Психологические особенности подросткового возраста
статья по психологии
о психологические особенности подросткового возраста и почему субкультуры важны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит формирование устойчивой системы ценностей, нравственных убеждений и принципов, становление самосознания и формирование социального статуса личности. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Этот период характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. На развитие в период отрочества существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверстниками. Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения – «пубертатного криза», который слагается из «кризиса идентичности» (появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других), «кризиса авторитета» (смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми) и «сексуального кризиса» (половое созревание).[1]
Период отрочества – это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. На развитие в период отрочества существенное влияние оказывает полноценное общение подростка со сверстниками. В свою очередь, благополучные отношения с взрослыми в школе и семье, основывающиеся на понимании подростка и принятии его, являются важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.[2]
Практически все авторы литературы по возрастной психологии подчеркивают эмоциональную нестабильность, ранимость подростков: «В этот период крайней ранимости они защищаются от всего мира либо депрессией, либо негативизмом, который еще больше усиливает их слабость», – пишет Ф. Дольто.[3] Эта повышенная хрупкость связана, во-первых, с физиологическими и гормональными перестройками, во-вторых, с новой социальной и психологической ситуацией.[4] Исследовательские данные (Массен П. X., 1987) свидетельствуют, что полноценное общение со сверстниками на этом этапе жизни является более значимым для сохранения психического здоровья через весьма длительный промежуток времени (11 лет), чем такие факторы как умственное развитие, успешность в учебе, взаимоотношения с педагогами.[5] Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение.[6]
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, появляются первые признаки «ценностного» конфликта, проявляющегося в стремлении подростка отстаивать собственные взгляды и ценности, противопоставляя их нормам и требованиям взрослых. В полной мере этот конфликт проявляется в следующем, юношеском периоде развития. В подростковый период такой конфликт выражается в активном отстаивании школьниками собственного понимания справедливости в самых разных областях – от замечания учителя, «несправедливой» отметки до политических, экономических проблем. Подросток с каким-то особым удовольствием начинает «обличать» родителей и вообще взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам, которые проповедуют, обвинять их в лицемерии, он как бы специально нацелен на выискивание недостатков у взрослых.[7]
Б. Заззо, в результате исследований выявил эволюцию эталонов «роста». Дошкольники сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что они «большие». Школьный возраст; считает себя «средними», с отклонениями преимущественно в сторону «большого» (количественный эталон сравнения – переход из класса в класс). С 11 до 12 лет эталоном становиться взрослый, «расти» – значит становиться взрослым.[8]
Советские психологи, начиная с Л.С. Выготского, единодушно считают этот «рост» главным новообразованием подросткового возраста. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным[9]. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.[10]
Взрослость – ответственность за себя и близких, новые права и обязанности, включенность во множество иерархий и систем общения. Это не только объективное состояние, но и особое переживание, которое появляется именно в подростковом возрасте. То есть подросток в 12-16 лет учиться «подстраиваться» к социальной реальности и достигать собственных целей, причем он активно стремиться реализовать свою «самость», индивидуальность, личные ценности.[11]
Сложности перехода от детства к взрослости обусловлены и культурными традициями современного общества. В 30-х годах ХХ века культуролог Р. Бенедикт исследовала разницу моделей воспитания в западной «индустриальной» и так называемых «примитивных» культурах. По ее наблюдениям, в культурах западного типа присутствует усиленный акцент на контрасте между ребенком и взрослым, в то время как в примитивных культурах требования к детям и взрослым одинаковы. Поэтому в индустриальном обществе подростковый период становится «временем конфликтов и потрясений» – поведение взрослых связано с вещами, которые запрещены детям, а взрослые, вместо того, чтобы помочь детям преодолеть разрыв, проявить самостоятельность, либо игнорируют эти попытки, либо вступают с ребенком в конфликт. Это приводит к тому, что некоторые индивиды начинают избегать взрослого типа поведения. Инфантилизм, неподготовленность к роли взрослого, конфликты – следствие подобного воспитания.[12]
По мнению К. Левина, подросток находиться в положении маргинальной личности, то есть, принадлежит к двум культурам – детей и взрослых, но не является полноправным членом ни одной из них. Характерными чертами поведения маргинала являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность. Застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтность, склонность к крайним суждениям и оценкам.[13]
Ф. Дольто отмечает, что на более ранних стадиях эволюции человечества для облегчения перехода от детства к взрослости существовали специальные ритуалы и обряды инициации. В настоящее время эта традиция утрачена, и подростки сами вынуждены создавать себе их психологическую замену.[14] «Подростки должны подтвердить себе и другим свой новый статус самостоятельного человека», – пишет К. Фопель.[15] Для этого они либо находят какой-либо вид деятельности, который не могут контролировать родители, либо становятся носителями какой-либо молодежной или подростковой субкультуры.[16]
Переход от состояния ребенка, ответственность за которого несут родители, к состоянию самостоятельного взрослого – сложная задача. К. Фопель подчеркивает, что подростки часто не уверены в том, справятся ли они с трудностями взрослой жизни.[17] Учитывая склонность подростков к так называемому «черно-белому», бескомпромиссному мышлению, от всего этого действительно легко впасть в депрессию и безысходность. В пространстве общения среди представителей неформальных сообществ возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнера. А привитие культуры этого выбора возможно лишь при условии терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.[18]
Подростковый возраст отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость, неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведения индивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чему соответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушение некоторых норм), девиантное (нарушение порядка) и делинкветное (совершение правонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток не видит возможности реализовать свои интересы и ожидания.[19]
Период пубертата – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности – это характерная черта молодого возраста. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни.[20] Таким образом, становление нового уровня самосознания, «Я-концепции» – центральное личностное новообразование этого периода. Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости «Я-концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими.[21] Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд – «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я-идеальном». Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я-концепции» школьника.[22]
В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. [23]
Нарушения поведения, его отклонение от общепринятых норм являются основным проявлением акцентуаций характера в подростковом возрасте. Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных: воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При акцентуациях характера его особенности, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное – особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования «месту наименьшего сопротивления» в характере. К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми. Биологические факторы, играющих роль в становлении акцентуаций характера, инфантилизм и ускорение (акселерация) физического развития, в том числе полового созревания. Акселерация наиболее ярко выступает в подростковом возрасте. Акселерация касается не только физического развития. Современная социальная жизнь предъявляет к нервной системе подростков более высокие требования, чем полвека назад. Причины инфантилизма различны. Чаще всего он бывает конституциональным, но может быть вызван длительными соматическими заболеваниями, эндокринными нарушениями, а также изнеживающим воспитанием.[24]
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения — «пубертатного криза». Подростковый комплекс включает в себя:
1. «Кризис идентичности». Подростковый возраст является особенным и отличным от других возрастов. Так Э.Эриксон особенно выделяет этот возраст, который характеризуется появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других («идентичности»)[25].
2. «Кризис авторитета». Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. «Мы и взрослые» – постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров – детского и взрослого – и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание[26].
3. «Сексуальный кризис». Характеризуется половым созреванием и по 3-. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.[27]
Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
В связи с этим можно предположить, что субкультура дает возможность подростку справиться с этими кризисами. Это возможность общения со сверстниками, где подростки постепенно учатся взаимодействовать с социальной реальностью. Таким образом, в ряде субкультур можно заметить элементы психотерапии, поэтому они так привлекательны для подростков. Некоторые субкультуры помогают реализовать и один из самых важных механизмов профилактики аутодеструктивного поведения – умение признавать, «быть в контакте», свободно обращаться с собственной злостью и агрессией, а также с другими «социально неодобряемыми» чувствами – завистью, отвращением, ненавистью, страхом. Часто наблюдается и «реакция группирования» – вместе подросткам легче решать свои проблемы и «отстаивать свои права» на собственные ценности, отличные от родительских, самостоятельно искать смысл собственной жизни. Осорина Н.В. отмечает, что эта реакция уже наблюдается у детей гораздо более раннего возраста – они чувствуют поддержку друг друга и решаются на то, что хотят, но боятся делать в одиночку, сообща решают сложные вопросы.[28]
Таким образом, подростковый возраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни.[29]
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.[30]
[1] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983
[2] Там же.
[3] Дольто Ф. На стороне подростка. – Екатеринбург, 2004.
[4] Тормосина Н.Г. Аутодеструктивное поведение и подростковые субкультуры: фактор риска или ресурс профилактики. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010.
[5] Развитие личности ребенка. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. - М., 1987
[6] Ребзуев Б.Г. Потребительское поведение подростков// Вопросы психологии.- 2006. – № 2.
[7] Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. СПб, 2004
[8] Стадии психического развития ребенка, в сборнике: Развитие ребенка, М., 1968.
[9] Кон И.С. “Молодежь” БСЭ. 3-е изд.
[10] www.psychology-online.net - Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками (Часть 2)
[11] Тормосина Н.Г. Аутодеструктивное поведение и подростковые субкультуры: фактор риска или ресурс профилактики. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010.
[12] Психология современного подростка. // Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.
[13] Осорина Н.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2007.
[14] Дольто Ф. На стороне подростка. – Екатеринбург, 2004.
[15] Фопель К. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. – М., 2008.
[16] “Социология молодежи” под ред. В. Т. Лисовского СПб, 1996
[17] Фопель К. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. – М., 2008.
[18] Тормосина Н.Г. Аутодеструктивное поведение и подростковые субкультуры: фактор риска или ресурс профилактики. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010.
[19] Психология современного подростка. Под редакцией проф. Регуш Л.А. СПб, 2005.
[20] Гуровой Р.Г. Современная молодежь: социальные и нравственные ориентации// Соц.исслед. – 2004. – № 4
[21] Кон И.С. “Молодежь” БСЭ. 3-е изд.
[22] http://wiki.iot.ru/index.php. Психологические особенности подросткового возраста. Т.С. Ленсу
[23] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983
[24] Там же
[25] Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис». М., 1996., с.152.
[26] Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1998.
[27] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983
[28] Осорина Н.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2007.
[29] Кле М. Психология подростка// Фролов Ю.И. Психология подростка. – М., 1997.
[30] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности подросткового возраста.
Консультация для специалистов и родителей по вопросам воспитания детей подросткового возраста...
Психологические особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст – это период, которого боятся вся взрослые. Считается, что подростковый возраст - самый трудный из всех возрастов, что касается обучения и воспитания. Подростковый возраст охватыв...
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Актуальность этой темы в том, что подрост...
Психологические особенности подросткового возраста.
Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ, для педагогов и воспитателей коррекционных классов, работающих с данной категорией учащихся.В материале представлены: краткая характеристика психофизи...
Психологические особенности подросткового возраста
Документ содержит информацию о месте и значении подросткового периода в развити ребёнка, анатомо-физиологической перестройке организма подростка. Раскрыты различные теоретические подходы к пробл...

Информационный стенд "Психологические особенности подросткового возраста"
Психологические особенности подросткового возрастаКРИЗИС 13-ти ЛЕТ Психологические особенности подросткового возраста связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и со...

Психологические особенности подросткового возраста
Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности...