«Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»
план-конспект занятия по обж (10 класс)

«Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей»

От того, как пройдёт начальный период развития и приспособления к внешнему миру новорождённого, во многом будет зависеть его здоровье, а вместе с этим и благополучие вашей семьи.

Рождение ребёнка – это всегда значительное событие для молодой семьи, и особенно для молодой женщины. Вы ожидали маленького, самого главного члена вашей семьи, с появлением которого изменится ваш образ жизни. Теперь основные ваши заботы в значительной степени будут направлены на создание условий для развития новорождённого.

Система вашего здорового образа жизни должна теперь строиться с учётом сохранения и укрепления не только своего здоровья, но и здоровья вашего ребёнка. Ожидая ребёнка, прежде всего следует к этому подготовить себя психологически и, самое главное, быть готовым к оказанию помощи, доброжелательному отношению друг к другу, созданию в семье благоприятной, спокойной психологической обстановки. Это очень важно для развития ребёнка.

Для создания благоприятного психологического климата в семье необходимо быть готовыми к внезапному изменению настроения, которое может появиться у молодой мамы после родов. Вы можете стать раздражительной, беспокойной, у вас может начаться эмоциональный спад. Причины этого – усталость, стресс, гормональные изменения в организме после родов, а также чувства, которые появляются в связи с вашим новым положением матери. После родов вы можете почувствовать себя особенно усталой и беззащитной. Важно преодолеть отрицательные эмоции и перестроиться на другие заботы, связанные с уходом за малышом. К этому периоду также надо готовиться заранее. Ваше настроение и состояние передаются вашему малышу и влияют на его поведение.

Ещё до появления ребёнка молодым супругам необходимо подумать о том, что приобрести для обеспечения нормальных условий для развития ребёнка. Все вещи, которые будут нужны для ухода за ребёнком (детское приданое), как правило, приобретаются заранее. Все предметы должны быть сшиты из мягких, хорошо впитывающих влагу (гигроскопических) натуральных тканей, которые легко можно постирать, прокипятить и отгладить утюгом.

Нужно также иметь аптечку для ухода за новорождённым, в которую могут входить: стерильная вата, соски резиновые для бутылочки, рожки, градуированные по 200-250 мл, бутылочки для чая, детский крем, детская присыпка, марганцовокислый калий в порошке, 5%-ный раствор йода, вазелиновое масло, стерильный бинт и др.

Необходимы также стеклянная банка с плотно закрывающейся крышкой для хранения ваты, небольшая кастрюля с крышкой для кипячения сосок, кастрюли для кипячения бутылочек, термометр для измерения температуры тела и водяной термометр, детская клизма (№ 3).

Ещё до рождения ребёнка к его приёму готовят комнату, в которой он будет жить. В комнате необходимо разместить кроватку, стол для пеленания, кресло и тумбочку. Обстановка в комнате, предназначенной для ребёнка, должна быть удобной для поддержания в ней постоянной чистоты. Вещи, на которых может скапливаться пыль, желательно вынести.

Кроватка у ребёнка должна быть такой, чтобы он мог спать в ней до двух-трёхлетнего возраста. Она должна быть устойчивой, а матрац – жёстким.

Необходимо позаботиться о коляске. Коляска должна быть высокой, чтобы во время прогулок в неё не попадала пыль, устойчивой, чтобы не могла перевернуться, глубокой, чтобы ребёнок не выпал из неё. Она должна иметь полог для защиты от непогоды.

Если ребёнок родился после 38 недель беременности, то он считается доношенным. Масса тела доношенных мальчиков 3400-3500 г, девочек – 3200-3400 г. Длина новорождённого в среднем составляет 45-54 см.

Самый трудный период – первая неделя жизни ребёнка (вклейка, фото 25). В первую неделю происходит перестройка жизненно важных систем ребёнка, которые во время внутриутробного развития у него ещё не функционировали. Если в период внутриутробного развития ребёнок снабжался кислородом через пупочную венозную систему, то после рождения он может получить его только с помощью лёгких. Его организм теперь должен сам регулировать температуру тела. Именно поэтому вскоре после рождения у ребёнка развивается ряд состояний, о которых молодой маме надо знать. У него могут изменяться масса тела, цвет и температура кожи, внешний вид половых органов и др. Такие изменения сравнительно быстро исчезают.

Приспособление ребёнка к новым условиям существования и составляет суть периода новорождённости. Продолжительность этого периода составляет четыре недели (вклейка, фото 26-29).

После окончания первой недели ребёнок начинает расти. К концу первого месяца жизни он может прибавить в массе в среднем 600 г. У ребёнка начинают крепнуть мышцы шеи. К концу первого месяца жизни малыш, лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать головку.

В этот период целесообразно во время пеленания класть ребёнка на живот на одну, а затем на 2-3 мин. Это можно делать несколько раз в день, выкладывать ребёнка на живот целесообразно обнажённым, чтобы сопровождать процедуру закаливанием.

Вашими повседневными усилиями и заботами ребёнок постепенно приспосабливается к новым для него условиям жизни. Растут масса и длина его тела.

Если за первый месяц он в среднем может прибавить в весе 600 г и вырасти на 3 см, то за второй и третий месяцы он прибавит в массе в среднем 800 г и вырастет на 2-3 см.

В первые шесть месяцев жизни ребёнка начинается развитие его эмоциональной сферы, формируются познавательная активность и взаимоотношения с окружающими, закладываются основы личности и самосознания. Начало психической жизни ребёнка свидетельствует о начале его социального развития. Установлено, что эти фундаментальные перемены возможны только в процессе общения ребёнка с близкими людьми. Малыш максимально нуждается во взрослом, но не имеет на него способов воздействия. Для того чтобы ребёнок после шести месяцев мог нормально развиваться, в самом раннем возрасте он должен много и правильно общаться со взрослыми. Считается, что в первые полгода жизни ведущей деятельностью ребёнка является общение.

Для того чтобы ребёнок правильно развивался и рос, необходимо очень продуманно организовать его режим.

В первый месяц жизни ребёнок спит около 20 ч в сутки. На втором месяце жизни время его сна перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. В трёхмесячном возрасте дети спят в общей сложности 17-18 ч, из них 10-11 ч ночью. К шестимесячному возрасту общая продолжительность сна составляет до 16 ч, ночной сон составляет также 10-11 ч.

Чередование сна и бодрствования устанавливается у ребёнка не сразу. Необходимо постепенно приучить его к режиму, который способствует поддержанию у него уравновешенного и бодрого состояния.

С течением времени потребность ребёнка во сне уменьшается. Поэтому режим должен постоянно меняться с учётом развития ребёнка. Полноценный сон имеет большое значение для развития младенца, и очень важно создавать обстановку, которая способствует засыпанию ребёнка. Для этого можно выработать определённый ритуал подготовки ребёнка ко сну, который нужно всегда соблюдать.

Большое значение для нормального развития ребёнка имеют прогулки . Рекомендуется в этот период ребенку находиться на свежем воздухе до 6 ч в день. Гулять можно практически в любую погоду, кроме сильно морозных или жарких дней. Гулять целесообразно в парке, сквере, саду в светлое время суток. На прогулке нужно стараться обеспечить ребёнку в нормальных дозах солнечные процедуры. Более 90% необходимого организму витамина D синтезируется под воздействием солнечных лучей.

Важное значение для развития ребёнка имеет купание. До первых шести месяцев жизни ребёнка купают, как правило, ежедневно.

Вскармливание. На первом году жизни ребёнок быстро растёт, и к 5-6-му месяцу жизни масса его тела удваивается. Для развития ребёнка в этот период требуется полноценное питание, легко усваиваемое его организмом, с учётом развития пищеварительной системы.

Пищеварительная система ребёнка в это время ещё несовершенна. Слюнные железы выделяют мало слюны, и в ней ещё недостаточно фермента, расщепляющего крахмал. Мышечный слой желудка ещё недоразвит, активность желёз его стенок снижена. Ферменты желудочного сока вырабатываются в незначительных количествах. Активность пищеварительных ферментов в кишечнике невелика. Нервная регуляция продвижения пищи по кишечнику неустойчива.

В последние недели беременности и в первые дни после родов в груди матери образуется молозиво – жидкость, богатая витаминами A, C, E, B12, с повышенным содержанием белка. Это отвечает нуждам организма новорождённого, ведь в первые дни жизни он ещё очень слаб и не может сосать долго. Кроме того, молозиво обладает противоинфекционным действием, так как в нём содержатся иммуноглобулины. Пищевые компоненты молозива по своему составу близки к тканям новорождённого и легко усваиваются его организмом.

Через несколько дней после родов (со 2-3-й недели) выделение молозива прекращается и грудь матери наполняется молоком. После некоторого начального периода приспособления количество молока отвечает потребностям ребёнка.

Грудное молоко, как и молозиво, обладает иммунологической активностью и надёжно защищает желудочно-кишечный тракт ребёнка от кишечных инфекций. В первые 6 месяцев грудное молоко – идеальная пища для младенца, обеспечивающая его всеми необходимыми питательными веществами. Оно содержит больше жирных кислот, белка, а следовательно, и калорий, чем коровье молоко. Находящиеся в нём ферменты помогают ребёнку усваивать питательные вещества. Молоко содержит антитела, которые не только защищают ребёнка от болезней, но и стимулируют его иммунную систему.

При грудном вскармливании ребёнок невосприимчив к различного рода инфекциям, он редко страдает кишечными расстройствами.

Грудное вскармливание имеет целый ряд других преимуществ. Нет необходимости стерилизовать посуду, готовить и греть питательную смесь или молоко. Грудное молоко всегда доступно, ребёнок сосёт грудь, пока хочет, этим исключается опасность перекармливания. Кроме того, кормление грудью создаёт особый зрительный, осязательный и слуховой контакт матери с ребёнком. Кормление ребёнка грудью – не только его питание, но и воспитание, так как устанавливаются и развиваются такие его отношения с матерью, которые в других ситуациях просто невозможны.

В заключение подчеркнём, что здоровье вашего ребёнка будет во многом зависеть от вашего отношения к нему, особенно в первые месяцы его жизни. Именно в этот период между матерью и ребёнком возникает близость, которая сохраняется на всю жизнь.

Кроме того, в это время на здоровье ребёнка оказывает сильное влияние ваше поведение. Отметим, что в последнее время в нашей стране среди девушек и молодых женщин сформировалось пристрастие к пагубным привычкам: курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Уясните себе неоспоримый факт: если вы в это время (беременность и грудное вскармливание ребёнка) употребляете психотропные вещества (курение, употребление алкоголя и наркотиков), то подвергаете его мозг повышенной опасности. Пагубные привычки как до беременности, так и во время неё и после родов не проходят бесследно как для здоровья молодой женщины, так и для её ребёнка.

Выбор жизненного пути и своего поведения всегда остаётся за вами. Подумайте и определите, что будет для вас лучше: всю жизнь видеть у своего ребёнка отклонения от нормы, вплоть до врождённых уродств, в которых виноваты прежде всего будете вы сами, или прожить счастливую жизнь в благополучной семье, радуясь жизненным успехам своего потомства.

Запомните! Либо сомнительные удовольствия, либо счастливая жизнь – другого не дано!

Выводы

  1. Из внутреннего единства матери и ребёнка у женщины возникают первые материнские чувства, главное из которых – забота о ребёнке.
  2. Ведущей деятельностью малыша в первые 6 месяцев его жизни является общение.
  3. Благополучие семьи, молодой женщины и здоровье ребёнка во многом зависят от уровня индивидуального здоровья женщины, от её поведения, желания и умения соблюдать нормы здорового образа жизни, противостоять пагубным привычкам, оказывать благотворное влияние на создание уютного климата в семье.

Вопросы самоконтроля

  1. Какие общие условия нужно создать в семье при появлении в доме новорождённого?
  2. Почему самой трудной неделей в жизни новорождённого принято считать первую?
  3. Почему отказ от грудного вскармливания может негативно отразиться на развитии организма ребёнка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на здоровье детей: условия жизни в семье

Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования...

Классный час "Факторы влияющие на здоровье человека"

Тема классного часа: «Факторы, влияющие на здоровье человека». Мы выясним, чем опасны некоторые зависимости и вместе определим, как не попасть под их влияние. Цель урока:дать детям понятие «зависимост...

Негативные факторы,влияющие на здоровье.

Презентация для классного часа по теме "Здоровый образ жизни"...

Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"

Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ.  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам   Ч...

Биологические и социальные факторы, влияющие на развитие ребенка

Биологические и социальные факторы, влияющие на развитие ребенка...

Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»

Тема:  «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...