«Познай себя» (программа для подростков по формированию собственной идентичности, положительной Я-концепции).
методическая разработка по психологии

Шикурова Елена Алексеевна

Направленность программы

Представленная программа является психолого - педагогической профилактической программой дополнительного образования.

Актуальность программы

С целью гуманизации школьного образования необходимо создать условия обеспечивающие полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, ориентируясь на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.  В связи с этим остро встает проблема сохранения внутренней устойчивости и целостности взрослеющей личности в неустойчивом и духовно разрозненном обществе. Таким образом, имеется необходимость создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования самоидентификации подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         ПРОГРАММА

«Познай себя»

(программа для подростков по формированию

собственной идентичности, положительной Я-концепции).

Программа предназначена

Составитель:

для подростков 11 - 15 лет

Шикурова Е. А., педагог-психолог

Объем курса - 18 час.

                Евтехова И. В., педагог-психолог

Форма обучения: групповая

Срок реализации программы: 4 мес.

Санкт – Петербург

2022 г.


Составитель программы:

Шикурова Елена Алексеевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории,

Евтехова Ирина Викторовна,

педагог-психолог первой квалификационной категории


Содержание

Пояснительная записка…...…………………………………………..............

4

Актуальность программы……………..……………………..………………

4

Практическая направленность программы……………..…..……..……..

5

Цель, задачи программы ………………………………….………...…..….…

6

Адресат программы……………………………………………….…..…….…

6

Продолжительность программы………...………………..……..…..……..

7

Планируемые результаты ………………………..………….……...…....….

7

Система оценки достижения планируемых результатов……….....….

7

Учебный план программы…….……………………...………………...…..

9

Содержание занятий…………...……………….……………………..…..…..

10

Условия реализации программы………....……………………...….……..…

15

Литература………..………………….………………………………….….….

16


Нормативно - правовым и документальным основанием программы являются: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Федеральные государственные образовательные стандарты, СанПиН, цели и задачи образовательной программы ГБОУ СОШ № 303 им. Ф. Шиллера Фрунзенского района города Санкт - Петербурга.

Пояснительная записка

Направленность программы

Представленная программа является психолого - педагогической профилактической программой дополнительного образования.

Актуальность программы 

С целью гуманизации школьного образования необходимо создать условия обеспечивающие полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, ориентируясь на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.

Одной из важнейших проблем подросткового возраста является процесс самоидентификации, который связан с опытом открытия и переживания собственного «я» как целостного, устойчивого, отличного от других феномена на экзистенциальном, индивидуальном и социальном уровне. Социально - психологические исследования последних лет показывают ряд негативных характеристик социальной позиции российских подростков:

•        диффузная идентичность (при отсутствии ясного чувства идентичности подростки переживают негативные состояния: пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности);

•        инфантилизм как отсутствие осознанных и самостоятельных решений в значимых областях жизни,

•        перенос ответственности за свою жизнь,

•        социальная апатия,

•        дефицит смысла будущего,

•        гедонистическое и ситуативное восприятие своей жизни.

  1.           Развитие информационного общества привело к тому, что современный подросток, имеющий дело с множеством вариантов стратегий, способов социальной самоидентификации, неопределенностью духовной опоры для самоопределения, потоком информации, испытывает серьезные трудности в том, чтобы осмыслить, упорядочить и использовать ее как строительный материал для саморазвития.

 В связи с этим остро встает проблема сохранения внутренней устойчивости и целостности взрослеющей личности в неустойчивом и духовно разрозненном обществе. Таким образом, имеется необходимость создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования самоидентификации подростков.

Практическая направленность программы

Подростки с проблемами самоидентификации, обладающие диффузной идентичностью, являются группой риска - чаще других демонстрируют деструктивное (плохо другим) и аутодеструктивное (плохо себе) поведение.

Данная программа позволяет подросткам сформировать собственную идентичность, положительную Я-концепцию.

Цель, задачи программы

Цель: создание психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития каждого ребенка, ориентируясь на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. 

Задачи программы:

развивающие 

  • повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции, способствующей самоидентификации;
  • овладение социально-психологическими знаниями;
  • развитие способности познания себя и других людей;

обучающие

  • формирование собственной идентичности, Я – концепции, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми.

воспитательные

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

Адресат программы

Программа рассчитана на подростков 11-15 лет, стремящихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Продолжительность программы

Данная программа предполагает проведение занятий с периодичностью 1- раз в неделю. Продолжительность занятий 1,5 часа. В течение занятия для учащихся предусмотрены 5 - 10 минутные перерывы.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Общее количество занятий – 12.

Планируемые результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы

личностные

  • сформированная положительная Я – концепция;
  • обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

метапредметные

  • ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Система оценки достижения планируемых результатов

При проведении занятий используются следующие формы диагностики:

1. Тестирование:

  • Тест Куна. Тест «Кто Я?». Тест двадцати высказываний. (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) (изучение содержательных характеристик идентичности личности);
  • опросник для определения самооценки (Уайнхолд, 1983);
  • методика М. Рокича «Ценностные ориентации» (позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, ключевые мотивы поступков).

2. Наблюдение специалиста.

3. Презентация проекта «Кто Я?».

Учебный план

п/п

Темы занятий

Количество занятий

Время одного занятия

Всего часов

Формы контроля

Теоретическая часть (час.,мин.)

Практическая часть (мин)

1

Вводная часть

1

0,5

1

1,5

тестирование

2

Основная часть

10

5

10

15

тестовые задания, наблюдение специалиста

3

Заключительная часть

1

-

1,5

1,5

Презентация проекта, подведение итогов

Итого

12

5,5

12,5

18

Учебно - тематический план

п./п.

Тема занятия

Коли-чество занятий

Время одного занятия (мин.)

Всего

(час.)

Форма контроля

Теоретическая

часть

Практическая часть

Вводное занятие

1

0,5

1

1,5

Тестирование

Кто Я?

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специалиста

Каков я на самом деле?

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специлиста

Мои права и права других людей. Ответственность.

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специалиста

Точка опоры.

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специалиста

Ценность взаимоотношений с людьми.

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специалиста

Звездная карта моей жизни.

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специалиста

Жизненная стратегия «Быть». Психология творческой личности.

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специалиста

Мотивы наших поступков.

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специалиста

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специалиста

Жизнь по собственному выбору.

1

0,5

1

1,5

Наблюдение специалиста

Презентация проектов «Кто Я?»

1

-

1,5

1,5

Итоговая презентация

Всего

12

5,5

12,5

18

Содержание занятий

Занятие 1. Вводное занятие.

Тестирование:

Тест «Кто Я?». Тест двадцати высказываний. (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) (изучение содержательных характеристик идентичности личности);

Опросник для определения самооценки (Уайнхолд, 1983);

Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» (исследование направленности личности и определение ее отношение к окружающему миру, ключевые мотивы поступков).

Занятие 2.  Кто Я?

Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать самоанализу участников. Развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

Знакомство группы. Обсуждение правил группы.

Упражнение «Кто Я?» (проективный тест ассоциации).

Упражнение «Рисунок Я» (изображение своего собственного образа в аллегорической форме).

Упражнение «Я словно …» (ответить на вопрос: «Кто я?», закончив предложения).

Ритуал прощания.

Рефлексия.

Занятие 3.  Каков я на самом деле?

Цель: установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям. Закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Круги на воде» (изображение своего места в жизни при помощи проективной методики).

Упражнение «Колесо жизни» (изображение удовлетворенности своей жизнью).

Упражнение «Принятие себя» (работа с достоинствами и недостатками).

Ритуал прощания.

Рефлексия.

Занятие 4.  Мои права и права других людей. Ответственность.

Цель: закрепление навыков уверенного поведения благодаря использованию понятия прав. Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Атомы» (взаимодействие с группой).

Упражнение «Мои права» (закрепление понятий собственные права и права других людей).

Упражнение «Ответственность» (актуализация понятия)

Ритуал прощания.

Рефлексия.

Занятие 5.  Точка опоры.

Цель: закрепление позитивного отношения к себе, актуализация личностных ресурсов участников занятий, оказание психологической поддержки с помощью медитации.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Скажу откровенно» (саморефлексия).

Упражнение «Я подарок для человечества» (актуализация уникальных возможностей).

Упражнение «Маяк» (релаксационная техника).

Упражнение «Солнышко» (актуализация позитивных представлений о себе).

Ритуал прощания.

Рефлексия.

Занятие 6. Ценность взаимоотношений с людьми.

Цель: научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Значимые люди» (изображение значимых людей).

Упражнение «Доверие» (составление списка людей, которым доверяют).

Упражнение «Слепец и поводырь» (упражнение на доверие).

Упражнение «Два корабля» (развитие группового взаимодействия).

Упражнение «Мы с тобой одной крови…» (формирование доверия в группе)

Ритуал прощания.

Рефлексия.

Занятие 7. Звездная карта моей жизни.

Цель: укрепление своего устойчивого Я; дальнейшее самораскрытие, самопознание; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Ты меня уважаешь?» (формирование позитивного взаимодействия).

Упражнение «Моя вселенная» (укрепление своего устойчивого Я).

Упражнение «Дом моей души» (визуализация истинного Я)

Упражнение «Дом моей души» (изображение себя, укрепление своего Я)

Ритуал прощания. Рефлексия.

Занятие 8. Жизненная стратегия «Быть». Психология творческой личности.

Цель: углубление процесса самораскрытия; поиск того, что отличает конкретного человека от других людей; обучение тому, как позитивно находить выход из ситуаций; помощь в определении личностных ценностей.

Ритуал приветствия.

Теоретическая часть «Жизненная стратегия «Быть».

Упражнение «Творческие силы» (обсуждение в группе).

Упражнение «Почувствуй себя творцом!» (реализация творческого потенциала)

Ритуал прощания.

Рефлексия.

Занятие 9. Мотивы наших поступков.

Цель: помощь в осознании мотивов своих поступков, осознании собственного влияния на других людей; устранение эмоциональных барьеров между членами группы.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Светский прием» (комплименты).

Упражнение «Осознание мотива» (осознании мотивов своих поступков).

Упражнение «Особые дары» (формирование чувства благодарности и осознание мотивов поступков других людей).

Упражнение «Благодарность без слов» (невербальное взаимодействие).

Ритуал прощания.

Рефлексия.

Занятие 10.  Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение.

Цель: научение говорить о себе только позитивно; активизация процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих положительных качеств.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Приветственная фраза» (формирование навыков позитивного взаимодействия

Упражнение «Самоодобрение» (активизация процесса самопознания).

Упражнение «Формула успеха» (повышение самопонимания).

Упражнение «Я ценю себя» (визуализация)

Ритуал прощания.

Рефлексия.

Занятие 11.  Жизнь по собственному выбору.

Цель: развитие умения анализировать свои личностные качества; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей; обучение тому, как эффективно использовать свое время.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Мне приятно сказать…» (формирование навыков позитивного взаимодействия)

Упражнение «Жизнь» (ассоциативное упражнение)

Упражнение «Жизненный круг» (создание «образа жизни»)

Анализ и обсуждение жизненного выбора.

Творческая мастерская «Я в этой жизни» (осознание себя и своего будущего)

Ритуал прощания.

Рефлексия.

Условия реализации программы

Формы и методы работы

Занятия проводятся в группах по 15 - 20 человек в виде социально-психологического тренинга. На занятиях применяются методы групповой работы: психодиагностические тесты, наблюдение, тренинг, упражнения.  Занятия направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей подростков, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, формирование системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в просторной комнате, оснащенной стульями в соответствии с числом участников занятий, музыкальной и, желательно, видео аппаратурой, ковровым покрытием.

Для занятий необходимы: ватман, бумага для рисования и писчая бумага, авторучки, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти, скотч, бумажные салфетки, повязки на глаза, мяч, мягкая игрушка, шнур.

ГБОУ СОШ № 303 им. Ф. Шиллера располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных в программе.

Требования к специалисту, реализующему данную программу

Занятия проводит специалист, имеющий высшее образование по специальности психолог, имеющий опыт работы с подростками, обладающий широкой эрудицией; знающий закономерности психического развития ребенка на каждой возрастной ступени; психодиагностику и свободно владеющий методами психологического консультирования, коррекционной и развивающей работы.

Литература

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.; Питер, 2005.

Бабайцева В. К. Личностно-ориентированный тренинг. – М., 1997.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999.

Выготский Л. С. Психология. – М., 2000.

Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. – М., 1997.

Данилова В. Л. Как стать собой. – М., 1994.

Игры: обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В. В. Петрусинского. – М., 1994.

Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

Кон И. С. Психология юношеского возраста. – М., 1994.

Коротаева Е. Хочу, могу, умею. – М., 1997.

Кэдьюсон X. К., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб: Питер, 2000.

Прученков А. С. Трудное восхождение к себе. – М., 1995.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.

Рогов. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

Родионов В. А., Ступницкая М. А., Кардашина О. В. Я и другие. – Ярославль, 2001.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. – М., 1989.

Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб: Питер, 2001.

Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование Я-концепции в рамках курса ССЛ «Познай себя» на классных часах в 5 классе»

В работе анализируется опыт педагогической деятельности  автора, как  классного руководителя, производится самоактуализация методов и приемов, обеспечивающих создание условий для формировани...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Познавательно-дискуссионная программа для школьников "Откровенный разговор с подростком. Познай себя»

Формирование понятия цель жизни, счастье, активной жизненной позиции у подростка; формирование нравственных понятий: счастье, целеустремленность, ответственность, духовные ценности, добросовестность, ...

Познавательно-дискуссионная программа для школьников "Откровенный разговор с подростком. Познай себя»

Формирование понятия цель жизни, счастье, активной жизненной позиции у подростка; формирование нравственных понятий: счастье, целеустремленность, ответственность, духовные ценности, добросовестность, ...

Практикум для подростков "Познай себя"

включает тесты для обучающихся 9-10 классов направленные на самопознание личности...

Тренинг для подростков: «Познай себя!»

Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, и навыков конструктивн...

«Познай себя» (программа для подростков по формированию собственной идентичности, положительной Я-концепции).

Направленность программыПредставленная программа является психолого - педагогической профилактической программой дополнительного образования.Актуальность программыС целью гуманизации школьного образов...