Психолого-педагогический практикум для педагогов "О профессиональном выгорании"
материал по психологии

Евсеева Альбина Николаевна

В последнее время в обществе происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически, психологически здоров, и также устойчив к развитию негативных профессионально обусловленных состояний. На сегодняшний день эта последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью, сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития «Синдрома эмоционального выгорания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskiy_praktikum_dlya_pedagogov.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический практикум для педагогов.

Цель : профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и профессиональной деятельности.

Задачи : 1. Формировать навыки саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.

2. развивать позитивное самовосприятие

3.способствовать раскрытию личностного потенциала педагогов

1. Диагностическое упражнение «Стирка» с целью выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живете в те времена, когда все стирали белье вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья. И вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите. Что небо покрыто тяжелыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову ?

  1. «Вот так дела ! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра ? Но тогда во что же одеться ?»
  2. «Подожду немного, может быть, погода наладится»
  3. Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода»
  4. «Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку»

Интерпретация

Педагог-психолог.

В последнее время в обществе происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически, психологически здоров, и также устойчив к развитию негативных профессионально обусловленных состояний. На сегодняшний день эта последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью, сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития «Синдрома эмоционального выгорания».

Профессия учителя относится к сфере профессий типа человек-человек т.е. которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм, методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных, эмоциональных факторов вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов деятельности учителя : но перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета. деформирует свои  профессиональные отношения роли, коммуникации.

Каково отношение педагогов к своему здоровью ?

По итогам исследований сделали вывод. Для учителей характерны тенденции

  1. Выходить на работу полуздоровом состоянии
  2.  Пассивность за обращение за медицинской помощью
  3. Низкая мотивация на ведение ЗОЖ

У нездорового учителя снижена работоспособность и качество его профессиональной деятельности. Оказывает отрицательное воздействие на учащихся на 3-х уровнях

  1. На гигиеническом (распространение гриппа)
  2. На эмоционально психическом и биоэнергетическом уровне

Отсюда быстрая утомляемость, раздражительность. Больной учитель берет энергию детей. Постоянно нездоровый учитель подает своим воспитанникам дурной пример беспечного, безграмотного отношения к своему здоровью. Ученик не скажет , но формируется программа «оказывается можно идти на работу нездоровом состоянии. Живой пример . Говорим одно, делаем другое

  1. Мини-тест – обнаружить симптомы стрессового состояния
  2. Тест № 2  «Работоголик  ли Вы ?

  1. Рекомендации по профилактике возникновения СЭВ

  1. Хорошее здоровье, сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии, занятие спортом, ЗОЖ
  2. Способность конструктивно меняться в напряженных условиях: высокая мобильность, открытость, общительность,  самостоятельность, стремление опираться на собственные силы  
  3. Поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности
  4. Не скрывайте свои чувства
  5. Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания. Уйдут, сами по себе если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течении длительного времени.

Упражнения – помогут вам решить следующие задачи ;

  1. Преодоление страхов и решение личных проблем
  2. Формирование позитивного отношения к себе.

Аутотренинговые упражнения

Одна из самых актуальных проблем – расшатанная нервная система. Отсюда страдают сердечно-сосудистая, пищеварительная системы.

  1. Сядьте удобно. Сделайте глубокий вдох,задержите дыхание на 10 с., затем выдохните. Повторить 3 раза.
  2.  Упр. «Я в лучах» - нарисуйте солнце, кружок посередине и множество лучиков. В кружке нарисуйте свой портрет и напишите имя. Лучей должно быть много. Около каждого из них напишите что=то хорошее о себе (ваши хорошие качества, поступки) Повесьте дома на стене
  3. «Благодарность жизни»
  4. «Гора с плеч»- цель сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и обретение уверенности в себе. Выполняется стоя, можно на ходу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя

Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...

Материалы семинара-практикума Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»

Активная форма взаимодействия с элементами тренингапо формированию у педагогов личностно-ориентированнойпозиции по отношению к детям в целях профилактики профессионального выгорания педагогов....

Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...

Разработка психолого-педагогического семинара по теме: « Синдром профессионального выгорания у педагогов»

Данная разработка может использоваться в качестве материала для психолого-педагогического семинара в общеобразовательной школе (для педагогов), а также для семинаров со специалистами любой структуры, ...