Консультация для педагогов на тему: «Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии».
консультация по психологии

Арт-терапия – это вид лечения, который использует искусство в целях терапии. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Арт-терапия включает в себя все возможное творчество, на которое способен человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapii_-_argokova.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии».

Ход консультации.

Психическое здоровье ребенка и его эмоциональное равновесие – один из важнейших составляющих гармоничного развития личности. Арт-терапия – не просто новое модное слово, а метод благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также гармоничное развитие личности человека.  

Арт-терапия – это вид лечения, который использует искусство в целях терапии. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Арт-терапия включает в себя все возможное творчество, на которое способен человек.

Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким дети увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём, развивать себя и в тоже время заботиться о своем здоровье? Средством, способным решить все задачи, является искусство.  Поэтому в системе коррекционной работы с детьми конечными возможностями здоровья можно выделить основные направления использования арт-терапии. И так, рассмотрим виды арт. – терапии:

1. Изотерапия.

Лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапии рисование позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свобод, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивая чувственно двигателю координации.

2. Музыкотерапия.

Вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенный эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействий на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

3. Игровая терапия.

Метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают, близки отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребёнок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

4. Сказкотерапия.

Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок). Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостная явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей деятельностью.  Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника.

5. Песочная терапия.

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражение ребёнка (композиция из фигурок) и  вербальное (рассказ о готовой работе). Основная цель – помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить душевный внутренний хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребёнка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

6. Имаготеррапия.

Театрализация психотерапевтического процесса. Занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитие воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Выбор методов и приемов в арт-терапии определяются:

-возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей;

-их интересами и склонностями;

- особенностями и степенью отклонений в их развитии;

- целями и задачами коррекции;

- спецификой воздействия каждого из видов искусства;

- формами организации художественной деятельности;

- объемом и качеством художественной информации.

Занятия с применением методов арт-терапии способствуют:

- развитию мелкой моторики рук;

- формированию представлений о себе;

- изучению и выражению своих чувств и эмоций;

- формированию позитивного самовосприятия;

- развитию коммуникативных навыков;

- эмоциональному сближению членов семьи;

- снятию психоэмоционального напряжения;

- развитию способностей к различным видам творческой деятельности;

- повышению самооценки детей и раскрытию их внутренних ресурсов.

Для ребёнка творчество – это его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях. Он абсолютно спонтанен в своем творчестве – ребёнок живёт именно чувствами. Для него не столько важно как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина – сколько, что именно. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности.

Творческая деятельность дает выход желанием, мечтам, чувствам, ребёнок переживает свои отношения в различных ситуациях. Творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность все потаённое, скрытое глубоко внутри нас, то, что мы не осознаем, и что порой так мешает нам радоваться жизни. Творчество уметь развивать и исцелять внутренний мир человека. Поэтому занятия с элементами арт - терапии благотворно сказываются на детях с ограниченными возможностями здоровья, воздействует на них мягко и незаметно.

Применять самостоятельно метод арт-терапии несложно. Летом стройте с детьми замки из песка, играйте в мяч, в дождливый день займитесь рисованием, а на ночь советуйте родителям читать сказки. Но прежде чем предпочесть какой-либо метод, ознакомьтесь с ним подробнее. Существует немало рекомендации по их применения. Например, начинать лучше с рисунка. Рисуночные техники очень разнообразны:

-хаотический рисунок в виде каракулей;

- диагностический рисунок, где требуется дорисовать изображение;

- сюжетный рисунок, где нужно нарисовать своих друзей или свою семью;

- тематический рисунок, через который ребенок может выражать, например, свое желание стать кем-то, иди желание завести собаку;

- произвольный рисунок, который рассказывает о настроении рисующего ребенка.

Это не весь перечень техник, но самый основной. Предпочтение в работе следует отдавать краскам, так как кисть более пластична и свободна. Не менее важную роль в арт-терапии играют карандаши, мелкие, фломастеры. Если вы давно не пользовались такими материалами, смело экспериментируйте и выбирать и то, что больше нравится. Простые карандаши для арт-терапии не подойдут, они блокирует эмоции. А вот цветные материал – это то, что нужно. А при сильных негативных эмоциях малыша успокоит лепка. Наклеивание коллажей из готовых вырезок требует минимум творческих усилий, поэтому больше подойдет в качестве заключительной стадии арт-терапевтической работы.

Чтобы дать ребёнку возможность развиваться и раскрываться через творчество, правильно организуйте рабочее место. Там ребёнку должно быть комфортно и уютно, он должен чувствовать себя спокойно.

Помните, что во время занятий не должно быть никаких запретов и правил. Нельзя ставить перед ребёнком задачу сделать «красиво» и «правильно». Пусть он будет предоставлен самому себе – здесь он сам хозяин своей Вселенной. В такие минуты раскрывается его творческая сущность, не скованная родительским контролем. Поэтому правило должно быть только одно: полный простор для фантазии и самовыражения!

Не секрет, что ребёнку с ограниченными возможностями здоровья часто трудно подобрать слова, чтобы выразить, что он чувствует, сказать о своих тайных желаниях или страхах. А бывает, он совсем перестает разговаривать, замыкается в себе. Выход может быть проще, чем вы думаете – предложите ему поиграть вместе!

Играя, ребёнок испытывает удовольствие и чувствует себя свободным. Он не боится ошибиться или сделать что-то неправильно. В игре его сознание освобождается, и он может смело выразить себя и свои чувства. Игра и творческие занятия расскажут Вам много нового о малыше, и тогда то, о чем он  молчит или даже не осознает, Вы увидите в свободной и  раскованной детской игре.

Арт-терапия рекомендуется:

- при детской агрессии;

- гиперреактивности или наоборот – пассивности;

- детского энуреза;

- замкнутости;

- депрессии;

- повышенной тревожности.

А в состоянии сильного стресса это, пожалуй, единственное действенное средство, причем не только для детей, но и для взрослых! Кроме того, это чудесная возможность для полноценного общения с детьми.

Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с любящими людьми, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным.

Список использованной литературы

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для дет.психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В.Киселева.-СПб.:Речь,2006.

2. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика.-2001.-№10.

3. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: Учебное пособие.- СПб.: Речь,2007.

4. Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод.пособие – Тамбов: ТОИПКРО,2006.

5. Ермолова М.В. Практическая психология детского творчества. М.,2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему "«О календарно-тематическом принципе построения образовательного процесса в ДОУ»

Сущность календарно-тематического планирования  в образовательном процессе ДОУ...

консультация для педагогов на тему Как вести себя с гиперактивным ребенком!"

Гиперактивный ребенок: кто виноват, и что делать?Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импул...

Консультация для педагогов на тему "Проблема одарённых детей"

Консультация для педагогов на тему "Проблема одарённых детей"...

Консультация для педагогов По теме: «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Что такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве ...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности дошкольников»

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических нов...

Консультация для педагогов на тему: «Каким должен быть персональный сайт педагога»

Оригинальный дизайн, иллюстрации, анимация сделают его ярким и запоминающимся, однако это неглавная цель персонального сайта педагога. Заранее нужно придумывать дизайн, чтобы любой элемент на сайте вы...