«Формирование Я-концепции в рамках курса ССЛ «Познай себя» на классных часах в 5 классе»
материал (5 класс) на тему

Гуленкова Инга Анатольевна

В работе анализируется опыт педагогической деятельности  автора, как  классного руководителя, производится самоактуализация методов и приемов, обеспечивающих создание условий для формирования и развития Я-концепции обучающихся 5 класса. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, личность начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя.

Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным развитием, или саморазвитием. Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития. Взаимодействие классного руководителя  с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие. Совокупность теоретических и практических методов исследования ориентирована на формирование доминанты на саморазвития, самоактуализации и самовоспитания. Ученики должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. 

Уровень сформированности потребности в саморазвитии отражает уровень социальной зрелости личности, которая проявляется в степени интегрированности ее к общественным нормам, в способности личности решать стоящие перед ней задачи, брать на себя ответственность за выбор способов жизнедеятельности.  В качестве готового продукта представлены разработки классный часов, мероприятий, напрямую связанных с темами курса ССЛ для 5 класс «Познай себя»,  что говорит о систематической деятельности учителя в исследуемой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nir_na_nauchku.ppt1.34 МБ
Microsoft Office document icon nir_gulenkova.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………………………………..3

2. Технология самосовершенствования  личности……………………………………………..…5

3. Курс «Познай себя для 5 класса»…………………………………………………………….….9

4. Формирование «Я – концепции» на классных часах в рамках курса ССЛ………………….11

5. Заключение ……………………………………………………………………………..………13

6. Список литературы……………………………………………………………………………..14


Введение.

Одним из направлений воспитательной работы школы на современном этапе является подготовка ученика как личности интеллектуальной, высоконравственной, творческой, стремящейся к постоянному самосовершенствованию, создание условий в школе для дальнейшей социальной адаптации учащихся. Развитие Я-концепции является самым главным процессом в жизни человека, который начавшись в подростковом возрасте, не прекращается в течение всей жизни. От сформированной в подростковом возрасте Я-концепции зависят те успехи или неудачи, которые произойдут с человеком в жизни. Уже давно признано, что успех способствует успеху. Мы учимся действовать успешно на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль “банка информации” и формирует взгляд на себя как на успешного человека, который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении очередных задач или проблем.

Актуальность: Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. На первый план по значимости выходит проблема саморазвития, самостроительства человека. Воспитание без самовоспитания неполноценно. Самовоспитание же начинается с самопознания. Целью в работе классных руководителей должно стать создание условий для саморазвития и самореализации личности ребенка его успешной социализации в обществе. Миссия классного руководителя особенна потому, что каждое его слово, каждый жест и движение должны нести в себе положительный импульс, так как именно при позитивном настрое любые начинания удаются.

Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.

Предмет исследования – формы и методы организации нравственного воспитания учащихся 5α класса в рамках курса ССЛ.

Цель работы – выявить условия эффективного формирования нравственности обучающихся на классах часах.

Задачи исследования:

  1. проанализировать состояние проблемы в современной педагогической теории.
  2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного воспитания пятиклассников рамках технологии саморазвития личности.

Методы исследования:

  1. теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез)
  2. эмпирические (обобщение опыта).

Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет эффективным и будет способствовать развитию нравственности у гимназистов, если:

  1. будут выделены принципы: целостность, последовательность, систематичность,
  2. будут использоваться динамичные, тренинговые формы работы, упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.

Технология самосовершенствования  личности.

«…Настоящий воспитатель только тот,

 кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы

для настоящего органического развития».

                                  (П.П. Блонский).

Деятельность классного руководителя охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Ученики должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя.  

Силы развития заложены в ребенке. Образ собственного “Я” меняется в лучшую или худшую сторону, прежде всего в процессе накопления практического опыта. Наша уверенность в себе, самообладание – результат личного практического опыта, а не знакомства с чистой теорией. Задача классного руководителя  предоставить как можно больше возможностей для развития, сформировать необходимую среду для полноценного развития личности во внеклассной деятельности.

Идея саморазвития для науки не нова, она формировалась в течение многих лет различными школами и направлениями. К самым ранним упоминаниям о саморазвитии в философских трудах относят идеи Гераклита об исследовании самого себя, Сократа о познании себя и.т.д. В дальнейшем идеи саморазвития нашли отражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. Возможности саморазвития ребенка в процессе обучения и воспитания в школе нашли отражение в работах Н.Г. Григорьевой, И.И. Ильясова, А.Н. Кочетова, А.Г. Ковалева, Г.К. Селевко и др.

В  технологии саморазвития Г.К. Селевко акценты сделаны на воспитании доминанты самосовершенствования, формировании самоуправляющих механизмов личности, индивидуального стиля деятельности. Процесс формирования потребности в саморазвитии направлен на стимулирование внутренней мотивации ребенка, его самопознание, самовоспитание и самореализацию. Уровень сформированности потребности в саморазвитии отражает уровень социальной зрелости личности, которая проявляется в степени интегрированности ее к общественным нормам, в способности личности решать стоящие перед ней задачи, брать на себя ответственность за выбор способов жизнедеятельности. Формирование у школьников потребности в саморазвитии личности включает в себя три взаимосвязанных и взаимопроникающих этапа:

  1. этап усвоения идеи потребности в саморазвитии,
  2. этап ее актуализации,
  3. этап сознательного насыщения потребности.

Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Потребности самосовершенствования.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. Особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения воспитания и совершенствования личностью самой себя.

Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.).

Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал, почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей. Частным проявлением указанных потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей. Механизм самоактуализации потребностей – познание; испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных возможностей играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Для осуществления самоактуализации необходимо предоставление личности соответствующих условий: свободы волепроявления, пространства для творческой деятельности, социального комфорта.

Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии самовоспитания школьника. Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития.

Доминантность в психическом развитии.

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере. Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности, соответствующей этому образованию. Доминанта представляет как бы мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности.

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными (сравним: ближние, средние и дальние перспективы по Макаренко).

Технология самовоспитания личности: целеполагание и задачи

В самом общем виде современная школа ориентируется на следующие воспитательные модели:

а) модель образованного, интеллектуально развитого выпускника, подготовленного к освоению профессионального этапа обучения;

б) модель физически здорового человека;

в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;

г) модель успешной (продуктивной, творческой) личности;

д) модель адаптирующейся личности, способной приспособиться к наличным социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

Зрелый уровень самосовершенствования характеризуют:

  1. одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;
  2. устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
  3. владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
  4. осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
  5. высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
  6. творческий характер деятельности человека;
  7. результативность, эффективность самоформирования личности.

К такому уровню самовоспитания ребенок должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

 Цели и задач технологии самовоспитания включает:

в области воспитания:

-превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;

-осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

-развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;

-формирование веры ребенка в себя;

-формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;

-обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;
-создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.
в области обучения:

-формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;

-формирование общеучебных знаний, умений, навыков;

-формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.
в области психического развития:

-поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;

-формирование положительной Я-концепции личности ребенка;

-формирование доминанты самосовершенствования личности;

-формирование умений управления собой, саморегуляции;

- составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.
В области социализации:

-формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

-формирование социальной активности;

-формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации;

-обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

-подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

Курс «Познай себя для 5 класса»

В нашей гимназии  внедрен курс ССЛ (самосовершенствование личности) с 1 по 11 классы,  поэтому моя деятельность классного руководителя базируется на технологии самосовершенствование личности (автор Г.К. Селевко). Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.  Каждый курс имеет УМК, состоящий из учебника и электронного цифрового ресурса. Каждый параграф учебника, помимо теории содержит дополнительные разделы: упражнения, что почитать, послушать, различные анкеты и тесты, крылатые выражения и.т.д. Для каждого класса  курс построен с учетом возрастных потребностей и возможностей и представляет следующую структуру по классам:

I - IV классы - Начало этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл. - Научи себя учиться (самообразование);

VIII кл. - Утверждай себя (самоутверждение);

IX кл. - Найди себя (самоопределение);

X кл. - Управляй собой (саморегуляция);

XI кл. - Реализуй себя (самоактуализация).

Я являюсь классным руководителем 5 класса. В моем классе преподается курс «Познай себя». На уроках ССЛ ребятам даются начальные сведения о психологии личности. Рассматриваются основные качества личности в нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сферах, приводятся способы их самопознания и самооценки.

Темы занятий:

  1. Знакомство с собой.
  2. Образ вашего Я.
  3. Посмотримся в зеркало.
  4. Я и окружающие.
  5. Вы –человек и вы – личность.
  6. Оценивание себя.
  7. Сходство и различие наших Я.
  8. Как вы воспринимает окружающий мир.
  9. Внимание, внимание!
  10. Дайте волю воображению.
  11. Мир эмоций.
  12. Настроение – «о’кей!».
  13. Темперамент 5 типа.
  14.  Характер- русский.
  15. Воля. Самостоятельность.
  16. Настоящий друг.
  17.  Основное отличие человека от обезьяны.
  18. Богиня Мнемозина.
  19. Как мы думаем.
  20. Логика мысли.
  21. Решение проблем.
  22. Каждому – по потребностям.
  23. От каждого – по способностям.
  24.  «Я» в общении.
  25.  Заведите друга – дневник.
  26. Богатство вашей личности.

Формирование Я-концепции на классных часах в рамках курса ССЛ.

С переходом из прогимназии  в среднее звено обучающейся  вступает в новую фазу своего психического развития: он становится младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего мира. Учитывая возрастные особенности учащихся 5 класса, их стремление к индивидуализации и рефлексии, для проведения занятий делю класс на классных часах на подгруппы, не более 2-3 человек. Это повышает эффективность занятия, т.к. дает больше возможности для осуществления индивидуального подхода и доверительности общения.

Отбираю такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся, конкретные условия жизни классного коллектива. Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения пятиклассников, которые я использую в своей деятельности.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение. Тематика классных часов взаимосвязана с курсом ССЛ и темами, которые изучаются в курсе. В  классе проводила беседы о трудолюбии, товариществе, дружбе, справедливости, доброте, о темпераменте и  характере. Основное требование, к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся. Темы классных часов: «Шаг навстречу» («Посмотримся в зеркало»), «Память и бабушкин сундук» («Богиня Мнемозина»), «Вежливость» («Мир эмоций»), «Планета друзей» («Настоящий друг»).

В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают этические беседы. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям. Темы бесед: интерактивная беседа «Люди из железа» («Воля. Самостоятельность»)

В процесс нравственного воспитания обязательно включаю два типа упражнений:  организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.  Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, - основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности. В целях выработки необходимых навыков и привычек поведения иногда провожу специальные упражнения в нравственных поступках: например по теме «Образ вашего я» упражнение «Моя вселенная», цель которого описать себя. Упражнение «Самооценка своих представлений о себе» и тест «Проверь свою нервную систему», а также  анкета «Знаете ли вы себя?».  На этом занятии ребята после разыгранной ситуации-пробы «Знаете ли вы своих друзей» смогли оценить свои положительные и отрицательные качества. Выяснили, у кого завышенная самооценка.

Для младших подростков отражением и воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить. Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно увлекательное для школьников. Разыгрывала ситуации разного уровня сложности, в которых ребята должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения. Проводила  психологические игры «Профиль личности» (Вы –человек и вы – личность), «Вынужденная посадка на планету Мобиус», («Решение проблем»), КВН « Буква К» («Логика мысли»).

На  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может  применяться  в  более  или  менее  изолированном  виде.  Но  без  соответственного  подкрепления  другими  методами,  без  взаимодействия  с  ними  он  утрачивает  свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.


Заключение.

И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем  в образовании невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача классного руководителя главным образом состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.  

Я часто думаю и представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОреализации.


Список литературы

  1. Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова Самосовершенствование личности. М.: Народное образование, 2001.
  2. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
  3. Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. Челябинск, 1993.
  4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
  6. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
  8. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
  9. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
  10. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
  11. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
  12. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
  13. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
  14. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10–11 классов. М.: Просвещение, 1995.
  15. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
  16. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
  17. Пиз А. Язык телодвижений. М.: Ай-Кью. 1991.
  18. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
  19. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
  20. Психология управления // автор-составитель Бехтемиров А.Ф. Первоуральск, 1990.
  21. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
  22. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
  23. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
  24. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
  25. Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.
  26. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
  27. Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
  28. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
  29. Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В. Первоуральск, 1997.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия п. Нижний Куранах»

 «Формирование Я-концепции  в рамках курса ССЛ «Познай себя» на классных часах

в 5 классе»

Автор: И.А. Гуленкова,

учитель  информатики

МБОУ  

«Гимназия п. Н. Куранах»

Адрес: 678940 РС(Я),

Алданский район,

п. Нижний Куранах,

ул. Нагорная, д.97 кв.2.

тел.: 8(41145) 64-1-92

Адрес гимназии: 678940

РС(Я), Алданский район,

п. Нижний Куранах,

ул. Школьная, 19а

секретарь: 62-1-31

2012г.

2010г.