Газета любознательных родителей "Детское непослушание: причины и последствия"
консультация по психологии

Гусева Светлана Александровна
Непослушный ребёнок — это упущение родителей, личностные особенности характера или неврология? Речь идёт не о единичных случаях бунта, когда провоцирующим фактором становится какое-то событие. Проблема заключается в постоянных истериках и дома, и в общественных местах. Такие дети отличаются неуправляемым поведением, с ними трудно совладать в детском саду и в школе, они не признают авторитетов.
Возможно ли их перевоспитать и какие способы для этого предлагает психология?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_neposlushanie_prichiny_i_posledtviya.docx736.18 КБ

Предварительный просмотр:

Газета любознательных родителей

на тему:

«Детское непослушание:

причины и последствия»C:\Users\Home\Desktop\Детское неполушание причины и последствия\6fcfba4cc296e8721f8c9af016225850.jpg

Непослушный ребёнок — это упущение родителей, личностные особенности характера или неврология? Речь идёт не о единичных случаях бунта, когда провоцирующим фактором становится какое-то событие. Проблема заключается в постоянных истериках и дома, и в общественных местах. Такие дети отличаются неуправляемым поведением, с ними трудно совладать в детском саду и в школе, они не признают авторитетов.

Возможно ли их перевоспитать и какие способы для этого предлагает психология?

Суть проблемы

Для начала родителям нужно осознать, что капризные, истеричные и непослушные дети — это далеко не мило. И если в 2 года надутые губки и приказной тон могут восприниматься как шарм и обаяние, то в 4 и 5 лет, когда это входит в привычку, такое поведение начинает раздражать всех окружающих.

Почему эта проблема так важна в психологии и педагогике?

Во-первых, детское непослушание портит личность самого ребёнка. У него стираются границы дозволенного, он не умеет вести себя в обществе. Это приводит к асоциальному и деструктивному поведению. В будущем это чревато одиночеством, изолированностью, аутизмом и прочими серьёзными последствиями.

Во-вторых, это вызывает нервные расстройства у родителей и провоцирует внутрисемейные конфликты. Когда оказывается, что прелестный капризный шалун вырос в непослушного и неуправляемого ребёнка, мать и отец нередко стараются сбросить с себя ответственность за собственные упущения в его воспитании и взвалить её друг на друга.

В-третьих, это приводит к социальным конфликтам: ребёнка — с его ровесниками, родителями, воспитателями и учителями; родителей — с ребёнком и теми взрослыми, которые сталкиваются с его непослушанием. Правила пребывания в детском саду и школе предполагают соблюдение определённых общественных норм в поведении, которые в данном случае попираются и приводят к негативным последствиям. C:\Users\Home\Desktop\Детское неполушание причины и последствия\the-boy-swearing-and-grimacing-for-the-camera-vector-18435295.jpg

Если копать глубже, непослушные детки — проблема гораздо более масштабная, чем может показаться. Согласно статистике, именно из них вырастают члены неформальных группировок, аутисты, суицидники и преступники. Причина их асоциального и девиантного поведения в неприятии правил и законов общества, которое корнями уходит в детство.

Именно поэтому так важно своевременно увидеть проблему и как можно скорее решить.

Причины детского непослушания

Самые частые причины — ошибки в воспитании, которые вольно или невольно совершают родители. Вторые по распространённости — физиологические особенности, когда всему виной становятся неврологические и психологические проблемы. И, наконец, оно может быть обусловлено возрастными кризисами и становлением личности.

Ошибки в воспитании

Ошибка 1. Недостаток воспитания

Родители по каким-то причинам не хотят или не могут заставить ребёнка контролировать своё поведение. Часто они списывают непослушание на кризис, личностные качества, наследственность — на что угодно, лишь бы снять ответственность с себя и не тратить силы и нервы. Самая популярная отговорка: «В этом возрасте современные дети все такие».

Ошибка 2. Запрет на взросление

Родители относятся к нему как к маленькому слишком долгое время: сюсюкаются, потакают во всём, балуют, не дают нести ответственность за собственные поступки и принимать самостоятельные решения. Однако уже в 2 года к нему необходимо относиться как к личности со своими потребностями, уважать и прислушиваться к его мнению. Если этого не происходит, и в 5 лет, и в 10 он будет считать себя маленьким и требовать удовлетворять свои капризы, полагая, что все окружающие ему чем-то обязаны.

Ошибка 3. «Во всем виновато общество»

Некоторые родители объясняют это дурным влиянием общества: у них могут быть виноваты воспитатели в детском саду, учителя в школе; родственники, с которыми он проводит время; одногруппники, одноклассники, друзья во дворе, соседские дети; и даже телевизор. В этом лишь доля правды. Взрослые должны отсеивать подобное окружение, если оно несёт лишь негатив.

Ошибка 4. «Он — особенный!»

Непослушные дети часто воспитываются в типичной обстановке:

  • если в семье больше нет детей;
  • если на одного ребёнка толпа родственников;
  • если он с детства обладает незаурядными способностями;
  • если он поздний и долгожданный.

В результате этих ситуаций он становится центром Вселенной, его особенность и отличия от остальных слишком преувеличиваются взрослыми. Соответственно, он требует беспрекословного подчинения себе и даже поклонения.

Ошибка 5. Отсутствие наказания

Многие «продвинутые» родители считают наказание пережитком прошлого и любят везде говорить о том, что растят ребёнка в полной свободе действий, разрешая ему всё. При таком подходе к воспитанию уже к 5 годам обнаруживаются серьёзные психологические проблемы, потому что не усваиваются ни основные правила существования в обществе, ни запреты на определённые модели поведения, ни сущность слова «нельзя».

Ошибка 6. Неправильное общение в семье

Если члены семьи допускают между собой грубости, к кому-то относятся с пренебрежением, не следят за своей речью, ругаются, предъявляют друг к другу завышенные требования, нечего удивляться, что ребёнок будет вести себя точно так же. Для него именно взрослые являются примером.

Ошибка 7. Комплекс родительской неполноценности (или вины)

Некоторые родители сами слишком мягкие по характеру и не могут ни к кому относиться с жёсткими требованиями, тем более к своему ребёнку. Или же мать-одиночка, например, чувствует вину перед ним за то, что не смогла обеспечить полноценную семью. Результат — избалованность и непослушание.

Ошибка 8. Печальный опыт

Если родители в прошлом потеряли ребёнка, в большинстве случаев второго они окружают гиперопекой, пытаются оградить от любых волнений и стрессовых ситуаций. Он растёт в изоляции, у него формируется неправильное представление об обществе, он не умеет себя в нём вести.

Ошибка 9. Неправильная мотивация

Одна из самых распространённых родительских ошибок. Бесполезно просить ребёнка убраться в комнате только потому, что вы хотите порядка. Мотивация должна быть в его интересах: например, он должен это сделать, чтобы освободить пространство для новой игры или потому что можно пригласить друзей в гости.

Физиологические особенности:

Кроме вышеперечисленных причин, поведенческие нарушения могут быть у детей с:

  • СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности);
  • РАС (расстройством аутистического спектра);
  • ЗПР (задержкой психической развития) и умственной отсталостью;
  • психическими заболеваниями;
  • у тех, кто перенес психотравму или находится в состоянии стресса.

В этих случаях одних действий со стороны родителей будет недостаточно. Ребёнку необходима медицинская, психологическая и педагогическая помощь.

Возрастные кризисы

3 года

К трём годам ребёнок начинает стремиться к самостоятельности и независимости от взрослого. Он отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса, это значит, что ребёнок растёт, он уже готов отделиться от взрослого и стать самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями.

6-7 лет

Следующий кризисный этап в жизни ребёнка приходится на предшкольный возраст, когда начинает закладываться его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник хочет сам принимать решения и чтобы взрослые считались с его мнением. Дети могут болезненно реагировать на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют от них беспрекословного выполнения своих требований.

Подростковый возраст

Подросток ищет самовыражения и самоутверждения в обществе, мнение родителей уже не авторитетно для него. Гормональные изменения в организме вызывают взрывчатость, раздражительность и эмоциональную неустойчивость. У многих детей падает школьная успеваемость, появляются конфликты со сверстниками и учителями, в семье также царит враждебная обстановка из-за стремления родителей взять под контроль жизнь сына или дочери.

Личностные особенности

Дети становятся непослушными, если они:

  • чувствуют недостаток родительской любви — так они пытаются привлечь к себе внимание взрослых;
  • самоутверждаются как личность;
  • мстят за старые обиды;
  • ревнуют к членам семьи (к новорождённому, отчиму);
  • постоянно сравнивают себя с другими не в свою пользу;
  • не хотят быть похожими на остальных;
  • обладают слишком низкой или завышенной самооценкой;
  • не уважают родителей.C:\Users\Home\Desktop\Детское неполушание причины и последствия\-man_5b83e8fb7325e.jpg

Исправить непослушного ребёнка в данном случае одним только родителям, без помощи профильного специалиста, будет трудно. Проблема сугубо психологическая, поэтому и решать её должен профессионал.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

5 рекомендаций родителям для воспитания детей

1. Не забывайте, что для детей Вы — главный пример для подражания

Как сможет мама, перебегающая дорогу на глазах у ребенка на красный свет, научить его переходить ее на зеленый? Или если папа ест на улице немытое яблоко, почему это не должен делать малыш? Чтобы избегать таких противоречий, родители должны следить за своим поведением. Если запрещаете что-то ребенку, запретите это и себе. Помните, что Ваш пример для него гораздо важнее любых слов.

2. Учитывайте желания ребенка

Часто родители требуют от ребенка постоянного послушания и бывают недовольны, когда он реагирует на это недолжным образом. Например, вместо того, чтобы быстро умыться, начинает баловаться с водой или упорно продолжает собирать конструктор, несмотря на просьбы отправляться спать. В данном случае дело не в непослушании, а в том, что у ребенка есть свои собственные желания, которые он, естественно, ставит на первый план и искренне не понимает, почему должен их отложить ради вашего намерения вовремя уложить ребенка спать. В этом случае сталкиваются родительские и детские интересы, которые необходимо учитывать как с одной, так и с другой стороны. Специалисты советуют составлять распорядок дня для ребенка (лучше в красивом оформлении с крупными веселыми картинками). Это, пусть и не сразу, но все же приучит его к дисциплине и организованности. Относитесь терпеливее к тому, что в первое время ребенок будет игнорировать ваши напоминания о том, что, например, по распорядку сейчас нужно идти умываться. Позже станет намного проще.

3. Делите информацию на части

Целиком пирог съесть сложно. Разрезав же его на кусочки, мы сделаем процесс потребления лакомства удобным и приятным. Так же и с информацией. Большой объем — словно лабиринт для ребенка, в котором он блуждает и не знает, как найти выход. Помогайте ему: дробите информацию. Дождитесь, пока он закончит с одним действием, и только потом называйте другое. Например: «Разуйся» — ждите, пока действие будет выполнено; «Сними куртку» — вновь ждите; «Помой руки» — и так далее. Избегайте цепочек: «Разуйся, сними куртку, иди в ванную, помой руки…».

4. «Спокойствие, только спокойствие!»

Существует ли родитель, не знающий расхожую фразу «Спокойная мама — спокойный малыш»? В ней заключен глубокий смысл, ведь на любое проявление родительской нетерпеливости и паники ребенок может отреагировать слезами и криком. Дети чувствуют их на интуитивном уровне. Поэтому сохраняйте спокойствие и старайтесь избегать ситуаций стресса. Например, будите ребенка раньше, если знаете, что он медлительный и может очень долго собираться в детский сад.C:\Users\Home\Desktop\ИЗ ДОМА\Детское неполушание причины и последствия\aff5e243acd915b203b2e2e6a048ff92.jpg

5. Слишком послушный ребенок — это… неправильно!

Удивительно, но это факт! Ребенок, который находится в полном подчинении у родителей, рискует навсегда потерять собственное «Я». А это приводит к неумению отстаивать свои позиции и интересы, к ведомости и даже к вероятности попасть в дурную компанию. Поэтому если вы заметили, что малыш всегда и во всем с вами соглашается, измените свою линию поведения (и не забудьте сохранить спокойствие!). Учите его принимать решения, брать на себя ответственность, отстаивать свои интересы, а чтобы он смог найти свое «Я»

Будьте спокойным, терпеливым и внимательным родителем. Следите за своим поведением, требуйте от ребенка то, что исполняете сами, и не забывайте о детских интересах, потребностях и желаниях.

Научитесь бороться с истериками

Если непослушание проявляется в виде истерик, необходимо выработать стратегию, как к этому относиться, чтобы в будущем их вовсе прекратить. Психологи рекомендуют придерживаться следующей тактики.

  1. Если ему 2-3 года, как только начнёт истерить, отвлеките его внимание на что-то другое. Это должно быть эмоционально и неожиданно: «Смотри, смотри, кто в небе полетел! Видишь?». Пока он всматривается в даль, в которой ничего нет, забудет о причине своего каприза, а вы в это время уведёте его от неё подальше.
  2. В 4 года такая тактика уже не сработает. Единственный выход — не обращать внимания, потому что именно этого он и добивается.
  3. Спустя 2-3 часа после окончания истерики с ним (независимо от возраста) нужно поговорить спокойным голосом о том, что это было плохо, неправильно, что так поступать нельзя и, если в следующий раз это повторится, он будет наказан.
  4. При повторе ситуации после окончания истерики назначается наказание с чёткой формулировкой «за что».

Если данная тактика не срабатывает, ребёнка необходимо показать психиатру или психологу, потому что проблема может быть не в воспитании, а в истеричности характера, невралгии и других факторах.

Создайте кодекс правил

В правильной семье он негласный и прививается уже с 2 лет. Если момент упущен, и непослушание стало серьёзной проблемой в более позднем возрасте, правила придётся прописывать и озвучивать. Можно сделать это в игровой форме. Например, провозгласить Законы Домашнего Королевства, за нарушение которых следует наказание. Главное, чтобы их было не много.

Наказывайте

Один из самых болезненных для родителей и спорных в педагогике вопросов: как наказать непослушного ребёнка? Однозначно не криком, руганью или ремнём. Исключается лишение прогулки (свежий воздух — часть здорового образа жизни), приёма пищи, давно запланированного мероприятия (семейный поход в цирк или зоопарк).

Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:

  1. Тайм-аут (время, проведенное ребёнком в одиночестве, не обязательно в углу).
  2. Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
  3. Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
  4. Воспитательная беседа спокойным тоном.
  5. Совместный поиск решений.
  6. Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.

Нельзя заставлять непослушного ребёнка убираться по дому или выполнять что-то, что он не любит (читать, сидеть с младшей сестрой). Это такие моменты, к которым у него должно быть выработано положительное отношение.

При наказании нужно обязательно проговаривать, в чём его вина, что именно он сделал не так, чтобы он это усвоил и больше не повторял ошибок.

Профилактика

Чтобы ребёнок не вырос непослушным, необходимо начать его воспитывать с самого раннего возраста (1,5-2 лет).

  1. Научить его саморефлексии, контролировать собственное поведение. Для этого он должен понимать, что он сделал хорошо, а что плохо. Должен усвоить слова «нельзя», «нет», «не надо».
  2. Воспринимать его как взрослого человека. Позволять совершать ошибки и учиться на них. Дать ему относительную свободу — с той целью, чтобы он научился нести ответственность за собственные поступки.
  3. Отсеивать дурное влияние со стороны, ограничить общение с теми, кто заставляет его быть непослушным. Это может быть пример соседского задиристого мальчика или отрицательного персонажа из мультсериала. Нередко этому невольно способствует всеобъемлющая любовь бабушек.
  4. Не делать его центром Вселенной.
  5. Растить в системе поощрений и наказаний (не телесных, конечно). Сделал хорошо — похвалили, нарушил запрет — придётся чем-то пожертвовать (лишиться сладкого, телефона или любимой игрушки).
  6. Не подавать дурной пример, при нём всегда уважительно относиться к другим людям, будь то член семьи или случайный прохожий на улице.
  7. Чтобы воспитать его, не обязательно быть жёсткими. Это не синоним требовательности. Правила и запреты нужно доносить спокойным голосом и без насилия.
  8. Ежедневно разговаривать с ним, обсуждать, что произошло сегодня, что хорошего и не очень он сделал за день.
  9. Не бояться проявлять любовь и заботу, уделять ему достаточно времени, но в то же время предоставить и личностное пространство.

Чем раньше родители займутся воспитанием, тем меньше проблем у них потом возникнет. И помните: самые непослушные дети вырастают в неблагополучных семьях, где отношения между взрослыми и сама атмосфера оставляют желать лучшего.

https://yt3.ggpht.com/ytc/AAUvwnjhrdg7i5KZoEY-IidPnIgxxLAX_71g2xcWTT1z=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

Запомните, дорогие родители: даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным,

если будет ощущать себя важным, нужным и любимым.

Именно ваша любовь и поддержка

смогут помочь в борьбе с «трудным» поведением ребёнка!

Ссылки на материал:

C:\Users\Home\Desktop\Opasnye_slova_ili_Roditelskie_direktivy_stend_page-0009.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...

Газета любознательных родителей "Почему дети жадничают?"

Жадина - говядина, соленый огурец, по полу валяется – никто его не ест». Вы вряд ли испытаете прилив положительных эмоций, если узнаете однажды, что этот стишок дети рассказывают в адрес в...

Газета любознательных родителей "Когда у ребенка формируется совесть?"

Часто можно слышать от мам негодование такого содержания: "Как тебе не совестно?", "Совесть у тебя есть или нет?", "Где у тебя совесть была?"Но они забывают, что у малыше...

Газета любознательных родителей "Плохая память. Как ее развить?"

Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а  полюбившиеся песенки или стихи запоминают легко и могут повторять их бесконечно? От чего зав...

Газета любознательных родителей "Трудности и ошибки воспитания. Пути их преодоления"

Цель: содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в воспитании детей, способствовать доброжелательному отношению родителей с детьми.Задачи:ознакомить родителей с метод...

Газета любознательных родителей "Навыки эффективного запоминания"

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша...

Газета любознательных родителей "Капризы и упрямство"

laquo;Дети рождаются, чтобы радостно жить, чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить, чтоб улыбки друг другу дарить и цветы, чтобы исполнились все наши мечты…»А всегда ли ...