Проектная программа «Психологический портрет личности»
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс)

Данная программа является научно-исследовательским мероприятием, в котором участникам предлагается с помощью психодиагностических методик составить психологический портрет своей личности, определить тип темперамента, проанализировать свои личностные особенности, компетенции, склонности, мотивы деятельности, самооценку. Все этапы работы участники выполняют под руководством педагога.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_programma_tumarovoy_d.i.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

gerb

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

197022, Санкт-Петербург, набережная реки Малой Невки, д. 1; ИНН 7813604570 КПП 781301001

info@academtalant.ru

 

 

 

ПРОЕКТНАЯ ПРОГРАММА

«Психологический портрет личности»

Возраст учащихся: 13-15 лет

Срок реализации: 2 часа

Группа: 30 человек

Разработчики программы: 
Тумарова Дина Исхаковна

психолог

Санкт-Петербург

2020

Аннотация проектной программы

«Психологический портрет личности»

Данная программа является научно-исследовательским мероприятием, в котором участникам предлагается с помощью психодиагностических методик составить психологический портрет своей личности, определить тип темперамента, проанализировать свои личностные особенности, компетенции, склонности, мотивы деятельности, самооценку. Все этапы работы участники выполняют под руководством педагога.  

Краткое описание программы:

Данная программа направлена на формирование представления о собственных личностных особенностях учащихся.

Программа предназначена для учащихся 7-9 классов (13-15 лет).

Основная идея программы заключается в составлении собственного психологического портрета и изучении его составляющих.

Отличительной особенностью программы является включение учащихся в активную умственную деятельность посредством психодиагностического исследования собственных личностных особенностей.


Название раздела

Содержание раздела

1.

Название проекта

«Психологический портрет личности»

2.

Авторы проекта

Тумарова Дина Исхаковна, методист

3.

Продукт проектирования

В ходе реализации проекта каждый учащийся создаст свой психологический портрет личности

4.

Адресная группа

Проект предназначен для учащихся 7-9 классов

5.

Формируемые компетентности участников

  • Познавательная компетентность: получение новых знаний в области психологии личности, формирование представления о своем психологическом портрете;
  • Личностная компетентность: формирование навыков самопознания, рефлексии, анализа своих способностей, самооценки;
  • Самообразовательная компетентность: понимание сильных и слабых сторон своего характера, осознание необходимости работы над собой, исходя из полученных знаний о своих личностных особенностях;
  • Социальная компетентность: понимание собственных целей,  мотивов поведения и деятельности, осознание необходимости развития саморегуляции. Формирование представления о многообразии индивидуальных личностных особенностей людей и необходимости умения их понимать в процессе выстраивания эффективной коммуникации.

6.

Связь с основным образовательным процессом

Психология, психология личности

7.

Связь проекта с задачей выявления и развития одаренности, таланта

Проект дает возможность лучше понять себя, сильные и слабые стороны характера, определить склонности, интересы и мотивацию к определенным видам деятельности (спортивным, искусству, научным и др.).

8.

Временные ресурсы проекта

90 минут

9.

Примерный план реализации проекта по этапам с указанием временных затрат

Наименование этапа

Содержание и форма деятельности

Затрачиваемое время

Вхождение в проект.

Конкретизация проектной задачи. Планирование индивидуальной и групповой деятельности

Педагог рассказывает о понятии психологического портрета, о том, зачем и кому он нужен, и как его можно использовать в понимании себя и окружающих.

15 минут

Работа над проектом. Индивидуальная работа.

Каждый учащийся самостоятельно пишет небольшой биографический очерк по четко заданным педагогом параметрам (демографические особенности, социальный статус, основные события жизни).

15 минут

Работа над проектом. Психодиагностический этап.

Учащиеся заполняют психодиагностические методики в заранее заготовленных бланках и под руководством педагога обрабатывают их.

30 минут

Работа над проектом. Творческий этап.

Учащиеся работают над проективным тестом «Несуществующее животное». Под руководством педагога сами интерпретируют свой рисунок и фиксируют результаты.

15 минут

Обсуждение проекта. Подведение итогов

Составление портрета по результатам всех этапов, оформление его в виде общего документа. Педагог рассказывает, как в целом проинтерпретировать получившийся психологический портрет, на что обратить внимание.

15 минут

10.

Ресурсное обеспечение проекта

Учебный класс; заготовленные заранее бланки для психодиагностики (тесты и ключи для обработки); бумага А4 для рисования (пачка); фломастеры и цветные карандаши (3 упаковки по 15 шт.); канцелярский степлер со скобами внутри (3-5 штук); мультифоры (канцелярская папка-файлик) по количеству учащихся.

11.

Форма представления проекта

Текстовый документ и рисунок

12.

Способ утилизации проектов

Учащиеся уносят проект с собой

13.

Оценка качества проекта

Анализируемый результат – вовлеченность в процесс написания собственного психологического портрета; обратная связь от учащихся.

14.

Источники

1. А. А. Реан, Психология личности, серия Мастера психологии, Питер, 2016;

2. Д. Я. Райгородский, Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие, Бахрах-М, 2019;

3. А. И. Копытин, Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие, Когито-Центр, 2015;

4. О. В. Барсукова, Психология личности: определения, схемы, таблицы, Феникс, 2015;

5. П. Экман, Психология эмоций, Питер, 2019;

6. Д. Зиглер, Х. Ларри, Теория личности, Питер, серия Мастера психологии, 2014.

15.

Примечания

Если у учащихся возникнут вопросы по своему психологическому портрету, у них будет возможность подойти к преподавателю после занятия и обсудить вопросы индивидуально.

Пояснительная записка к программе

«Психологический портрет личности»

Направленность

Психологическая, научная

Актуальность

Программа отвечает интересам личности подростка к самопознанию, пониманию сильных и слабых сторон своего характера, своих личностных особенностей, формированию самооценки. Располагая полученными знаниями, учащимся будет легче определить подходящий им род занятий, деятельности, хобби.

Отличительные особенности

Составление психологического портрета может носить первичный профориентационный смысл, что актуально для учащихся 7-9 классов

Адресат программы

Учащиеся 7-9 классов

Цель и задачи

Цель: сформировать у учащихся представление о психологическом портрете собственной личности.

Задачи: составить представление учащихся о себе: определить свой тип темперамента, оценить личностные особенности и уровень самооценки.

Обучающие: освоить первичные навыки работы с психодиагностическими материалами, описания данных, составления заключений по полученным данным.

Развивающие: стимулировать развитие навыков психологического самоанализа, рефлексии, наблюдения с целью саморазвития.

Воспитательные: способствовать формированию эмоциональной и поведенческой саморегуляции, исходя из понимания собственных особенностей личности, мотивов деятельности.

Условия реализации программы

Программа реализуется в работе с одним учебным классом (количество: не более 30 человек). Продолжительность программы 90 минут. Программа предполагает наличие класса, а также необходимого раздаточного материала для её реализации.

Планируемые результаты

Предметные:

- Формирование представления о способах психологической диагностики познавательных, личностных особенностей человека;

- Формирование представления о типах темперамента человека;

- Получение навыков работы с психодиагностическими методиками и составления психологического заключения;

- Приобретение опыта анализа проективных (рисуночных) тестов.

Метапредметные:

- Формирование представления об индивидуальном подходе в изучении и понимании личности человека;

- Понимание взаимосвязи личностных особенностей человека с его поведением и выбором определенных видов деятельности;

- Формирование ответственного отношения к необходимости самопознания с целью развития собственной личности, улучшения понимания других людей, выстраивания эффективной социальной коммуникации.

 

Личностные:

- Формирование представления о собственных личностных особенностях: типе темперамента, интеллектуальной и эмоциональной сфере, коммуникативной компетентности, мотивационной направленности, склонностях, уровне самооценки и др.;

- Формирование интереса к самопознанию и саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический портрет личности.

Презентация к урокам ОЗОЖ. Рассматриваются свойства личности: темперамент, характер, способности, интеллект, чувства и эмоции....

Разработка урока обществознание "Психологический портрет личности" 7 класс

Данную разработку и презентацию можно использовать на уроке обществознание в 7 классе , при изучении главы: Личность подростка....

Психологический портрет личности.

Психологический портрет личности...

Психологический портрет личности

Урок обществознания 7 класс к учебнику Кравченко.Цель: Изучение  психологического портрета личности....

Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»

Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...

Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...