклассниками;
  • межличностные конфликты с группой одноклассников;
  • межличностные конфликты с педагогами;
  • внутриличностные конфликты.

Межличностные конфликты с одноклассниками (с группой одноклассников)

в большинстве случаев являются хроническими. Нестандартный ребенок непонятен сверстникам в первую очередь своим поведением. Он ведет себя не так, как его сверстники - его реакции неожиданны, часто инфантильны. Обычно к нему быстро «приклеивают» ярлык – «странный», «больной», «тупой», «псих». В большинстве случаев, нестандартный ребенок не умеет/не может изменить свое поведение, его ролевой репертуар очень ограничен, он не умеет «подстраиваться» под коллектив или под собеседника. И это происходит исключительно из-за личностных особенностей ребенка, а не в силу малого опыта взаимодействия.

Межличностные конфликты с педагогами относятся к педагогическим конфликтам и бывают 3 типов:

  • конфликты  действия;
  • конфликты отношения;
  • конфликты поведения.

Конфликт действия

К обучающемуся школа предъявляется определенный набор требований, которым нестандартный ребенок соответствовать просто не может. У такого ребенка, в силу различных причин (медленный темп деятельности/высокая отвлекаемость/ быстрая истощаемость/, сложности перехода информации к запоминанию из кратковременной в долговременную память/высокая тревожность и т.п.) почти всегда есть сложности в том, чтобы усвоить, а затем предъявить полученные знания.  Обучение таких детей и взаимодействие с ними требует дополнительных энергозатрат. В большинстве случаев, у педагога не хватает ресурсов, знаний (а иногда просто желания) для того, чтобы «выстроить» взаимоотношения, по-другому дать материал именно этому ребенку. От педагогов администрация требует показатели – высокую успеваемость, обучаемость -  нестандартный ребенок просто фактом своего наличия в классе усложняет и без того непростую задачу учителя. Поэтому он раздражает. Нередко в беседе от педагога можно услышать: ««Ему нужна специальная школа», «Он же ненормальный!», «Он невоспитанный, избалованный ребенок!», «Таким нужно обучаться только на дому!».  

Конфликт отношения

 Отношения с нестандартным ребенком складываются не очень просто. Педагогу, даже с большим опытом, нестандартный ребенок часто бывает непонятен. Иногда педагоги воспринимают особенности таких детей как избалованность и невоспитанность, и обращаются с ними соответственно. Это приводит к конфликтам.

Конфликт поведения

Возникает из-за нарушения нестандартным ребенком правил поведения на занятиях и переменах. Для таких детей бывает невозможно сидеть за партой, а не лежать, молчать и слушать учителя, не комментировать каждое высказывание или действие одноклассников. Нестандартные дети могут издавать на уроках различные звуки, постоянно что-то вертеть в руках, вставать с места и выходить из класса без спроса, залезать под парту и т.п. Кроме этого, такие дети мешают педагогам, оттягивая на себя внимание учителя частыми вопросами, уточнениями, репликами не по теме урока.

Внутриличностный конфликт нестандартного ребенка, чаще всего, относится к конфликту нереализованного желания.

  Школьная действительность блокирует желания нестандартного ребенка (быть лидером класса, отличником, иметь много друзей и т.п.). Это приводит к бурным эмоциональным реакциям, высказываниям «Я хотел, чтобы…», «Я думал/надеялся, что..». С возрастом внутриличностный конфликт все больше уходит вглубь, предъявления несбывшихся желаний становятся все реже…    Хорошо, если эти желания забываются, теряют свою привлекательность, страшнее, когда внутри ребенка, а потом подростка копится обида, злость, разочарование. И никто не знает, когда и в каком виде это может вырваться наружу…

Конфликты родителей нестандартного ребенка:

  • межличностные конфликты с родителями одноклассников;
  • межличностные конфликты ас администрацией школы.

Межличностные конфликты с родителями одноклассников у родителей нестандартного ребенка могут достаточно быстро перейти в активную фазу.

  Как только в классе появляется нестандартный ребенок, большинство родителей тут же оказываются в курсе дела. Часто о «странном» однокласснике сообщает родителям ребенок, далее родители (в 99% случаев это мамы), наводят справки самостоятельно - расспрашивают других родителей, регулярно узнают о поведении этого ребенка у своих детей. В узких родительских кругах тлеет недовольство «Почему мой ребенок должен на это смотреть?», «Такие дети должны учиться в специальных школах!», «Родители им вообще не занимаются!». Отношение от равнодушно-брезгливого, до откровенно враждебного.

 Если вдруг нестандартный ребенок «выдает» аффективную вспышку, угрожает, кричит, проявляет физическую агрессию в адрес одноклассников, и, хотя бы одна из сторон ( родителей) не хочет выяснять причины конфликта, начинаются настоящие боевые действия. Каждая сторона защищает своего ребенка, используя для этого все средства.

Межличностные конфликты ас администрацией школы – как правило, возникают после или одновременно с конфликтами в родительском коллективе.  Иногда инициируются педагогами, с целью избавиться от «неудобного» ученика. Конфликт, как правило, носит затяжной характер, обеим сторонам стоит больших нервных и временных затрат, т.к. удары враждующие стороны наносят посредством обращений в прокуратуру, отдел образования, в суд, в органы опеки и попечительства.  Особо активные родители обращаются напрямую к президенту.

Все вышеописанные конфликты можно отнести к конфликтам деструктивным, так как:

  • разрушаются отношения;
  • совершаются поступки, о которых приходится жалеть (грубость, унижение, угрозы);
  • проблема не решается (уход от решения проблемы).

Последствия деструктивных конфликтов неблагоприятны для всех участников конфликта т.к. деструктивный конфликт:

- негативно влияет на психическое состояние;

- всегда сопровождается стрессом;

- формирует негативный образ другого («образ врага») и негативную установка по отношению к нему;

- может негативно отражаться на индивидуальной деятельности;

- закрепляет в опыте насильственные способы решения проблемы;

- может негативно повлиять на развитие личности.

Ошибки сторон, приводящие к возникновению деструктивного конфликта.

Очевидно, что конфликт проще предотвратить, заранее устранив причины его возникновения. По моему опыту, как педагоги, администрация школы, так и родители нестандартных детей регулярно совершают одни и те же ошибки при работе с проблемой.

Ошибки педагогов, администрации учебного заведения:

  • при столкновении с особенностями нестандартного ребенка быстрое навешивание ярлыков;
  • разговор с родителями с позиции обвинителя;
  • желание «убрать» нестандартного ребенка из класса, школы;
  • неготовность (нежелание, неспособность) планомерно и долго работать с особенностями нестандартного ребенка.

Ошибки родителей нестандартных детей:

  • отрицание наличия поведенческих/учебных/ коммуникативных затруднений у ребенка;
  • разговор с педагогами (администрацией школы) с позиции долженствования;
  • неспособность/неготовность менять родительские планы, установки, амбиции относительно будущего нестандартного ребенка.

Совершенно избежать конфликтов в образовательном процессе невозможно, особенно когда речь идет о нестандартном ребенке. Но анализ личного опыта и методической литературы по работе с «трудными» детьми, позволяет мне сделать следующий выводы:

- Если администрация, педагоги и родители стоят по одну сторону баррикады и понимают, что у них одна общая цель (чтобы процесс обучения был максимально комфортным для всех его участников), они способны решить практически любую задачу;

- Только в доверительном диалоге возможно найти пути помощи нестандартному ребенку.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.

  1. https://vbudushee.ru/library/inklyuziya-v-shkole/ Статья «Инклюзия в школе: как педагогу учить всех и не сойти с ума», С. Алехина
  2.  Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», СПб, Речь, 2005 г.
  3. Е.К.Лютова,, Е.К. Лютова-Робертс, «Коммуникативный тренинг- педагоги, психологи, родители», СПб, Речь, 2006 г.
  4. https://www.1-sept.ru/ - Журнал публикаций педагогических статей
  5. https://psy.1sept.ru/ - Журнал Школьный психолог

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения

Особенности конфликтов. Причины. Стили взаимодействия педагога  в конфликте. Рассмотрены ситуации. ...

Презентация для начальной школы о конфликтах.

Яркая презентация для младшего школьного возраста о конфликтах между детьми....

Виды конфликтов

Документ содержит информацию о различных видах конфликтов...

Буклет для родителей - Виды конфликтов. Как помочь подростку и не перегнуть палку.

Жизнь с подростком в семье – это всегда война. Часто до полного морального уничтожения противника. Но разумные родители воюют не против своего ребенка, а рядом с ним, плечом к плечу. И тогда врагом яв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА БЕЗ КОНФЛИКТОВ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В 5 КЛАССЕ "ШКОЛА БЕЗ КОНФЛИКТОВ"...

10 класс,Виды конфликтов. Правила поведения.

10 кл., презентация  " Виды конфликтов. Правила поведения."...