Об условиях развития личностных компетенций у учащихся начальной школы.
статья по психологии

Циклаури Светлана Павловна

        Реализация раздела социально – психологического обеспечения программы развития школы проводится педагогом – психологом через систему профилактических мероприятий с детьми; реализацию коррекционных и развивающих программ с детьми; постановку просветительской и профилактической работы с педагогами; проведение проблемного консультирования родителей и педагогов.

        Перечень ключевых и образовательных компетенций с детьми школьного возраста определяется на основе главных целей, стоящих в сфере школьного образования. Это прежде всего создание благоприятных условий для полноценного формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств  детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в классном коллективе к пребыванию в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности школьников.

        Рассмотрение процесса формирования ключевых компетенций учащихся определяет поиск  соответствующих  психолого – педагогических условий по обеспечению  целенаправленных  воздействий, устойчивости отдельных показателей педагогических результатов  и стабильное повышение уровня сформированности ключевых компетенций как базовой основы обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об условиях  развития личностных компетенций

у учащихся начальной школы.

        Реализация раздела социально – психологического обеспечения программы развития школы проводится педагогом – психологом через систему профилактических мероприятий с детьми; реализацию коррекционных и развивающих программ с детьми; постановку просветительской и профилактической работы с педагогами; проведение проблемного консультирования родителей и педагогов.

        Перечень ключевых и образовательных компетенций с детьми школьного возраста определяется на основе главных целей, стоящих в сфере школьного образования. Это прежде всего создание благоприятных условий для полноценного формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств  детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в классном коллективе к пребыванию в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности школьников.

Рассмотрение процесса формирования ключевых компетенций учащихся определяет поиск  соответствующих  психолого – педагогических условий по обеспечению  целенаправленных  воздействий, устойчивости отдельных показателей педагогических результатов  и стабильное повышение уровня сформированности ключевых компетенций как базовой основы обучения в школе.

Ключевые компетенции, которые  необходимо

сформировать у детей.

  1.  Социальная компетенция включает в себя способы взаимодействия школьников с окружающими их взрослыми и детьми,  получение опыта работы в  группе, способность брать на себя ответственность по устранению  конфликтов.

Работа в данном направлении осуществляется  с помощью разнообразных игр ( дидактических, сюжетно – ролевых, театрализованных). Они воспитывают умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты, развивают  сенсорику у детей,  углубляют представления о них.

  1. Коммуникативная компетенция рассматривается как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Нарушение коммуникативной компетенции, выражающееся в снижении потребности в общении,  несформированности  форм коммуникации (диалогическая  и монологическая  речь),  в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумении  ориентироваться в ситуации общения, ) приводят к стойким нарушениям моментов общения. А это  сказывается отрицательно на установление и поддержание контактов со сверстниками и взрослыми,  и создаёт серьёзные проблемы на пути полноценного развития и обучения детей.

       Работа в данном направлении направлена на:

1.создание ситуации коммуникативной успешности;

2.обучение совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных    

   ситуациях;

3.стимулирование коммуникативной деятельности, используя проблемные
ситуации;

4. проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в

коммуникативной сфере и развивающие психологические занятия;

5. мотивирование детей к выражению своих чувств при помощи слов и    
   мимики, жестов;

6. создание ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и
сверстниками;

Игры на  коммуникацию формируют у детей умение работать в группе, умение исполнять   различные социальные роли в коллективе  класса.

  1. Когнитивная компетенция  формируется в самостоятельной
    познавательной деятельности, включающей элементы логической и аналитической деятельности. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией ( домашнее задание), умение самостоятельной постановки целей, организации и  планирования познавательной деятельности.

 В данном направлении психолог проводит работу на концентрацию внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия и исследовательскую деятельность.

  1. Эмоциональная компетенция – включает осознание своих чувств, эмоций, управление ими, а также взаимодействие себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.  Психолог показывает  работу  языка эмоций. Это мимика, жесты, позы. Он учит детей пользоваться ими для проявления собственных чувств, и понимания  эмоциональное состояние других людей.

    Диагностическое сопровождение - осуществляется в течение года по методике непрямой экспресс – диагностики уровня психического развития школьников  (УПР П.А. Мясоед). В основу методики положено представление о психическом развитии как закономерном переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром.  На основе этих представлений разработано 12 шкал, позволяющих определить уровень психического развития  школьников.  Это -  прежде всего: ощущения (цветовые); восприятие (зрительное); запоминание; мышление; воображение; внимание; игра; общение; речь; эмоции; самостоятельность; саморегуляция.

     Анализ исследования  позволил  нам проследить развитие детей начальной школы и сделать заключение по развитию личностных компетенций по каждому классу. По итогам исследования мы смогли сделать отбор наших учащихся в коррекционные группы и помочь им пройти определенные трудности в развитии произвольного внимания и памяти,  и преодолеть отставание в развитии личностных компетентностей.

        

Публичное представление опыта работы

Дата

Уровень мероприятия

Место распространения педагогического опыта

Тема

Результат

2021год

Всероссийский

Об условиях развития личностных компетенций у учащихся начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дипломная работа на тему: Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).

работа содержит некоторый обобщнный материал по особенностям обучения учащихся коммуникативной компетенции на уроках английского языка в различных школах...

упражнениядля формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы

Материал содержит серию коммуникативных упражнений, которые способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся начальной школы....

Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальной школы»

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее ме...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС...