Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"
презентация к уроку по обж (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Глебов Александр Александрович

Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ.  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам   Чайцева В. Г. «Формирование образа жизни и здоровья в семье и школе.» Рязань, 2009., интернет ресурсов, «КМ-школа» и занятий на курсах ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО 2016г. 

В презентации рассмотрены вопросы: 1. Основные понятия о здоровье человека и здоровом образе жизни. 2. Оцека и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" (по В.Г.Чайцеву).

Цель презентации (дополнительного материала к урокам ОБЖ по разделу "Основы здорового образа жизни"):

1. Провести обучающимися самооценку основных правил гигиенического поведения, пищепотребления, пищевого и двигательного поведения, основных видов и правил закаливания:

2. На основании таблицы 5. "Отношение к здоровью" вырабатывать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни, воспитание здоровыхт потребностей и заботе о здоровье, как главной ценности человека.

Презентация  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" может быть использована:

1. Учителями ОБЖ при подготовке к урокам в основной школе по разделу "Основы здорового образа жизни".

2. Классными руководителями при подготовке к классным часам о здоровье подростка и основах здорового образа жизни.

3. Обучающимися при самостоятельном выполнении домашнего задания по разделу "Основы здорового образа жизни", работе с таблицами "Светофора здоровья", информирования родителей о необходимости изменений правил гигиенического поведения, пищепотребления, условий для физической подготовке и закаливания.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы Дополнительный материал к урокам ОБЖ в основной школе Раздел ОБЖ « Основы здорового образа жизни» (по материалам Чайцева В. Г. «Формирование образа жизни и здоровья в семье и школе.» Рязань, 2009.) «Светофор здоровья» Подготовил: Глебов Александр Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Лицей №102» по материалам интернет ресурсов, «КМ-школа» и занятий на курсах ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО 2016г.

Слайд 2

Введение Основные понятия о здоровье человека и здоровом образе жизни 2. «Светофор здоровья» Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы

Слайд 3

Введение Состояние здоровья детей и молодежи вызывает сегодня тревогу, а в сочетании с демографическими показателями представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Абсолютно здоровых детей сегодня все меньше. Для армейской службы годны не более трети юношей. Положение усугубляется тем, что лишь два школьных предмета — физкультура и ОБЖ — являются здоровьеформирующими , но и те существуют в ранге «второстепенных». ВОЗ определила основные факторы здоровья человека, распределив их по степени значимости следующим образом: стиль жизни 50—55%, окружающая среда 20—25, наследственность 15—20, здравоохранение, медицина —10—15%.

Слайд 4

Начиная с 10—11 лет у школьников стремительно идет процесс полового созревания, наступает «гормональный бум», происходит индивидуализация самосознания, появляются новые ценности и авторитеты. Раздвигаются границы внешних запретов, а здоровье, как одна из главных жизненных ценностей, отодвигается на задний план. В ажно педагогически грамотно использовать свойственную возрасту мотивацию — стремление стать сильными и красивыми. Учителей предметников также необходимо познакомить с результатами самооценки, чтобы они учитывали их в своей работе.

Слайд 6

« Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков .» (ВОЗ)

Слайд 7

Понятие ЗОЖ Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Слайд 8

Л.Н.Толстой : «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день , о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».

Слайд 10

Груп ы факторов, влияющих на наше здоровье Образ жизни 50% Экология 20% Генетика 20% Медицина 10%

Слайд 11

«Светофор здоровья» Самооценка гигиенического поведения учеников основной школы Основные гигиенические правила Цвета светофора Зеленый Желтый Красный Умывание по утрам Ежедневно 2—3 раза в неделю Иногда Умывание на ночь Ежедневно Иногда Никогда Мытье рук перед едой Всегда Часто Иногда Мытье рук после туалета Всегда Редко Никогда Чистка зубов на ночь Всегда Иногда Никогда Полоскание рта после еды Всегда Иногда Никогда Замена зубной щетки 1 раз в 3—4 месяца 1 раз в полгода 1 раз в год 1 2 3 4 5 6 7 (по материалам Чайцева В. Г. «Формирование образа жизни и здоровья в семье и школе.» Рязань, 2009.) «» Таблица 1.

Слайд 12

Основные гигиенические правила Цвета светофора Зеленый Желтый Красный Замена зубной пасты 1 раз в полгода 1 раз в год Никогда Время чистки зубов 3—4 мин 2—3 мин Менее 2 мин Принятие душа, подмывание Ежедневно 2 раза в неделю Нет Мытье в ванне с мылом 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 10 дней Смена носков Ежедневно 2—3 раза в неделю 1 раз в неделю Стрижка ногтей на руках 1 раз в неделю 1 раз в две недели Эпизодически Наличие платка или салфетки в кармане Всегда Иногда Никогда Правила содержания домашних, дворовых животных Соблюдаю всегда Соблюдаю иногда Не соблюдаю Несоблюдение правил гигиены приводит к болезням кожи и волосяных покровов, кариесу, кишечным инфекциям и инвазиям, болезням печени и желчных путей, мочевым инфекциям, непривлекательному внешнему виду. 8 9 10 11 12 13 14 15

Слайд 13

Внимание! Самооценка гигиенического поведения осуществляется в порядке домашнего задания , ученики справляются с ним самостоятельно. Должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов. Подростки самостоятельно осваивают нормативы , информируют родителей о необходимости изменений в гигиеническом обеспечении. Помощью им служит «Светофор здоровья». Очень важно в этом возрасте приучиться соблюдать не только личную гигиену, но и чистоту жилья (своей комнаты, уголка), одежды и обуви, выделяя для этого специальное время, например 15—20 мин. перед отходом ко сну. Важно разъяснить родителям и детям, что ежедневное принятие душа и смена нательного белья исключат потребность в использовании дезодорантов и антиперспирантов, отрицательное влияние которых на обмен веществ и здоровье кожи научно доказано.

Слайд 15

«Светофор здоровья» Самооценка пищепотребления , пищевого поведения учеников основной школы Составляющие рациона. Особенности пищевого поведения Цвета светофора Зеленый Желтый Красный Хлеб черный, г в день 120—150 150—200 Менее 120 или более 200 Хлеб белый, г в день 150—200 200—300 Менее 150 или более 300 Сладости, сдоба, раз в неделю 1 2-3 Ежедневно Каши, хлопья, макароны, г в день 200—300 300—350 Менее 200 или более 350 Овощи, винегреты, г в день 300 200—300 Менее 200 Фрукты, г в день 250 200 Менее 200 Натуральные соки, нектары, раз в неделю 3 1 - 2 Реже 1 1 2 3 4 5 6 7 (по материалам Чайцева В. Г. «Формирование образа жизни и здоровья в семье и школе.» Рязань, 2009.) Таблица 2.

Слайд 16

Составляющие рациона. Особенности пищевого поведения Цвета светофора Зеленый Желтый Красный Зелень, салаты, г в день 150 100 Менее 100 Орехи, семечки, раз в неделю 3 2 1 и меньше Бобовые (горох, фасоль, соя), раз в неделю 3 2 1 и меньше Растительные масла, г в день 30 30 - 40 Менее 30 или более 40 Сливочное масло, г в день 20 20 - 30 Менее 20 или более 30 Молоко, г в день 250—300 Менее 300 Менее 200 или более 400 Кисломолочные продукты, г в день 200 100 Менее 100 Творог, сыр, раз в неделю 3 2 1 8 9 10 11 12 13 14 Продолжение таблицы 2. 15

Слайд 17

Составляющие рациона. Особенности пищевого поведения Цвета светофора Зеленый Желтый Красный Яйцо, шт. в неделю 5 3 -4 Менее 3 или более 6 Колбаса, сосиски, сардельки, раз в неделю 1 2 и более Ежедневно Мясо, печень, раз в неделю 2 - 3 1 Ежедневно Рыба, морепродукты, раз в неделю 2 - 3 1 Иногда Птица (нежирная), раз в неделю 2 1 Менее 1 или более 3 Кратность питания, раз в день 3 - 4 2 1, когда как Завтрак плотный Всегда Иногда Чай, бутерброды Ужин легкий Всегда Иногда Всегда плотный Употребление воды из- под крана Никогда Иногда Всегда 16 17 18 19 20 21 22 Продолжение таблицы 2. 23 24

Слайд 21

Нарушения пищепотребления и пищевого поведения приводят к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, отставанию в росте и развитии, аллергизации , гиповитаминозам , ожирению, затруднениям в выполнении учебной работы . В комментариях обращается внимание на позиции, чаще всего попадающие под красный цвет светофора и обычно свидетельствующие об избыточном потреблении углеводов (хлеб, сладости) и животных жиров (колбаса, сливочное масло) при дефиците в рационе рыбы, овощей, фруктов и зелени , преимущественно вечернем пищепотреблении . Следует сделать акцент на злоупотреблении чипсами , конфетами, сладкими газированными напитками как одной из причин подросткового ожирения , аллергии , кариеса, угревой болезни. Именно в этом возрасте нередко возникает зависимость от шоколада , сладостей, кока-колы . Проблема в мире настолько серьезна, что Конгресс США законодательно запретил отмечать в школах дни рождения с поеданием тортов, пирожных и других сладостей . Альтернативой этим продуктам вполне могут служить фрукты, соки, цукаты, сушеные ягоды и фрукты , орехи.

Слайд 22

«Светофор здоровья» Самооценка двигательного поведения учеников основной школы Условия, виды деятельности. Показатели двигательной нагрузки Цвета светофора Зеленый Желтый Красный Наличие домашнего спортивного уголка Есть Недооборудован Нет Наличие дворовой спортплощадки Есть Недооборудован Нет Выполнение утренней гимнастики Всегда Иногда Никогда Закаливание Всегда Иногда Никогда Участие в спортсекциях , кружках, бассейн Постоянно Эпизодически Нет Проведение физкультминуток в школе и дома Постоянно Иногда Никогда Проходимое за день расстояние (среднее), км Около 6 4 - 5 Менее 4 Время активной двигательной деятельности (в день, ч 3,5—4,5 3,0—3,5 Менее 3 1 2 3 4 5 6 7 Таблица 3. 8

Слайд 23

Недостатки двигательного поведения приводят к нарушению осанки, сколиозу, болезням органов дыхания , уха , горла и носа, иммунодефицитным состояниям, отстованию в учебе и физическом развитии . Комментарий к оценке ситуации должен усиливать мотивацию стремления быть сильным и красивым , свойственного переходному возрасту. В то же время следует предупредить об опасности для здоровья и даже жизни экстремальных видов спорта , культуризма и т. Д. Физкультура и спорт развивают волевые качества , столь необходимые для достижения жизненных целей и преодоления невзгод, сообразительность, быстроту реакции, красоту тела и силу духа. В 2010 г. британские специалисты выявили, что двигательные упражнения приводят к улучшению памяти . За последние 100 лет уровень физической нагрузки на одного жителя Земли уменьшился в 100 раз. Гиподинамия наряду с нерациональным питанием, стала одним из основных факторов возникновения многих заболеваний и патологических состояний

Слайд 25

Основные виды закаливающих процедур Виды закаливающих процедур Примечания Воздушные ванны Круглый год, зимой — в помещении Ходьба босиком Зимой — в помещении Обтирание Круглый год, зимой — со снегом Обливание (полное, частичное) Круглый год Контрастное умывание, полоскание носа, горла По 1—3 мин, 3—5—10 чередований, круглый год Контрастные ножные ванны На ночь 2—3 мин, 3—5 чередований Плавание Зимой — бассейн, летом — открытые водоемы Парная, сауна, джакузи Круглый год, 1 раз в 1—2 недели Основной принцип закаливания — регулярность, постоянство, наращивание времени и силы воздействия. Учащимся предлагается выбрать доступные формы закаливания, с учетом наличия хронических заболеваний. Таблица 4.

Слайд 29

Отношение к здоровью Понятие о здоровье Сформировано Отсутствует Уровень культуры здоровья Высокий Низкий или его нет Отношение к здоровью Сформировано Отсутствует Место здоровья среди других ценностей Приоритетное Другие приоритеты- вещизм, карьера, деньги Стиль жизни Здоровый Нездоровый Активная деятельность Любимая работа, учеба Неудовлетворенность работой, учебой Физическая активность Оптимальная Отсутствует или недостаточная Профилактика заболеваемости Постоянная, эффективная Самолечение или отсутствие профилактики Отношение к нормам ЗОЖ Соблюдение, здоровые привычки Вредные привычки, нездоровое поведение Режим дня, труда и отдыха Четкий, рациональный Беспорядочный Питание Полноценное Некачественное Факторы Положительные Отрицательные Таблица 5.

Слайд 30

Каждый должен сделать вывод: стоит ли жить рабом собственных слабостей, неорганизованности и вредных привычек, зная об их последствиях для здоровья и жизни, или же воспитанием здоровых потребностей и заботой о здоровье как главной ценности обеспечить себе долгую, здоровую и счастливую жизнь.

Слайд 31

Проверь себя

Слайд 35

Литература Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5—9 кл .: учеб.метод . пособие / под ред. Л. В. Баль , С. В. Баранова. — M., 2003. Чайцев В. Г.Формирование образа жизни и здоровья в семье и школе. — Рязань, 2009. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ 5 – 11 класс. ООО «Кирилл и Мефодий». ГУ РЦ ЭМТО, 2003г. Учебник «ОБЖ. 9-й класс» - авторы: С.Н. Вангородский , М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук , В.В. Марков. Издательство: «Дрофа», 2010 год – 2015 год . Учебник «ОБЖ. 10-й класс» - авторы: А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. Издательство: «Просвещение», 2006 – 2012 год . Информация Роспотребсоюза и ВОЗ . Сайт: zdor - rus . ucoz . ru › blog … tabakokurenija /2011-01-12-4 ). http://www.mednet.ru/index.htm - официальный сайт Министерства здравоохранения РФ Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ 5 – 11 классы . WWW . vSCHOOL . RU . http://www.cultura.baikal.ru/school/Projects/ok8/budzdor/index/htm На сайте размещены интерактивные анкеты по выявлению факторов, влияющих на здоровье человека . Все ссылки для преподавателя ОБЖ школа жизни ру https://sites.google.com/site/skolazizniru/home/komputernaa-i-informacionnaa-bezopasnost/osnovy-bezopasnosti-ziznedeatelnosti-v-skole/poleznye-ssylki-dla-prepodavatelej-obz-1 www.russkoe-slovo.ru http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com http://www.iphones.ru/iNotes/2553 http://www.posm.ru/UploadFiles/editor/Image/news/forum(1). jpg Методическая помощь преподавателям-организаторам ОБЖ Тем, кто работает по программам и учебникам линии УМК ОБЖ 5-11 классы А.Т.Смирнов (издательство «Просвещение»): используйте портал издательства «Просвещение »: www . prosv . ru Фото автора из жизни лицея №102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительный материал к уроку

ролевой дополнительный материал к уроку : Альтернатива: промышленное освоение или сохранение природы"...

Статья "Факторы, влияющие на мотивацию учеников при изучении иностранного языка."

Проблема мотивации учеников к изучению иностранного языка остается актуальной, несотря на прогрее и другие новшества в обучении....

Доклад на тему: "Типы отношений к незрячему ребенку в семье, как основной фактор, влияющий на осуществление воспитательного процесса в школе".

В данном докладе рассматривается проблема отношений к незрячиму ребенку в семье и влияния этих отношений на формирование личности ребенка. Данный материал, думаю, будет интересен, как педагогам коррек...

Кадровые ресурсы – как основной фактор, влияющий на качество обучения

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Сухомлинский В.А....

Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения.

Контрольная работа по педагогике раскрывает основные факторы успешного обучения....

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

Урок на тему: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Урок на тему: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок изучения нового материала...