АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ
консультация по психологии (5 класс)

Жукова Оксана Владимировна

Адаптация учащихся пятых классов

 

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация учащихся пятых классов

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы  это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача  разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Подростковый возраст (10-15 лет)  период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в VIX классах школы.

Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.

Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11-13 лет, у мальчиков – в 13-15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не следует. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.

Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведём речь именно о психологической адаптации учащихся – так как в настоящий период учащимся необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними условиями.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Итак, выделим особенности адаптационного периода, которые могут являться причинами плохой адаптации в 5-м классе:

  • возросший темп работы (например, дети не успевают быстро писать);
  • возросший объем работы на уроках и дома;
  • новые учителя и требования к оформлению работ (переход от одного учителя ко многим, появляются новые предмет);
  • увеличение нагрузки на психику ученика (резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции);
  • усложнение видов деятельности (необходимо самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней);
  • новое расписание и новые кабинеты;
  • трудности во взаимодействии со старшеклассниками (меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе);
  • подростковый возраст (ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба).

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Причины психологических трудностей:

1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

2. Повышение уровня тревожности самого ребенка.

3. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

4. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

5. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.

6. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

7. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Что могут переживать в этой ситуации дети?

• Ребенок плохо ориентируется в школе, для него в новой ситуации обучения очень важен взрослый, который выделяет его среди остальных, обращает внимание именно на него, создавая тем самым ощущение безопасности и причастности к школе.

• Ребенок, ожидая одобрения и похвалы со стороны педагога за какой-либо поступок, вместо этого чувствует вину и теперь не уверен в правильности своего поведения, он не знает, что делать в такой ситуации.

• Ребенок растерян, потому что учителя предъявляют разные требования. Ребенок проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога.

• Дети в классе не знают о правилах поведения в разных кабинетах.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство пятиклассников подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Психологи выделяют следующие виды адаптации:

  • легкая адаптация (высокий уровень)  3-4 недели учёбы
  • адаптация средней тяжести (средний уровень) – 2-3 месяца
  • тяжелая адаптация (низкий уровень) до 6 месяцев
  • затяжная адаптация (дезадаптация) до 1 года

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • жалобы на события, связанные со школой;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • беспокойный ночной сон;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие;
  • повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения (нравится учиться в основной школе, не испытывает неуверенности и страхов);
  • ребенок легко справляется с программой;
  • высокая степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий
  • готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
  • активное общение с другими учениками не только из своего класса, но и из параллельных.

Советы родителям:

  • обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы он постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей;
  • безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
  • обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, неформальное общение после прошедшего школьного дня;
  • обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;
  • недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других;
  • исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физическое и психическое давление;
  • учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);
  • предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
  • поощрение ребенка, причем не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
  • развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка;
  • при слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу

Всего вам доброго!

Педагог-психолог МБОУ Кулундинская СОШ №1 Оксана Жукова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты по адаптации учащихся пятых классов.

Тесты для учащихся пятого класса по адаптации к основной школе....

«Адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание «Адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...

Рекомендации родителям в период адаптации учащихся пятых классов

Ваш ребенок учится в пятом классе. Какие-то трудные моменты в егоучебной деятельности не всегда заметны педагогам и классномуруководителю.Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает с...

Проблемы адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене

В статье описаны затруднения, с которыми могут столкнуться учащиеся в начале обучения в пятом классе, а также освещены осбенности личностного развития детей в этом возрасте. Авторы  считают, что ...

Родительское собрание в 5 классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание в 5 классеТема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...