Коррекционно-развивающее занятие "Я и мои "колючки"
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Карцева Людмила Сергеевна

Пятый класс является для учащихся довольно сложным периодом, требующим некоторой адаптации. Происходят изменения не только в учебной деятельности, но и в межличностных отношениях. Возрастает агрессивность подростков. Коррекционно-развивающее занятие "Я и мои "колючки" дает возможность обсудить проблемы подростковых взаимоотношений, основываясь на изучении и нанализе личностных качеств, дает возможность сформировать позитивное отношение к своим и чужим возможностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие

 «Я и мои «колючки» (5 класс).

Цель: создание у обучающихся мотивацию на самопознание; способствовать развитию рефлексии у обучающихся.

Задачи: формировать позитивное отношение к своим и чужим возможностям и потребностям. Выработка на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Оборудование: Листочки с ситуациями.

Ход занятия:

I часть. Разминка.

Упражнение: «На что похоже моё настроение»

Цель: Снятие внутреннего напряжения, настрой на взаимодействие в группе.

Осознание своего эмоционального состояния «здесь и сейчас».

Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?»

Упражнение выполняется в кругу с мячиком. Варианты: «На какую погоду, (музыку, цветок, животное, фрукт, киногероя и.т.д.) похоже ваше настроение?»

Упражнение: «Пересядьте все те, кто….»

Цель: Поднять настроение. Создать позитивный эмоциональный настрой. Больше узнать друг друга.

Инструкция: «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает, каким то одним общим признаком. Этот признак он называет.

Например: «Пересядь те, кто любит мороженное», - и все, кто любит меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен успеть занять освободившееся место.

II часть. Основная работа по теме (объявить тему занятия).

Упражнение: «Покажи ситуацию».

Цель: Взаимодействие в группе, отработка умения договариваться, уступать, друг другу.

Группа делится на подгруппы (4- 5 человек), каждая из которых получает карточку с описанием ситуации (мать сердится на ребёнка за то, что он плохо ест; учитель сердится на ученика за то, что он списывает; мама не разрешает гулять, так как получил двойку; мальчик заступился за маленького мальчика, которого обижали старшие дети).

Подгруппы невербально (с помощью мимики и жестов) показывают свои ситуации, остальные пробуют определить их содержание.

«Мои колючки».

Цель: Знакомство с отрицательными качествами, мешающими конструктивному общению.

- У каждого есть какие – то качества мешающие ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с кактусом, о колючки которого можно уколоться, если его потрогать. Так же и люди, общаясь, могут «уколоться» друг о друга.

Далее идет перечисление учащимися возможных человеческих «колючек», например: невыдержанность, болтливость, предательство, стремление быть всегда первым, лживость, драчливость, агрессивность, ворчливость, угрюмость, молчаливость и.т.д.

Затем каждый анализирует свои собственные «колючки».

«Мои магнитики».

Цель: Знакомство с положительными качествами, помогающими в общении.

- Качества – колючки отталкивают от нас людей, а качества – магнитики – притягивают.

Обсуждаются качества – магнитики, например: любознательность, доброжелательность, воспитанность, воля, терпеливость, приветливость, дружелюбие, верность.

Затем каждый анализирует свои собственные «магнитики».

Работа со сказкой «Шиповник» (автор Е. Голованова)

Садитесь поудобней, закройте глаза и представьте себе тёплое лето, берёзовую рощу, а посреди рощи – большую солнечную поляну. На поляне растет множество самых разных цветов. И вот однажды на этой поляне вырос маленький зелёный кустик. Он не был похож на других: его стебель был покрыт жесткой корой, а веточки – маленькими шипами.

– Какой противный колючий куст вырос на нашей поляне! – говорили друг другу цветы.

– Ему бы расти в дремучей чаще, а не здесь, в солнечной берёзовой роще.

Бедный кустик огорчался, слыша такие слова. Ему хотелось поиграть с цветами, которые росли вокруг, и он протягивал к ним свои веточки, но цветы отворачивались от него.

– Он совсем на нас не похож, – пренебрежительно говорили они.

– Это же просто сорняк! Не стоит обращать на него внимание.

Кустику было очень обидно, и от огорчения его шипы становились всё длиннее. Пролетавшие мимо бабочки перестали садиться на его веточки, так как боялись пораниться об острые колючки. Над кустиком уже не смеялись, но и разговаривать с ним тоже перестали. Ему было грустно и одиноко. Однажды на поляну пришли мальчишки из деревни.

– Смотрите, какой противный колючий сорняк! – закричали они.

– Давайте его сорвем, от него всё равно нет никакой пользы.

Но мальчишки не смогли ухватиться за колючие ветки и только оборвали зелёные листочки. Никто на поляне не пожалел бедный кустик.

– Лучше бы они тебя вырвали с корнем! – злорадно говорили цветы.

«Почему все меня так не любят? – расстроенно думал кустик. – Я же никому не делал зла. Но мальчишки хотели меня погубить. Меня спасли только колючки». От этих мыслей он становился еще угрюмее, а его колючки ещё длиннее.

Пришла зима, цветы увяли, а земля покрылась снегом. Кустик остался совсем один посреди пустой поляны. Ему было страшно, холодно и одиноко. «У меня нет друзей, я никому не нужен, – грустно думал он. – Лучше бы мне замёрзнуть этой зимой».

Но он не замёрз… Весеннее солнышко растопило снег и согрело землю. На поляне снова стали появляться цветы. Но кустик оставался угрюмым и колючим… Однажды на поляну выбежал испуганный заяц, за которым гнался голодный зубастый волк. У бедного зайца уже не было сил бежать, и он упал рядом с кустом. И тогда куст прикрыл его своими колючими ветками. Волк ткнулся носом прямо в шипы и, воя от боли, убежал обратно в лес. Заяц горячо поблагодарил своего спасителя:

– Если бы не ты, если бы не твои острые колючки, волк наверняка поймал бы меня. Как здорово, что ты вырос на этой поляне! Я был бы очень рад, если бы у меня был такой друг, как ты.

Куст просто не верил своим ушам. Значит, и его колючки могут послужить доброму делу! «Оказывается, и я кому-то нужен, и со мной хотят дружить», – радостно думал он. И от этих мыслей на его колючих ветках стали распускаться прекрасные цветы.

«Какой красавец», – прощебетала пролетавшая мимо ласточка. «Настоящее украшение этой поляны», – прожужжала ей в ответ пчела. Цветы, появившиеся на поляне весной, гордились тем, что они растут рядом с таким отважным и красивым шиповником. А счастливый куст расцветал и становился всё прекраснее. «Как хороша жизнь! – с восторгом думал он теперь. – Как приятно знать, что ты нужен другим, и чувствовать, что тебя любят».

После прочтения сказки  проходит её обсуждение с детьми.

Вопросы для обсуждения: Зачем кустику были нужны его колючки? Почему колючки кустика становились всё больше с каждым днём? Что сделало радостным кустик в конце сказки?

III. Заключительная часть.

 Релаксационное упражнение: «Вверх по радуге».

Цель: Физическое и эмоциональное расслабление.

Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками своими собственными качествами – колючками), а на выдохе – съезжают с нее как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3- 4 раза.

Обсудить, что чувствовали.

           Упражнение: «Я желаю тебе……»

Цель: Формирование позитивного отношения к своим одноклассникам.

Итог занятия.

Как изменилось ваше настроение в конце нашего занятия? Дайте оценку по 5 бальной системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...