Методическая статья: "Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков".
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В статье подробно представлены теоретические и практические аспекты агрессивнгого поведения детей и подростков, особенности психологической диагностики, подходы к коррекции агрессивного поведения детей и подростков, в том числе с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая статья:

«Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков».

Подготовила:

Педагог-психолог,

ГБОУ школы №439 Петродворцового района

Санкт – Петербурга,

Груздева Наталья Владимировна,

Санкт-Петербург

2022

Агрессия. Понятие и виды.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Этом способствуют неблагоприятные факторы:

- ухудшение социальных условий жизни детей;

-кризис семейного воспитания, низкая культура семьи в отношении воспитания;

-невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей;

-социальные явления, увеличивающие напряженность в обществе (миграция и пр.).

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2002), сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. По их мнению, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Другие ученые с этим не согласны.

Все мы, естественно, относимся к проявлениям агрессии негативно, однако при этом переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем, это не совсем правильно: как и многие исследователи, хочу отметить, что агрессия — естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология, как считают некоторые.

Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия — агрессию и насилие. Насилие — не только и не столько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколько специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности и является целевым, осознанным воздействием на других. Основной мотив насильственного поведения — самоутверждение за счет другого. ' Напротив, агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия, — его первозданное свойство. Страсть человека к разрушению научно описал еще 3. Фрейд: наряду с либидо она является одним из двигателей развития общества. Наивнее люди до сих пор считают, что человек по своей природе добр, а если и проявляет агрессию, то только потому, что так заставляют его складывающиеся социальные условия или особенности воспитания. «Вера в "доброту" человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий... в человеке таится особый инстинкт — агрессии и разрушения» (1)Фрейдовская теория рассматривает агрессивность как деструктивную силу, которая подавляется с помощью Супер-Эго, причем в процессе подавления агрессия поворачивается в сторону своего носителя и выступает у индивида в форме влечения к смерти. Другой представитель психоанализа, А. Адлер, порвавший свои отношения с 3. Фрейдом в том числе из-за разногласий во взглядах на агрессию, видел в ней стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности. Также разошелся с Фрейдом во взглядах на агрессивность и Ф. Перлз, для которого она представлялась не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира.

К. Лоренц (1970) считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Oна возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд).

Того же мнения придерживается и Э. Фромм, отмечая: «Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни».

1 Фрейд 3. Введение в психоанализ. М, 1989. С. 364.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. №•> 1994. С. 162—163.

Г. Паренс (Parens, 1979, 1997) разделяет два вида агрессии:

Недеструктивная агрессия — настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав.

Враждебная деструктивность — злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, получаемое от этого (садизм).

Итак, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший homosapiens в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.

Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую индивиду, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития, и агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим. Грань между ними бывает иногда весьма тонкой.

В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультуральными нормами, требованиями, установками. Общее развитие цивилизации направлено на все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками. Как считает X. Хекхаузен (1986), культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Однако, сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, кооперация, — это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.

Из сказанного понятно, что искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы человека.

Пути социализации агрессии:

•        на уровне общественных групп

соревновательность вместо вражды,

стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону;

сублимирование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели;

•        на уровне отдельного человека

осознание и принятие своих переживаний,

признание возможности существования различных точек зрения,

стремление к диалогу,

установка на компромисс и позитивную самореализацию.

Классификации агрессии

Более целесообразными представляются классификации, построенные не на основе деления на группы, лежащие в одной плоскости, а согласно многоосевому принципу.

https://lh5.googleusercontent.com/UOVAh8KozvKudmbqdtLfUVtbn2s58_m6LqvYo_bhDHfYKRw1IF_0T40FUrMR3kiZICnkpxuvW8GjXb-5f9RHPt9_UQ4tEOBeiluxN6-Kf8j1HjdYvwo

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания

Разделение по

причине

появления

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

Разделение по целенаправленности

Инструментальная агрессия - овершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия -выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по

открытости

проявлений

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение,тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по

форме

проявления

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику

Физическая -прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

Такая классификация имеет практическую ценность, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга.

Анализ видов агрессии удобно представить на следующем примере.

Подросток 13 лет утром, после конфликта с отцом, приходит в школу в раздраженном состоянии, крайне недовольный собой. Он кричит на соседку по парте за то, что та не дает ему списать домашнее задание по математике, и угрожает ей побоями. Во время урока, когда учительница делает ему замечание, он огрызается, грубит, затем, сев на свое место, недовольно ворчит, с остервенением рвет лист бумаги, вырванный зачем-то из тетради. На перемене он бегает, громко кричит, угрозами заставляет товарища поделиться с ним пирожком, замахивается на девочек, которые хихикают, глядя на его «подвиги», нецензурно бранится. На другой перемене ломает швабру, стоящую в углу возле шкафа, переворачивает урну с мусором, а после уроков, уже в вестибюле, догоняет соседку по парте и больно дергает ее за косу — за то, что не дала утром списать.

В приведенном примере можно выделить следующие виды агрессии, переходящие друг в друга:

https://lh6.googleusercontent.com/kA6beTGCLuM-UbE_LrJeQ_-BkwMlI91IACzGZ4cUOaAxQrbUGxwYjh6ZtlIfFklOvmpkEMvCjPBdnqufRyjlxR5Jn8MnQizUnLEgNxjc5YLieSA_fcA

Простой подсчет показывает, что наш подросток проявляет преимущественно прямую реактивную вербальную и физическую гетероагрессию, то есть реагирует на окружающую обстановку преимущественно словами самым непосредственным образом.

Факторы, способствующие проявлениям агрессии.

Агрессивность в семье. Одной из важных проблем является роль научения в генезе агрессивного поведения. На первом месте здесь стоит влияние взаимоотношений родителей, ссоры и драки между ними, а также агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Такой вид научения чрезвычайно характерен для детского и подросткового возраста. При этом моделью для подражания выступает также и система взглядов, доминирующая в семье, например, принятие и одобрение агрессивного поведения других при формально неагрессивном поведении самих родителей.

Как подчеркивает С.Н. Ениколопов (2002), наказания, применяемые взрослыми, следует также рассматривать как акты агрессии, которые могут стать моделью агрессивного поведения. Так исследования поведения пятилетних детей показали наличие зависимости между высокой агрессивностью и частотой применения к ним физических наказаний.

Таким образом, негативное влияние семьи на агрессивность детей сводится к следующему:

  1. наличие нарушений в эмоциональных отношениях между родителями и детьми;
  2. равнодушие родителей к агрессивности своих детей;
  3. модель агрессивного поведения самих родителей.

Средства массовой информации оказываю влияние на формирование агрессивности. Сцены агрессия и насилия обучают подростков подобным моделям поведения. Л. Берковец (2001) выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что насилие в масс-медиа будет способствовать агрессии:

  1. увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии;
  2. зритель отождествляет себя с агрессором;
  3. потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме;
  4. наблюдаемые события должны выглядеть реальными и быть захватывающими.

Учебно-воспитательные учреждения. Общение в детском саду и в дальнейшем в школе не только не компенсирует недостатки семейного воспитания, но чаще всего усугубляют положение. В развитии агрессии в учебно-воспитательных учреждениях играют роль не только нарушения общения, но и дидактогении -  от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях.

К числу внешних детерминант – факторов, способствующих проявлениям агрессивности, относят умеренно высокую температуру воздуха, шум, тесота, скученность, высокое содержание в воздухе загрязняющих агентов (неприятные запахи, табачный дым и пр.).

Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия. В некотором смысле провокации, например, легкий доступ к оружию является «приглашением» к агрессивному действию, или определенные индивидуальные характеристики потенциальной жертвы.

Огромное значение имеют особенности личности. У психически здорового человека проявлениям агрессивности будут способствовать такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в действиях других людей, убежденность человека в том, что он в любой ситуации останется хозяином своей судьбы, чувство стыда, а не вины, упрямство и злопамятность.

Гендерные различия. Мужчины демонстрируют более высокий уровень прямой агрессии, женщины – косвенной агрессии.

Психопатология. Патологические формы агрессивного поведения.

Агрессивное поведение отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств. Оно встречается у больных шизофренией, эпилепсией, при органических поражениях головного мозга вследствие травм, менингита, энцефалита и пр. Нередко агрессивность проявляют также больные неврастенией (на гиперстенической фазе заболевания), психосоматическими заболеваниями (чаще всего — при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки). Кроме того, она присуща людям с возбудимой и эпилептоидной психопатиями.

Существует ошибочное мнение, что агрессия больше свойственна душевнобольным людям, чем здоровым — на самом деле это не так. Для подтверждения можно привести тот факт, что только у 12% молодых людей, совершивших агрессивные поступки и направленных на судебно-психиатрическую экспертизу, было установлено психическое заболевание. Причем лишь в половине этих случаев агрессия была проявлением психоза, у остальных имели место неадекватные агрессивные реакции душевнобольных на психологически понятные причины. Фактически здесь отмечалось не проявление психопатологии, а только гипертрофированная реакция на обстоятельства у лиц с изменениями личности.

Патологические формы агрессивного поведения могут иметь следующие свойства, они:

- неадекватны ситуации, иногда необычны и вычурны;

- могут длительно сохраняться или многократно повторяться;

- чрезмерно выражены (например, носят брутальный характер);

- представляют реальную опасность для самой личности или окружающих людей;

- не вызывают переживаний или раскаяния у человека, их проявляющего;

- неконтролируемы (человек не способен управлять своими

действиями)

Патологическое агрессивное поведение в детском возрасте оказывается наиболее тесно связанным с расстройствами поведения, эмоциональными нарушениями и гиперактивностью. Оно встречается при таких психических расстройствах, как детский аутизм, олигофрения, шизофрения, органические психозы, хотя и не является специфичным, обязательным для этих заболеваний. В большинстве случаев агрессивное поведение носит вторичный характер, то есть возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы.

Чрезмерно агрессивное поведение детей и подростков может расцениваться как отдельное поведенческое расстройство. Для такого расстройства характерна устойчивая склонность к насилию и действиям, однозначно запрещенным в обществе.

Особенности проявления детской агрессивности.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым — родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость (М. И. Лисина, 1997 и другие авторы). У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Бабай и тебя заберет!»), до прямых оскорблений и угроз («Ты — уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас какдам больно!»). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника,  лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • стремление получить желанный результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Согласно Г. Паренсу, следует считать, что у детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких)имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Агрессия детей младшего (дошкольного) возраста. Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер — дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность — желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие — остается неизменной.

Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведем ие школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности Другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Это очень сложный момент в жизни семьи.

Диагностика

Индивидуальная коррекционная работа с агрессивными детьми.

Психологическая коррекция — метод комплексного психологического воздействия на ребенка (подростка) для изменения его

жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными методами по следующим направлениям:

  • Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).
  • Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).
  • Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
  • Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа — уход

 за больными, стариками и пр.).

  • Сублимирование агрессии в спорт: подростков целесообразно приобщать к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время \ как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.
  • Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.

На всех этапах совместной работы поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка, а его личность — основным «инструментом» его профессиональной деятельности. Считается, что медики и психологи, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно.

С первого же этапа специалист должен стремиться создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. Наивысшее профессиональное искусство состоит в том, что он должен наладить с ребенком теплые, дружественные (с подростком — партнерские) отношения, но при этом сохранить определенную дистанцию с ним. Это позволяет избежать зависимости ребенка от умного старшего товарища и повысить ответственность маленького пациента за свое поведение и терапию.

Рациональная психотерапия

Элементы рациональной терапии присущи всем видам психокоррекции детей, у которых уже достаточно сформировались мышление и этические понятия. Эта техника включает в себя разъяснение в доступной форме причин появления агрессивности, некоторых механизмов действия терапевтических методик, а также обсуждение жизненно важных для ребят проблем. Поэтому применение рациональной терапии наиболее показано в случае коррекции детей старше 12 лет, в основном — у 14-17-летних подростков. Не имеет смысла использовать этот метод с умственно отсталыми детьми, а также с пациентами, находящимися в психотическом состоянии или с выраженными психопатическими чертами личности.

Прежде чем обучать ребенка адекватным способам проявления агрессии, необходимо, чтобы он адекватно оценил неконструктивность своего поведения и его причины. Для этого проводятся индивидуальные беседы, продолжительность которыхдолжна составлять около 30 минут с детьми до 12 лет, и не более часа с подростками. Наш опыт показывает, что превышение оптимальных временных параметров приводит к тому, что у ребенка падает интерес, рассеивается внимание, появляется скука, и он может вообще резко отказаться от дальнейшей коррекции.

Выяснение причин агрессивности и обычно предшествующих

ей семейных неурядиц происходит в доверительной беседе, причем специалист должен со всей серьезностью и пониманием отнестись к переживаниям маленького пациента. Однако при этом рекомендуется избегать осуждения родителей, какими бы виноваты они ни казались со слов ребенка. Родители могут присутствовать при беседах только с очень маленькими детьми — до 8 лет, с остальными возрастными категориями, особенно с подростками, следует беседовать с глазу на глаз.

Для лучшего понимания переживаний ребенка, особенностей его личности, системы отношений и реагирования, можно применять различные проективные тесты (Рене-Жиля, Розенцвейга, ТАТ, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и пр.1), а также просить ребенка нарисовать свое видение проблемы, ситуации или конфликта. Результаты рисуночного теста семьи рекомендуется показывать родителям пациента.

1 Этап. Осознание неконструктивности агрессивного поведения.

Основная задача данного этапа — выработать у ребенка или подростка адекватное отношение к агрессивному поведению и стремление изменить его. Начинать рекомендуется с обычного интервью, в ходе которого рассматриваются случаи агрессивного поведения пациента, анализируются причины, его вызвавшие, поведение взрослых в этих ситуациях и пр.

Во всех случаях нужно просить ребенка детально описать конкретные ситуации, вызвавшие проявления агрессии, свои чувства, а также поведение родителей, друзей, других людей в эти моменты.

Поведение окружающих (особенно взрослых) на этом этапе без особой необходимости лучше не комментировать. При затруднениив воспоминаниях или вербализации происшедших событий у маленьких детей можно восстановить ситуацию в виде игры, у более старших — с помощью рисунков или психодраматической реконструкции.

Желательно, чтобы ребенок подробно рассказал о конкретных фактах проявления своей агрессивности, придерживаясь примерно такого плана:

- когда, в какой ситуации это произошло;

- как выглядело проявление агрессии;

- какие чувства испытывал при этом;

- как поступали при этом другие люди — взрослые и сверстники.

В доверительной беседе нужно постараться, чтобы ребенок дал адекватную оценку своим агрессивным поступкам. Если он затрудняется это сделать сам, стоит задать наводящие вопросы, облегчающие формирование критики: «А если бы ты не накричал на бабушку?..», «А тебе бы понравилось, если бы тебя ударили портфелем по голове? Пусть даже за дело?»

Для лучшего осознания можно дополнительно применить метод визуализации: попросить ребенка закрыть глаза и вновь представить ситуацию, в которой он проявил агрессию. После этого ему задаются вопросы: «Как ты сейчас оцениваешь свое поведение?», •Что ты чувствуешь сейчас?» Некоторые вопросы могут содержать подсказывающий или даже суггестивный компонент: «Ты считаешь, что ты правильно сделал, ударив Мишу/Катю лопаткой по голове?», «Тебе его/ее не жалко?» Но во всех случаях — даже с маленькими детьми — желательно, чтобы специалист избежал прямых оценок поведения, ребенок должен дать их сам.

2 этап. Формирование новых стереотипов поведения.

Проводится как продолжение предыдущего этапа в виде таких же сеансов, только акцент переносится с оценки поведения на его изменение и тренировку. Используется несколько методов (см. табл.).

Во время обсуждения пациенту следует рассказать, как грамотно справляться с гневом и агрессией. Можно следовать рекомендациям Р. Кэмпбелла (1997), который наиболее конструктивным считает прямое выражение гнева, раздражения, недовольства и других негативных чувств человеку, который их вызвал. При этом важно, в какой форме оппоненту сообщается о своем эмоциональном состоянии: это следует делать вербально и максимально вежливо, обязательно называя охватывающие тебя эмоции.

Если по каким-то причинам корректно выразить свои чувства невозможно, то негативные эмоции потом все равно нужно разрядить. При этом пациенту следует объяснить, что нужно делать это не в форме косвенной агрессии, срываясь на невиновных или более слабых, а в виде обсуждения ситуации и своих чувств с друзьями, родителями, старшими товарищами — с теми, кто может его понять.

Подростков можно обучать проявлять свои отрицательные эмоции в форме адекватного «Я-высказывания». Смысл этого способа в том, что нужно передать оппоненту свое отношение к предмету спора безо всяких обвинений и без требований, чтобы он изменил свою позицию. Компоновка такого заявления содержит обычно три ставные части. В одной фразе нужно выразить:

Алгоритм:

  1. Событие, из-за которого разгораются страсти. Необходимо бесстрастно описать ситуацию, приведшую к возникновению проблемы (или конфликта)

«Мама, когда ты на меня кричишь...» (гораздо хуже: «Когда на меня так вопят и орут, как ты...»)

  1. Свою реакцию на эти события. Следует изложить, какое впечатление производит факт, изложенный выше в предыдущем пункте

«Мама, когда ты на меня кричишь... я страшно расстраиваюсь (огорчаюсь, злюсь и пр.)». Однако в словах не должно быть никакого хамства или унижения оппонента. Подростку нужно объяснить, что он может проявлять свои негативные чувства, но только в приемлемой форме

  1. Исход,  который был бы предпочтительным. Нужно изложить, каким бы хотелось видеть оптимальный выход из данной ситуации

«Мама, когда ты на меня кричишь, я страшно расстраиваюсь (огорчаюсь, злюсь и пр.), и мне хотелось бы, чтобы ты это прекратила». Еще можно добавить объяснение причин, почему это так неприятно («На меня уже сегодня в школе столько кричали...»)

Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии:

  1. Посчитать до десяти.
  2. Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов (обязательно в доступной форме нужно объяснить механизм связи между выдохом и релаксацией). Подросткам, интересующимся различными восточными оздоровительными техниками или единоборствами, я обычно как бы мимоходом замечаю, что эти упражнения взяты оттуда (что является чистой правдой).
  3. Походить, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием.
  4. Порвать какую-нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку!», «Я терпеть не могу эту стерву Светку», «Я готова разорвать Анну Ивановну на кусочки!» Такую бумагу можно не только просто разорвать, но и торжественно сжечь, соблюдая, конечно, все правила пожарной безопасности.
  5. Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши.
  6. Самое конструктивное — разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой — уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом.

3 этап. Апробация и закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни

На этом этапе ребенок/подросток применяет полученные навыки. Сеансы становятся реже (до одного раза в 1—2 недели). Их основной задачей теперь является анализ жизненных ситуаций, в которых у подростка за этот промежуток времени возникала агрессия. Пациент и специалист должны рассматривать не только как вел себя подросток в случившихся конфликтах, но и почему он вел себя так, а не иначе, что помогало справляться с гневом и яростью, а если все-таки проявлял агрессию, то почему, и как он мог бы избежать этого впредь.


Применение рисуночных техник

Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невербально — ведь вербальная система коммуникации развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное — это в какой-то мере сбывшееся. Как считает А. И. Захаров, рисование — это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях.

Агрессивные дети обычно и в рисунках агрессивны: их постоянным содержанием являются войны, оружие, столкновения и т. п. Уже сам характер рисунка может говорить о повышенной возбудимости: особенно симптоматичны размазанность и разбросанность компонентов рисунка, нечеткая композиция, черно-белое, некрасочное выполнение и т. п.

В целях коррекции ребенку дается задание нарисовать различные конфликтные ситуации, желательно — в виде комиксов, показывающих динамическое развитие событий. Ему предлагается изобразить ситуацию, в которой он вел себя агрессивно, а затем нарисовать новую картинку (или ряд картинок), изображающих как он разрешает конфликт конструктивно. Такое моделирование ситуации является фактически обучением более адаптивному поведению, а действия специалиста — косвенным внушением. Несколько таких сеансов с прорисовкой как бывших, так и возможных ситуаций дают обучающий и закрепляющий эффект. После рисования ребенку рекомендуется вести себя аналогичным образом и в реальных ситуациях.

От рисуночной терапии очень удобно переходить к любой другой: игровой, семейной, групповой и пр., где пациент реально контактирует с окружающими его людьми.

Игровая терапия

Игровая терапия основана на естественной потребности детей. Игра дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения и пр. Она имеет важное значение и для эмоционального развития детей, помогая справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (жестокость родителей, долгое пребывание в больнице, ночные кошмары и т. п.). Л. С. Выготский считал игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, характер которой меняется вместе с взрослением ребенка.

В своем развитии игра проходит ряд этапов:

 1. Манипулирование предметами (до 3 лет). Младенец играет все свободное от еды и сна время. С помощью игрушек он исследует действительность, знакомится с цветом, формой, звуком и т. п. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за их перемещением. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. ''

2. Сюжетная игра (3—4 года) — копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Ребенок в процессе игры воспроизводит действия персонажей: изображая шофера он воспроизводит действия, имитирующие вождение машины, а не роль водителя. Игры по правилам ребенок еще не понимает.

3. Ролевая игра (5-6 лет). Сюжет отходит на задний план, самым главным становится ролевая идентификация. Смысл такой игры заключается в том, что ребенок получает возможность сыграть (а для него — значит, прожить) ситуации «из жизни взрослых» так, как он это понимает. Появляется возможность управлять процессом: выбрать себе понравившуюся роль, отказаться от роли, а также проявить свои лидерские качества — распределить роли между другими детьми.

4. Игра по правилам (6—7 лет). Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Придумываются правила, которые требуют определенной дисциплины и гибкости, что помогает развивать коммуникативность.

Игровая терапия дает наилучшие результаты у детей 4—7 лет. В младшем возрасте обычно применяются предметные и более подвижные игры, у старших детей игра становится все больше похожей на драматическую постановку. После 12 лет куклы, как правило, заменяются специально сделанными масками.

Спонтанная игра может быть составной частью первых занятий, на стадии знакомства и диагностики. По мнению А. И. Захарова, Э. Эйдемиллера и др. здесь ее целесообразно применять с целью снятия напряжения, улучшения контакта и повышения интереса к специалисту и коррекционным мероприятиям. Одновременно с этим она выполняет диагностическую, коррекционную и обучающую функции. Диагностическая функция игры заключается в раскрытии переживаний ребенка, особенностей его характера и отношений к значимым людям. Игра как естественный эксперимент выявляет некоторые скрытые симптомы, защитные установки, конфликты и способы их разрешения. Коррекционная функция состоит в возможности эмоционального и моторного самовыражения маленького пациента, осознания и отреагирования им страхов, агрессии, психомоторного возбуждения и фантазий. Обучающая функция заключается в формировании навыков грамотного общения, перестройки отношений с близкими.

Игра проводится в кабинете специалиста, который должен иметь соответствующее оборудование. Стены и пол должны быть покрыты материалом, который выдерживает глину, краски, воду и удары молотка.

Полезно иметь в кабинете маски, мячи, детские музыкальные инструменты, детскую посуду, различные наборы конструкторов и пр.

Все игрушки должны быть простыми по конструкции и легкими в обращении, чтобы ребенок не расстраивался из-за того, что не может пользоваться ими. Кроме того, они должны быть достаточно крепкими, чтобы выдержать жесткое обхождение в игровой комнате. Кукольная семья должна иметь снимающуюся одежду. Все игрушки должны выдерживать какую-либо гигиеническую обработку (водную, химическую и пр.).

Специалист должен предложить ребенку придерживаться определенных правил: приходить вовремя, не ломать игрушки, убирать их после игры и пр.

Продолжительность игрового сеанса не превышает 30 минут, однако следует ориентироваться также и на желание ребенка, прерывание игры раньше времени нередко вызывает у него чувство незавершенности и всплеск агрессии. Частота игровых сеансов зависит от состояния ребенка и коррекционных задач, обычно занятия проводятся 1—3 раза в неделю на протяжении 1—4 недель.

Игровая терапия требует от специалиста эмоциональной вовлеченности, способности к игровому перевоплощению, проявлению детской непосредственности. Работать по какому-либо шаблону совершенно невозможно и не нужно.

Для лучшей организации игрового процесса целесообразно придерживаться определенных правил (по А. И. Захарову):

  1. При выборе игровых тем следует учитывать интерес ребенка и их значимость для коррекции.
  2. Игра должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей.
  3. Специалист не должен комментировать игру.
  4. Воздействие на пациента может осуществляться только посредством моделируемой игровой ситуации и характерами персонажей.
  5. Соотношение спонтанных и направленных компонентов игры должно зависеть от личностных особенностей пациента и его состояния.

Во время игровой терапии специалист должен:

  • уважать ребенка, общаться с ним искренне и честно;
  • быть открытым навстречу ребенку и свободно чувствовать себя в его присутствии;
  • воспринимать ребенка как личность, способную справиться со своими трудностями;
  • поощрять ребенка полностью выражать свои чувства, мысли и переживания;
  • не опекать, избегать торопить ребенка, но и ничего не делать вместо него.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1.        Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, снять белье с веревки, ты ведь выше меня»);
  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»).

2. Установление с ребенком обратной связи.

Для этого используются следующие приемы:  

  • констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («ты злишься?»);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3.Контроль над собственными негативными эмоциями.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;       
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей}
  • использование физической силы;        
  • втягивание в конфликт посторонних людей;     
  • непреклонное настаивание на своей правоте;   
  • нотации, проповеди, «чтение морали»,    
  • наказания или угрозы наказания;       
  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;
  • сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
  • команды, жесткие требования, давление;
  • оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • нерефлексивное слушание;
  • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;
  • признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.


Особенности и техники психологической коррекции агрессивного поведения в начальной школе, в том числе с детьми с ОВЗ.

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через 4—8 занятий, по - настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом. Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов  Глава 2. Агрессивные дети легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг». Психолог Я. А. Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения .

  • Учащиеся начальной школы, в том числе имеющие легкие когнитивные расстройства (ЗПР), а также интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) имеют общие и специфические закономерности развития, находящиеся в различном соотношении от вида дезонтогенеза. Но как правило характерны следующие особенности, которые необходимо учитывать:
  • 1. Незрелость эмоциональной сферы (психофизический инфантилизм, длительно сохраняющаяся игровая деятельность, в противовес учебной, недостаточное умение дифференцировать чувства и эмоции как собственные, так и других людей, эмоциональная обедненность, низкая способность к формированию высших нравственных чувств (эмпатии, долга, совести пр. ), низкий уровень произвольной регуляции поведения, самоконтроля.
  • 2. Интеллектуальные и речевые нарушения (бедный словарный запас, большой процент детей с алалией в анамнезе, низкий или недостаточный уровень развития абстрактно-логического, понятийного мышления.)
  • В связи с особенностями контингента, и в целом при коррекции агрессивности эффективно:
  • На первых этапах подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Причем важно задействовать тело, дать безопасное пространство, проговорить, легализовать выражение чувств, которые, как правило, под запретом.
  • Эффективны арт-терапевтические упражнения:
  • особенно работа с глиной (лепить, мять, кидать, лепить мордочки обидчика и пр.);
  •  с бумагой (снежки и бомбочки из бумаги, рвать бумагу,  упражнение «Фантом», рисование злости, нарисовать обидчика и закрасить, зачирикать);
  •  с красками (краски, рисование пальцами);
  •  элементы телесно-ориентированной         терапии, отреагирование чувств через движение. Снятие мышечных зажимов приводит к снижению напряженности, тревожности. Хорошо работает юмор, смех дает переключение.
  • Игры в группе: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг». Рекомендуется включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. В случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения.
  • Техники нервно-мышечной релаксации и визуализации. После отреагирования негативных эмоций. Ресурсные методы работы и упражнения: «Место силы», «Детская комната», «Путешествие в лес, горы» и прочее.
  • Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми.
  •  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  •  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения
  •  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  •  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  •  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  •  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  • 7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  •  8. Развивать способность к эмпатии.
  • 9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  • 10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  •  11. Учить брать ответственность на себя.

Используемая литература:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.- 144с.
  2. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. – 436с.
  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224с
  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Л49 Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 136 с: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»

Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида  (11-12 лет)...

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...

Реферат по теме: «Коррекция агрессивного поведения детей»

Сегодня вопрос о причинах агрессивного поведения встает особенно остро в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число агрессивных детей и подростков.     1. Причины детской ...

Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.  Занятия содержат подробное описание: план, вводная часть, основная, заключение, используе...

Доклад на тему: « Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с ОВЗ»

     Причиной агрессии может явиться отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость: «пусть лучше отчитают, отругают, чем не заметят».Если мы не обращаем вним...