Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
методическая разработка по теме

Алдошина Ирина Львовна

Родительское собрание в 5 классе

 

«Адаптация пятиклассников к новым  условиям учебы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_shkol_stikhov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе

«Адаптация пятиклассников к новым  условиям учебы»

Цель и задачи:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на

этапе адаптации учащихся;

2)  выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения

появившихся проблем;

3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, учителя

  Оборудование:

1.    Столы в классе стоят по кругу.

2. Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами.

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный

период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая

школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит

сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами

они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать

ребятам

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития

организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности

гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны

которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез

внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в

частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная  возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители. Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте

множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст

кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к

творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

   В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется

проблема адаптации к новым условиям обучения  Под адаптацией принято

понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.

Адаптация имеет  два спектра — биологический и психологический. Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

Адаптация пятиклассников к предметному обучению.

  Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается

кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных

психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со

снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к

определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы

приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у

ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья детей.

    Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде

всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных

педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности

требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их,

преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к

обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету,

сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

   Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности

школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего

ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное

принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть

возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу,

в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

   Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом

уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю

преподавания каждого учителя.

   Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в

том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка.

Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки

касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше

влияют другие дети. Причём их оценки связаны с не учебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

   Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной

сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной

мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к

действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом,

конфликты с учителями, снижение успеваемости.

ВОПРОСЫ  родителей. Беседа с учителями,  которые работают в этом классе.

Классный руководитель:

Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой

нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни,

насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности

учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование.

(Классный руководитель знакомит присутствующих с данными  анкет.)

Текст анкеты:

1.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки

учительница

наш класс, столовая,  кабинеты

что еще, допиши

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто   ли  тебе  нужна  дополнительная  помощь  в  подготовке

домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________

4. Моя  учительница  часто  говорит,   что   я______________

5. Мои родители говорят о школе

часто                редко               никогда

6. Мои  родители  о  моей  учебе  в школе говорят,  что я________

7. Когда  я  вспоминаю  о  4-м  классе,  то__________________________.

 Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1.  Классному руководителю  продолжить наблюдение за процессом

адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и

индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации

свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие

в общественной жизни класса

4.  Классному руководителю подобрать для учащихся поручения,

способствующие раскрытию их способностей.

5. Провести в конце года совместный вечер  

Классный руководитель:

 Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастья короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже  месяц. Какие-то трудные

моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и

классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной

анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к

обучению в пятом классе.

1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2.      По каким учебным предметам подготовка домашнего задания

вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3.      С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по

предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации

общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Рекомендации для родителей.

  - Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание

условий для двигательной активности детей между выполнением домашних

заданий.

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий,

правильности светового режима.

- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка

мелких мышц кистей рук,

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов

и овощей. Организация правильного питания.

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие

двигательной активности, создание в доме спортивного уголка,

приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности

ребенка.

 - Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие

ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может

столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором

учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное

общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения

ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в

адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек,

сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и

организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное

стимулирование достижений ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников в средней школе».

Переход  школьника из начальной школы в среднею - важный этап в жизни ребенка.  Наша задача, чтобы этот этап жизни младшего подростка прошел безболезненно. Цель родительского собрания: позна...

Разработка родительского собрания на тему: "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби...

Выступление на родительском собрании с сообщением "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дал...

Родительское собрание для 5 класса "Трудный диалог с учебой"

Ролительское собрание для 5 класса "Трудный диалог с учебой"...

Родительское собрание на тему: "Как помочь ребенку в учебе"

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жи...