Главные вкладки

    Аналитическая справка по исследованию интеллектуальных особенностей и способностей учеников 8 «а» класса Волховской городской гимназии.
    тест по психологии (8 класс) по теме

    данное исследование проводилось на основе методики Л.А.Ясюковой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл -8a_2.docx77.02 КБ
    Office spreadsheet icon lichnostnye_osobennosti.xls41 КБ
    Office spreadsheet icon 8a.xls224.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аналитическая справка

    по исследованию профильного самоопределения, интеллектуальных способностей и личностных особенностей учеников 8 «а» класса Волховской городской гимназии.

    Объект исследования: ученики 8 «а» класса Волховской городской гимназии.

    Предмет исследования: профильное самоопределение, интеллектуальные способности обучающихся 8 «а» класса Волховской городской гимназии.

    Цели исследования: определение уровня  интеллекта и способностей, направленности учеников к естественным, гуманитарным и общественным дисциплинам и определение предпочитаемых сфер будущей профессиональной деятельности, изучение личностных особенностей.

    Задачи исследования: определение уровня  интеллекта и способностей, направленности учеников к естественным, гуманитарным и общественным дисциплинам и определение предпочитаемых сфер будущей профессиональной деятельности, изучение личностных особенностей.

    Используемые методики:

    1.Тест структуры интеллекта Амтхауэра;

    - Тест состоит из 9-ти субтестов, в каждом из которых содержится по 20 однотипных заданий. Работа с каждым субтестом предваряется инструкцией и примером.

    2.Тест Тулуз-Пьерона;

    3. Прогрессивные матрицы Равена;

    4. Методики Кетелла;

    5. Тест навыка чтения

            Результаты исследования:

    В диагностическом исследовании приняли 26 учащихся из 8 «а» класса Волховской городской гимназии в 2010-2011 учебном году.

            Из результатов диагностики интеллектуальных  способностей на диаграмме 1 видно, что в 8 «а» классе у большинства учеников хорошо развиты понятийно-интуитивное мышление (61% - хороший уровень) и  абстрактное мышление (61% - хороший уровень).

                                                                                                                 Диаграмма 1

                                    

                                    

    Необходимо заметить, что уровень математической интуиции достаточно низок: 48% учащихся имеют слабый уровень и всего 9% - высокий.

    Слабый уровень развития математических навыков у конкретных учеников связан с недостатками в развитии абстрактного и понятийного мышления либо с отсутствием практики решения задач. Ученик испытывает трудности в решении задач и поэтому мало их решает самостоятельно.

    В качестве рекомендации подойдет самостоятельное решение математических заданий, для того, чтобы сформировалась система, позволяющая определить тип  задачи.

    Хороший уровень понятийно-интуитивного мышления (61%) говорит о том, что ученики четко выделяют смысловое содержания текста, воспринимают его образно. Если ребенок что-то не понимает или затрудняется ответить на вопрос, то причиной тому, скорее всего, является недостаточная общая осведомленность или пробелы в знаниях по каким-то конкретным темам. Таким детям проще даются гуманитарные и общественные дисциплины.

    Наличие развитого понятийного мышления (61%) свидетельствует о становлении интеллекта более высокого уровня. Следует предоставлять ученикам возможности разнонаправленной интеллектуальной активности, чтобы обеспечить дальнейшее гармоничное развитие способностей. Данные учащиеся подтверждают статус гимназистов: т.к. таким детям рекомендуется обучение по гимназическим программам повышенного уровня и наблюдается предпочтение к гуманитарным наукам.

    Если в целом говорить о развитости визуального интеллекта (диаграмма 2), то видно, что очень слабо развиты  динамический интеллект (100% учеников), абстрактный интеллект (89% учеников), комбинаторный интеллект (63%) и структурный интеллект (42%).

    Диаграмма 2

       Неразвитость визуального мышления характерна для крайних аудиалов  (лучше

    воспринимают информацию на слух) и кинестетиков (лучше воспринимают информацию

    на ощупь). Аудиалам  рекомендуется развивать визуальное мышление путём собственных рассуждений и графических  изображений ключевых моментов в рассуждениях при решении задач, при систематизации текстов. Кинестетикам рекомендуется развивать визуальное мышление при подключении манипулирования с последующим осознанием собственных действий через рассуждения.

    Для того чтобы развить структурный визуальный интеллект, предпочтительно использование рисунков с  предварительными рассуждениями. Ученик сначала должен с помощью речевого анализа представить то, что будет изображено графически.

    Суть абстрактного мышления заключается в умении выражать графически наиболее абстрактные алгебраические зависимости, а также видеть, выделять математические закономерности в вербально и визуально представленной информации. Обычно у учащихся 7-8 классов визуальное абстрактное мышление еще только начинает развиваться. Для успешного обучения в средней школе (по 11 класс включительно) визуальное абстрактное мышление не требуется.

    Слабый уровень развития структурно-динамического визуального мышления показывает то, что подросток не умеет «читать» таблицы, не понимает смысл информации, представленной в виде таблиц. Для развития динамического мышления  старшеклассникам уже поздно предлагать какие-либо игры, следует помогать ученику в использовании табличной формы для обобщения материала по истории, биологии, географии, акцентируя внимание на последовательной изменчивости показателей, учить изображать в виде таблиц числовые массивы. Все действия должны предваряться и сопровождаться рассуждениями.

    Зато как видно из диаграммы 3, у учеников наблюдается преобладание хорошего уровня пространственного анализа (у 52% из 23 респондентов), и всего 9% обследуемых имеют слабый уровень пространственной обработки данных.

                                                                            Диаграмма 3

    Для развития пространственного анализа необходима активизация его предпосылок. Следует начинать с формирования двигательно-визуальных схем, то есть предлагать ученику решение наглядных задач с помощью манипуляций различными предметами или рисования задачи. Задания следует выполнять несколько раз, периодически возвращаясь к уже проделанным, пока для ученика не станет очевиден и легко воспроизводим сам принцип действий. Ученики со слабым уровнем пространственного анализа часто будут испытывать серьезные трудности на уроках черчения, физики, геометрии и тригонометрии.

    Очень развиты такие интеллектуальные способности, как навыки чтения; у 61% преобладает хороший уровень их развития и оперативная логическая память – 39% учеников имеют высокий уровень их развития, 22% - хороший и 35% - средний.

    При хорошей развитости навыка чтения единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого подросток схватывает сразу. Пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности.

    Высокий уровень развития оперативной логической памяти (диаграмма 4) свидетельствует о том, что логическая память сформировалась и выделилась в самостоятельную операторную систему.

                                                                            Диаграмма 4

    Для тех учеников, у которых имеются трудности с развитием оперативной логической памяти (9%), рекомендуется работать по следующей системе: научиться  осмысливать информацию, подлежащую запоминанию. Нельзя разрешать ученику пересказывать абзац близко к тексту или своими словами. Его суть он должен выразить одной фразой. Основные мысли прочитанных абзацев следует записать.

    Среди показателей осведомлённости и эрудиции у учащихся данного класса преобладает средний уровень развития – 70%, что свидетельствует о ещё неполно сформированном навыке, 22% - хороший уровень и 13% слабый уровень. Для повышения уровня осведомленности и эрудиции необходимо расширять кругозор, больше интересоваться как целостным восприятием мира, так и его частностями, разбираться в трудном материале более подробно и с осознанным  пониманием изучаемого.

    Если показатели скорости и точности переработки информации находятся на среднем уровне, то подросток может достаточно часто допускать ошибки по невнимательности, и его надо обучать методам самоорганизации и самоконтроля. Он должен привыкнуть сначала анализировать задание в целом, осмыслить и спланировать последовательность своих действий (желательно, этот план как-то коротко зафиксировать) и только потом приступать к выполнению.

    В данном исследовании из диаграммы 5 видно, что эти показатели находятся на среднем уровне развития: у 55% учеников средняя скорость переработки информации и у 40% - среднеразвитая внимательность. Высокий уровень скорости переработки информации имеют всего 15% учащихся, а внимательности – 25%.

                                                                                    Диаграмма 5

    Обследование позволило получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, на основе чего были выявлены задатки способностей к определённым направлениям профессиональной деятельности.

    Анализируя полученные данные, можно видеть, что  способности учеников в основном имеют гуманитарную и общественную направленность.

    В такой сфере деятельности,  как экономика (бухгалтерия, маркетинг и профессия

    экономист) 8 «а» класс имеет средние и слаборазвитые способности, о чем говорят следующие данные: у 74% учеников превалирует средний уровень развития способностей в бухгалтерии. Также 61% и 43% среднего уровня в областях экономики и маркетинга соответственно. 13%, 26% и 43% учеников располагают слабыми способностями в бухгалтерии, экономике и маркетинге (диаграмма 6).

                                                                                            Диаграмма 6

            В основном предпочтение отдается гуманитарным наукам: 40% респондентов высоко котируют их, 17% держат данные дисциплины на хорошем уровне, 30% заинтересованы гуманитарными дисциплинами на среднем уровне и всего лишь 13% обследуемых не отдают предпочтения гуманитарным наукам (диаграмма 7).

                                                                                            

                                                                                    Диаграмма 7

            Подобная ситуация и в сфере торговли (диаграмма 8):

                                                                                             Диаграмма 8

    Практически не развиты способности учащихся в области инженерной деятельности, о чем выше дополнительно свидетельствовали данные исследования структурно-динамического и абстрактного мышления и, результатом которых стали неспособность учащихся читать таблицы и структурировать информацию. В итоге 61%, 52%, 52%, 57% имеют слаборазвитые способности в таких профессиях как инженер-технолог, инженер-конструктор расчетчик, инженер-конструктор экспериментатор, промышленный дизайнер и архитектор (диаграмма 9).

                                                                            

    Противоположность инженерной деятельности – деятельность преподавательская и лингвистическая (диаграмма 10). 22% учащихся имеют высокоразвитые способности в педагогике и 4% - в лингвистике. 30% респондентов и 26% с хорошо развитыми способностями в этих же сферах. В целом видна тенденция к заинтересованности данными видами деятельности.

                                                                            Диаграмма 10

            Исходя из результатов методики Кетелла, позволяющей определить личностные особенности учащихся, видно, что у исследуемых очень хорошо развиты такие качества, как самокритичность (33% - высокий уровень, 50% - хороший уровень), конформизм (29% - высокий уровень, 54% - хороший уровень), эмоциональность (17% - высокий уровень, 63% - хороший уровень). Также на хорошем уровне эстетическое развитие (46%) и беспечность (33%). Все эти качества позволяют успешно реализовываться в педагогической деятельности, хотя у некоторых могут возникнуть трудности с лингвистикой, поскольку данная сфера деятельности требует высокого уровня коммуникативной активности, а в данной группе у 38%  средний уровень развитости.

    Вывод: 

    Следует помнить, что успешность в профессиональной деятельности зависит от трех составляющих: психологических задатков (или способностей), интереса к профессии, желания ее освоить (или мотивации) и специальных знаний и навыков. В характеристике представлен только первый компонент - способности, однако он и является самым важным. Наличие способностей облегчает приобретение необходимых знаний и навыков, позволяет глубже осваивать деятельность, добиваться высокого качества в ее выполнении. В результате появляется удовлетворение от деятельности, пробуждается интерес к ней. Напротив, отсутствие способностей затрудняет приобретение профессионально важных знаний и навыков, из-за этого страдает качество выполнения деятельности, что может приводить к неудовлетворенности и потере интереса к ней.

    Диагностическое исследование учащихся 8 «а» класса Волховской городской гимназии свидетельствует о хорошем развитии понятийно-интуитивного мышления - 58%; абстрактного мышления - 58% и понятийной категоризации - 29%. 46% учащихся показали слабый уровень развития математической интуиции.

    На хорошем уровне развития находятся такие типы визуального мышления, как:

    - образный синтез - 38%;

    - пространственный анализ - 50%;

    На среднем уровне развития находятся:

     - структурный визуальный интеллект - 58%;

    - комбинаторный визуальный интеллект - 32%;

    Также на высоком и хорошем уровне находятся:

    - оперативная логическая память – 38%;

    - навыки чтения – 61%;

    Преобладание среднего уровня в данном классе присуще таким способностям, как:

    - общая осведомлённость и эрудиция – 67%;

    - самостоятельность мышления – 52%;

    - скорость переработки информации – 55%;

    - внимательность – 40%.

    Оценивая полученные данные у учащихся 8а класса, выявляется компонент способностей к успешной реализации следующих профессиональных качеств:

    -  гуманитарных дисциплин (40% - высокий уровень);

    - общественных дисциплин (35% - высокий уровень);

    - педагогических дисциплин (30% - хороший уровень);

    - менеджер по найму (22% - хороший уровень).

    Зона выраженности способностей проставлялась с некоторым «авансом», без учета мелких недостатков, имея в виду, что второстепенные ее компоненты могут быть за время обучения в старших классах доведены до необходимого уровня.

     В связи с развитием определенных интеллектуальных особенностей и способностей в целом, располагающих к изучению именно таких наук, а никак не естественных или физико-математических, что в целом соответствует гимназической программе.

                                                    Педагог- психолог:__________Белоус Р.А.

                                                                                    23.05.2011г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ( на 2 года) в 8 «А» классе на 2013-2015 уч. год

    Программа воспитательной работы 8 «А» класса ( на 2 года: 8-9 класс)«Воспитание и развитие активной личности, умеющей самостоятельно мыслить»Пояснительная запискаВедущие критерии:Социальная активность...

    Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ в 8 А классе

    Рабочая программа предназначена для углубленного изучения информатики...

    Диагностика интересов, склонностей и способностей обучающихся 8-9 классов МОУ СОШ п.Мирный.

    Диагностика интересов ,склонностей и способносте обучающихся 8-9 классов...

    Справка по итогам проведения промежуточной аттестации в 5-8,10 классах

    Данная справка составлена с целью обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, повышения их ответственности за качество образования в переводных классах 2 и 3 ступени обу...

    Классный час по тема: "Разметка проезжей части улиц и дорог." в 8 а классе

    Классный час   по тема: "Разметка проезжей части улиц и дорог." в 8 а классе...

    Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения 2 А класс 2017 г. Автоматизация звука [ Р ]

    Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2 А класс 2017 г. Автоматизация звука [ Р ]...

    Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 А класс 2019 г.

    Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4А класс 2019 г....