Психологические аспекты насилия и жестокого обращения с детьми.
консультация по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Таранова Анна Викторовна

Психологические аспекты насилия и жестокого обращения с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты насилия и жестокого обращения с детьми.

Мы живем в XXI веке, в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования и глобализации мира. И одной из глобальных проблем человечества 21 века является жестокое обращение с детьми.

            Проблема такого жестокого обращения, связанна с массой нерешенных социальных, экономически, культурных и медицинских проблем детского возраста.

Жестокое обращение с детьми – это действия (или бездействия) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка:

  • осуществление родителями физического или психического насилия над детьми;
  • покушение на их половую неприкосновенность;
  • применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления);
  • эксплуатация детей;
  • плохое содержание детей

Актуальные проблемы сегодняшнего дня – жестокость и агрессивность несовершеннолетних, безнадзорность – являются следствиями проблемы насилия над детьми.

   Термин «насилие» означает принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения собственных целей. К насильственным действиям относят любые действия, которые причиняют или могут причинить физический, психологический или сексуальный ущерб и страдания.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внешнего чувства страха.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

  • со стороны мужа по отношению к жене;
  • со стороны жены по отношению к мужу;
  • со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
  • со стороны старших детей по отношению к младшим;
  • со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам.

Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей.

Опыт насилия в детстве.

Наличие в детстве непосредственного опыта насильственного отношения со стороны собственных родителей или опыта свидетеля ненависти или насилия в отношениях между родителями.

Особенности личности взрослого.

Эмоциональная неустойчивость, привычная раздражительность (особенно в адрес ребёнка), импульсивность, низкий самоконтроль, склонность к доминированию, низкая самооценка, низкая толерантность к стрессу, агрессивность, замкнутость.

Особенности отношения к ребёнку.

В адрес ребёнка часто неадекватные социальные ожидания. В случае их невыполнения поведение ребёнка оценивается как сильный стрессор. Характер общения с ребёнком строится с позиции власти, отличается требовательностью и контролем. Доминирует культ силового метода решения проблем и убеждение в эффективности физических наказаний.

Низкий уровень развития социальных навыков.

Слабо развиты умения решать конфликты и проблемы, справляться со стрессом, просить помощи у других. При этом включаются механизмы психологической  защиты: наличие проблемы отрицается, помощь не принимается. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и не обсуждается открыто.

Неразвитость родительских навыков и чувств.

Слабость, неразвитость родительских чувств  проявляется чаще всего у молодых, умственно отсталых или психически больных родителей. Однако причиной дефицита родительских чувств может быть и наличие у родителя опыта отвержения в детстве.

Психическое здоровье.

Нервозность, депрессивность, низкий контроль поведения, возбудимость, эмоциональная холодность, выраженные психопатологические отклонения, склонность к суицидам, алкоголизм, наркомания, изменения личности.

Ситуативные факторы.

Длительные материальные проблемы, внезапная потеря работы, переживание острого или хронического стресса, изоляция родителей от привычного социального окружения.

Виды насилия в отношении детей.

  • сексуальное насилие;
  • пренебрежение основным нуждам ребёнка;
  • физическое насилие;
  • психологическое (эмоциональное) насилие. психологическое (эмоциональное) насилие;

1.Сексуальное насилие.

Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такого в осознаваемые или неосознаваемые  им,         в силу функциональной незрелости, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

К сексуальному насилию или развращению относят, не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий прямого и непрямого характера.

К сексуальным действиям без прямого физического контакта относят разговоры или телефонные звонки сексуального характера, демонстрацию эротической продукции, эксплуатацию ребёнка для порнографических целей.

Под сексуальными действиями с прямым физическим контактом понимают оральную, анальную стимуляцию, ласки эрогенных зон, принуждение к касанию половых органов взрослого человека, половой акт, изнасилование.

2. Пренебрежение основными нуждами ребёнка

 Пренебрежение основными нуждами ребёнка - нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребёнка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.

Под пренебрежением интересами и нуждами ребёнка понимается:

  • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;
  • оставление ребёнка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям;
  • лишение ребёнка должного внимания и заботы, в результате чего для ребёнка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлечённым в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступления.

3.Физическое насилие.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку родителями или лицами, их заменяющими.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.

Психологические последствия физического насилия:

  • тревога;
  • страхи;
  • расстройство сна, аппетита;
  • различные тики.

Внешний вид:

  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.) и различную степень давности (свежие и заживающие);
  • задержка физического развития, отставание в росте и весе;
  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).

4.Психологическое (эмоциональное) насилие.

Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое,  длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребёнка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формировании патологических черт характера и нарушение социализации.

К формам психологического насилия относят:

Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

  • враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
  • высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);
  • превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его   адрес, частые наказания.

Терроризирование –  угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

  • помещение ребёнка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
  • оставление его в опасной ситуации;
  • нереалистичные ожидания от ребёнка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение;
  • угроза совершения насилия над самим ребёнком;
  • угроза совершения  насилия над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)

Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:

  • необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Эксплуатация/развращение – действия в отношении ребёнка, способствующие развитию у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):

  • побуждение ребёнка к антисоциальному поведению, занятию проституцией, порнографией, преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношенью к другим;

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его     эмоциональной стимуляции:

  • нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;
  • взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

Последствия насилия: кратковременные и длительные.

Насилие – один из самых травматичных опытов, который может пережить ребёнок. Оно нарушает процесс социализации ребёнка и оказывает влияние на психологическое развитие.

Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребёнка зависит от сочетания ряда факторов.

Опыт насилия, приобретаемый ребёнком, имеет для него

 ближайшие и отдаленные последствия.

Ближайщие последствия проявляют себя как симптомы ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), проявляющиеся в виде острых реакций на травму.

Отдаленные последствия насилия проявляют себя в виде стойких нарушений на физиологическом, когнитивном, поведенческом и социальном уровне.

К отдаленным последствиям относятся:

Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребёнка.

Когнитивные последствия - изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе.

Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии.

Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребёнка.

Социальные последствия – изменения в способностях ребёнка строить эффективные социальные отношения.

Рекомендации эффективного и неэффективного реагирования на информацию о насилии.

Сказанное ребёнком или наблюдаемая ситуация

Неподходящая реакция

Подходящая реакция

Целенаправленное раскрытие факта насилия: «Мама вчера рассердилась на меня и била меня щеткой»

- За что?

- Что ты натворил, если даже мама была сердитой?

- Я не думаю, что мама хотела сделать тебе больно.

- Я понимаю тебя…

- Ты говоришь, что мама вчера била тебя… (повторение).

- Расскажи, пожалуйста, что произошло вчера? (открытый вопрос)

Целенаправленное раскрытие факта насилия – ребёнок может начать с совсем маленькой детали и наблюдать вашу реакцию: «У меня вчера был плохой день»

- Что ты делал в этот момент?

- Наверное, папа услышал, что ты ссорился с сестрой?

- Почему ты называешь день плохим?

- Да, я вижу, что ты грустный сегодня…

- Расскажи, пожалуйста, что произошло вчера? (открытый вопрос).

- Что именно было плохо? (уточнение)

Целенаправленное раскрытие факта насилия – ребёнок может просить у вас о помощи: «Вы могли бы поговорить с моей мамой, чтобы она не кричала на меня так сильно?»

- Хорошо, я попробую поговорить с твоей мамой.

- Наверное, мама переживает, что ты стал хуже учиться.

- Почему мама кричит на тебя?

- Ты хотела бы, чтобы я поговорила с твоей мамой…

- Я вижу, что ты встревожен…

- Расскажи, пожалуйста, как это было?

Случайное раскрытие факта насилия – слова ребёнка заставляют вас думать о возможном опыте насилия:

«Меня проучат, если я не буду делать то, что говорит мне папа»

Слова ребёнка остаются незамеченными.

- Папа бьёт тебя, если ты не делаешь то, что он говорит?

- Что заставляет родителей так к тебе относиться?

- Я думаю, ты преувеличиваешь.

- Даже если дома тебя не понимают, в школе ты всегда можешь рассчитывать на своих друзей.

- Что с тобой происходит, если ты не делаешь то, что тебе говорят?

- Правильно ли я поняла, что папе не нравится, когда ты его не слушаешь? Что происходит потом?

- Я вижу, что ты беспокоишься, когда говоришь об этом. Что именно вызывает у тебя беспокойство?

Случайное раскрытие факта насилия – у вас появляются подозрения о возможном насилии при наблюдении за игрой ребёнка.

Ребёнок хихикает с другом, так двигается и произносит такие звуки, что это напоминает сексуальное поведение взрослых.

Говорить (сердитым или удивленным голосом): «Что ты делаешь?»

Детализированно, тут же расспросить ребёнка, где, когда и как он научился таким вещам.

Если это наблюдают другие дети, переключить внимание ребёнка, отвлечь его каким – нибудь другим действием.

Наедине с ребёнком спросить его, где он научился такими звуками и жестами.

Случайное раскрытие факта насилия – на теле ребёнка вы видите раны, синяки. Например, на руках ребёнка видны следы от ожогов сигаретой.

Не замечать происходящего.

- Покажи, что это?

- Это сделал твой папа, потому что был сердит на тебя?

- Как ты получил такие ожоги?

Случайное раскрытие факта насилия – ребёнок может вызвать у вас подозрение своими вопросами:

«Всегда ли мне нужно идти в гости к дяде, если мне не нравится туда ходить?»

- Почему ты не хочешь туда идти? Дядя наверняка радуется, когда ты приходишь.

- Может, тебе не нравится, что там не с кем играть?

- Что происходит когда ты приходишь в гости к дяде?

- Я вижу, что ты тревожишься, когда говоришь об этом. Что именно тебя тревожит?

Случайное раскрытие факта насилия – ребёнок задерживается после уроков, как можно дольше оттягивает время возвращения домой.

«Мне не хочется идти домой, мне страшно, если мамы вечером долго нет дома»

- Ты уже слишком большой, чтобы бояться темноты…

- Ты не пробовал зажечь везде свет?...

- Что ты делаешь, когда остаешься один?

- Ты говоришь, что тебе страшно, когда мамы нет дома…

- Чего ты боишься, когда мамы нет дома?

- что именно тебя пугает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"

Презентация к занятию в рамках информационно-просветительской кампании по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми....

Домашнее насилие, профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Материалы для родительского  собрания в школе на тему домашнего насилия и правовых последствиях жестокого обращения с детьми...

Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.

Программа профилактики насилия и жестокого обращения с детьми....

Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоциональног...

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми»....

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Сегодня на обсуждение вынесен очень важный вопрос, где в центре внимания – ребенок. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств явл...

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...