Аналитическая справка 4 класс
материал по психологии

Борковцева Анастасия Сергеевна

Мониторинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_4_klass.docx109.7 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам исследования

психологической готовности младших школьников

к переходу в среднее звено

Цель исследования: изучение психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено.

Задачи:

•определение уровня интеллектуального и эмоционально-личностного развития учащихся;

•выявление групп школьников, испытывающих трудности;

•определение причин школьной не успешности на разных этапах обучения, воспитания, поведения и развития;

•определение уровня психологической готовности учащихся при переходе в среднее звено.

Периодичность: 1 раз в год.

Сроки проведения исследования: март-апрель, 2022 года.

В исследовании приняло участие: 71 обучающихся 4-х классов.

Использовался следующий психодиагностический инструментарий:

Название шкалы

Автор теста

Исследуемая  функция

1

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

адаптированный М.К. Акимовой, Е. М.

Борисовой.

Изучение уровня интеллектуального развития.

2

Анкета определение уровня мотивации в среднем звене

А.Г. Лусканова  

Выявление уровня мотивации.

3

Методика «Лесенка»

 В. Г. Щур

Исследование самооценки обучающихся.

5.

Проективная методика «Дерево с человечками»

Д. Лампен, В Адаптации Л.П. Пономаренко

Исследование психологического климата в классе.

 1. В связи с окончанием начальной ступени обучения было проведено обследование учащихся 4 класса на предмет уровня интеллектуального развития.

Для обследования использовался тест ГИТ (групповой интеллектуальный тест для младших подростков).

Рассмотрим анализ каждого субтеста.

1 субтест - выполнение инструкций - направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления, определяет формально-динамические характеристики протекания вербальных мыслительных процессов. Результативность его выполнения зависит от скоростных возможностей речемыслительной деятельности, т.е. лабильности нервных процессов на речевом уровне (проще говоря, скорости переработки вербальной информации).

Таблица 1.

Субтест 1: Инструкция

(20 заданий)

Класс

4  (n=71)

Средний балл по классу  

13.78

%

19%

2 субтест - арифметические задачи - диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются в процессе обучения. Выявляет умение ориентироваться в условиях задачи, способность к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению и математическому обобщению.

Таблица 2.

Субтест 2: Арифметика

(20 заданий)

Класс

4  (n=71)

Средний балл по классу  

12.39

%

17 %

       

Низкие результаты по данному субтесту свидетельствуют о механизме математической инертности. Необходимо обратить внимание на решение разнотипных задач, на анализ их условий (на графический способ записи условий, наглядное восприятие их решения) для развития гибкости математического мышления.

3 субтест - дополнение предложений - оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами, зависит от словарного запаса учащихся, «чутье языка».

Таблица 3.

Субтест 3

Дополнение предложений

(20 заданий)

Класс

4 (n=71)

Средний балл по классу  

17.63

%

25 %

4 субтест - определение сходства и различия понятий - проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков. Сформированность операции сравнения и осведомленность в понятиях разного содержания.

Таблица 4.

Субтест 4

Сходства и различия

(40 заданий)

Класс

4  (n=71)

Средний балл по классу  

17.56

%

24 %

5 субтест - числовые ряды (последовательности) - выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации, выявляет аналитико-синтетические математические способности, практически без вовлечения в процесс решения вербальных структур.

Таблица 5.

Субтест 5

Числовые ряды            

          (20 заданий)              

Класс

4 (n=71)

Средний балл по классу

22.9

%

32 %

  6 субтест - установление аналогий - диагностирует умение мыслить по аналогии. Определяет уровень развития операции обобщения и анализа логических отношений, уровень развития словесно-логического мышления, показывает потенциальные возможности учащегося, динамику возрастных изменений - с возрастом значительно повышается успешность решения задач на аналогии.

Таблица 6.

Субтест 6

 Установление аналогий

(40 заданий)

Класс

4  (n=71)

Средний балл по классу

33.8

%

47%

Анализ результатов показал, что по данному субтесту высокие результаты показали быстрые, сообразительные учащиеся, но менее успешные в других заданиях.

7 субтест - (40 баллов за кодирование 200 знаков) - символы - проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы, не связанной с речью, показывает точность и скорость простой мыслительной деятельности, (скорость переработки невербальной, символической информации), лабильность нервной системы.

Таблица 7.

Субтест 7:   Символы

Класс

4  (n=71)

Средний балл по классу

48.1

%

67 %

Помимо анализа по каждому субтесту были выявлены средние значения по классу оценки гуманитарной и математической направленности обучающихся, сформированности у них отдельных вербально - логических операций, скоростных характеристик умственной работы.

Гуманитарная направленность определялась по сумме показателей 3 - х заданий: 3 (предложения); 4 (сходства-различия понятий) и 6 (аналогии).

Математическая направленность определялась по сумме показателей 2 - х субтестов - заданий: 2 (арифметические задачи) и 5 (числовые ряды).

Вычисленные таким образом процентные показатели отражают уровни сформированности вербального и математического мышления. Их сопоставление у обучающихся или группы учеников позволяет сделать предварительный вывод о предпочтениях того или иного содержания знаний, о склонностях или разной степени обученности обучающихся, выражающихся в разных умениях оперировать двумя типами содержания. Это достаточно надежный способ дифференцировать так называемых «гуманитариев» и «технарей».

Таблица 8.

Класс

Показатели

Вербальные

(3+4+6) (1,0

%

Математические

(2 + 5)  (0,4)

%

25.48

14

12.61

7,2

22.35

12

12

6,5

21.16

11

10.68

5,7

Таким образом, мы получили обобщенные показатели умственного развития обучающихся. О преобладании той или иной направленности можно говорить, если разность между этими показателями не ниже уровня 10%.  

Из таблицы видно, что в 4 классах развита гуманитарная направленность.

Последним этапом было определить общий процент по классу интеллектуального развития обучающихся.

Таблица 9.

Класс

Уровень умственного развития

Норма

Близко к норме

Выше нормы

Низкий уровень

4%

26%

0

69%

4%

15%

0

80%

0

23%

0

77%

Диаграмма 1.

Результаты исследования:

В 4А классе обучающихся с нормальным уровнем интеллектуального развития 4%. Уровень интеллектуального развития выше нормы 0% обучающихся.

Уровень интеллектуального развития близко к норме в 4А классе 26% обучающихся. Низкий уровень интеллектуального развития в 4А классе 69% обучающихся.

В 4Б классе обучающихся с нормальным уровнем интеллектуального развития 4%. Уровень интеллектуального развития выше нормы 0% обучающихся.

Уровень интеллектуального развития близко к норме в 4Б классе 15% обучающихся. Низкий уровень интеллектуального развития в 4Б классе 80% обучающихся.

В 4В классе обучающихся с нормальным уровнем интеллектуального развития 0%. Уровень интеллектуального развития выше нормы 0% обучающихся.

Уровень интеллектуального развития близко к норме в 4В классе 23% обучающихся. Низкий уровень интеллектуального развития в 4В классе 77% обучающихся.

Так же можно проследить динамику умственного развития обучающихся за период 2020 год по 2022 год.

Таблица 10.

Классы

Уровень умственного развития

Выше нормы

Норма

Близко к норме

Низкий

2020-2021

2021-2022

2020-2021

2021-2022

2020-2021

2021-2022

2020-2021

2021-2022

4%

0

19%

4%

23%

26%

9%

69%

24%

0

22%

4%

12%

15%

32%

80%

18%

0

37%

0

31%

23%

6%

77%

Результаты мониторинга:

 Из таблицы и диаграммы видно, что присутствует отрицательная динамика. Обучающихся с высоким показателем умственного развития в 2022 году не выявлено. Также повысилось количество обучающихся с низким уровнем интеллектуального развития.

2. Следующий этап исследования проследить уровень мотивации в 4-х классах. Для этого была использована «Анкета по изучению уровня школьной мотивации (общий)» А.Г. Лускановой.

Таблица 11.

Класс

Мотивация

Высокая

Низкая

Положительное отношение к школе

Негативное отношение к школе

4%

52%

34%

4%

4%

38%

23%

34%

3%

54%

31%

0

Диаграмма 2.

Результаты исследования уровня мотивации:

Высокий уровень мотивации в 4А 1 обучающихся, 4Б 1 обучающийся и 4В 3 человека с высокими показателями. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

 Наиболее успешно справляющихся с учебной деятельностью в 4А 8 обучающихся, 4Б 6 обучающихся и 4В 7 человек. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

В 4А 12 обучающиеся находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия.

 И 1обучающийся 4А класса имеет негативное отношение к школе, школьная дезадаптация, в 4 Б 9 обучающихся. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

3. Следующим этапом нашего исследования проследить уровень самооценки обучающихся. Для этого была использована методика для определения самооценки «Ступеньки».

 Таблица 12.

Класс

Самооценка

Низкая

Средняя

Высокая

17%

30%

52%

11%

57%

26%

36%

18%

45%

Диаграмма 3.

Результаты исследования уровня самооценки

На конец учебного года в 4А классе у 12 обучающихся высокая самооценка, в 4Б у 7 обучающихся с высокая самооценка и в 4В 10 обучающихся с высокими показателями.  У 7 обучающихся адекватная самооценка в 4А классе, в 4Б 15 обучающихся и 4В 4 обучающихся.

И на конец учебного года у 4-х обучающихся 4А класса заниженная самооценка.

4. Следующим этапом нашего исследования будет изучение успешности адаптации ребенка в начальной школе при переходе в среднее звено. Для исследования используем проективную методику «Дерево» Л.П. Пономаренко.

Анализ полученных данных: Обследовано 71 обучающихся.                                                                    

Установка на преодоление препятствуй

7 обучающихся (9%)

Общительность, дружеская поддержка

18 обучающихся (25%)

Утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

3 обучающихся (4%)

Мотивация на развлечения

8 обучающихся (11%)

Отстранённость, замкнутость, тревожность.

9 обучающихся (12%)

Комфортное состояние.

11 обучающихся (15%)

Кризисное состояние, «падение в пропасть».

5 обучающихся (7%)

Установка на лидерство, завышенная самооценка.

7 обучающихся (9%)

Недостаток тепла от взрослых

2 обучающихся (2%)

 

В целом социальная ситуация в классе положительная, взаимоотношения детей ровные. Направлять деятельность некоторых ребят в соответствие с социально приемлемыми формами. Воспитывать в детях такие качества как дружба, взаимовыручка, взаимопонимание, коллективизм.

Таким образом, анализ результатов психологического исследования, проведенного среди учащихся 4-х классов, позволяет выделить следующие социально-психологические особенности школьников:

  1. Таким образом, 17 обучающихся способны обучаться в школе на «хорошо» и «отлично», что немного превышает показатели прошлого года.  19 обследованных четвероклассников имеют близкий к норме (средний) уровень умственного развития. При создании эффективной образовательной среды, при учете индивидуальных особенностей детей, при поддержании учебной мотивации психологическое развитие этих детей позволяет делать благоприятный прогноз в обучении. 8 обследуемых обучающихся имеют очень низким уровнем умственного развития. Выявление таких детей говорит о необходимости      дополнительной коррекции их умственного развития, о возможности            привлечения большего внимания к процессу их обучения со стороны родителей (законных представителей), педагогов и педагога-психолога, социального педагога.
  2. Большинство учащихся имеют средний или высокий уровень мотивацией (26 обследованных четвероклассников). 43 обследованных четвероклассников имеют низкий уровень мотивации;
  3. 51 обучающихся четвероклассников имеют гармоничную самооценку, что свидетельствует о хорошем уровне социально-психологической адаптации.
  4. Проанализировав результаты диагностики, направленной на выявление уровня психологического климата в классе, можно отметить, что в течение 2021-2022 уч. года преобладает уровень комфортности учебной среды выше среднего. Особенно это заметно на школьных мероприятиях, соревновании.   Учитель использует на уроке методы словесного убеждения, компромиссные решения спорных вопросов. Организация урока чёткая. Поддерживает у обучающихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе, создает ситуации успеха на уроке. Использует на уроках методы эмоциональной разрядки. Обучающиеся чаще всего в школе испытывают спокойствие, симпатию к учителю, ответственность, усталость, сомнение и желание приходить сюда.
  5. С обучающиеся попавшие в «группу риска» на 2022-2023 учебный год запланирована повторное исследование изучение уровня адаптации. По итогам диагностики назначены на сентябрь коррекционно- развивающие занятия «Азбука общения», «Я и мы», развитие способности к самопознанию и уверенности в себя. Также продолжается работа с классным руководителем по изучению динамики личностного роста обучающихся «группы риска». Предупреждение психических перегрузок школьников «группы риска», посещение уроков, наблюдение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам исследования «Русский язык в классах полиэтнического состава. Проблемы преподавания»

Современная полиэтническая школа — это новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, приезжая из Ближнего Зарубе...

Мастер-класс "Информационно-аналитические умения школьников"

Мастер-класс, проведенный в 2011-2012 учебном году для учителей округа. Учебные предметы - математика и информатика....

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТАМ «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА» И «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ» Аналитический сборник

В сборнике отражены материалы мониторингового исследования учебных достижений учащихся школ Казахстана по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история», проведенного Национальной академией обра...