Как понять трудного подростка
консультация по психологии

Живых Анна Викторовна

Материал будет полезен родителям подростков. Поможет найти общий язык со своими детьми и выйти из кризиса друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ponyat_trudnogo_podrostka_v.2.pptx189.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как понять трудного подростка? Рекомендации родителям Педагог-психолог ГБОУ Школа № 423 Живых Анна Викторовна

Слайд 2

1. ПОЧЕМУ Я ВЕСЕЛЫЙ ТАКОЙ? Тип акцентуации: гипертимный ( очень подвижный, активный ) Характерные черты: всегда хорошее настроение, они: - подвижны, общительны, склонны к озорству; - неусидчивы, легко отвлекаются, недисциплинированны; - могут прогуливать уроки, конфликтовать с учителями и родителями; - стерта грань между дозволенным и недозволенным; - захлестывает жажда деятельности, оптимисты; - всегда в центре внимания, говорит без конца, развлекает компанию. Положительные моменты: - высокая контактность, коммуникабельность, уверенность в себе; - активность, организаторские способности. Отрицательные моменты: - легкомыслие, отсутствие этических норм, чувства долга; - раздражительность; - склонность к азартным увлечениям, побегам, ранней половой жизни, алкоголю.

Слайд 3

Непереносимые ситуации: - не выносит чрезмерной опеки или полного безразличия родителей; - такой ребенок особенно остро переживает семейные конфликты; - вынужденное одиночество и безделье; - запрет активной деятельности и лидерства. Ситуации комфорта: - наличие разнообразных и интересных занятий; - возможность выступать организатором интересных дел. Такому подростку необходима интеллектуально и эмоционально богатая атмосфера в семье. Для него очень важен: - совместный отдых - походы в театр, на выставку всей семьей, общение с природой. Рекомендации: - бушующую энергию – в нужное русло; - не «давите» на подростка, доброжелательность – залог успеха; - «доверяй, но проверяй» - сочетайте доверие с контролем; - постоянная смена деятельности в сочетании с небольшими объемами; - поручайте поиск новых решений для однотипной работы ( развитие нестандартного мышления); Обучайте: - самодисциплине, самообладанию; - умению учитывать мнение окружающих, тактичности; - умению держать слово. Неблагоприятный исход: без коррекции поведения у подростка появятся - проблемы в общении со сверстниками; - потребность в частой смене компаний, желание командовать в любом окружении.

Слайд 4

2. ТО БЕРЕГ, ТО МОРЕ, ТО СОЛНЦЕ, ТО ВЬЮГА … Тип акцентуации: циклоидный. Характерные черты: склонны к циклическим колебаниям настроения от нескольких недель до нескольких месяцев. В период эмоционального подъема они похожи на жизнерадостных оптимистов. В период резкого спада у них снижается контактность, появляется пессимизм, потеря аппетита. В целом их поведение напоминает движение маятника: от экспрессии ( повышенный жизненный тонус) к депрессии ( пониженный жизненный тонус ). Положительные моменты: в период подъема подростки увлечены, с интересом занимаются любимой деятельностью. Отрицательные моменты: в период спада забрасывают увлечения, и мрачные мысли порождают бессонницу.

Слайд 5

Непереносимые ситуации: - все ситуации, возникающие в результате эмоциональной перегрузки (выполнение напряженной работы в течение длительного времени ); - однообразие и быстрые изменения условий и образа жизни – провоцирующие факторы; - противопоказаны повышенные требования к подростку в момент депрессивного состояния. Ситуации комфорта: - общение с природой и искусством; - небольшой круг близких людей; - наличие длительных и устойчивых привязанностей ( увлечений, дружбы, любви ) – идеальная атмосфера. Рекомендации: - избегайте критики и порицаний, больше поощряйте; - не навязывайте грубых попыток «поговорить по душам», если сам подросток к этому не расположен; - не делайте трагедию из его промахов и неудач - никогда не провоцируйте конфликт во время спада, проблемы решайте во время подъема. Неблагоприятный исход: без коррекции поведения незначительный успех может привести подростка в бурный восторг, а пустяшная неудача – в глубокое депрессивное состояние. Которое может перерасти в тяжелую форму депрессии

Слайд 6

3. ОТ ПЕЧАЛИ ДО РАДОСТИ Тип акцентуации: лабильный. Этот тип среди подростков встречается чаще всего. Характерные черты: : крайняя изменчивость настроения – от оптимизма до черного уныния. На взгляд окружающих смена настроения происходит без всяких причин. Однако все гораздо сложнее. Конечно, изменчивость настроения свойственна подросткам в целом, но у лабильного типа она возникает по реактивному механизму в ответ на определенное внешнее воздействие. Положительные моменты: - преобладание периодов хорошего настроения, в такие периоды подросток - общителен; - хорошо приспосабливается ко всему новому; - отзывчив, умеет сопереживать друзьям и близким. Отрицательные моменты: в период плохого настроения у подростка - падает активность, трудоспособность; - наблюдается неважное физическое самочувствие; - страдает сфера общения.

Слайд 7

Непереносимые ситуации: - не выносит жесткого обращения; - не следует разговаривать с ним приказным тоном; - противопоказано «маятниковое» воспитание, когда за одни и те же поступки его то ругают, то хвалят; - не допустимы фразы типа: «ты должен», «ты обязан», «а если ты не сделаешь, ты – непорядочный человек!» - отвержение со стороны близких и друзей; - разлука с близкими и друзьями; - несправедливые выговоры и порицания, нотации со стороны взрослых. Неприятности и несчастья могут моментально повергнуть их в состояние депрессии и привести к срыву, вплоть до суицидных попыток ( попыток самоубийства). Рекомендации: - создайте лабильному подростку спокойную и доброжелательную обстановку в семье; - почаще хвалите его; - сопереживайте в период спада; - никогда не проявляйте грубость и категоричность и не указывайте на отрицательные черты - давайте побольше позитивных оценок определенным чертам личности подростка и его поведению в целом. Если находясь в неблагоприятной фазе, ребенок грубит, постарайтесь не отвечать разжигать конфликт, попробуйте сгладить ситуацию – скоро его «отпустит», и вы сможете договориться по любому вопросу. Неблагоприятный исход: без коррекции поведения сильный стресс, потеря близкого человека, публичное унижение и оскорбление взрослым на глазах у группы подростков может вызвать истерику, вспышки ярости и гнева, и даже может довести до самоубийства (если ребенок в состоянии спада).

Слайд 8

4. ДЕНЬ ХОЖУ, ДВА – БОЛЬНОЙ, А НА ТРЕТИЙ - ВЫХОДНОЙ Тип акцентуации: астено -невротический. Характерные черты: повышенная утомляемость, особенно при умственной работе, раздражительность, склонность к подозрительности, мнительности, обнаружению у себя существующих и несуществующих болезней. Подростки внимательны к своим телесным ощущениям, укладываются в постель, бегают по обследованиям и охотно лечатся. Таким подросткам присуща цикличность в течении суток, недели и четверти. Время успеха и подьема приходится на 2-3 урок, начало учебной недели, начало четверти. Им свойственно двойственное отношение к себе: 1. они считают себя слабыми 2. считают, что они могут все. Положительные моменты: есть честолюбивые установки Отрицательные моменты: - тревожность, мнительность; - зачастую неуверенность в собственных силах; - быстро устают от активного общения и ищут спокойствия и одиночества.

Слайд 9

Непереносимые ситуации: - воспитание в тревожно-мнительной атмосфере - воспитание по типу «кумир семьи» - жесткое отношение, эмоциональное отвержение и «маятниковое» воспитание в семье - публичные неудачи, насмешки, издевательства более сильных сверстников. Легкая критика и безобидное замечание могут вызвать гнев подростка, что объясняется усталостью астено -невротика. Ситуации комфорта: - заботливое отношение со стороны близких и друзей; - благоприятная обстановка в семье; - необходимы ребенку интеллектуальные и эстетические хобби. Рекомендации: - окружите своего астено -невротика заботой, любовью, внушайте ему оптимизм; - домочадцы не должны напоминать «Лебедя, рака и щуку»; - надо делать акцент на успешных действиях подростков; - относитесь снисходительно к неудачам и промахам; - никогда не забывайте о спокойствии и доброжелательности в общении; - продумайте рациональный режим дня. Неблагоприятный исход: при отсутствии положительного воздействия такой подросток может заболеть неврозом-неврастенией (раздражительная слабость).

Слайд 10

5. Птичку жалко Тип акцентуации: сенситивный. Характерные черты: : чрезвычайная впечатлительность и ощущение неполноценности, что называется «подросток с комплексами». Такой ребенок робок и застенчив, а во внешнем проявлении наблюдается бравада. Избегает общения с незнакомыми людьми и бойких сверстников. Даже при суровых методах воспитания привязаны к родителям. Такие дети: - пугливы, боятся экзаменов, публичные ответы «выбивают их из колеи»; - отвечают у доски гораздо хуже, чем знают, в теле дрожь, «ком в горле». Положительные моменты: - доброжелательные, отзывчивые, сострадательны к другим; - развито чувство долга, исполнительность - умеют радоваться чужим удачам; - вежливы, тактичны, редко конфликтуют, предпочитают одиночество; - обладают внутренней и внешней культурой; - любят и ценят красоту в людях и природе. Отрицательные моменты: - тревожность, нарушение общения; - часто испытывают чувство неполноценности, что тормозит развитие личности т.к. те кто не верит в себя редко добиваются успеха.

Слайд 11

Непереносимые ситуации: - недопустимы эмоциональное отвержение и жесткие взаимоотношения; - раздражающие факторы для них шум, потасовки в школе, грубость, жестокость сверстников и педагогов; - непереносимость публичных ответов перед классом - несправедливые подозрения, насмешки могут спровоцировать депрессию и суицид (попытка самоубийства). Ситуации комфорта: - подростку хорошо в кругу семьи и близких друзей; - их следует занимать чтением, художественно-эстетической деятельностью, разведением цветов, коллекционированием. Рекомендации: - установите доверительный контакт с подростком; - ведите себя бежливо и тактично; - желательно раннее развитие в области музыки, танцев, художественной гимнастики, рисовании. - если появились проблемы, нельзя прибегать к резкой категоричной критике; - в школе учителям лучше его спрашивать с места или давать письменные задания индивидуально. Неблагоприятный исход: без коррекции поведения хорошей средовой адаптации вообще не будет.

Слайд 12

6. И СКУЧНО, И ГРУСТНО, И НЕКОМУ РУКУ ПОДАТЬ Тип акцентуации: тревожно-педантичный Характерные черты: основная черта – тревожная мнительность, страх за себя и своих близких. Такие подростки: прирожденные пессимисты постоянно сомневаются в правильности принятого решения сделать выбор – очень трудная для них задача, вплоть до невозможности это сделать. Положительные моменты: - аккуратность; - добросовестность, основательность. Отрицательные моменты: - замкнутость; - негибкость в поведении; -нервозность, нерешительность, частое пребывание в тревоге.

Слайд 13

Непереносимые ситуации: - нельзя воспитывать в тревожно-мнительной обстановке, в условиях эмоционально бедных отношений; - нельзя предъявлять ему завышенные требования и давать очень ответственные поручения; - не подавляйте активность и самостоятельность подростка; - не допускайте формирования у него отношения к себе как к неумелому и слабому. - упаси вас Бог управлять подростком через формирование чувства вины; болезненно не признание того положительного, что у него есть; - события с непредсказуемым исходом; - принятие ответственных решений. Ситуации комфорта: - теплые, заботливые отношения в семье; - оптимистические установки родных; - если нет обязательств, требующих решительности; - условия жизни должны быть стабильными, а требования к нему – четкими. Рекомендации: - внушать оптимистические установки, создавать условия для повышения самооценки; - приучите не суетиться, не беспокоиться по мелочам; - учите уметь во всех делах выделять главное; - никогда не угрожайте ему наказанием; - не подчеркивайте публично, что он чего-то не знает или не умеет; - нельзя, чтобы подросток чувствовал себя постоянно виноватым. Неблагоприятный исход: при отсутствии психологических и медицинских мер воздействия может наступить ухудшение – невроз навязчивых состояний, который может перерасти в психастению, ананкастическую психопатию.

Слайд 14

7. ТИХО САМ С СОБОЮ Я ВЕДУ БЕСЕДУ Тип акцентуации: интровертированный . Характерные черты: замкнутость, эмоциональная холодность, попытка отгородиться от окружающего мира. С детства любят играть одни, тянутся к обществу взрослых. У подростков общение ограничено из-за неумения вступать в неформальные контакты. С таким не поговоришь «по душам». Положительные моменты: - целеустремленность; - постоянство интеллектуальных и эстетических увлечений. Отрицательные моменты: неспособность и нежелание устанавливать контакты ( нарушение общения ); - застенчивость; - недостаток эмпатии ( эмпатия – умение сопереживать ); Таким подросткам трудно, т.к. отсутствует единство побуждений, и в личности и в поведении сплошные противоречия: - то холодность, то утонченная чувствительность - то бездеятельность, то напористость в делах - то застенчивость, то бестактность и т.д.

Слайд 15

Непереносимые ситуации: - жесткое воспитание, эмоциональное отвержение, чрезмерная опека; - вмешательство взрослых в его внутренний мир, в его дела – вызовет взрыв; - если требования взрослых противоречат его принципам – конфликтует; - длительное общение в группах. Ситуации комфорта: - забота и любовь со стороны близких; - принятие и поддержка самых неожиданных их увлечений – дает ему счастье -чтение, фантазирование, любознательность, хобби – должно быть у такого подростка. Рекомендации: - будьте терпимы, не взирая на его «чудачества»; - проявляйте заинтересованное к нему отношение; - предлагайте ему рассказывать о теме, которой он увлечен другим; - при самом малом успехе в общении с другими – хвалите. Неблагоприятный исход: - без коррекции поведения неблагоприятным исходом может быть - шизоидная психопатия.

Слайд 16

8. ВЫБЕРИ МЕНЯ, ВЫБЕРИ МЕНЯ, ПТИЦА СЧАСТЬЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ Тип акцентуации: демонстративный. Ребенок воспитывался по типу «кумир семьи».. Характерные черты: Я – пуп земли. - беспредельный эгоцентризм, жажда внимания к своей персоне; - требование восхищения, почитания, сочувствия; - пусть даже внимание со знаком минус, даже ненависть, но только не безразличие. - выдумывают невероятные истории, где они – главные герои. Сами в это верят. Положительные моменты: - коммуникабельность; - высокая приспособляемость к людям; - хорошо развита интуиция. Отрицательные моменты: - лживость, притворство; - тщеславие, эгоизм.

Слайд 17

Непереносимые ситуации: - пониженное внимание, непризнания его достоинств (даже мнимых ); - отсутствие внимания – ждите конфликтов, хвастовство, браваду, поясничанье , нарушение дисциплины или будет призывать к состраданию и сочувствию; порученное «не престижного» дело. Комфортные ситуации: - повышенное внимание окружающих; - широкая сфера общения и возможность самовыражения; - самая желательная ситуация –возложение заботы о себе на других. Рекомендации: - на первом этапе уделять максимум внимания - на втором этапе уделять внимание только тогда, когда поведение и деятельность подростка соответствует ожиданиям ( подкрепление недемонстративного поведения ); - необходимо объяснять, что ему самому невыгодно такое поведение - привлекать в художественную самодеятельность, драмкружок; - родителям необходимо учить детей самоконтролю и саморегуляции; - убеждать, что выскочкой быть плохо. Неблагоприятный исход: без коррекции поведения возможен истерический невроз, истероидная психопатия. Подростки, не развившие у себя ни одного из полезных умений, в будущем становятся тяжелыми истероидами , нытиками, симулянтами.

Слайд 18

9. БОЧКА С ПОРОХОМ Тип акцентуации: возбудимый. В основе психики – отсутствие равновесия между возбуждением и торможением нервных процессов. Характерные черты: - подавленное настроение с угрюмой агрессивностью по отношению ко всему; - подозрительность, заторможенность; - готовность к аффектной вспыльчивости; - немотивированная жестокость по отношению к более слабым. - азартны, корыстны, стремятся к власти; - часто теряют контроль над своим поведением; - могут браниться, угрожать, жестоко бить противника; заводятся с пол-оборота. Положительные моменты: не наблюдаются. Отрицательные моменты: - гневливость, конфликтность; - сами ищут поводов для скандала, пребывая в плохом настроении; - не умеют сдерживаться ни при каких обстоятельствах.

Слайд 19

Непереносимые ситуации: - воспитание в условиях эмоционального отвержения, физические наказания; - ущемление интересов и достоинства подростка; - безнадзорность; - напряженная агрессивная атмосфера на занятиях; - противодействие уровню притязаний подростка. Ситуации комфорта: - теплая, эмоционально- насыщенная обстановка в семье и ближайшем окружении; - доверительное взаимодействие с окружающими людьми; - уважительное отношение к его личности. Рекомендации: - необходимо серьезно заняться общекультурным развитием ребенка; - необходимо прививать навыки общения и саморегуляции; - чтение литературы «Учитесь властвовать собой». - зная склонность к аффектам - не провоцируйте конфликты; - ни учителям, ни родителям нельзя вести себя агрессивно по отношению к подростку. - доброжелательность, уважительное отношение, вовлечение в творческие дела. Неблагоприятный исход: без коррекции поведения неблагоприятным исходом может быть - эпилептоидная психопатия.

Слайд 20

10. И С НАШИМИ, И С ВАШИМИ Тип акцентуации: неустойчивый. Если родители откупались от ребенка подарками, развлечениями, не контролировали его – получился такой тип. Характерные черты: патологическая слабость воли ( и в учебе и в выполнении требований старших ). - неуверенность в себе; - податливость чужому влиянию, буквально «идут на поводу» у лидера; - они плывут по течению, могут примкнуть к любой компании, увлекающейся алкоголем, наркотиками. - мотивация к учению отсутствует; - их мало интересует будущее, живут как бабочки-однодневки ; - их поведение больше зависит от окружения, чем от них самих; - любят смену легких впечатлений, развлечения. Положительные моменты: - их практически нет; Отрицательные моменты: - нерешительность, бесхарактерность; - слабоволие; - отсутствие настойчивости в делах; - неспособность к самоанализу.

Слайд 21

Непереносимые ситуации: - воспитание в жестких взаимоотношениях, гипоопека , безнадзорность; - подавление самостоятельных решений, уничтожающих контроль; - отсутствие руководства жизнью ребенка. Ситуации комфорта: - хорошо чувствует себя в компании сверстников, предаваясь бесцельным развлечениям. - если будет обеспечен не уничтожающих личность контроль – подросток будет чувствовать себя прекрасно. Рекомендации: - только совместными усилиями школы и семьи можно достичь желаемого успеха; - постарайтесь организовать посильный контроль за деятельностью и поведением; - свободное время наполните интересными занятиями; - учите оценивать действия с позиции пользы и вреда для себя и других. Неблагоприятный исход: без коррекции поведения волевая психическая неустойчивость может сформировать различные варианты невротических расстройств, алкоголизм, наркоманию .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Есть ли шанс у "трудного" подростка?!"

Современная вечерная или сменная школа, ее возможности для учащихся, которые оооказались в трудной жизненной ситуации: асоциальная семья, правонарушения и преступления, молодые родители. Могут ли они ...

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

Социальная адаптация трудных подростков.

Объяснительная запискаДанная работа посвящена и разработана для подростков «группы риска».Мы являемся социальными педагогами в Каширской специальной общеобразовательной школе для детей и подрост...

Трудные подростки: причины и пути коррекции

Материал может быть использован классным руководителем на родительском собрании, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по ВР в своей внутренней работе, для выступлений. Дается общая...

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Классный час к 100-летию Симонова К. «Понять трудно, а не любить невозможно». (История любви Константина Симонова и Валентины Серовой)

Классный час к 100-летию Константина Симонова "Понять трудно, а любить невозможно" История любви Константина Симонова и Валентины Серовой...