Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"
методическая разработка по психологии (5 класс)

Храмова Нелли  Валерьевна

Под адаптацией понимается приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Особенности адаптации у пятиклассников  всегда связаны с объективными изменениями и личностными. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Слайд 2

Адапта́ция — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптация к новым условиям учёбы Объективные изменения Субъективные изменения (личностные)

Слайд 3

Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети в классе; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д / з ; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; слабое развитие навыков самостоятельной работы;

Слайд 4

Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 8 – 9 предметов 12 – 14 предметов 2 20 – 22 часа 25 – 27 часов 3 1 – 3 учителя 8 – 10 учителей 4 1 - 2 часа 2 -2,5 часа

Слайд 5

Возрастные особенности младшего подростка:

Слайд 6

Смена ведущей деятельности

Слайд 7

Исследование адаптации

Слайд 8

1. Моему ребенку нравится учиться в школе. 2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу. 3. Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома. 4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне о школе с радостью. 5. В классе у него много друзей. 6. Ему не нравятся учителя в школе. 7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях . 8. Мой ребенок расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). 9. Мой ребенок делает уроки без напоминания. 10. Другие интересы мешают его учебе в школе.

Слайд 9

Подсчитайте количество совпадений: 1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “+”, 9 “+”, 10 “-”.

Слайд 10

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится. 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

Слайд 11

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка. 1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Слайд 12

Признаки успешной адаптации:

Слайд 13

Признаки дезадаптации : Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 14

В иды школьной дезадаптации пятиклассников:

Слайд 15

Чем можно помочь? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость , пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учител ь – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ПЯТИКЛАССНИКИ

Собрание для родителей пятиклассников.

Здравствуйте уважаемые родители, сегодня мы поговорим о таком интересном процессе как адаптация. Под адаптацией понимается приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Особенности адаптации у пятиклассников  всегда связаны с объективными изменениями и личностными.

 К объективным можно отнести резкое изменение условий обучения, переход  от одного учителя к целой системе учителей, уроки, проходящие в разных кабинетах, усложнение требований, предъявляемых к школьнику, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.  Сильно возрастает учебная нагрузка, по сравнению с 4 классом.

Но  не менее важными остаются субъективные изменения, связанные с возрастными особенностями школьников.

Главное личностное новообразования младшего подростка связано с постепенным обретением чувства взрослости.  Стремление обрести себя как личность. Начало поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.

В этот период происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность - деятельность общения, установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Нормы поведения, установленные взрослыми,  отходят на второй план. Пятиклассник переходит на внутригрупповые нормы поведения те, которые он установил сам и его сверстники.

Стремление к авторитету среди сверстников порождает у ребенка активный поиск образца для подражания. Ребята как бы начинают играть различные роли (роль лидера, роль знатока, интеллектуала,  души компании, задиры, клоуна и т.д.). Дети формируют себе идеал (и не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок не оставался один, а  мог откровенно общаться с родителями. Необходимо  объяснить ребенку, почему это  с ним происходит, почему он так меняется, и какие последствия такого поведения могут ожидать его. Ведь эти изменения  порой пугают и самого ребенка.

Нельзя сказать, что у всех детей одинаково проходит период адаптации. Однако для исследования этого процесса принято разделять его на 4 составляющие:

  • Мотивация
  • Тревожность
  • Психологический климат
  • Самооценка

Не случайно мотивация находится в центре, так ее можно назвать ядром, двигателем всей учебной деятельности. Так же в отличие, от других компонентов, мотивация  является самой трудной для коррекции. Поэтому, я хочу предложить вам методику экспресс тестирования мотивации подростка основываясь на ваших знаниях о нем.  

1.Моему ребенку нравится учиться в школе.
2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
5. В классе у него много друзей.
6. Ему не нравятся учителя в школе.
7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, проводимых в школе.
8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

  • 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
    6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
  • 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
    1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ….

Помимо профессиональной  диагностики, процесс адаптации наблюдаем, и имеет следующие признаки:

  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие

Чем можно помочь?

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план родительского собрания и рекомендации для родителей по теме: "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Пользуясь данным материалом  можно познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Основн...

Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым  условиям учебы»...

Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Родительское собрание можно провести в период адаптации пятиклассников к средней школе....

Разработка родительского собрания на тему: "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби...

родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели: 1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся; 2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем; 3...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Для родителей пятиклассников систематически провожу собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращаетс...

Родительское собрание в 5 «А» классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. На родительском собрании рассматриваются трудности у пятиклассников, это может вызывать и необходимость на...