Невербальные средства общения
презентация к уроку по психологии

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли», «окаменели». Гнев и злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости. Нервничающие люди «кусают губы».

Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon neverbalnye_sredstva_obshcheniya.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Невербальные средства общения Педагог-психолог : Халимон Марина Николаевна.

Слайд 2

Говорим мы голосом, беседуем всем телом. Публиций План: Основные каналы общения. 2.Особенности невербального общения. 3.Средства невербального общения.

Слайд 3

К средствам общения относятся: язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения; интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе; мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы; расстояние , на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Слайд 4

Основные каналы общения. Общение осуществляется по следующим каналам: речевому (вербальному – от латинского слова устный, словесный ) и неречевому (невербальному).

Слайд 5

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней ( 10% - слова, 30% - тембр, мелодичность, ритмика, 60% - невербальное общение).

Слайд 6

Особенности невербального общения: Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли», «окаменели». Гнев и злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости. Нервничающие люди «кусают губы». Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Слайд 7

Особенности невербального общения: «Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам: 1.Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно. 2.Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой (невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности). Невербальное общение как правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова. Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.

Слайд 8

Средства невербального общения: поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд), направлении движения, длина паузы, интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель, рукопожатие, поцелуй, похлопывания, ориентация, дистанция.

Слайд 10

ПОЗА это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Насчитывается около 1000 устойчивых поз. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, другие – закрепляются. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. - во время разговора говорящий наклоняется – говорит о внимании; - разваливается на стуле, в кресле – неудобно с ним общаться; - женщины предпочитают разговаривать склоняясь в сторону собеседника; - мужчины предпочитают положение лицом к лицу; - скрещенные руки или ноги – защитная установка; - открытая поза – установка доверия; - сидят, подбоченившись – неповиновение или готовность к работе; - кивание головой – согласие или дает разрешение собеседнику продолжить разговор; - руки, заведенные за голову – превосходство.

Слайд 11

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Жесты можно разделить на: - коммуникативные : жесты приветствия, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.; - модальные жесты (выражающие оценку и отношение) : жесты одобрения, неудовлетворения, доверия, недоверия, растерянности и т.п.; - описательные жесты : имеют смысл только в контексте речевого высказывания. Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать, противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Слайд 12

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, отражающим внутреннее состояние человека . Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10% информации. Мимикой выражаются шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.

Слайд 13

Части и элементы лица Эмоциональное состояние Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно открыт Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты Форма глаз Глаза раскрыты или прищурены Глаза прищурены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное Мимические коды эмоциональных состояний

Слайд 15

Мимические коды эмоциональных состояний

Слайд 17

Походка человека – это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.

Слайд 18

Взгляд – общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи. Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком.

Слайд 19

Межличностное пространство – как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Им мы выражаем наше отношение к говорящему: держимся подальше, если нам не нравится человек или кого боимся; чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят. Существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками: -интимная (до 46 см): родственники, возлюбленные, друзья, встречается в спорте; -личная (46 – 120 см): неформальные социальные и деловые отношения; -социальная (120 – 360 см): официальное общение; -публичная (более 360 см): сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей. Чрезмерно близкое или чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении. Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола и уровня культуры, от социального статуса.

Слайд 20

Выполните задание Согласно древней мудрости, подлинное достижение духовной жизни доступно тому, кто одновременно связан дружескими узами [а не только должностными или семейными обязанностями] со многими разными людьми . В этот круг общения должны входить: родственники; ровесники; люди моложе вас: люди значительно моложе вас; совсем маленькие дети; люди старше вас; люди значительно старше вас; старики и пожилые люди. А теперь попробуйте заполнить предложенные ряды, написав инициалы конкретных людей, с которыми вы связаны дружескими узами. Лучше, если в каждом ряду таких партнеров будет несколько. Ровесники:_______________________________________ Люди моложе вас:__________________________________ Люди значительно моложе вас:______________________ Совсем маленькие дети:____________________________ Люди старше вас:__________________________________ Люди значительно старше вас :_____________________ Старики и пожилые люди:__________________________ Если останутся свободные места, то это ≪информация к размышлению ≫ . Ваш круг общения не полон, ищите новых друзей разных возрастных категорий для полного постижения их духовной жизни!

Слайд 21

Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении), т. е. умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает систему знаний и умений (техник), обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях общения. Кроме того, эффективность общения зависит и от того, что А. А. Бодалев (1996) называет «коммуникативным ядром личности», под которым он понимает все, что относится к личности человека и как-то влияет на его общение с людьми, включая черты характера, эмоциональные особенности, перцептивные способности (познание объекта общения), т. е. то, что называют коммуникативными способностями (качествами).

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Невербальные средства общения. Язык жестов"

Разработка урока английского языка по теме "Body language. Non-verbal means of communication"...

конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...

презентация "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Электронное сопровождение к уроку развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"...

Презентация "Невербальные средства общения"

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику инфо...

Методическое сообщение на РМО учителей - логопедов

В материале представлен конспект индивидуального занятия с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО, логопедическое представление, цель и задачи, этапы занятия, самоанализ....

конспект занятия по теме "Невербальные средства общения"

Занятие для детей подросткового возраста по программе "Психология общения". Тема "Невербальные средства общения"...

Средства и мимика как невербальные средства общения

Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает  понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают  содержание выск...