Урок и здоровье ребенка
материал по психологии

Ахтямова Наргиз Аллахвердыевна
Диагностические методики для определения психологической комфортности учащихся и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок и здоровье ребенка

Диагностические методики для определения психологической комфортности учащихся и педагогов

        В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается,  как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

             Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?

Первый – это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10–15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

Второй фактор, губительный для здоровья: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

Третий фактор - словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

Ко всем этим факторам в последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:

Замена парт на столы, что привело к ранней потере зрения и нарушениям осанки.

Замена каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. В связи с этим выросли утомляемость, неуравновешенность, агрессия.

Замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга;  прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров.

В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства.

      Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

    Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;

  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

  • благоприятный эмоциональный настрой;

  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Как подобрать здоровьесберегающие средства?

     Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли  увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

    Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:

  1. Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

2) Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др.

3) Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся, проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

4) Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно-координаторньих тренажей) и др.

5) Благоприятный эмоциональный настрой.

6) Разнообразие форм учебной деятельности.

  • Зарядка

  • Гимнастика для глаз

       

       Методики диагностики психологической комфортности обучающихся

Удовлетворенность условиями предметной среды и организации образовательного процесса целесообразно изучать с помощью метода опроса. Для обучающихся 2-4 классов используется индивидуальное интервью по заранее подготовленным вопросам, более старшие ученики заполняют анкету.

  1. Вопросы для собеседования с учащимися 2-4 классов

  1. В твоей школе красиво, чисто, уютно?
  2. В классе (школе) есть все необходимое для занятий?
  3. Тебе нравится, как оформлен твой класс?
  4. В школе хорошо кормят?
  5. Удобное ли в школе расписание уроков?
  6. Устаешь ли ты на уроке?
  7. Тебе бывает на уроке скучно?
  8. В школе есть возможность отдохнуть?
  9. В школе много интересных дел?
  10. Бывает ли так, что тебе нечем заняться в школе?

  1. Анкета для учащихся 5-8 классов

  1. В нашей школе уютно, чисто, красиво.
  2. В кабинетах имеется все необходимое для учебных занятий.
  3. Мне нравится, как в школе организовано питание.
  4. У нас удобное расписание уроков.
  5. Обычно я сильно устаю на уроках.
  6. Объем домашних заданий кажется мне нормальным.
  7. В нашей школе есть возможность интересно проводить свободное время.
  8. В школе проводится много дел и мероприятий.
  9. В школе мне не бывает скучно.
  10. В нашу школу часто приходят представители разных организаций (детских центров, образовательных учреждений, предприятий и т.д.); и мы тоже ходим на экскурсии в эти организации.

  1. Анкета для учащихся 9-11 классов

  1. В нашей школе уютно, чисто, красиво.
  2. Меня устраивают условия для учебных занятий, созданные в школе.
  3. Меня устраивает организация питания в моей школе.
  4. Расписание уроков удобно для меня.
  5. Учебная нагрузка кажется мне оптимальной и распределяется равномерно в течение недели.
  6. Распорядок дня в школе рационален и продуман.
  7. Школьная жизнь кажется мне насыщенной и интересной.
  8. В школе проводится много интересных мероприятий.
  9. В школе есть возможность интересно проводить свободное время.
  10. Школа успешно сотрудничает с предприятиями, образовательными учреждениями и другими организациями.

Оценка результатов

Каждый положительный ответ отмечается знаком «+». Подсчитывается количество ответов, отмеченных знаком «+».

  • 1-4 положительных ответов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса;
  • 5-8 положительных ответов – о достаточном уровне удовлетворенности;
  • 9-10 положительных ответов – о высоком уровне удовлетворенности условиями предметной среды и организацией образовательного процесса.

ВАК, мотивация, социометрия, уровень тревожности

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

        Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, как проявляются свойства психологического климата в коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем - справа и после этого знаком "+" отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Положительная оценка

3

2

1

0

-1

-2

-3

Отрицательная оценка

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

Преобладает подавленное настроение

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

Конфликтность в отношениях и антипатии

В отношениях, внутри коллектива, существует взаимное расположение, взаимопонимание

Конфликтные ситуации внутри коллектива

Членам коллектива нравится проводить время вместе, участвовать в совместной деятельности

Проявляется безразличие к более тесному общению, выражается отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

С уважением относятся к мнению друг друга

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение "один за всех, и все за одного"

В трудные минуты коллектив "раскисает", возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив инертен пассивен

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива помогают им освоиться в коллективе

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив заметно разделяется не "привилегированных"; пренебрежительное отношение к слабым

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Оценки

        3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

        2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

        1 – свойство проявляется нередко;

        0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство

            Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

        Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины: сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

        Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: + 22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.

        Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать,  а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд их этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства  с отрицательным знаком).

        Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойство, которые «заложены» в опросном листе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Час общения "Здоровый ребенок - здоровая семья - здоровая Россия"

Цель: формирование правильного отношения к своему здоровью, повышение социально - психологической культуры учеников, повышение социально - психологической компетенции родителей....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».

Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...

Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»

Тема:  «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...

«Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»

laquo;Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...

«Здоровый ребенок - здоровая семья – здоровая Россия»

laquo;Здоровый ребенок - здоровая семья – здоровая Россия»...