Как справиться с буллингом
методическая разработка по психологии

Методические рекомендации для предотвращения буллинга

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА «РИСК БУЛЛИНГА В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ»

Данная методика предназначена для социально-психологической оценки учебной группы с точки зрения возникновения в ней предпосылок возникновения различных видов насилия. Буллинг – это агрессивное преследование одного человека другим (или группой лиц). Данное явление особенно распространено среди школьников и студентов. Использование данной методики позволяет составить социально-психологический портрет учебной группы, определить ее психологический климат, характер отношений в коллективе и оценить риски возникновения в ней подобных негативных явлений, а также определить перечень профилактических мер для борьбы с проблемой насилия в образовательной среде.

Данная методика может быть использована для диагностики классным руководителем, куратором учебной группы или педагогом-психологом. Диагностика проводится анонимно. В бланке указывается только идентификационный номер учебной группы. Анкета содержит 16 вопросов. Возможные варианты ответа «да» и «нет».

Инструкция:

Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к вашей учебной группе. Если Вы согласны с ними, то поставьте "+" в графе вариантов «Да», если нет, поставьте "+" в графе вариантов «Нет». Помните, что не существует правильных и неправильных ответов!

п.п.

Вопросы

Варианты ответа

ДА

НЕТ

1.

В моей группе часто подкалывают кого-то, подшучивают над кем-то, передразнивают.

2.

В моей группе есть такие студенты, с которыми даже учитель не может справиться.

3.

Я не могу назвать свою группу дружной.

4.

В моей группе определенно есть лидеры, на которых многие хотят ровняться.

5.

В моей группе есть один (или несколько) человек, с которым(и) никто не хочет общаться.

6.

В моей группе часто бывает, что кого-то обзывают, насмехаются над кем-то, демонстрируют обидные жесты или предпринимают в отношении него действия с целью поиздеваться.

7.

В моей группе часто бывает, что кому-то дают обидные прозвища.

8.

В моей группе часто бывает, что кого-то обсуждают за его спиной, распускают слухи.

9.

В моей группе часто стараются выставить кого-нибудь на посмешище.

10.

Бывает, что члены моей учебной группы позорят и унижают кого-нибудь в социальных сетях.

11.

В моей группе часто берут у кого-нибудь вещи без разрешения и портят их.

12.

Бывает, что в моей группе у кого-нибудь вымогают деньги.

13.

В моей группе, определенно, есть люди, склонные проявлять агрессию.

14.

Если вся группа будет смеяться над кем-то одним, то, скорее всего, на его защиту никто не встанет

15.

В нашей группе, определенно, есть студенты, которые считают себя лучше других.

16.

Я не могу сказать, что в моей группе царит добрая, комфортная психологическая атмосфера.

Общее количество баллов

_________

Обработка результатов:

Максимальное количество баллов по методике – 16. Результат определяется путем суммирования ответов «да». Общее количество баллов вносится в бланк.

Обработка результатов методики проводится в соответствии со следующими критериями:

Результат более 8 баллов говорит о неблагоприятной психологической обстановке в группе и, как следствие, потенциальных предпосылках возникновения различных видов насилия.



Предварительный просмотр:

Выступление перед педагогами

на тему :

« Буллинг и моббинг в подростковой среде»


Цель:

Актуализировать проблему буллинга(моббинга) в подростковой среде, как фактора, влияющего на психоэмоциональное здоровье ребенка и детского коллектива в целом.

Задачи:

  1. Определить основные причины и факторы, влияющие на буллинговое поведение подростков.
  2. Рассмотреть личностные, эмоциональные и поведенческие особенности участников буллинга(моббинга).
  3. Формировать навыки оценки социальной ситуации и стратегии работы с буллингом в подростковой среде.


Каждый из нас живет в социуме. Одна из главных задач учебного заведения – помощь в социализации личности ребенка, т.е. помощь в процессе вступления ребенка в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых позволяет стать эффективным членом общества. Для некоторых ребят этот путь оказывается тернист. Как известно, в подростковом возрасте ведущая деятельность- межличностное общение, общение со сверстниками. Неудачи в процессе признания и самоутверждения в среде сверстников переживаются подростками особо остро. Часто камнем преткновения в общении становятся насмешки и открытые издевательства со стороны сверстников .Травля в школе( другом учебном заведении) не является чем-то уходящим- приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания обучения. Особенно актуальна данная проблема в закрытых учебных заведениях интернатного типа, где ребенок находится в контакте со сверстниками 24 часа в сутки. В группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление, при котором раньше учащегося называли « белой вороной», « козлом отпущения», а теперь – жертвой моббинга( буллинга)?

Что же такое моббинг и буллинг?

Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия («психологический террор»), который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного»

Буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля.  Дэвид  Лейн и Эндрю Миллер определяют  буллинг  как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому  ребёнку (другим детям).

По своей сути понятия сходны , но в моббинге чаще всего участвует весь детский коллектив и подразумевает моральное, психологическое давление, буллинг отличается большей жестокостью ( вплоть до физической) и всегда предполагает наличие булли- преследователя.

Следует отличать буллинг от конфликта. Буллинг отличается неравенством сил участников. Жертва всегда немного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот , над кем измываются , испытывают психологические и физические мучения.

Почему нужно заниматься буллингом(моббингом)?

1. Описаны негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв

2. Меняется климат класса, учебного заведения в целом

3. Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями

4. Жертвы буллинга(моббинга) могут совершить суицид

Mожно было бы сказать, что школьные годы пройдут и детские oбиды зaбудутся, но это совсем не тaк. Шкoльнoе нaсилие буквaльно ломаeт личность жертвы, а его последствия сказываются на жизни человека в течение десятилетий. Жeртвы чaстого или постоянного буллинга в учебном заведении, стaновясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, у них более низкий доход, выше риск остаться без работы. Они чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, «детские обиды» оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами.

Последствия для здоровья.

Симптомы Не жертвы Жертвы

  • Головная боль 6% 23%
  • Нарушенный сон 23% 42%
  • Боли в брюшной полости 9% 20%
  • Чувство тяжести в теле 9% 17%
  • Тревога 10% 28%
  • Чувство, что я несчастен 6% 23%
  • Депрессия 16% 49%
  • Тяжелая депрессия 2% 16%


Агрессор меньше страдает от последствий буллинга, чем жертва, но все же бесследно это не проходит и для него:
Неблагоприятное будущееПримитивные асоциальные способы поведения перестают действовать во взрослом мире, и буллеры оказываются на помойке жизни. Чаще всего ведут ассоциальный способ жизни.

Проблемы во взаимоотношениях. Дети, которые умудрялись сочетать буллинг с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и сущим наказанием на работе. Это сплетники и интриганы. Они плетут сети более успешным коллегам, подсиживают, ставят подножки и идут к своей цели «по трупам». Многие из них достигают высоких результатов в карьере. Поэтому рано или поздно наживают смертельных врагов, а остальные их недолюбливают и боятся.

Террор в семье. Даже если уже во взрослой жизни они успешны, то окружающим с ними неуютно. Развлекаться чужими несчастьями остается их хобби на всю жизнь. Они не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми, часто просто копируя поведение своих родителей.

Опыт насилия деструктивен для личности насильника. У него разрушаются механизмы формирования близости с другими людьми, и он никогда не сможет создать доверительных теплых отношений с партнерами, даже с собственными детьми всегда будет на расстоянии.

Возвращаясь к жертве, нужно отметить, что страдания жертвы, получившей опыт унижения, отвержения и незащищенности, травму самооценки, а то и нарушения эмоционально развитии из-за долгого и сильного стресса, понятны.Но помимо этого

страдают свидетели, те, кто стоял в стороне и делал вид, что ничего особенного не происходит, и в это самое время получал опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой. Этот опыт иногда может быть полезен для подростка, у которого уже есть достаточно сил для морального выбора. Например, как испытанный острый стыд заставляет что-то делать.

Страдают преследователи, получая опыт шакалов в стае, или опыт кукловода, опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге - к деструктивным, асоциальным чертам личности. Сомнительная победа, которая потом обернется одиночеством и положением изгоя во взрослом коллективе, где никто уже не станет особо бояться такого "булли", а вот общаться с ним особо не захочет. Даже если он будет успешен и станет начальником, счастья в его жизни будет немного.

Наконец, это все плохо для группы в целом, для ее эффективности, способности справляться с трудностями. Насилие - страшный пожиратель энергии, ни на что другое сил у группы уже не остается. В том числе и на остальную деятельность в учебном заведении.

Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой - в том числе и этот ребенок может оказаться "назначен" группой исполнить ее волю и "дать ему как следует". Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор и последствия непредсказуемы.

Выделяют несколько типов буллинга:

  • Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.

  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и проклятиях.
  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Социальная  структура  буллинга   включает в себя три элемента:  преследователя (булли),

жертву и наблюдателя.

  Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были),  учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

 Какие дети становятся булли—преследователями (По  данным  норвежского  психолога Дана  Ольвеуса):


  • дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя,  гораздо легче будет добиваться своих целей;
  • не  умеющие  сочувствовать своим жертвам;
  • физически  сильные  мальчики;
  • легко  возбудимые  и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Порядка 50% школьных агрессоров сами являются истязаемыми в настоящем времени. Они подвергаются обструкции и жестокому обращению в собственной семье. Мальчишки, которых бьет отец, видят, как он издевается над матерью, придя в ученический коллектив, будут отыгрываться на более слабых.

Домашнее насилие может выступать и в образе заботы о будущем. Если мать или отец проходу не дают ребенку из-за оценок, кричат на него и оскорбляют за плохие результаты, лишают прогулок и сладкого, создают жесткий режим занятий, не оставляя время для отдыха, ребенок будет вести себя в учебном заведении так же. Но его агрессия направлена больше на соперников. Впрочем, более слабых учеников такие дети просто презирают.


   Инициаторами травли также могут быть дети:

 1. мечтающие   быть лидерами в классе;

 2. желающие быть в центре внимания;

 3. с высоким уровнем притязания;

 4. уверенные   в своём превосходстве над жертвой;

 5. дети, не признающие компромиссов;

 6. агрессивные дети, самоутверждающиеся  в жертве;

 7. интуитивно  чувствующие- какие одноклассники не окажут сопротивление;

 8. со слабым самоконтролем.

   В  школьном  буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-булли, то остальные-последователи инициаторов травли  одноклассников.

«Союзники» булли  чаще всего дети:

 1. боящиеся быть на месте жертвы;

 2. не желающие выделяться из толпы одноклассников;

 3. дорожащие своими отношениями с лидером ;

 4.  поддающиеся  влиянию   «сильных мира сего » в классе;

 5. не умеющие  сопереживать и сочувствовать другим;

 6. без собственной инициативы;

 7.  принимающие   травлю за развлечение;

 8. дети жестоких родителей;

 9. озлобленные  ровесники, мечтающие  взять реванш  за  свои  унижения;

 10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

   Агрессивный или  гиперактивный ученик , предчувствуя  возможность стать жертвой буллинга, сам становится его  инициатором. Типичных  жертв  школьного террора нет. Любой ребёнок может быть  изгоем.

Чаще жертвами буллинга становятся дети (по мнению  психолога  Дана  Ольвеуса):

 1. тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;

 2. не имеющие  ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми ;

 3. пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;

 4. склонные  к  депрессии и  чаще  сверстников  думающие  о самоубийстве;

 5. мальчики, физически слабее, чем ровесники.


    А также  жертвами буллинга  могут стать дети , которые:


  • верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие насилия преследователей;
  • страдающие от одиночества; 
  • имеющие негативный опыт жизни;
  • из социально-неблагополучных семей;
  • испытывающих     физическое    насилие   дома;
  • страдающие комплексом неполноценности;
  • не верящие в защиту их педагогами;
  • предпочитающие умалчивать о насилии и травле;
  • не считающие себя значимой частью своего коллектива;
  • смирившиеся с этим насилием, как со своей судьбой;
  • верящие , что заслуживают  роли жертвы, и пассивно ожидающие издевательств .

   Особенности детей, являющихся  провокативными  жертвами , поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

  • гиперактивность  и  повышенная возбудимость;
  • плохая успеваемость;
  • ябеды;
  • синдром дефицита внимания;
  • любимчики учителей;
  • с трудом  усваивающие  чтение и письмо;
  • гиперопекаемые родителями;
  • воображалы;
  • хвастуны;
  • «белые вороны» во внешности (например, заячья  губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки,  тики, косоглазие,…)
  • неопрятно одетые или же  супер одетых;
  • одарённых;
  • кичащихся достижениями своих родителей;
  • не имеющих электронных новинок или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;
  • вундеркиндов;
  • интроверты с затруднённой коммуникацией;
  • часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;
  • необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников(а это, как выи  понимаете, может быть что угодно);
  • дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
  • дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране.


Как определить, подвергается ли ребенок буллингу?

Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности.

Поведенческие особенности:

  • дистанцированность от взрослых и детей;
  • негативизм при обсуждении темы буллинга;
  • агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности:

  • напряженность и страх при появлении ровесников;
  • обидчивость и раздражительность;
  • грусть, печаль и неустойчивое настроение.


Конечно, максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы педагога и пострадавшего. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. «Вышибать» ответы ребенка или подростка на тему насилия категорически нельзя. С другой стороны, нужно быть готовым к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. Крах детской надежды, если «его герой» грубо проигнорирует обращение к нему ребенка, находящегося в кризисе, может привести к фатальным последствиям.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

  • от самого пострадавшего;
  • от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.


Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

  • реальность самого буллинга;
  • его длительность;
  • его характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления буллинга;
  • участники (инициаторы и исполнители буллинга);
  • их мотивации к буллингу;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (поcтрадавшего);
  • динамику всего происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.


Полученную информацию вожатый должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными для нас станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.


Как бороться с травлей в детском коллективе?

О типичных ошибках, неверных убеждениях и стратегиях, которые часто приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется.

1. Ждать, что само пройдет

Само не проходит. У детей до подросткового возраста - точно, позже есть небольшой шанс. Если в группе найдутся достаточно авторитетные дети (не обязательно лидеры), которые вдруг увидят эту ситуацию иначе и решатся заявить о своем видении. Возможно, не полностью прекратить, но сильно уменьшить травлю это может. Как правило, до 12 с собственной моралью у детей слабовато (еще и мозг не созрел). И задавать им моральные ориентиры обязаны взрослые. Дети в этом возрасте готовы их услышать и принять. И наоборот, в подростковой группе взрослый может и не справиться, если там уже сложилась, так сказать, "антимораль". По крайней мере, ему будет гораздо труднее.


2. Оправдывать, объясняя

Объяснений, почему возникает травля - воз и маленькая тележка. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы ( в частности кадетский корпус), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия, приведший к виктимности или агрессивности). Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать.

Но. Если из всего этого делается вывод: "так что же вы хотите, вот ведь сколько причин, потому и травят", это и есть оправдывать, объясняя. Травля в конкретном детском коллективе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети - не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. С этой точки зрения,будь он хоть сто раз странный и "не такой", травить не смей!

Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, и он в упоении от собственной проницательности "анализирует причины", вместо того, чтобы дать определенную оценку и выдвинуть требования, остановить травлю он не сможет. Кроме того, причины часто столь глобальные, что устранить их невозможно( скажем, агрессию в обществе или насильственность и закрытость некой детской системы. Или дети, обделенные любовью родителей, и потому самоутверждающиеся за счет других, всегда были, есть и будут). Это не значит, что надо терпеть травлю. Надо ставить цели скромнее: нет задачи - изменить причины, есть задача изменить ПОВЕДЕНИЕ конкретной группы детей.


3. Путать травлю и непопулярность

Подмена проблемы. Невозможно быть любимым для всех. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли - не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли - НАСИЛИЕ. Это групповое насилие, эмоциональное(или физическое). И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия.

Многим детям, кстати, и не нужна особая популярность в коллективе, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы интровертами, застенчивы или просто душой принадлежать не к этой, а совсем к другой группе. Они хотят одного - безопасности. И имеют на нее полное право.

Педагоги, сводящие все к непопулярности, часто искренне стараются исправить дело. Они обращают внимание группы на достоинства жертвы, пытаются повысить ее рейтинг особыми поручениями и т. д. И это все очень мило и действенно, при одном условии: травля как насилие УЖЕ прекращена. Тогда да, можно грамоты на стенку вешать. Если нет - все и любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки. Выиграл олимпиаду - "ботан". Помог кому-то - "подлиза". Нарисовал хорошо -- "художник-мазила ". Все в таком духе. В грязной атмосфере насилия не пробьются ростки интереса и уважения. Сначала надо провести дезинфекцию.

Эту ошибку, кстати, нередко поддерживают детские книжки и фильмы. Типа, соверши подвиг, впечатли всех, и жизнь наладится. Если дело только в непопулярности - может быть. Если идет травля - нет. И даже может быть наоборот.


4. Считать травлю проблемой жертвы

Конечно, явственно страдает именно жертва. Те, кто травит, прямо сейчас могут выглядеть очень довольными собой. Однако важно понимать, что страдают в результате все. Мы говорили об этом выше.

5. Считать травлю проблемой личностей, а не группы

Это подход типа "все дело в том, что они такие".

Чаще всего приходится слышать, что жертва - "такая" (причем неважно, в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная и т. д.).

"Козлом отпущения" может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает. А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Да, есть качества, которые способствуют закреплению этой роли( о них говорили выше). Есть и особый случай детей виктимных, переживших насилие и так привлекающих внимание к себе. Но в общем и целом причина травли -- не в особенностях жертвы, а в особенностях ГРУППЫ. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой.

Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит: они "звери, наглые " и т. п. Опять-таки, конечно, роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне.

Эта ошибка лежит в основе попыток преодолеть травлю путем "разговоров по душам" или "индивидуальной работы с психологом". С жертвой ли, с агрессорами ли. Травля, как любое застревание в деструктивной динамике - болезнь группы. И работать надо с группой в целом. То же относится к попыткам "взять за грудки". Это может защитить конкретного ребенка, но группа, вкусившая "крови", тут же выберет другую жертву. Просто убрать жертву или зачинщика, все сведя к их личным особенностям, тоже не факт, что поможет - действо вполне может продолжиться с другими исполнителями главных ролей.

Пытаться решить проблему травли, решая личные проблемы действующих лиц - все равно что пытаться решить проблему аварий на дорогах не разумными ПДД и контролем за их исполнением, а развитием у каждого отдельного водителя скорости реакции, вежливости и любви к ближнему. Конечно, помогать детям решать внутренние проблемы тоже нужно, но это работа долгая и в ситуации актуальной травли невозможная обычно. Надо сначала прекратить травмирующее воздействие, а потом уж лечить.


6. Давить на жалость

Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет чаще всего. Только укрепит их в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует. А жертву обидит, унизит или подкрепит ее беспомощность. Особенно если это мальчик. Очень частая ошибка.


7. Принимать правил игры

Это самое важное, пожалуй. Ошибка -- выбирать между виктимностью и агрессией. Любая ситуация насилия провоцирует именно этот выбор. Либо "меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить". Либо "меня бить не будут ни за что, я сильный и бить буду я". При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: "сильный бьет слабого". Поэтому если взрослый идентифицируется или подталкивает ребенка идентифицироваться с одной из этих позиций, он тем самым подкрепляет эту картину мира.

Подталкивать ребенка - это значит говорить ему "подумай, в чем ты сам виноват" или "дай ему, чтоб неповадно было". В том и другом случае ребенок получает от взрослого такой месседж: "Мир, знаешь ли, устроен так и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют. Им виднее, каким ты должен быть, они сильны, а значит - правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность (не бойся!), и озвереть, тогда тебя не тронут. Еще вариант: отрезать от себя чувства (не обращай внимания!) и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри. Выбирай, детка!". По сути, взрослый в этом случае солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней. Ребенок за всеми этими "Учись налаживать отношения" или "Дай сдачи" слышит: "Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь".

Собственно, оно, может, и ничего, если, опять же, мы имеем дело с подростком, которому уже пора обретать самостоятельность и рассчитывать на себя. Если до этого у него было достаточно поддержки и если даже сейчас он все же застрахован от совсем крайних проявлений насилия, он может справиться. Тогда, как справедливо кто-то отметил, это будет инициация, опыт болезненный, но ведущий к развитию. Заодно подросток сможет принять собственное решение о том, так или не так устроен мир и готов ли он с этим мироустройством согласиться. Это тоже зависит от того, была ли ему прежде взрослыми предъявлена иная система ценностей и есть ли у него тыл в семье.

Когда выше было сказано, что нужно идти на конфронтацию, то именно это имелось в виду. Не конфронтацию с конкретными глупыми детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым "сильный имеет право бить слабого". С травлей как насилием, как болезнью, отравой. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен -- и точка.

Этот тот самый главный вывод, о котором уже написано ранее. Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, "командообразование" тоже. Идти на конфронтацию неохота, неловко, нет опыта, потому что сами мы почти все имеем опыт жертвы и/или опыт травящего, и сами мечемся между виктимностью и агрессивностью.

А надо.


Что, собственно, можно сделать:

Конечно, ситуации очень разнообразны, это общие принципы и шаги.

1. Назвать явление.

Никаких "У вашего подопечного не ладится с ровесниками". Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют -- это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.

Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов - как раз готовность назвать травлю травлей. Идеально, если это сразу педагог-воспитатель либо классный руководитель. Если же он продолжает тему про "Ну, он такой" -- придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу. Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. После вопроса "То есть вы расписываетесь в том, что вы с травлей ребенка в коллективе справиться не можете?".

Дальше тот взрослый, кто взял на себя ответственность, должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.

Как правило, видно, насколько дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется "мы его дразним" или "мы так играем" или "мы его не любим". Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это -- недопустимо.

Бывает, необходимо описать ситуацию с точки зрения жертвы. Иначе не получается воспитателя группыиз "подумаешь, дети всегда друг друга дразнят". Предложите напарнику представить себе: "Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору -- сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: нужно уметь ладить с коллегами!" Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать?"

Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не "представляете, как ему плохо, как он несчастен?". Только : как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе. Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.


2. Дать однозначную оценку.

Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести примеры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному.

Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.


3. Обозначить травлю как проблему группы.

Когда людям предъявляют моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное -- оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. И они будут драться, как гладиаторы за свою роль "супер- альф". То есть в ответ на называние травли насилием, вы услышите: "А чего он? А мы ничего.. А это не я." и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно "он", кто именно что и т. д. Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть - насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль недеструктивной "альфы", которая "отвечает за здоровье отряда". И, что особенно важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать.

С детьми постарше можно посмотреть и обсудить фильм "Чучело".


4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор.

Результат не будет прочным, если дети просто погнутся под формальные требования воспитателя. Задача -- вывести их из "стайного" азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Можно предложить детям оценить, каков из вклад в болезнь класса под названием "травля". Допустим 1 балл -- это " я никогда в этом не участвую", 2 балла -- "я иногда это делаю, но потом жалею", 3 балла -- "травил, травлю и буду травить, это здорово". Пусть все одновременно покажут на пальцах -- сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, "троек" не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни в коем случае нельзя пытаться уличить: нет, на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать:"Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить -- это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой коллектив". Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети.

Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой.

Можно использовать в работе всем известную историю про « гадкого утенка». Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: "Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?".

Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей?

Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в травле, это тоже подходит.


5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт.

До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.

Момент, когда прежняя, "плохая" групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.

Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: "У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся -- их разнимают.". Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного -- дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. "Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю немедленно". Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере для начала.

Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше -- чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется "заключение контракта", он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.


6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений.

Это очень важно. А оно притихнет, но будет тлеть, как торфяное болото. Очень важно чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать "счетчик травли", какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем напрошлой и т. д. Да множество есть всяких фишек, тренеры и игротехники их знают. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про "хронику выздоровления", сделать "график температуры! и т. д. Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом.


7. Гармонизировать иерархию.

Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней.

Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование -- арсенал богатый, гуляй - не хочу. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее.

Признак гармоничной групповой иерархии -- отсутствие жестко закрепленных ролей "альф", "бет" и "омег", гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той -- другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.

Ну, это уже из серии "совсем хорошо". Даже если так не получается, достаточно мирного, спокойного сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Техника игры. Технические приемы: «Срезка» (срезка слева, срезка справа), « Накат» (накат слева, накат справа)»

Тема занятия: Методы обучения:Цель занятия: Изучение технических приемов игры в настольный теннис.Задачи:- закрепить навыки выполнения технических приемов.- закрепить понятие об атакующих ударах « Сре...

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

Мастер-класс по настольному теннису на тему «Обучение технике наката справа и слева. Совершенствование срезки слева и справа»

Мастер-класс по настольному теннису на тему: "Обучение технике наката справа и слева. Совершенстование срезки слева и справа". Целью проводимого матер класса является изучение техники н...

Как справится с буллингом

Руководство для подростков...

Памятка «Как родителям справиться с буллингом»

Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, вековое явление – детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивос...

План-конспект занятия по настольному теннису. Обучение технике наката справа и слева. Совершенствование срезки слева и справа.

кКонспект занятия для детей 8-10лет. В конспекте упражнения ОРУ. Упражнения для повторения изученного раннее. Игра для разминки. Упражнения для обучения технике. Двухсторонняя игра на счет. Упражнения...