Развитие коммуникативных способностей в работе со слабослышащими детьми
учебно-методический материал по психологии

Леснкиова Эльвира Гайсовна

Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для слабослышащих детей. Если ребенок не имеет возможности общаться и быть понятым, то это может привести к  нежелательным последствиям (замкнутость, нерешительность, неуверенность в себе, агрессия и т.д.) , поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми.

Нарушение слуха, прежде всего, сказывается на психике, своеобразии общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей в работе со слабослышащими детьми

Педагог-психолог

Лесникова Э.Г.

г. Новый Уренгой

2020 г.

Аннотация

         Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для слабослышащих детей. Если ребенок не имеет возможности общаться и быть понятым, то это может привести к  нежелательным последствиям (замкнутость, нерешительность, неуверенность в себе, агрессия и т.д.) , поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми.

Нарушение слуха, прежде всего, сказывается на психике, своеобразии общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом.

Содержание

          Введение ………………………………………………………………     4

  1. Особенности коммуникативных способностей детей с нарушением слуха …………………………………………………………………   6
  2. Развитие коммуникативных способностей в работе со слабослышащими детьми …………………………………………..   8

Заключение ……………………………………………………………… 17

          Список используемых источников …………………………………….  18

        Приложение ……………………………………………………………..  19

Введение

Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. У слабослышащих детей  вытекают нарушения в речевом развитии. Нарушение приводит к уменьшению получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.

Умственное развитие ребенка опирается на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ.

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность посредством альтернативной коммуникации.

Целью данной  методической разработки является развитие коммуникативных навыков ребёнка – инвалида с нарушениями слуха.

Задачи:

  1. помочь в освоении навыков альтернативной коммуникации;
  2. развитие умения принимать коллектив и уважительно относиться к каждому его участнику;
  3. создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;

4.  развитие самовосприятия.

1. Особенности коммуникативных способностей детей с нарушением слуха

Существуют три способа восприятия речи: слухо-зрительный, слуховой, зрительный.

При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Для полноценного понимания речи говорящего школьники с нарушением слуха должны видеть его лицо, губы и слышать его с помощи слухового аппарата. Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха - слухо-зрительный.

Слуховой способ восприятия речи, при котором ребенок слушает, не глядя на собеседника, доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха (слабослышащие I степени).

Зрительный способ восприятия речи часто использую слабослышащие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь. Однако зрительное восприятие речи собеседника затруднено, т.к. не  все звуки можно «прочитать» по губам.

Слабослышащие дети могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного обучения.

В общении со сверстниками и взрослыми, дети часто рискуют быть непонятыми, а так же не всегда правильно расценивают ту ситуацию, в которой находятся в данный период времени, не знают, как реагировать на те или иные события, и, как следствие – как себя вести.

Различные источники по подростковой и детской психологии демонстрируют большое количество вариантов по работе с коммуникативными навыками. Сложность при подборе методов работы со слабослышащими детьми заключается в невозможности применить их на практике, поскольку большинство данных заданий и упражнений будет непонятно этими детьми. Для развития коммуникативных способностей у слабослышащих детей должны быть задействованы не только вербальные, а так же невербальные и тактильные навыки общения.

Наибольшая эффективность развития коммуникативных способностей у детей с нарушением слуха достигается при сочетании индивидуальных и групповых форм работы. Работая в группе, ребёнок учится не только понимать окружающих людей, их мысли, эмоции, мотивы поведения, но и учится воспринимать прежде всего себя и принимать свои особенности.

Для индивидуальных и групповых форм работы в качестве альтернативной коммуникации с детьми с нарушением слуха я использую вариативные наборы карт, которые позволяют ребёнку наглядно и доступно увидеть и осознать задание, которое ему предстоит выполнить. К таким наборам относятся: метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все», МАК «Источник силы, многообразие ресурсов», МАК «Поверь в себя», настольная игра «Имаджинариум» (детский вариант), настольная игра «Лобстер».

2. Развитие коммуникативных способностей в работе со слабослышащими детьми.

 Индивидуальные формы работы

«Расскажи историю». Психолог предлагает участникам выбрать карту, которая больше всего понравилась и сочинить по ней историю. История может быть составлена про себя, своих близких, или вовсе не иметь отношения к личности ученика. Участники по очереди выбирают понравившиеся карты, рассказывают истории в произвольном порядке.

«Мой лучший день». Ребёнок выбирает одну карту из разложенных рисунком вверх и рассказывает о том, как он представляет себе свой лучший день.

«Моя хвостатая семья».  На некоторых рисунках представлены не люди, а животные и сказочные существа.  Их использование позволяет снизить сопротивление ребёнка и усилить проективный компонент работы. Ребёнку предлагается выбрать среди семей ту, которая ему больше всего нравится и рассказать о ней.

«Спасибо!» Ребёнок среди всех карт выбирает карты с изображением ситуацией, в которых один из персонажей благодарит другого, и вместе с психологом по ролям разыгрывает это ситуацию. Сначала рекомендуется отводить роль получающего благодарность ребёнку, а затем спрашивать его, понравилось ли ему (его персонажу) слышать «Спасибо» в свой адрес, о том, какие эмоции у него возникли.

«Плохой поступок».  Психолог предлагает ребёнку выбрать рисунок, на котором изображена ситуация, где кто-то совершил какой-то плохой поступок, и сочинить рассказ по этому рисунку. В рамках этого задания  материалом для анализа так же могут послужить внешний или внутренний локус контроля ребёнка.

«О чём мечтается». Ребёнку предлагается выбрать одну из карт комплекта и рассказать о том, о чём мечтает изображённый на ней ребёнок. Зачины: если бы я был волшебником; он (она) мечтает о подарке, моё счастье.

Игра «Лобстер». Психолог и ребёнок выбирает наугад карту и прикрепляют её на голову, так чтобы видел только игрок напротив. С помощью наводящих слов они должны угадать, какое слово изображено на своей карточке. Вопросы могут быть только в закрытой форме (это одушевлённый предмет? это животное? это маленькое? и т.д.)

Игра «Ассоциации».  Психолог предлагает ребёнку карты из игры «Имаджинариум» и просит выбрать из них 10, наиболее понравившихся. Затем придумать к этим картам ассоциации (если ребёнок затрудняется, можно предложить придумать оригинальное название к каждой карте).

Групповые формы работы

Занятие 1. Цель: создание благоприятного психологического климата, формирование установки на активную творческую работу, сплочение коллектива. Необходимые материалы: карточки с заданиями, пустые карточки для ответов участников группы, цветные карандаши, ручки.

Упражнение «Необычайное знакомство». Участники по кругу называют (пишут на карточке) своё имя и демонстрируют какой-либо жест. Для того, чтобы участники лучше запоминали друг друга, упражнение проводится по принципу «снежного кома». Первый участник называет своё имя, показывает жест, второй вспоминает имя, жест первого, затем показывает своё имя и показывает свой жест, и т.д.

Упражнение «Поезд».  Игра проводится в круге. Участники рассчитываются на первый-второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп, Движения повторяются по очереди: первый-второй, первый – второй и т.д.; по кругу, имитируя стук колёс поезда. В процессе упражнения тем постепенно ускоряется.

Упражнение «Звуки». Психолог раздаёт участники карточки, на которых написаны названия животных (лягушка, корова, коза, кошка, собака, ворона и т.д.). Участники читают, что написано на карточке, при этом не показывают её другим детям. Задача участников – по команде найти своих, произнося соответствующие звуки. Побеждает та команда, которая быстрее всех собралась.

Упражнение «Фигуры». Психолог делит участников на несколько команд (по 4-5 человек в каждой команде). Каждая команда получает задания, на которых нарисована фигура/буква (круг, квадрат, звезда, ромб, буква М, А  и т.д.). Задача участников – как можно быстрее создать указанную на карточке фигуру из всех участников команды.

Упражнение «Оставлю след».  Участники получают небольшой отрезок бумаги, на котором им предстоит выразить своё настроение – впечатление от сегодняшнего занятия в виде цветной геометрической фигуры (например, красный круг, жёлтый квадрат и т.д.). Все «впечатления» наклеиваются в произвольном порядке на большом листе бумаг или ватмане.

Занятие 2. Цель: развитие представлений о себе, восприятие членов группы, развитие креативного мышления, коммуникативных навыков.  Необходимые материалы: МАК «Я и все-все-все», пустые карточки для участников, ручки, цветные карандаши.

Упражнение «Алфавитная шеренга». Участники должны в максимально короткий срок выстроиться в одну шеренгу так, чтобы их имена были в алфавитом порядке.

Работа с метафорическими ассоциативными картами «Расскажи историю».  Психолог предлагает участникам выбрать карту, которая больше всего понравилась и сочинить по ней историю. История может быть составлена про себя, своих близких, или вовсе не иметь отношения к личности ученика. Участники по очереди выбирают понравившиеся карты, рассказывают истории в произвольном порядке.

Работа с метафорическими ассоциативными картами «Я и мой друг».  Часть карт комплекта психолог убирает и снова предлагает участникам выбрать понравившуюся карту, на этот раз участники выбирают карту, на которой изображено как они общаются с друзьями. Участники  по очереди рассказывают историю по картинке, разыгрывают диалог.

Работа с метафорическими ассоциативными картами «Разыграем историю». Психолог выбирает карту и показывает её группе. Участники должны в режиме импровизации обыграть эту ситуацию, распределить роли. Затем каждый из участников по очереди выбирает карту и сам становится ведущим, группа (можно вместе с психологом) импровизируют выбранную карту.

Упражнение «Моя карта».  Участники получают небольшие чистые карты (бумажные или картонные), на которых им предстоит нарисовать своё настроение на сегодняшний день (лицо, предмет, животное, абстрактная фигура).

Занятие 3.  Цель: развитие навыков вербального и невербального общения, развитие эмпатии, развитие умения продуктивно взаимодействовать с окружающими. Необходимые материалы: коробка, 30-40 штук фасоли, клубок ниток; заранее подготовленные презентации для упражнения «Все – некоторые – только я».

Упражнение «Дракон – самоед». Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу друг за другом. Крайний слева – «голова», крайний справа – «хвост». Задача «головы» – схватить «хвост». Половина шеренги, которая ближе к «голове», помогает «голове», половина шеренги, которая ближе к «хвосту», помогает «хвосту». Игра продолжается в течение минуты, после участники меняются местами так, чтобы «головой» и «хвостом» смогли побывать все участники.

Упражнение «Фасоль». Участники по очереди достают из коробки по одному зёрнышку фасоли. Участники должны тщательно рассмотреть своё зёрнышко, изучить его особенности. После все зёрнышки возвращаются в коробку и тщательно перемешиваются. Задача участников – найти среди множества зёрнышек своё.

Упражнение «Все – некоторые – только я». Психолог показывает на экране различные слайды с изображением различных картинок (продукты, виды спорта, предметы быта, одежды и т.д.). Если данный слайд нравится участникам и вызывает приятные эмоции, то они должны встать и поменяться друг с другом местами, если нет – участник остаётся на прежнем месте.

Упражнение «Все – некоторые – только я. Эмоции». Упражнение проходит по такому же принципу, как предыдущее. Психолог показывает слайды, на которых изображены ситуации с  негативными эмоциями (грусть, страх, горе, обида, отчаяние и т.д.). Если данная ситуация когда-то случалась с участниками – они меняются местами, если нет – остаются на своих местах.

Упражнение «Клубок». Психолог показывает участникам клубок ниток, объясняет, что это не обычный клубок, а «Клубок Дружбы»; каждый может связать себя нитями дружбы с группой. Психолог обматывает свой палец ниткой и передаёт клубок дальше, по часовой стрелке, так, чтобы все участники были «связаны» одной ниткой. Психолог объясняет, что теперь все они связаны одной очень прочной и надёжной нитью.

Занятие 4. Цель: сплочение коллектива, формирование и развитие чувства ответственности перед членами группы, развитие лидерских качеств. Необходимые материалы: 3-4 маленькие плюшевые игрушки, 2 верёвки длиной 1,5 метра каждая, листы формата А-4, карандаши или ручки, колода обычных карт.

Упражнение «Летающие кошки»

Необходимые материалы: 3-4 маленькие плюшевые игрушки

Процедура: участники стоят в общем кругу, тренер бросает мягкую игрушку одному из участников, который ловит её и кидает её следующему и т.д., пока игрушка не побывает у каждого из участников и не вернётся снова к тренеру. Когда игрушка возвращается к тренеру, он снова кидает её тому участнику, которому кинул вначале и просит группу повторить  и запомнить эту последовательность. Потом тренер ускоряет игру и спрашивает группу, могут ли они ещё ускорить темп. После того, как группа достигает максимального темпа, тренер сразу вслед за первой «кошкой» кидает вторую, потом третью и т.д., в результате чего кошки летают везде, а участники приходят в состояние весёлого сумасшествия.

Упражнение «Переправа»

Необходимые материалы: две верёвки длиной около 1,5 м каждая

Процедура: верёвки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из верёвок. Группе даётся следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришёл другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими верёвками – безопасная зона, где вам всем нужно оказаться. Область между верёвками – опасная зона, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй верёвкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между верёвками, если это произойдёт – вся команда возвращается на линию старта.

Упражнение «Импульс»

Процедура: участники сидят в общем кругу, тренер просит всех взяться за руки, затем пожимает руку своего соседа справа и просит его передать импульс рукопожатий по кругу. После того, как волна рукопожатий возвращается в начало круга, тренер спрашивает, может ли группа передать импульс быстрее. После того как это будет сделано, тренер просит группу передать импульс ещё быстрее и так далее, пока импульс не начнёт передаваться почти мгновенно.

Упражнение «10 фактов о нас»

Необходимые материалы: листы формата А4, ручки, карандаши

Процедура: участники разбиваются на пары, тренер просит каждую пару найти и записать за 3 минуты 10 фактов, которые их объединяют. Например, «Мы оба живём в Новом Уренгое», «мы оба любим психологию» и т.д. После этого пары объединяются в 4-ки или 5-ки, которым  нужно найти 10 фактов, общих уже для этой четвёрки. После вся команда объединяется вместе и находит 10 фактов, общих уже для всей команды.

Упражнение «Масти»

Необходимые материалы: колода карт

Процедура: участникам тренинга раздают карты, по одной на человека. После этого участники разбиваются на мини-группы в соответствии с мастью полученной карты. В результате должны получиться 4 мини-группы. После этого мини-группы проводят обсуждение:

- масти червей делятся друг с другом тем, что им больше всего нравится;

- масти пик рассказывают о том, что им не нравится;

- масти бубен рассказывают о том, что у них лучше всего получается;

- масти треф рассказывают о том, что у них не получается.

Задание 5. Цель: развитие лидерских качеств, умения быстро принимать решение, приводить аргументы, формирование ассоциативного мышления.

Упражнение «Подарок». Каждый из участников по очереди делает подарок своему соседу справа. Подарок необходимо сделать невербально, но так, чтобы участник понял, что ему дарят. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего нельзя.

Игра «Воздушный шар».  Психолог зачитывает инструкцию: «Представьте, что вы летите на воздушном шаре, высоко над океаном. В какой-то момент ваш воздушный шар начинает пропускать воздух и падать. До земли лететь достаточно долго. Единственный шанс долететь до земли – это избавиться от лишнего веса. Вам предстоит всем вместе решить, от чего необходимо избавиться (50 кг). Решение должно быть единогласным.

Список предметов

Украшения и золото

10 кг

Собака

30 кг

Канистра с питьевой водой

10 кг

Охотничье ружьё

5 кг

Шоколад

5 кг

Консервы

10 кг

Тёплое пальто на каждого

10 кг

Газовая плитка

10 кг

Огнетушитель

5 кг

Рации

5 кг

Палатка

5 кг

Охотничий нож на каждого

5 кг

Игра «Имаджинариум».  Участникам раздаётся по 5 карт, карты не должны показываться другим участникам. Психолог начинает игру и загадывает ассоциацию на одну из имеющихся у него карт и кладёт её рубашкой вверх на середину стола. Остальные участники должны найти среди своих карт похожую под описание ведущего и тоже положить в центр стола рубашкой вверх. Когда все игроки положат свои карты на стол, ведущий тщательно перетасовывает их и раскрывает картинками вверх. Теперь все участники (кроме ведущего, который загадал ассоциацию) должны угадать из имеющихся карт ту, которую назвал ведущий. Если участник правильно определил выбранную карту, он получает 1 очко. Далее начинает загадывать ассоциацию следующий игрок, по часовой стрелке. После каждого хода участники берут из общей колоды арт ещё по одной карте. Игра продолжается до тех пор, пока в колоде не останется карт. Ассоциации могут быть самыми разными (эмоции, чувства, персонажи и герои фильмов и сказок, праздники и т.д.).

Упражнение «5 слов». Участники получают небольшие карточки, на которых им предстоит написать 5 слов о себе самом (модный, сильный, смелый, весёлый и т.д.).

Заключение

Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению.

Слабослышащий ребёнок не всегда способен понимать окружающих людей, их мысли, чувства, мотивы поведения. Ещё тяжелее такому ребёнку поведать о собственных переживаниях и эмоциях, рассказать о своих проблемах и страхах.

Посредством предложенных методических разработок дети с нарушением слуха приобретают навыки альтернативной коммуникации: учатся взаимодействовать с окружающими, оказывать друг другу посильную помощь (в том числе и психологическую), проявлять терпение и эмпатию, воспринимать окружающих людей и относиться к ним уважительно, моделировать своё поведение в зависимости от социальных ситуаций, понимать и принимать себя и свои особенности. При решении всех этих задач ребёнок будет чувствовать уверенность в себе  и других людях, будет стремиться решать конфликтные ситуации продуктивными способами, сопереживать и поддерживать своих близких.

Список использованных источников

  1. Гращенкова А.  Источник силы. Многообразие ресурсов: метафорические ассоциативные карты/ А.Ю. Грещенкова. – Санкт-Петербург, Москва: Речь, 2019.
  2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008.
  3. Крюгер К.  Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все»/ К. Крюгер; - СПб.; М.: Речь, 2019.
  4. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт-сост. Ю.А. Голубева. – Изд. 3-ие, испр. – Волгоград: Методкнига.
  5. Сонин В.А. психологический практикум: задачи, этюды, решения. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
  6.  https://fb.ru/article/424561/alternativnaya-kommunikatsiya-metodyi-i-osnovnyie-zadachi 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Как правильно использовать экран во время работы со слабослышащими детьми.

Как правильно использовать экран во время работы со слабослышащими  детьми....

Основные аспекты развития творческих способностей учащихся, работа с одаренными детьми на уроках информатики

В данной статье рассмотрены основные приемы, применяемые мной на уроках, для развития творческих способностей учащихся разных параллелей....

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Аннотация: рассматривается эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка. В числе преимуществ их использования в качестве средств обучения можно назвать субъектную орие...

Развитие творческих способностей при работе с детьми с ОВЗ

В настоящее время общество нуждается в инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития творчес...