План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"
план-конспект урока по психологии (11 класс)

Суворова Екатерина Эдуардовна

Внеурочное занятие  проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_konflikty_v_nashey_zhizni.docx52.88 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект внеурочного занятия по психологии «Конфликты  в нашей жизни»

Класс: 11

Методический комплекс: Рабочая программа «Этика и психология семейной жизни» 11 класс

Тема: Конфликты в нашей жизни

Цель: Сформировать представление у обучающихся о конфликтах, о психологических причинах их возникновения, путях профилактики

Задачи:

Образовательные: 

- Сформировать знание о понятие «Конфликт»

- Ознакомить обучающихся с причинами возникновения конфликтов

- Сформировать представление о путях профилактики конфликтов

Развивающие:

- Продолжить развивать самостоятельное мышление: формирование умения анализировать предоставленные ситуации и ответы одноклассников

- Развивать у обучающихся способность к предотвращению конфликтов

- Развивать умение у обучающихся анализировать причины конфликтов  

Воспитательные:

- Продолжить формировать чувство уважения и понимания к мнению других

- Содействовать в ходе урока формированию умения нахождения компромиссов во время выполнения работы в команде

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-Критически оценивать и корректировать свое поведение в условиях возникновения конфликтов

-Выстраивать уважительное отношение к человеку иного мнения

-Строить отношения на основе сотрудничества и взаимопомощи в трудных ситуациях

Регулятивные УУД:

-Осознанно определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

-Владеть основами самооценки, самоконтроля, принятия решений

Познавательные УУД:

-Анализировать, выделять причины и следствия, логически рассуждать, строить умозаключения и делать выводы

-Умение добывать новые знания (наблюдать, слушать)

Коммуникативные УУД:

-Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

-Работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

-Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Методы обучения: Наглядный, практический, словесный

Формы обучения: Групповая, фронтальная

Необходимое материально-техническое обеспечение: слайды, музыкальное сопровождение, карточки с примерами конфликтных ситуаций, текст притчи, листы А4

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Этап мотивации к учебной деятельности

(5 минут)

Приветствие.

Мобилизация внимания обучающихся.

 Рассказ притчи и определение темы урока обучающимися отталкиваясь от содержания притчи

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Предлагает прослушать притчу.

Организует беседу по данной притче, подводит учащихся к формулированию темы урока, с помощью наводящих вопросов.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

Слушают притчу и высказывают свое мнение по данной притче. Формулируют на основании высказываний своих и других одноклассников тему урока, с помощью наводящих вопросов учителя

Регулятивные: Формирование умения самостоятельно определять тему занятия

Коммуникативные: умения отстаивать свое мнение и понимать другие позиции (взгляды и интересы)

Познавательные: Формирование умений делать выводы и строить логические умозаключения, умение добывать новые знания

Личностные: Самоопределение, Выполнение действий нравственно—эстетического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный взгляд  на ситуацию на основе социальных и личностных ценностей

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

(5 минут)

Фронтальная беседа с обучающимися на тему «Что такое конфликт»

Подведение к определению  понятия «конфликт»  с помощью приема «Антоним и синоним»

Мониторинг мыслительного процесса в процессе беседы на данную тему

Организует беседу на тему «Что такое конфликт».

Подводит обучающихся к формулированию понятия «конфликт» с помощью высказываний антонимов и синонимов к слову «конфликт» обучающихся.

Озвучивает четкое понятие «Конфликт»

Отслеживает мыслительную деятельность обучающихся (организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию)

Высказывают свое мнение по теме, заданной учителем.

Озвучивают синонимы и антонимы к слову «конфликт»

Фиксируют трудности, если возникают, во время выполнения заданий

Регулятивные:

Формирование навыков саморегуляции

Познавательные:

Формирование умений перерабатывать информацию и умения извлекать информацию

Коммуникативные:

Формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Личностные:

Осмысление роли семьи в своей жизни

Этап выявления места и причины затруднения

(10 минут)

Распределение класса на 5 групп. Каждой группе выдается конфликтная ситуация, которую они должны разобрать по предоставленному учителем плану.

Организует групповую работу учащихся.

Предлагает каждой из 5 групп конфликтную ситуацию, которую нужно разобрать по составленному учителем плану.

Организует обсуждение способов решения конфликтных ситуаций, где каждая из групп должна презентовать свою ситуацию по плану.

Комментирует и разъясняет результат проделанной работы

Отвечает на вопросы, в которых возникли трудности, заданные учениками.

Работают в группе.

Выполняют задание предложенное учителем.

Высказывают и обсуждают мнения, которые предлагают обучающиеся  в группе.

Высказывают трудности, которые возникают учителю.

Каждая группа делает презентацию, данной им конфликтной ситуации, делятся с другими группами мнением по вопросам заданными в плане, который предоставил им учитель.

Слушают комментарии учителя по проделанной работе и ответы на заданные вопросы.

Регулятивные:

Формирование умений осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Развитие умений работать по инструкции

Познавательные:

Развитие умений перерабатывать информацию

Развитие умений преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя

Коммуникативные:

Продолжение формирования умения понимать другие позиции (взгляды, интересы)

Формирование умения организовывать учебное сотрудничество

Личностные:

Выстраивание уважительного отношения к чужому мнению.

Осмысление роли семьи в своей жизни и жизни других людей

Формирование умений выстраивать и перестраивать стиль своего общения в группе

Выстраивание уважительного отношения к человеку иного мнения культуры, веры

Оценивание жизненных ситуаций с разных точек зрения

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

(5 минут)

Раскрытие темы с использование упражнения «Незаконченные предложения», которое активизируют мыслительные процессы учеников и пошагово подводят к формулированию цели данного занятия.

Объясняет правила упражнения (Закончите фразу «Причина, которая может спровоцировать конфликт это…»)

Организует беседу по ответам обучающихся.

Подводит обучающихся к выводу цели данного урока.

Побуждает к высказыванию мнения каждого ученика.

Выполняют упражнение данное учителем.

Высказывают свое мнение.

Формулируют на основании своих ответов и наводящих вопросов педагога цель занятия

Регулятивные: Развитие целеполагания учащихся

Формирование умения

определять цель деятельности на уроке

Личностные: Продолжение формирования умения проявлять уважительное отношение к человеку с иным мнением, формирование самооценки

Осмысление роли семьи в своей жизни и жизни других людей

Коммуникативные: Развитие умений формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Познавательные: Развитие умений строить логические рассуждения, умозаключения, выводы.

Этап реализации построенного проекта

(7 минут)

Раскрытие теоретического материала (Причины конфликтов, профилактика конфликтов)

Раскрывает теоретический материал по теме.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Побуждает к высказыванию вопросов возникающих во время объяснения материала

Слушают информацию по теме урока

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают вопросы учителю возникающие во время объяснения материала.  

Регулятивные:

Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности

Формирование саморегуляции, способностей проявлять волевое усилие

Коммуникативные:

Развитие умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Познавательные:

Развитие умений добывать новые знания

Личностные:

Формирование представлений о предотвращении и преодоление семейных конфликтов

Осмысление роли семьи в своей жизни и жизни других людей

Выстраивание понимания при столкновении позиций своих и позиций другого

Формирование умений строить отношения на основе сотрудничества и взаимопомощи в трудных ситуациях

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

(5 минут)

Разбор конфликтных ситуаций, данных учителем раннее обучающимся во время групповой работы по новому теоретическому материалу.

Организует беседу с обучающимися по разбору причин конфликтных ситуаций (ситуации ранее обучающиеся разбирали во время групповой работы)

Побуждает к высказыванию обучающихся

Высказывают свое мнение, используя новый теоретический материал данный учителем

Регулятивные:

Развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Личностные:

Развитие умений строить отношения на основе сотрудничества, взаимопомощи в трудных ситуациях

Формирование умений критически оценивать и корректировать свое поведение в различных взаимодействиях

Развитие умений предотвращать и преодолевать конфликты

Оценивание на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки

Развитие умений оценивать жизненные ситуации с разных точек зрения

Коммуникативные:

Развитие умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Познавательные:

Развитие умений выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

Этап самостоятельной работы

(5 минут)

Написание эссе по структуре заданной учителем, на тезис «Помните, умен не тот, кто прав, а тот, кто понимает, когда надо остановиться в споре»

Предлагает выполнить письменную работу учащимся.

Объясняет инструкцию выполнения задания.

Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

Контролирует выполнение задания.

Пишут сочинение по заданному тезису

Осуществляют самопроверку с заданной учителем структурой и сдают учителю

Регулятивные: Формирование саморегуляции, способностей проявлять волевое усилие, самооценивание качества усвоения материала.

Формирование умений осуществлять контроль своей деятельности в  процессе достижения результата

Познавательные: Формирование умений преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

Развитие творческих способностей

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(3 минуты)

Написание обучающимися ответов на вопросы: «Какие важные моменты я для  себя в ходе изучения выяснил?», «Что я хочу еще об этом узнать?»,

«Стоило ли приходить?»

Предлагает задание на рефлексию учащимся

Собирает все письменные работы выполненные учащимися

Прощается с учениками

Выполняют задания на рефлексию,

делятся письменно своими изменениями с учителем

Прощаются с учителем

Личностные: Формирование умения оценивать себя.

Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития.

Замечать свои изменения в ходе занятия.

Регулятивные: Формирование умений контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Коммуникативные: Формирование умений формулировать свое мнение

Приложение.

ПРИТЧА

Как-то к сёгуну привели двух знатных торговцев. Их глаза были налиты кровью. Кулаки сжимались и разжимались. Из ноздрей вырывался пар на морозном воздухе. Каждый из них доказывал правоту своей версии конфликта. Сёгун молча выслушал гневные отповеди купцов. Но лишь равнодушно предложил:

Давайте перенесём подробное рассмотрение вашей ссоры на завтра, — все склонили головы не смея возразить.

Утром состоялась вторая встреча высокопоставленных господ. Эмоций поубавилось, и на предложение сёгуна изложить суть спора каждый торговец пытался казаться более сдержанным.

Сёгун молча, выслушал насыщенные доказательствами речи спорщиков. И сказал:

Что ж, для более полного понимания картины происшедшего предлагаю перенести вынесение моего вердикта на завтра. Прошу быть готовыми ещё раз всесторонне осветить ваши позиции, — все склонились и, не смея перечить повелителю, почтительно удалились прочь.

Утром все повторилось. Однако торговцы уже не так пылко излагали свои позавчерашние мысли. В их голосах, позах и жестах читалась неуверенность и страх. Они искренне недоумевали — что задумал сёгун? Куда он клонит? Чем кончится эта история? Как бы не было хуже...

Сёгун выждал долгую паузу... И грозно промолвил:

Завтра утром жду ваших детальных отчётов по произошедшей ссоре. Надеюсь, вы оба поняли меня верно! — все в страхе поклонились и поспешно удалились восвояси.

Утром четвёртого дня оба торговца приготовили ценные подарки для сёгуна. Каждый из них произнёс речь полную учтивости к сегуну и к своему сопернику. Сёгун же принял принесённые дары и тут же неожиданно передал их каждой из сторон.

Купцы в радости склонили свои головы мысленно благодаря богов, что они у них ещё на плечах, обняли друг друга, как товарищи, пережившие великое несчастье и со слезами на глазах покинули резиденцию правителя.

Сёгун же попросил принести ему набор для каллиграфии. Словно весенний ветер скользнула его кисть по поверхности бумаги, оставляя следы едва заметного хайку:

Лёд и вода...
Каждый по-своему прав,
Под весенним дождем...
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку"Животные в нашей жизни"

Урок был дан для молодых учителей.Была показана работа учащихся над проектами.Класс был поделен на группы и каждая группа гоовила свой проект и презентовала его. Темы были следующие: "Питомцы в нашей ...

Конспект открытого урока по теме "Спорт. Спорт в нашей жизни". 6-8 класс.

Данный урок направлен на обобщение наиболее интересных и эффективных приемов работы по теме "Спорт. Спорт в нашей жизни". Постановка цели урока, содержательность, многообразие используемых упражн...

Открытый урок в 6 классе "Питомцы в нашей жизни"

Урок- игра, обобщение пройденных знаний с применением сингапурской методики. Данный урок отражает применение таких видов речевой деятельности как чтение, говорение, письмо, аудирование, повторение гра...

Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни".

Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни"....

Методическая разработка открытого занятия на тему "Книги в нашей жизни. Мой любимый писатель."

Методическая разработка включает введение, психолого-педагогическую характеристику группы, диагностику ЗУНов, содержание занятия, самоанализ, приложения....

План-конспект урока английского языка в 5 классе "Праздники в нашей жизни"

Урок английского языка в 5А классеУчитель английского языка МБОУ «Средней общеобразовательной  школы №1»Елабужского муниципального района Республики Татарстан Алексеева Наиля ГарифзяновнаТема: Ho...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...