Я-подросток
рабочая программа по психологии (7 класс)

Карпова Светлана Сергеевна

Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).

Для подростков 12 лет важными являются динамические изменения статусов в группе сверстников; возникновение тенденции к экстремальному поведению, вызванному попыткой определить границы своего Я, как физического, так и психического.

Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.

Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.

В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

Данная программа позволяет учащимся познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.

 

Цели:

  1. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
  2. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
  3. Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
  4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
  5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
  6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение

«Салемальская школа-интернат  имени Володи Солдатова»

Рабочая программа

«Основы жизненного самоопределения

«Я - подросток»»

для учащихся 7-9 классов

Направление: социально-психологическое

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз в неделю

1 час

34 часа

Составитель: Карпова Светлана Сергеевна,

педагог-психолог

2020г

Пояснительная записка

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.      

Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка.

Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся с ОВЗ. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.

Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или какими-то иными способами.

Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе.

Основной задачей данного цикла занятий по психологии является формирование навыков саморегуляции. Опыт, который дети приобретут в результате данного курса занятий, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).

Для подростков 12 лет важными являются динамические изменения статусов в группе сверстников; возникновение тенденции к экстремальному поведению, вызванному попыткой определить границы своего Я, как физического, так и психического.

Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.

Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.

В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

Данная программа позволяет учащимся познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.

Цели:

  1. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
  2. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
  3. Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
  4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
  5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
  6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.

Задачи:

  1. Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
  2. Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
  4. Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
  5. Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
  6. Формировать навыки саморегуляции.
  7. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
  8. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.

Ожидаемые результаты:

  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
  • умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
  • способность контролировать эмоции, управлять ими;
  • умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
  • стремление к изучению своих возможностей и способностей;
  • успешная адаптация в социуме.

В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год для реализации программы курса выделено 34 часа в 7 классе, 34 часов в 8  классе, 34 часа в 9 классе (по 1 часу в неделю) в соответствии с учебным планом.

На занятиях используются следующие формы организации деятельности:

  1. индивидуальная;
  2. групповая;
  3. игра;
  4. беседа.

Календарно-тематическое планирование

7 класс (Мир эмоций)

Название занятия

Цели

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

1

Я – подросток. Что это значит?

Обсуждение правил групповой работы.

Создание условий для осознания подростками психологических изменений, происходящих с ними.

Приветствие

Выбор правил работы на занятии

Индивидуальная работа в тетради.

1

2

Как узнать эмоции.

Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации) и формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.

Приветствие

Упражнение «Узнай эмоцию»

Индивидуальная работа в тетради

1

3

Я - наблюдатель

Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

Приветствие

Упражнение «Угадай-ка», «Дорисуй-ка»

Индивидуальная работа в тетради

1

4

Мои эмоции

Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

Приветствие

Работа с притчей «Легкое лечение»

Упражнение «Фантом»

Индивидуальная работа в тетради

1

5

Эмоциональный словарь

Создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира

Упражнение «Словарь чувств»

1

6

Чувства «полезные» и «вредные» 

Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций

Приветствие

Упражнение «Польза и вред эмоций»

Индивидуальная работа в тетради

1

7

Сказка «Страна чувств»

Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций.

Обсуждение сказки «Страна Чувств» (Т.Зинкевич-Евстигнеева)

Индивидуальная работа в тетради

1

8

Нужно ли управлять своими эмоциями?

Создание условий для осознания резидентами необходимости управления

собственными эмоциями как свободного выбора.

Актуализация запроса на информацию о способах управления своими чувствами.

Ознакомление 1подростков с п1риемом «Эмоциональный дневник» и обучение

использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.

Приветствие

Обсуждение сказки В. Симонова «Емелино настроение»

Прием «Эмоциональный дневник»

Индивидуальная работа в тетради

1

9

Что такое «запретные» чувства?

Создание условий для углубленного самоисследования своей эмоциональной жизни.

Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.

Приветствие

Упражнение «Эксперимент», «Подвиг искренности»

Индивидуальная работа в тетради

1

10

Какие чувства мы скрываем

Создание условий для рефлексии подростками скрываемых чувств и последующее их выражение с помощью невербальных и вербальных средств.

Определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства.

Приветствие

Упражнение «Подвиг искренности».

Упражнение «Айсберг»

Индивидуальная работа в тетради

1

11

Маска

Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.

Приветствие.

Упражнение «Копилка ситуаций»

Упражнение «Маска»

Индивидуальная работа в тетради

1

12

Я в «Бумажном зеркале»

Создание условий для самоанализа учащимися собственной эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).

«Бумажное зеркало»

Диагностика Басса-Дарки, диагностика тревожности подростка

1

13

Бумажное отражение.

Создание условий для самоанализа учащимися собственной эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей  психодиагностики (рефлексивный этап).

Приветствие

Работа в малых группах

Индивидуальная работа в тетрадях

1

14

Что такое страх?

Обобщение  опыта  и  знаний  подростков  об  эмоциональных  проявлениях  в

общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

Обсуждение: что такое страх?

Упражнение «Чего боятся люди»

1

15

Страхи и страшилки.

Обобщение  опыта  и  знаний  подростков  об  эмоциональных  проявлениях  в

общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги)

Разминка «Клопы»

Упражнение «Страшилка»

1

16

Страшная-страшная сказка

Обобщение опыта  и  знаний  подростков  об  эмоциональных  проявлениях  в

общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги)

Приветствие

Упражнение «Превращение»

Индивидуальная 1работа в тетради

1

17

Побеждаем все тревоги.

Обобщение  опыта  и  знаний  подростков  об  эмоциональных  проявлениях  в

общении; анализ психологической природы страха.

Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги)

Игра «Гражданская оборона»

Упражнение «Как справиться со страхом»

Индивидуальная работа в тетради

1

18

А что они обо мне подумают?

Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки

и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в

игровой форме.

Приветствие

Упражнение «Гримаса»

Индивидуальная работа в тетради

1

19

Страх оценки.

Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки

и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в

игровой форме.

Приветствие

Разминка

Упражнение «Клоун»

Индивидуальная работа в тетради

1

20

Мой гнев, злость и агрессия.

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.

Приветствие

Упражнение «Как я зол!»

Индивидуальная работа в тетради

1

21

Как справиться со злостью?

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии.

Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных)

в игровой форме.

Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Приветствие

Упражнение «Кошки-собаки»

Работа в малых группах

Индивидуальна работа в тетради

1

22

Лист гнева.

Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.

Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Упражнение «Лист гнева»

1

23

Обида.

Создание  условий  для  осознания  подростками  психологической  природы

обиды.

Определение понятия обиды и ее последствий для  межличностных отноше-ний на основе обращения к собственному личному опыту.

Упражнение «Геометрия обиды»

Индивидуальная работа в тетради

1

24

Как простить обиду?

Создание  условий  для  осознания  подростками  психологической  природы

обиды и возможностей ее разрядки.

Упражнение «Письмо обидчику»

1

25

Я виноват?

Создание  условий  для  понимания  подростками  психологического  содержания чувства вины и стыда, а также их проективной разрядки.

Приветствие

Упражнение «Сказка»

Индивидуальная работа в тетради

1

26

Что такое эмпатия?

Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций .

Создание условий для тренинга эмпатических навыков.

Приветствие

Обсуждение стихотворения Ю. Саакяна «Горе козла»

Упражнение «Мигалки»

Индивидуальная работа в тетради

1

27

Зачем мне нужна эмпатия?

Создание  условий  для  исследования  учащимися  уровня  собственной  эмпатии в режиме развивающей психодиагностики.

Диагностика уровня эмпатии

Работа в тетради

1

28

Развиваем эмпатию.

Создание условий для развития эмпатии учащихся.

Упражнение «Лицом к лицу», «Фотографии»

Работа в тетради

1

29

Еще раз про эмпатию.

Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия

Упражнения «Кто сказал Мяу?», «Кто дотронулся?»

Работа в тетради

1

30

Эмпатия в действии.

Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

Приветствие

Упражнение «Сыщик»

Работа в тетради

1

31

Способы выражения чувств.

Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной

ситуации.

Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий

Приветствие

Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств»

Работа в тетради

1

32

Тренировка «Я-высказываний»

Создание  условий для  закрепления  у  подростков навыков формулирования

Я-высказываний.

Приветствие.

Упражнение «Формулировка».

Упражнения «Я-послания»

Работа в тетради

1

33

Комплименты

Создание  условий  для  развития  у  подростков  навыков  выражать  и  принимать комплименты.

Упражнение «Комплимент»

Работа в малых группах

1

34

Подведение итогов

Создание условий для рефлексии подростками собственных достижений на

уроках психологии в 7 классе.

Упражнение «Рисуем психологию»

1

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

8 класс (Встречи с самим собой)

п/п

Название занятия

Цели

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие

Знакомство, постановка целей на занятия, принятие правил

Постановка целей, принятие правил

1

2

Наедине с собой?

Формирование позитивной мотивации к урокам психологии путем обращения к жизненному опыту учащихся.

Создание условий для понимания подростками необходимости соблюдения

правил работы на уроках психологии.

Создание психологически безопасной атмосферы путем подписания контакта.

Приветствие

Упражнение «Гомеостат», «Герб»

Индивидуальная работа в тетради

1

3

Что я знаю о себе.

Развитие групповой сплоченности.

Создание условий для развития рефлексии учащихся.

Создание условий для самоанализа учащимися собственного «Я-образа»

Приветствие

Упражнение «Считаем вместе», «Двадцать Я»

Индивидуальная работа в тетради

1

4

Мое имя.

Создание условий  для осознания  подростками  ресурсного  значения  собственного имени и его различных форм.

Создание  условий  для обращения  подростков к  архетипическому содержанию собственных имен

Приветствие

Упражнение «Сочинение сказки»,

1

5

Мои имена.

Создание условий для самоанализа подростками отношения к имени как проекции самоотношения;

создание условий  для  осознания  подростками  ограничительного  значения

собственного имени и его различных форм.

Приветствие

Упражнение «Мои имена», «Что в имени тебе моем»

Индивидуальная работа в тетради

1

6

Мое уникальное «Я».

Создание условий для развития рефлексии подростков.

Развитие рефлексии подростков путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников.

Приветствие

Обсуждение Чем люди отличаются друг от друга

Упражнение «Добрая волшебница»

Работа в тетрадях

1

7

Я глазами других.

Создание условий для самоанализа подростков на основе значимой обратной

связи.

Развитие социального интеллекта подростков и навыков внимательного отношения к другому человеку.

Приветствие

Упражнение «Постройся по…», «Кто ты?»

Работа в тетради

1

8

Как меня видят другие?

Создание условий для самоанализа подростков на основе значимой обратной

связи.

Развитие социального интеллекта подростков и навыков внимательного отношения к другому человеку.

Приветствие

Упражнение «Глазами других»,

Работа в теради

1

9

Мои достоинства и недостатки.

Создание условий для самоанализа подростками собственных достоинств и

недостатков.

Приветствие

Обсуждение. Что такое достоинства и недостатки?

Упражнение «Мои достоинства и недостатки», «Соринка в чужом глазу»

1

10

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.

Предоставление подросткам обратной связи об их достоинствах и недостатках глазами других людей.

Создание условий для повышения уровня самопринятия подростков.

Приветствие

Упражнения «Что обо мне сказали?», «Обратная связь», «Скажи обо мне что-нибудь хорошее»

Работа в тетради

1

11

Мои недостатки.

Создание условий для обращения подростков к собственным недостаткам

как нормальным особенностям личности любого человека.

«Нормализация», связанная с субъективными переживаниями собственных

недостатков подростками.

Формирование мотивации на работу с собственными недостатками как способу саморазвития личности.

Приветствие

Упражнение «сказка по кругу», «Карикатура»

Работа в тетради

1

12

Как превратить недостатки в достоинства?

Создание  условия  для  осознания  подростками  развивающих  возможностей

собственных недостатков;

Создание условий для развития позитивного самоотношения учащихся

Обсуждение. Можно ли недостатки превратить в достоинства?

Упражнения «Брачное объявление», «Превращения»

Работа в тетради

1

13

Мои ценности.

Создание  условий  для  обращения  подростков  к  собственной  ценностно-смысловой сфере.

Приветствие

Обсуждение

Упражнение «Мои ценности»

Работа в тетради

1

14

Наши ценности.

Создание условий для  обращения подростков к собственной ценностно-смысловой сфере.

Предоставление подросткам информации о ценностях одноклассников для

развития навыков децентрации в общении.

Приветствие

Обсуждение

Упражнение «Дом»

Работа в тетради

1

15

Я в «бумажном зеркале».

Создание условий для развития рефлексии учащихся на основе результатов

тестирования по методике Кэттелла (диагностический этап).

Тест Кэттелла (16 PF)

1

16

«Отражение».

Создание условий для развития рефлексии учащихся в режиме развивающей

психодиагностики (рефлексивный этап).

Приветствие

Упражнение «Угадай-ка!»

Индивидуальная работа в тетради

1

17

Планирование времени.

Создание условий для исследования подростками особенностей организации

собственного времени.

Приветствие

Обсуждается вопрос:  сколько лет, месяцев, и дней прожил каждый из нас?

Упражнение «Мое настроение»

Работа в тетради

1

18

Время взрослеть.

Создание условий для обращения подростков к собственным перспективным

планам

Приветствие

Обсуждение.  Что значит повзрослеть?

Упражнение «Перспективы»

Работа в тетради

1

19

Моя будущая профессия.

Создание условий для осознания подростками сформированности собственных профессиональных планов

Приветствие.

Игра «Профессиональные ассоциации».

Упражнение «Журналист»

Работа в тетради

1

20

Как я выгляжу?

Создание  условий  для  осознания  подростками  собственных  стереотипов

«идеальной внешности»;

создание условий для объективной оценки учащимися своей внешности.

Приветствие

Упражнение «Встаньте те, кто…»

Упражнение «Идеал»

Работа в тетради

1

21

Как я выгляжу?

Разрядка негативных чувств, связанных у подростков с переживанием собственных недостатков внешности;

Поиск ресурсов самопринятия с помощью анализа ребятами собственных

достоинств.

Приветствие

Упражнение «Кривое зеркало», «Недостатки внешности и ее достоинства».

1

22

«Трудные дети» и «трудные родители».

Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях подростков с родителями.

  Создание условий для поиска подростками причин трудностей в отношениях

с родителями.

Приветствие.

Обсуждение «Копилка семейных трудностей».

Упражнение «Трудные родители и трудные дети»

Работа в тетради

1

23

Мои права в семье.

Актуализация чувств, связанных с семейной ситуацией;

анализ прав и обязанностей различных членов семьи;

формирование представлений о партнерстве в отношениях родителей и детей.

Приветствие.

Обсуждение. «Идеальные отношения в семье».  

Упражнение «Мои права»

Работа в тетради

1

24

Что такое дружба.

Формулирование представлений о дружбе и ее психологических составляющих;

создание условий для анализа подростками собственных стереотипов в понимании дружбы как  препятствия  к  установлению  близких  отношений  с другими людьми.

Приветствие

Упражнение «Ассоциации», упражнение «Ищу друга»

Работа в тетради

1

25

Мужчины и женщины.

Создание  условий  для  осознания  подростками  степени  принятия  себя  как

мужчины / женщины (поло-ролевая самоидентификация).

Обращение к существующим у подростков гендерным стереотипам.

Приветствие

Обсуждение.  Какими  должны  быть  мужчины  и  женщины?

Упражнение «Коллаж»

Работа в тетради

1

26

Я – … (мужчина, женщина).

Создание условий для полоролевой идентификации учащихся

Приветствие

Упражнение «Кино про жизнь», «Открытки»

1

27

Что такое любовь?

Создание условий для анализа собственных стереотипов в понимании

любви как препятствия к установлению близких отношений с другими

людьми.

Приветствие.

Обсуждение.  Что такое любовь?

Упражнение «Сиамские близнецы»

Работа в тетради

1

28

Рисковать или не рисковать?

Создание условий для осознания подростками своего отношения к риску и

состоянию азарта.

Создание условий для разрядки стремления к необдуманному риску и формирования представлений об осознанном риске.

Приветствие.

Обсуждение. Что значит «рисковать»?

Упражнение «Казино»

Работа в тетради

1

29

Что такое уверенность в себе.

Обращение к опыту неуверенного поведения подростков, описание особенностей неуверенного поведения и его психологических причин.

Формулирование  представлений  о  различиях  между  уверенным,  неуверенным и самоуверенным поведением.

Создание  условий для  оценки  подростками собственного уровня  уверенности в себе.

Приветствие

Упражнение «Пальцы», «Три портрета», «Геометрия уверенности»

1

30

Тренируем уверенность в себе.

Создание  условий  для  тренировки  подростками  уверенного  поведения   на

модели игровой деятельности.

Формулирование правил уверенного поведения и тренировка навыка их соблюдения.

Приветствие.

Обсуждение. Для чего человеку нужна уверенность в себе?

Упражнение «Лошадь»

Работа в тетради

1

31

Уверенное выступление.

Закрепление представлений об уверенном и неуверенном поведении.

Тренировка навыков уверенного выступления на модели игровой ситуации.

Развитие навыков бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.

Приветствие

Обсуждение

Упражнение «Шуточный экзамен»

Работа в тетради

1

32

Умение сказать «нет».

Формирование навыка противостоять групповому давлению.

Формирование «культуры отказа».

Создание условий для осознания подростками необходимости защищать себя, свою жизненную позицию.

Приветствие.

Обсуждение. Как другие люди могут оказывать влияние на наше поведение?

Упражнение «Волк и семеро козлят»

Работа в тетради

1

33

Чем уверенность отличается от самоуверенности.

Закрепление навыка сказать «Нет»;

формирование представлений об оптимальном самоутверждении;

Тренинг оптимального самоутверждения.

Приветствие

Упражнение «Просьба и отказ», «Уверенное поведение»

Работа в тетради

1

34

Подведение итогов.

Создание условий для рефлексии подростками собственных достижений на

уроках психологии в 8 классе.

Приветствие.

Обсуждение. Чем мы занимались на психологии в этом году? Зачем? Что мы

узнали?

Упражнение «Желаю себе сам», «Комплимент»

1

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

9 класс (Я среди других людей)

№ п/п

Содержание занятия

Цели

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

Общаться – это легко.

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации

Приветствие

Обсуждение: зачем на уроках психологии правила

Обсуждается вопрос: зачем нужно общение?

Упражнение «Час общения»

1

Какая бывает информация

Формирование у учащихся представление о вербальной и невербальной ин-формации в общении.

Создание условий для анализа учащимися собственного опыта общения.

Приветствие.

Упражнение «Час редактора».

Упражнение «Час редактора-2».

Работа в тетради

1

Невербальная информация.

Формирование представления у учащихся о соотношении вербальной и невербальной информации в общении.

Создание условий для развития у учащихся навыка понимания невербальной

информации.

Приветствие.

Игра «Колпачок».

Упражнение «Таможня»

Работа в тетради

1

О чем говорит наша мимика?

Создание условий для  анализа  учащимися  роли  мимики  и  контакта  глаз  в общении с людьми.

Приветствие

Упражнение «Угадай-ка», «разговор спиной к спине»

Работа в тетради

1

О чем говорят наши жесты?

Создание  условий  для  анализа  учащимися  собственным  пантомимических

проявлений.

Ознакомление учащихся с основным закономерностями «языка жестов».

Приветствие.

Упражнение «Крест-параллель», «Получился человечек»

Работа в тетрадях

1

Как лучше подать информацию?

Создание условий для формулирования подростками правил эффективной

подачи информации и самооценки сформированности этого навыка.

Приветствие.

Упражнение «Собираемся в поход».

Работа в малых группах

Упражнение «Пересказ»

Работа в тетради

1

Как лучше понять информацию?

Создание  условий  для  формулирования  подростками  правил  эффективного приема информации и самоанализа сформированности этого навыка.

Приветствие

Упражнение «Диктант», «Я – известная персона»

Работа в тетради

1

Барьер на пути информации. Виды барьеров.

Создание условий для исследования учащимися информационных барьеров

в общении.

Приветствие

Приветствие.

Упражнение «Сообщение», «Испорченный телефон»

Работа в тетради

1

Барьеры, которые создаю я сам.

Создание  условий  для  анализа  учащимися  механизмов  работы  коммуникативных барьеров.

Приветствие.

Обсуждается притча Н. Пезяшкяна «Не все сразу».

Упражнение «Барьеры»

Работа в тетради

1

Каналы обработки информации: зрительные, слуховые, чувственные. Восприятие и обработка.

Ознакомление ребят с видами каналов приема и передачи информации.

Создание условий для самодиагностики ведущего канала восприятия и

тренировки навыка передачи информации в различных репрезентативных системах.

Приветствие.

Упражнение «Самодиагностика».

«Догадайся по словам», «Догадайся по глазам»

Работа в теради

1

Стереотипы в общении.

Создание условий для анализа учащимися значения стереотипов в общении

с людьми.

Создание условий для исследования учащимися собственных стереотипов.

Приветствие.

Упражнение «Кто это?»

Упражнение «Фойманы и Цейманы»

Работа в тетради

1

Позиции в общении.

Формирование у учащихся представлений о позициях в общении;

Создание условий для исследования учащимися предрасположенности к тем

или иным позициям в общении.

Приветствие

Упражнение «Разговор», «А я ему говорю»

Работа в тетради

1

Доминантная и недоминантная позиция в общении, общение «на равных». Психологическое содержание.

Создание  условий  для  анализа  учащимися  психологического  содержания

доминантной и недоминантной позиции в общении, а также самоанализа по

выделенным признакам.

Приветствие.

Упражнение «Администратор гостиницы».

Работа в тетради

1

Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог).

Создание условий для анализа подростками различных стилей общения и их эффективности. Тренировка  способности  учащихся  определять  стиль  общения,  выбранный партнером.

Приветствие.

Обсуждение. Отличается ли общение одного человека от общения другого? Чем?

Упражнение «Угадай стиль общения»

Работа в тетради

1

Практическое занятие «Стили общения».

Создание условий для анализа учащимися эффективности  различных стилей общения и последствий их использования.

Приветствие.

Упражнение «Алло, я вас слушаю».

Упражнение «Наоборот»

Работа в тетради

1

Конфликт. Причины, виды.

Формулирование понятия конфликта.

Создание условий для понимания амбивалентного смысла конфликта (отрицательного и положительного).

Приветствие.

Упражнение «Ассоциации», «Снежинки»

Работа в тетрадях

1

Причины конфликтов.

Создание  условий  для  понимания  учащимися  амбивалентного  значения конфликтов,  анализа  собственного  опыта  конфликтного  взаимодействия  с точки зрения его конструктивности.

Приветствие

Упражнение «Копилка», Упражнение «Вред и польза конфликтов»

Работа в тетради

1

Человек в конфликте. Эмоции.

Демонстрация  значимости  эмоциональной  сферы  человека  и  ее  влияния на общение в ходе конфликта.

Создание условий для развития у учащихся способности анализировать

собственное эмоциональное состояние в конфликте.

Приветствие.

Упражнение «Ассоциации-2», Упражнение «Конфликт на бумаге»

Работа в тетради

1

Конфликтные эмоции.

Создание условий для развития у учащихся способности анализировать

собственное эмоциональное состояние в конфликте. Систематизация представлений, связанных с индивидуальным опытом

подростков по преодолению негативных эмоциональных состояний.

Приветствие.

Упражнение «Алфавит эмоций», «Эмоции в конфликте»

Работа в тетради

1

Эмоциональная тропинка.

Создание условий для развития у учащихся способности анализировать собственное эмоциональное состояние на различных этапах развития конфликта.

Приветствие.

Упражнение «Сюжет».

Упражнение «Эмоциональная тропинка»

Работа в тетради

1

Стили поведения в конфликте.

Актуализация личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации.

Самоанализ стилей поведения в конфликте.

Приветствие.

Упражнение «Рисунок вдвоем», Упражнение «Кулак»

1

Я в бумажном зеркале

Самодиагностика стиля поведения в конфликт.

Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения

в конфликте

Диагностика

Тест Томаса

Работа в тетради

1

Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфликте.

Создание условий для анализа подростками сильных и слабых сторон

поведения, основанного на использовании того или иного стиля поведения в конфликте.

Приветствие.

Упражнение «Девиз», «Плюс минус»

Работа в тетради

1

Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Все дело в шляпе!

Создание  условий для  апробирования подростками  алгоритма  анализа  конфликтной ситуации и своей роли в ней.

Приветствие.

Обсуждается «Притча о старом Шляпнике» (Т. Зинкевич–

Евстигнеева)

Упражнение «Все дело в шляпе»

Работа в тетради

1

Психоанализ конфликтов.

Создание условий для анализа учащимися искажающего влияния конфликтной ситуации на восприятия другого человека.

Работа  с  алгоритмом  самоанализа  конфликта,  позволяющим  найти  конструктивный выход из конфликтной ситуации

Приветствие.

Упражнение «Я и они».

Упражнение «Договор»

1

А зачем мне это?

Создание  условий  для  поиска  подростками  стратегии  рационального  целеполагания в конфликте.

Приветствие.

Обсуждение.  Мы все время говорили о том, как  люди конфликтуют.

Упражнение «Красное и черное»

Работа в тетради

1

Ролевая игра «Разреши конфликт».

Познакомиться со стратегиями поведения и методами выхода из конфликта.

Игра

1

Доверие, недоверие.

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту доверия-недоверия.

Экспресс-диагностика собственного уровня доверия другим людям.

Приветствие.

Обсуждение.

Упражнение «Падение в парах»

Работа в тетради

1

Доверительный урок.

Создание условий для развития у подростков способности  доверительно относиться к людям.

Приветствие.

Разминка «Лабиринт вслепую»

Упражнение «Слепой и поводырь»

Работа в тетради

1

Умею ли я слушать?

Создание условий для самоанализа подростками умения слушать и слышать

другого человека.

Приветствие.

Обсуждается вопрос: в чем разница между выражениями «слушать человека» и «слышать человека»?

Упражнение-тест «Умею ли я слушать?»

Упражнение «Хороший слушатель»

Работа в тетради

1

«Трудные» люди (эгоцентрик, зануда, агрессор). Правила общения с «трудными людьми».

Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «зануда»;

Обобщение  опыта общения  с  «трудными  людьми»  –  людьми,  для  которых характерны  особенности  общения,  являющиеся  коммуникативными  барьерами.

Приветствие.

Обсуждение.  С какими людьми  трудно общаться?

Упражнение «Зануда»

Работа в тетради

Упражнение «Это что! А я…»,

Упражнение «Дай совет»

3

Итоговое занятие.

Создание  условий для  оценки подростками  своих  достижений  в овладении

навыками общения на модели игровой ситуации.

Приветствие.

Обсуждение.  Что мы проходили в этом году?

Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»

Работа в тетради

1

Итого:

34

Список литературы

  1. Микляева А.В. «Я – подросток». СПб.: Питер, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Подросток как гражданин"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые  помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Младший подросток и его особенности.

Подростковый возраст и его особенности....

Родительское собрание. Подросток.Решение проблем.

Родительское собрание в 8 классе по психологии подросткового возраста.Почему подростки "такие"?...

Подросток в школе

Данная программа может использоваться психологами в виде тренинга или классными руководителями для проведения классных часов...

Подросток в социальной среде

К уроку обществознания в 7 классе по учебнику Кравченко...