Проявление и развитие творческих способностей детей
рабочая программа по психологии

Якуба Анна Георгиевна

                                       «Именно творческая деятельность делает ребёнка

                                         Существом, обращённым к будущему, созидающим

                                          Его и видоизменяющим своё настоящее»

                                                                                                Л.С. Выгодский

 

                                       «…дело не только в том, чтобы научить детей видеть,

                                         чувствовать и понимать прекрасное. Задача гораздо      

                                          сложнее – необходимо сформировать у них умение

                                          творить прекрасное в своей повседневной

                                         деятельности,  повседневном  труде,  повседневных 

                                         человеческих  отношениях »

                                                                                               Б.М. Неменский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proyavlenie_i_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Реферат по дисциплине:

«Психология»

 По теме:

«Проявление и развитие творческих способностей детей»

 Исполнитель:

 Якуба Анна Георгиевна

 2022 год


Содержание

                                             

Введение  ……………………………………………………………………4

1.Понятие творчества и творческих способностей………………………..6

2.Задатки, как предпосылки развития  творческих способностей у детей…………………………….....................................................................10

3. Условия, влияющие на развитие творческих способностей…………..12

Заключение……………………………………………………………….....14

Список литературы…………………………………………………………15

                                             Введение

                                       «Именно творческая деятельность делает ребёнка

                                         Существом, обращённым к будущему, созидающим

                                          Его и видоизменяющим своё настоящее»

                                                                                                Л.С. Выгодский

                                       «…дело не только в том, чтобы научить детей видеть,

                                         чувствовать и понимать прекрасное. Задача гораздо      

                                          сложнее – необходимо сформировать у них умение

                                          творить прекрасное в своей повседневной

                                         деятельности,  повседневном  труде,  повседневных  

                                         человеческих  отношениях »

                                                                                               Б.М. Неменский

           Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в жизни, где требуется решение самых разных нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому  как можно раньше, нужно развивать творческие способности.                                                                                           

         На протяжении многих столетий известными учёными проводились исследования наличия творческих способностей у людей. Было доказано, что творческие способности и потребность в творческой деятельности есть у каждого человека с рождения, однако очень часто они остаются нереализованными. Каждый ребёнок ищет возможности развивать свои творческие способности, нередко сталкиваясь с сопротивлением окружающим его мира. Из-за того, что человек не раскрыл свой творческий потенциал в детстве, в будущем у него может сложиться мнение, что данный вид деятельности ему не доступен. В то время как, именно творческая деятельность позволяет раскрыть свою индивидуальность.

Сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира. Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у учащегося научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или “готовить к жизни”? При этом исследователями все чаще подчеркивается та мысль, что все эти цели частичные по отношению к целостности человека, исчерпываемые рамками социальной адаптации, и равнодушие к творческому потенциалу личности. Поэтому потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными.

«Творчество – это процесс создания человеком объективно или субъективно качественного нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий». (И.Я. Лернер)

Цель: определить  сущность и структуру  творческих способностей детей.

1. Понятие творчества и творческих способностей

Рассмотрим сущность понятия «творчество». Это очень актуально в наши дни, так как престиж творчества во всем мире в последнее время сильно  возрос. Революционизирование научной мысли, соединение науки и производства, беспрерывное обновление идей и технологий – все это несет в себе творческое начало. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии.

Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей  (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии  высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, приписывали только гению, чему-то необыкновенному. С уверенностью можно сказать, что в основе научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и в художественной (творческой). Творчество – это общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, на мужестве переживать новое.

Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.

         Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность.

Способность к творчеству нужно сопоставлять с интеллектом не как противоположность, а как дополнение и расширение существующих понятий интеллекта.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщенное определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности».

Творческий потенциал представляет собой сложное понятие, которое включает в себя компоненты, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности “творческий потенциал” представляет собой “творческие способности” личности в конкретном виде деятельности. Сам термин “творческий

потенциал” часто может употребляться как синоним “творческая личность”, “одаренная личность”. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

          В общем смысле творческие способности понимаются как, создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий.

Более конкретно понятие «Творческие способности» раскрыто в трудах зарубежных и отечественных учёных таких, как Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов, Н. Бердяев, Л.М. Венгер, Л.С. Выгодский, Е.П. Ильин, Р.С. Немов, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов.

В настоящее время в работах психологов и дидактов дан глубокий анализ творчества, как в широком смысле, так и творческой деятельности в учебном процессе. Эту проблему рассматривали: И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Я.А.Пономарев, Б.П.Никитин, И.П.Волков, А.Н.Лук, А.Ньюэлл, С.Шоу, Г.С.Саймон, Дж. Гилфорд, Э.Торранс и другие.

           Творчество отражает внутренний мир человека, его переживания, надежды, стремления. В.В. Давыдов считает, что «Творчество является уделом всех…, оно является естественным и постоянным спутником детского развития» [4, с.47].

 В античные времена «творчество» рассматривалось, как космическое творение, а человек лишь как маленькая частичка в нескончаемом потоке космических вихрей. Наблюдение и размышление считались высшей формой проявления творческой активности.  Понятие «Творчество» неоднократно встречается в трудах величайших античных философов, таких как: Платон, Сократ, И. Кант. В своих трудах, Платон, как правило, не даёт конкретное определение понятию «творчество» специально, а использует его в изложении своих представлений о творении мироздания и человека, специфики искусства и сущности человеческой деятельности. По мнению Платона, творчество носит универсальный характер, проявляясь тогда, когда любое нечто обретает свое бытие.    

         Христианская традиция рассматривала творчество, как высшее проявление божественного в человеке. И. Кант считал, что творчество является только лишь отличительной чертой гениальности и противопоставлял творчеству рациональную деятельность. По его мнению, рациональная деятельность – это удел в лучшем случае таланта, а истинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, – всегда удел гения. Большое значение придавали творчеству как особой личностной характеристике философы-экзистенциалисты. Представители глубинной психологии З. Фрейд, К. Г. Юнг, немецкий психиатр Э. Кречмер, автор книги «Гениальные люди», считали творчество несовместимым с рациональным познанием, относя его целиком к сфере бессознательного.

             С точки зрения ученого Н.А. Бердяева, творчество является антагонистичным, с одной стороны, совершенству культуры, с другой – совершенству человека. «Творчество в тисках, оно задавлено взаимовраждебными устремлениями – устремлением к совершенству души и устремлением к совершенству культурной ценности. Творчество не есть самосозидание и самосовершенствование в смысле йоги, христианской святости или толстовства, не есть и созидание культурных ценностей в «науках и искусствах» [2].

          По мнению психолога А. Лилова, понятие «Творчество» имеет свои общие, качественно новые характеристики и определяющие его признаки, частично исследованная общей теорией. С точки зрения Д. Б. Богоявленской, творчество является ситуативно не мотивированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы решаемой задачи. Креативный (творческий) тип личности присущ всем новаторам независимо от рода их деятельности.

            Советские исследователи, такие как, Л.М. Венгер, В.С. Мухина, рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Общественной ценности и новизны его творческий продукт не имеет, но субъективная ценность его значительна. Е. Л. Яковлева понимает творчество, как выражение человеком свойственных только ему личностных качеств.

           С точки зрения учёного Я. А. Пономарева: «Творчество – чрезвычайно многообразное понятие. По его мнению, творчество природы творчество человека – лишь разные сферы творчества, имеющие общие генетические корни». Достаточно сказать, что в поэзии природа часто именуется «неутомимым творцом». «Видимо поэтому, – считает Я. А. Пономарев, – в основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание. В таком случае следует признать, что творчество свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».

         По мнению С.И. Ожегова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей», в то время как, А. Г. Спиркин считает, что: «Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры».

          В своих трудах Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов, высказывают мнение, что рассмотренные теории и концепции несмотря на существенные открытия, обобщения и наблюдения, не являются полноценными и полностью охватывающими проблему творчества. Они рассматривают проблему с позиции собственного жизненного опыта и, как правило, акцентируют  внимание преимущественно на одном или нескольких ее аспектах [1, с. 30].

По мнению известного психолога Ильина, художественное творчество неразрывно связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей.

Главными его особенностями являются:

  • наглядно-образное мышление, которое преобладает над наглядно-действенным и абстрактно-логическим;
  • эмоции, как проявление пикового переживания, воспринимаемого как очищение;
  • художественное творчество отражается в форме общественного сознания – искусстве, а его продуктом является художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (скульптуре, литературе, картине и т. п.);
  • очень часто художественное творчество не имеет практического значения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;
  • художественное творчество даёт возможность неоднозначного отражения людьми конкретного произведения, так как зависит от субъективного восприятия, развитого вкуса и т. д. [5, с. 193].

2. Задатки, как предпосылки развития творческих способностей у детей

             На развитие детского творчества влияют следующие составляющие: задатки, способности, талант, одарённость, гениальность.

Каждое из этих понятий можно рассмотреть с точки зрения, как педагогики, так и психологии. В своих исследованиях Б.А. Введенский определяет задатки как врожденные предпосылки для развития способностей, которые проявляется не сами по себе, а только  при соответствующем обучении.

     У каждого ребёнка наблюдаются свойственные только ему творческие задатки.  Под задатками следует понимать необходимые условия для развития способностей. Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются основой успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности, определяются, как способности.  Это зависит от многих факторов: нервной системы -  «гибкости»; эмоциональности; темперамента; наследственности и т.д. И далеко не последнюю роль играет окружающая ребенка среда, особенно семья. Задатки в свою очередь делятся на: врожденные  и приобретенные (социальные). Для развития способностей следует пройти ряд этапов, от самого низкого до самого высокого. Для достижения высокого уровня, необходимо достаточно их сформировать на предыдущем уровне, который выступает в качестве своеобразного задатка.   Творчество предполагает наличие способностей и задатков.

            Большое значение в разработке обшей теории способностей, имеют исследования Б.М. Теплова.

Автор считает, что понятие «способности» включает в себя три идеи:

  • под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;
  • понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [7].

             В современном мире творческие способности обозначаются термином «креативность».

Обычно для определения креативности выделяют следующие качества индивида:

  • беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;    
  • оригинальность – способность производить нестандартные идеи.
  • гибкость – данный пункт помогает отличать людей, проявляющих гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность;
  • восприимчивость – чувствительность к деталям, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность – готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое;
  • удовлетворённость – при отрицательном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства [6, с. 73].

 Г.М. Ярошевский считал, что творческие способности - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие. Однако, некоторые учёные, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы, или ситуации.

           По мнению Б.М. Теплова способности, которые человек не использует на практике в будущем утрачивают свою силу.

      3. Условия, влияющие на развитие творческих способностей

           Творческие способности могут проявляться во всех сферах жизни человека. Наиболее благоприятным условием формирования и проявления способностей являются психологические особенности детей.    Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:

  • ранее физическое и интеллектуальное развитие детей;
  • создание обстановки, определяющей развитие ребенка;
  • самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
  • предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д;
  • умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
  • комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

           Школьный возраст является периодом, когда дети наиболее сильно впитывают, накапливают и усваивают полученные знания. Успешному осуществлению этой важной жизненной функции способствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Некоторые из особенностей младших школьников в будущем исчезают, другие же во многом изменяют свое значение. Следует обращать внимание на разную степень выраженности у отдельных детей той или иной черты. Но бесспорно то, что выделенные особенности существенно влияют на познавательные возможности детей и обуславливают дальнейшее развитие.

            Непросто оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предупредить их дальнейшее развитие. Очень часто обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для первоначальных успехов в некоторых видах деятельности, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

         Ранние признаки способностей могут указывать на предпосылки подлинного таланта, поэтому это не должно оставлять равнодушными родителей и педагогов.

        Творческие способности выражают внутренний мир «художника», который не только познаёт, но и представляет своё видение, своё понимание окружающего. В результате его деятельности представляется художественный образ в виде освоенной им действительности. Творческие способности следует развивать с самого раннего возраста. Их подавить могут множество факторов, таких как страх, неуверенность и депрессия.

       Прежде всего, художественное творчество проявляется в виде обобщений, тех или иных жизненных явлений и в индивидуально неповторимости их воплощения. Художественный образ всегда создаётся на основе обобщения ранее виденного, слышанного, отбор в нем типичного и вместе с тем переработку всего этого материала на основе творческого воображения. Из этого следует, что в конечном итоге продуктивного художественного творчества важны его результат и сопутствующие ему процессы.

        Психолог Н.Н. Поддъякова утверждает, что творчество детей носит глубоко индивидуальный характер – оно определяется особенностью личности ребенка, своеобразием нажитого опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка.

       Следует отметить ещё одну важную особенность детского творчества – оно всегда насыщенно яркими положительными эмоциями и благодаря этому привлекает внимание детей, которые признают радость первых своих «открытий», удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Эти эмоции становятся основой для развития острой потребности детей в том или ином виде творчества.

Заключение

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Талант не передается по наследству, он потенциально заложен в каждом ребенке, поэтому раскрытие потенциальных способностей зависит от взрослых и окружающей детей среды, в которой растет и развивается ребенок.

Подводя итоги, отмечу, что мне удалось отразить лишь некоторые из точек зрения на проблему развития творческих способностей детей.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

На основании выше изложенного, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей детей является неотделимой частью общественной жизни. Творчество – это процесс деятельности человека, производящий качественно новые духовные и материальные ценности, где особую роль в процессе развития творческих способностей занимает деятельность учреждений дополнительного образования детей.

Список литературы

  1. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб. : 2006.
  2. Бердяев, Н. Смысл творчества (опыт оправдания человека) / Н. Бердяев. ‒ М. : Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916. – 230 с.
  3. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / В.А. Березина ‒ М., 1998 ‒ 147 с.
  4. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М. : Академия, 2006. ‒ 224 с.,
  5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. ‒ СПб. : Питер, 2009. ‒ 434 с.
  6. Круглова, Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей: дис... канд. пед. наук : 13.00.01/ Л.Ю. Круглова. ‒ Челябинск, 1997 ‒ 207 с.
  7. Теплов, Б.М. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

Методическая разработка "Проявление и развитие творческих способностей детей"

На протяжении многих столетий известными учёными проводились исследования наличия творческих способностей у людей. Было доказано, что творческие способности и потребность в творческой деятельнос...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём привлечения в творческие конкурсы»

laquo;Творчество во всех видах деятельности, связанных с потребностями ребенка, – необходимое условие эффективности образования». С.Т. Шацкий Как часто педагоги не уделяют ...