Мотивация школьников.
статья по психологии

 Сташкевич Катарина Вячеславовна

Статья для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация.

 Что это и как на нее повлиять?

Часть I

Для многих школьников и их родителей время ,отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки на  прежде чем  он в конце концов окажется в своей комнате за письменным  столом. Если же через десять минут заглянуть к нему; окажется, что он уже занят абсолютно другими делами. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, : рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и слово за слово — разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет  «Школа — это каторга!», и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только  показатель умственного развития ребенка отвечает  за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе — это умение плюс желание! Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего  заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Что же такое мотивация?

Слово «мотивация» происходит от лат. глагола «двигать». И действительно мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Насколько важна мотивация, мы взрослые, замечаем в основном только тогда, как это не прискорбно, когда ее нет, а она нам срочно нужна: потому что мы хотим выдержать диету , или выучить английский язык. Школьникам также знакомо чувство «не хочу».

Почему ребенок хочет или не хочет учиться? Уже перед первым классом развивается большей частью созданное воспитанием и примером родителей отношение к учебе. А дело в том, что мотивация как и многое в нашей жизни имеет физиологическую основу. Участки мозга, образующие ядро мотивационной системы, находятся в  центре среднего мозга. Именно они ответственны за чувство счастья, которое мы испытываем, когда доходим до сути сложного дела, а при обучении переживаем эффект «Эврика!»

Наш мозг от природы запрограммирован на мотивацию к учебе: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Если ребенок не знает точно сможет он выполнить задание или нет, степень ощущения успеха наивысшая. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается.

Мотивация существует в разных качествах — все зависит от того, из какого источника поступает побуждение.

Эксперты считают внутреннюю мотивацию самой сильной и эффективной, она возникает, когда дети тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них искренний интерес. В этом случае ребенку не нужны внешние побуждения в виде маминых напоминаний или посулов.
Внутренний стимул повышает выносливость, способность к концентрации и превращает обучение в важное событие. Ребенок может даже испытывать эйфорию: она возникает, когда достигается оптимальное состояние возбуждения — золотая середина — нет ни недооценки, ни переоценки своих возможностей. Тогда ребенок полностью погружается в учебу. Внутренне мотивированные учащиеся стараются хорошо усвоить материал, а не просто быстро выполнить задание. Такую учебную стратегию педагоги-называют «глубоко ориентированной».

Однако мотивация может идти и из совершенно иного источника: дети зубрят уроки, чтобы угодить родителям, получить подарок, добиться признания в классе,  чтобы произвести впечатление на учительницу. Эта «внешняя» мотивация всегда ориентирована на последствия обучения и потому функционирует недолго — в этом случае готовность приложить усилия у ребенка слабо выражена. Как только внешнее давление или стимул исчезают, останавливается и процесс обучения. Родители знают, сколько усилий им приходится прикладывать, чтобы постоянно приводить эту силу в движение. Пятьдесят рублей за «пятерку», час просмотра телевизионных передач, если комната вовремя убрана. Если ребенок ожидает вознаграждения, то его мало интересует само задание. Это «Ну, ладно, так и быть, сделаю», — делает обучение поверхностным и неэффективным, потому что школьник думает лишь о том, как бы поскорее сделать задание. Награда лишь временно действует в качестве стимула, так же как и угроза наказания. При внешнем воздействии собственная сила воли не формируется.

Кроме вышеперечисленных форм мотивации педагогическая психология выделяет еще одну: так называемую «идентифицированную» учебную мотивацию. В этом случае обучение не обязательно доставляет ребенку удовольствие, но он учится самостоятельно и усердно, потому что конечный результат учебы имеет для него личное значение. Например, он стремится получить хороший аттестат, чтобы поступить в высшее учебное заведение и получить профессию, о которой мечтает. Плохие оценки просто не позволят ему достичь этой цели. Как доказали многочисленные исследования, этот вид мотивации напрямую зависит от степени самостоятельности ребенка. Дети, которые понимают, для чего они учатся, получают более высокие оценки, они занимаются усерднее и действительно хотят понять материал, потому что оценка определит их дальнейшие возможности, а полученные знания пригодятся в будущем.

Итак, вот основные виды мотивации, например, при занятии математикой.

Внутренняя мотивация: занимаюсь, потому что мне нравится вычислять. Или: потому что мне нравится математика.

Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что  оценка по математике важна для моего поступления в  выбранный вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.

Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец — доктор математических наук и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.

Как повысить  мотивацию? Об этом мы узнаем  во второй части  нашей статьи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к семинару "Повышение учебной мотивации школьников"

lorscheme colors="#dd51ff,#ffffff,#f3c1ff,#87baff,#ff388c,#e40059,#17bbfd,#ff2ad7"/>В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащих...

Учебная мотивация школьников как один из критериев эффективности использования педагогических технологий

Выступление на практическом семинаре для заместителей директоровпо УВР...

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

мотивация школьников на уроках физической культуры

Творческая разработка подготовленна для защиты на курсах повышения квалификации учителей 2010год...

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики.

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики....

Развитие мотивации школьников как условие качественного образования

основные мотивации качественного образования...

Повышение мотивации школьников на уроках истории и обществознания

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредст...