Программа психолого-педагогической направленности
рабочая программа по психологии

Колоница Галина Владимировна

Программа направленна на создание условия по предупрежданию конфликтных ситуаций среди подростков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx369.77 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\титульный лист_page-0001 (1).jpg

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:
  2. 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

Дополнительная общеобразовательная программа «Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников» составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2021 года №273-ФЗ;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Направленность (профиль) программы: психолого-педагогическая.

Актуальность:Современная жизнь невозможна без конфликтов.  Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения между детьми. Конфликтные ситуации обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребенка, развить в нем комплексы.

Новизна, отличительные особенности: В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ многих педагогов. Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что работа осуществляется не только педагогом, а включает в себя привлечение других специалистов. Также в ходе практических занятий у детей будет возможность не просто проработать поведение в конфликтных ситуациях, но и принять на себя роль ведущего, который может сам научить сверстников полезным приемам разрешения споров и конфликтов.

Сроки реализации программы: 1 год обучения – 58 часов.

Количество учащихся: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются воспитанники Центра в возрасте от 13 до 17 лет

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 34 занятия в год.Предположительны традиционные формы обучения: индивидуально-групповая, групповая и фронтальная (по подгруппам) и всем составом. Обучение обучающихся медиативным технологиям проходит в виде тренинговых занятий (при участии педагог-психолога): игр и упражнений, беседы и обсуждений.

1.2 Цель и задачи программы:

Цель программы: распространение среди воспитанников цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы), не выходящих за рамки прав другого человека;

Программа позволяет решить следующие задачи:

1) образовательные:

  • освоить знания в области разрешения конфликтов;
  • овладеть умениями применять медиативные техники на практике;

2) развивающие:

  • развить познавательную активность ребенка, воображение, фантазию, творчество, способность к сотрудничеству с другими людьми;
  • развить мотивацию к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;

3) воспитывающие:

  • формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру
  • общения и поведения в социуме, сознательную дисциплину.

Учебно-тематический план

№ П/п

Наименование разделов, тем занятий

Кол-во часов

Теоретическая часть

Практическая. часть

Формы аттестации,

контроля

  1. Конфликт и как его избежать.

Тестирование

1.1.

Наши занятия: что и как?

1

1

1.2

Что такое конфликт. Последствия конфликта.

2

0,5

1,5

1.3

Как возникают и развиваются конфликты.

2

0,5

1,5

1.4

Стили поведения в конфликте.

2

0,5

1,5

1.5

Самоконтроль в конфликте

2

1

1

1.6

Общение в конфликте.

2

0,5

1,5

  1. Все о коммуникации

2.1

Что такое эффективная коммуникация?

2

0,5

1,5

Анкетирование

2.2

Как правильно слушать собеседника?

2

1

1

2.3

Что такое бесконфликтный стиль общения? Качества, важные для бесконфликтного общения.

2

0,5

1,5

2.4

Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми?

2

1

1

  1.  Служба медиации

3.1

Коммуникативные техники в работе медиатора.

2

0,5

1,5

Защита проекта

3.2

Что такое медиация?

2

0,5

1,5

3.3

Основные принципы восстановительной медиации. Процесс и результат медиации.

2

0,5

1,5

3.4

Компетенции медиатора. Качества и навыки медиатора.

2

0,5

1,5

3.5

Как организовать подготовительный этап медиации?

2

0,5

1,5

3.6

Практическая работа «Встреча со сторонами».

2

2

3.7

Как провести основной этап медиации?

2

0,5

1,5

3.8

Практическая работа «Встреча сторон».

2

2

3.9

Как закончить медиацию?

2

0,5

1,5

3.10

Практическая работа  «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.»

2

2

3.11

Возникли проблемы: что делать?

2

2

3.12

Супервизия. Анализ трудных конфликтных ситуаций.

2

2

3.13

Каким должен быть «настоящий медиатор»?

2

2

3.14

Зачем люди становятся медиаторами?

2

2

3.15

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

2

2

3.16

Разработка индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы  медиации в группе.

2

2

3.17

Реализация индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации.

3

3

3.18

Защита индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации.

2

2

3.19

Чему мы научились?Так кто же такие медиаторы?

2

2

Итого:

58

Содержаниепрограммы:

Тема занятия

Форма организации образовательного процесса

теория

практика

Наши занятия: что и как?

Знакомство. Демонстрация формата занятий, введение правил групповой работы.

Упражнение «Восточный базар»,

опрос «Ожидания»,

упражнение «Наш маршрут»,

упражнение «Бутылка с пиратского корабля»

Что такое конфликт. Последствия конфликта.

Мини-лекция «Понятие конфликт. Разновидности и последствия конфликта.»

Упражнения «Ассоциации»,

«Снежинки».

Работа в малых группах. Сочинение сказки «Мир без конфликтов»

Как возникают и развиваются конфликты.

Мини-лекция «Причины возникновения конфликтов»

Разминочное упражнение «Если конфликт – это...»,

упражнение «Час общения»,

работа в малых группах: составление памятки «Правила бесконфликтного общения»

Стили поведения в конфликте.

Мини-лекция

«Характеристика стилей поведения в конфликте»

Разминочное упражнение «Недостающий стул»,

упражнение «Стили поведения в конфликте». Дискуссия на тему конструктивного и деструктивного стиля поведения.

Самоконтроль в конфликте.

Возможность управления конфликтом на основе эмоциональной саморегуляции.

Рисунок «Человек в конфликте»,

Алфавит эмоций,

работа в малых группах «Аптечка самопомощи»

Общение в конфликте.

Мини-лекция «Принципы формирования «Я-сообщения»

Дискуссия «Способы безопасного выражения эмоций в конфликте»,

работа в малых группах «Разбор ситуаций», упражнение «Копилка обидок»

Что такое эффективная коммуникация?

Мини-лекция «открытый» и «закрытый вопрос».

Упражнение «Бинго-формуляр»,

Упражнение «Диктант»,

соревнование между малыми группами «Открытый вопрос»

Как правильно слушать собеседника?

Мини-лекция «Техники активного слушания»

Упражнение-тест «Умею ли я слушать?»,

отработка навыков активного слушания на материале упражнения «Абстракция»  

Что такое бесконфликтный стиль общения? Качества, важные для бесконфликтного общения.

Мини-лекция «Барьеры в общении»

Упражнение «Роли»,

работа в парах «Условия бесконфликтного общения» ,

упражнение «Барьеры».

Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми?

Мини-лекция «Разновидности конфликтных личностей»

Упражнение «Знаки»,

Упражнение «Рисунок вдвоем», ролевое проигрывание «Общение с конфликтной личностью»

Коммуникативные техники в работе медиатора.

Мини-лекция «Коммуникативные техники»

Отработка коммуникативных техник в малых группах (ориентация на понимание, техника активного слушания, техника пассивного слушания, техника «Отражение»).

Что такое медиация?

Мини-лекция «Понятие «медиация», «медиатор». Восстановительная медиация.»

Упражнение «Интервью»,

демонстрация «Красное и черное».

Основные принципы восстановительной медиации. Процесс и результат медиации.

Мини-лекция

«Принципы медиации»

Работа в малых группах: знакомство с этапами медиации,

работа в малых группах: анализ кейсовых ситуаций

Компетенции медиатора. Качества и навыки медиатора.

Мини-лекция

«Компетенции медиатора: коммуникативная, аналитическая, информационная, мнемическая, управление эмоциями (стресс-менеджмент), менеджерская, креативность, организаторская.»

Беседа «Обладаю ли я необходимыми качествами и навыками?»

Как организовать подготовительный этап медиации?

Мини-лекция «Вступительное слово медиатора»

Упражнение «Приветствие»

Работа в малых группах

упражнение «Разговор»

Практическая работа «Встреча со сторонами».

Практическая работа «Встреча со сторонами».

Как провести основной этап медиации?

Мини-лекция

«Структура организации встречи сторон конфликта»

Упражнение «Крест-параллель»,

работа в малых группах «Заполнение таблицы»

Практическая работа «Встреча сторон».

Практическая работа «Встреча сторон».

Как закончить медиацию?

Мини-лекция

«Разработка соглашения.»

Упражнение «Выход из контакта»,

упражнение «Волк и семеро козлят»,

упражнение «Выражаем благодарность»

Практическая работа  «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.»

Практическая работа  «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.»

Возникли проблемы: что делать?

Упражнение «Ответ без размышлений»,

упражнение «Шапка вопросов»,

упражнение «Рецепт хорошей медиации»

Супервизия. Анализ трудных конфликтных ситуаций.

Практическая работа воспитанников по проведению процедуры медиации.

Каким должен быть «настоящий медиатор»?

Упражнение «Качества медиатора»,

упражнение «Рассказ от имени предмета»

Зачем люди становятся медиаторами?

Упражнение «Мотивация медиатора»,

упражнение «Неконструктивная мотивация»,

упражнение «Герб» .

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

Упражнение «Страшилка»,

упражнение «Аптечка самопомощи»,

упражнение «Благодарность».

Разработка индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы Медиации в группе.

Проектная деятельность

Реализация индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации.

Проектная деятельность. Профилактика конфликтов и популяризация Службы медиации среди участников программы

Защита индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации.

Выступление с результатами реализации индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации.

Чему мы научились?

Так кто же такие медиаторы?

Опрос «Проверяем теоретическую подготовленность»,

упражнение «Проверяем практическую подготовленность»

Рефлексия

Упражнение «Бутылка с пиратского корабля»

1.4 Планируемые результаты

  • Знать о сути конфликта и психологических механизмах его развития;
  • Уметь преодолевать однозначно негативную оценку конфликтов;
  • Владеть навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции;
  • Иметь мотивацию к применению сформированных знаний, умений и навыков в практике реального взаимодействия.
  • Иметь конструктивную мотивацию к осуществлению функций медиатора;
  • Владеть знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;
  • Владеть навыками осуществления медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;
  • Быть заинтересованным в дальнейшем росте в области совершенствования навыков медиации конфликтов.
  1. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарно-учебный график (Приложение 1).

2.2 Условия реализации программы:

1. Технические средства

Имеется возможность доступа в кабинете ресурсам интернета.

2. Учебно – практическое оборудование:

  • бумага формата А-4 ;
  • цветные карандаши.
  • раздаточный материал.

3. Кадровое обеспечение :

  • воспитатель
  • педагог-психолог

4.Методическое обеспечение.

  • Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми учащимися;
  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

        

Программа предусматривает следующие формы и методы работы с обучающимися:

- мини-лекция;

- беседа;

- опрос;

- упражнение;

- проектирование;

- практическая работа;

- ролевое разыгрывание;

- дискуссия;

- тренинг.

Оценка результатов:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- анкетирования;

- конкурсов;

- ребусов

- выставок творческих работ;

- тестирования;

- тренингов;

- пиктограмм;

- итогового тестирования в конце года.

Литература:

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
  3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Шадура А.Ф. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей стершего подросткового возраста «Ладья». Методические рекомендации для ведущих программы. – М., 2014.
  4. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2004.
  5. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? – СПб, 2001.
  6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2007.
  7. Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М, 2012.
  8. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
  9. Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
  10. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.
  11. Классные часы: 5 класс / сост. А.В. Давыдов. – М., 2010.
  12. Кривцова С.В. и др. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс). – М., 2012.
  13. Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011
  14. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
  15. Токарева В.С. Нам нужно общение. – М., 2008.
  16. Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.г.
  17. Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009.
  18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011.
  19. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.
  20. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009.
  21. Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.
  22. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001.
  23. Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.
  24. Школьные службы примирения. – М., 2012.
  25. Школьная служба примирения и восстановительная культура отношений. – М., 2012.
  26. https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-pro-konflikty-5048367.html

Приложение №1

Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1. Конфликт и как его избежать.

1.1.

Наши занятия: что и как?

1

20.01.2022

1.2

Что такое конфликт. Последствия конфликта.

2

27.01.2022

1.3

Как возникают и развиваются конфликты.

2

03.02.2022

1.4

Стили поведения в конфликте.

2

10.02.2022

1.5

Самоконтроль в конфликте

2

17.02.2022

1.6

Общение в конфликте.

2

24.02.2022

2 .Все о коммуникации

2.1

Что такое эффективная коммуникация?

2

03.03.2022

2.2

Как правильно слушать собеседника?

2

10.03.2022

2.3

Что такое бесконфликтный стиль общения? Качества, важные для бесконфликтного общения.

2

17.03.2022

2.4

Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми?

2

24.03.2022

        3.         Служба медиации

3.1

Коммуникативные техники в работе медиатора.

2

31.03.2022

3.2

Что такое медиация?

2

07.04.2022

3.3

Основные принципы восстановительной медиации. Процесс и результат медиации.

2

14.04.2022

3.4

Компетенции медиатора. Качества и навыки медиатора.

2

21.04.2022

3.5

Как организовать подготовительный этап медиации?

2

28.04.2022

3.6

Практическая работа «Встреча со сторонами».

2

05.05.2022

3.7

Как провести основной этап медиации?

2

12.05.2022

3.8

Практическая работа «Встреча сторон».

2

19.05.2022

3.9

Как закончить медиацию?

2

26.05.2022

3.10

Практическая работа  «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.»

2

02.06.2022

3.11

Возникли проблемы: что делать?

2

09.06.2022

3.12

Супервизия. Анализ трудных конфликтных ситуаций.

2

16.06.2022

3.13

Каким должен быть «настоящий медиатор»?

2

23.06.2022

3.14

Зачем люди становятся медиаторами?

2

30.06.2022

3.15

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

2

07.07.2022

3.16

Разработка индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы  медиации в группе.

2

14.07.2022

3.17

Реализация индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации.

3

21.07.2022

28.07.2022

3.18

Защита индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации.

2

04.08.2022

3.19

Чему мы научились?

2

11.08.2022

3.20

Так кто же такие медиаторы?

2

18.08.2022

3.1

Коммуникативные техники в работе медиатора.

2

25.08.2022

3.2

Что такое медиация?

2

01.09.2022

3.3

Основные принципы восстановительной медиации. Процесс и результат медиации.

2

08.09.2022

3.4

Компетенции медиатора. Качества и навыки медиатора.

2

15.09.2022

3.5

Как организовать подготовительный этап медиации?

2

22.09.2022

3.6

Практическая работа «Встреча со сторонами».

2

29.09.2022

3.7

Как провести основной этап медиации?

2

06.10.2022

3.8

Практическая работа «Встреча сторон».

2

13.10.2022

3.9

Как закончить медиацию?

2

20.10.2022

3.10

Практическая работа  «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.»

2

27.10.2022

3.11

Возникли проблемы: что делать?

2

03.11.2022

3.12

Супервизия. Анализ трудных конфликтных ситуаций.

2

10.11.2022

3.13

Каким должен быть «настоящий медиатор»?

2

17.11.2022

3.14

Зачем люди становятся медиаторами?

2

24.11.2022

3.15

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

2

01.12.2022

3.16

Разработка индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы  медиации в группе.

2

08.12.2022

3.17

Реализация индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации.

3

15.12.2022

3.18

Защита индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации.

2

22.12.2022

3.19

Чему мы научились?Так кто же такие медиаторы?

2

29.12.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...

Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы

Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...

Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»

Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы...