Психопрофилактика
рабочая программа по психологии

Бэлигма Цырендоржиевна Ринчинова

Психопрофилактика

Психологическая гостиная для педагогов

 

Психологические перегрузки — неотъемлемая часть педагогической профессии. Поэтому важно, чтобы педагоги умели полноценно восстанавливаться, защищать себя от последствий психических и физических нагрузок. Как это сделать, учитывая занятость и динамичный ритм современной жизни? Одно из решений — устраивать для педагогов регулярные встречи в психологической гостиной.

Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Коммуникативные перегрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, необходимость постоянно повышать профессиональную компетентность, неадекватная социальная оценка труда — все это требует наличия психических и физических резервов, самообладания и саморегуляции.

Чтобы помочь педагогам восполнить энергию, отдохнуть и просто пообщаться друг с другом в непринужденной обстановке, используйте такую форму работы, как психологическая гостиная.

Психологическая гостиная — это комплекс мероприятий, которые педагог-психолог проводит с целью оказать психологическую помощь педагогам, удовлетворить их потребности в самореализации, раскрыть творческий потенциал, повысить профессиональную компетентность.

Идея психологической гостиной в ОО: психологически здоровый педагог обучает и воспитывает психологически здорового ребенка.

Задачи:

  • обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • сформировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат;
  • провести профилактику стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания педагогов;
  • сформировать мотивацию к профессиональному и личностному самосовершенствованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoprofilaktika_dlya_pedagogov.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Психопрофилактика

Психологическая гостиная для педагогов

 

Психологические перегрузки — неотъемлемая часть педагогической профессии. Поэтому важно, чтобы педагоги умели полноценно восстанавливаться, защищать себя от последствий психических и физических нагрузок. Как это сделать, учитывая занятость и динамичный ритм современной жизни? Одно из решений — устраивать для педагогов регулярные встречи в психологической гостиной.

Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Коммуникативные перегрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, необходимость постоянно повышать профессиональную компетентность, неадекватная социальная оценка труда — все это требует наличия психических и физических резервов, самообладания и саморегуляции.

Чтобы помочь педагогам восполнить энергию, отдохнуть и просто пообщаться друг с другом в непринужденной обстановке, используйте такую форму работы, как психологическая гостиная.

Психологическая гостиная — это комплекс мероприятий, которые педагог-психолог проводит с целью оказать психологическую помощь педагогам, удовлетворить их потребности в самореализации, раскрыть творческий потенциал, повысить профессиональную компетентность.

Идея психологической гостиной в ОО: психологически здоровый педагог обучает и воспитывает психологически здорового ребенка.

Задачи:

  • обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • сформировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат;
  • провести профилактику стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания педагогов;
  • сформировать мотивацию к профессиональному и личностному самосовершенствованию.

Встречи в психологической гостиной проходят один раз в месяц в соответствии с тематическим планом (табл. 1), продолжительность —40–50 мин.

 

Таблица 1

Тематический план работы психологической гостиной для педагогов ОО

Тема

Время проведения

Задачи

Форма проведения

1. «Дерево пожеланий»

Сентябрь

Установить доброжелательную атмосферу между участниками занятия; выяснить профессиональные проблемы педагогов; развить творческий потенциал; снять эмоциональное напряжение

Тренинг с использованием арт-терапевтической методики «Рисуем деревья с помощью коктейльных трубочек»

2. «Мое Я»

Октябрь

Изучить личностные особенности участников; создать условия для личностного роста, мотивировать к самопознанию, выработке формул позитивного мышления

Тренинг с элементами арт-терапии

3. «Педагог — профессия творческая»

Ноябрь

Развить профессиональное самосознание, творческий потенциал, коммуникативную компетентность педагогов; развить творческие способности через необычные способы применения обычных вещей

Круглый стол, мастер-класс по изготовлению паспарту1

4. «Как-то зимним вечерком»

Декабрь

Сплотить коллектив, развить коммуникативные навыки; создать положительный эмоциональный настрой

Круглый стол

5. «Стремимся к бесконфликтному общению» (приложение 1)

Январь

Дать информацию о конфликтных ситуациях; способах разрешения конфликтов; развить коммуникативную компетентность педагогов; обучить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций

Круглый стол

6. «Улыбнись! И тебе улыбнуться в ответ»

Февраль

Дать возможность осознать свою индивидуальность; помочь наладить эффективное взаимодействие с окружающими; скорректировать эмоциональное отношение педагогов к себе; найти резервы работы

Тренинг на повышение самооценки и уверенности в себе

7. «Я счастливая!» (приложение 2)

Март

Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу в группе; активизировать и сблизить педагогов; уменьшить психическое напряжение; повысить уверенность педагогов в себе

Тренинг уверенности в себе

8. «Я хочу, я могу, я умею»

Апрель

Скорректировать эмоциональное отношение педагогов к себе; найти резервы работы

Тренинг на повышение самооценки и уверенности в себе

9. «Мечты о лете» (приложение 3)

Май

Обучить навыкам саморегуляции и расслабления; сформировать положительное эмоциональное состояние педагогов

Тренинг с элементами арт-терапии и релаксации

Количество участников — 10–12.

Взаимодействие с участниками включают разные формы работы, каждая из которых выполняет свои функции.

Деловые игры и упражнения помогают снять психическую напряженность, усиливают чувство собственной значимости, развивают навыки эффективной коммуникации и взаимодействия.

Игровые формы работы стабилизируют самооценку, устраняют чувство одиночества, развивают способности к осознаванию и отреагированию важнейших чувств, связанных с изменением взаимоотношений в семье, коллективе, обществе. Кроме того, игра развивает:

  • вербальную активность — умения сформулировать мысль и использовать ее в качестве диалога;
  • невербальные средства общения — коммуникации без слов, при помощи «прочтения» мимики, жестов, пространственного расположения партнеров друг относительно друга и т. п.

Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения.

Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность.

Релаксационные методики снимают эмоциональное напряжение, способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению и в результате — позитивному самовосприятию.

Аутотренинг способствует самовнушению положительных установок, направленных на личностное и профессиональное развитие.

Что еще можно использовать в психологической гостиной?

К участию в работе психологической гостиной, в зависимости от потребностей «текущего дня», привлекайте гостей. Гостями могут быть: священник, врач, психотерапевт, человек с интересной судьбой, интересным хобби, бард, художник.

https://pdnr.ru/infopediasu/baza26/861052694452.files/image002.jpg

Важно, чтобы встречи с гостями расширяли представления педагогов о собственных профессиональных и личностных возможностях и возможностях других людей, помогали налаживать социальные контакты и обогащали новым эмоциональным опытом.

В процессе встречи снимайте небольшие учебные фильмы на актуальную для педагогов тему. Главные роли предложите исполнить участникам группы. Полученный творческий продукт в дальнейшем можно использовать для презентации работы ДОО (но только в том случае, если он не затрагивает личные темы).

Чтобы участники не унесли с собой негативные или неотработанные сильные переживания, проводите завершающий круг. Это возможность для каждого педагога высказаться о том, что было важным именно для него в ходе психологической гостиной, что он чувствовал, с чем хотелось бы разобраться на следующих встречах.

Важная часть в комплексе общей работы — чаепитие за общим столом. После затронутых на встрече тем и эмоциональных процессов этот организационный момент будет способствовать продолжению живого контакта и еще большему сближению участников группы.

Интересный научный факт: наличие сладостей в поле зрения на уровне подсознания способствует успокоению, радости и «заживлению душевных ран».

Совместное чаепитие организуйте в одном и том же месте. Подготовку стола поручите участникам. Предложите им сделать собственный дизайн этого места.

Во время чаепития не затрагивайте сложных тем и не продолжайте дискуссию на предшествующие темы. Дайте возможность педагогам переключиться и отдохнуть от проделанной внутренней работы.

Приложение 1

Психологическая гостиная «Стремимся к бесконфликтному общению»

Ход встречи

Игра «Поздороваемся»

Предложите педагогам поздороваться друг с другом особым способом — двумя руками с двумя участниками одновременно. При этом отпустить одну руку педагог может только, когда найдет того, кто тоже готов поздороваться — т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды.

Таким образом необходимо поздороваться с каждым из присутствующих. Во время игры не должно быть разговоров.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Инструкция педагогам: Сядьте удобно, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза, запишите свой ответ и отложите в сторону.

Мини-лекция «Что такое конфликты»

На этом этапе расскажите педагогам, что обозначает слово «конфликт». Какие причины вызывают конфликтные ситуации, какие последствия могут быть, если не решить проблему мирно и конструктивно.

Сделайте акцент на том, что конфликты забирают много душевных сил, энергии, чтобы потом восстановиться, потребуется длительный период.

Упражнение «Обзывалки»

Предложите педагогам по кругу обзывать друг друга… хорошими добрыми словами и фразами, но с соответствующей таким случаям интонацией. Например: «Какая вы сегодня красивая!», «Вы такая замечательная!».

Вывод, к которому необходимо подвести педагогов. В результате конфликтной ситуации, если дело дошло до оскорблений, надо сказать в ответ хорошее доброе слово или сделать комплимент. Этим можно на время обезоружить разгневанного собеседника.

Упражнение «Претензии»

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему учителя, организацией образовательного процесса и т. д. Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Поделите участников на две команды. Одна команда пишет претензии родителей к учителям; другая — претензии учителей к родителям. Обсудите результат работы.

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»

Разделите группу на две команды. Задача первой — подобрать аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы. Задача второй — подобрать аргументы в пользу того, что конфликты в общении с родителями необходимы. Время на работу — 5 мин. Обсудите положительные и отрицательные стороны конфликта.

Вывод. Конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Обсуждение упражнения «Яблоко и червячок»

Профессиональное общение в системе «педагог — родитель» таит в себе ряд конфликтных ситуаций, поэтому умение грамотно выбрать стратегию поведения для воспитателя очень важно. Предложите педагогам обсудить пять способов выхода из конфликтных ситуаций (табл. 2).

Таблица 2

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Способ

Характеристика

Конкуренция (соревнование)

Внимание сосредоточено только на своих интересах. Интересы партнера полностью игнорируются

Избегание (уклонение)

Внимание отсутствует как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс

Каждой стороной достигается «половинчатая» выгода

Приспособление

Повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

Сотрудничество

Стратегия, которая позволяет учесть интересы обеих сторон

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективные способы выхода из конфликтной ситуации — компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Предложите педагогам найти для каждого способа плюсы и минусы.

После обсуждения вернитесь к упражнению «Яблоко и червячок» и попросите участников соотнести их ответы со способами выхода из конфликтной ситуации.

Тест «Конфликтная ли вы личность»

Инструкция. Сейчас у вас есть возможность проверить, насколько легко вы можете вступить в конфликт. Выберите по одному ответу на каждый вопрос.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

a) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?

a) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

a) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.

4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?

a) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо (готовили не вы). Ваша реакция?

a) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

a) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…

a) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

a) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово, никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.

Анализ результатов

Подсчитать общее количество баллов исходя из ключа: ответы «а» — 4 балла, «б» — 2, «в» — 0.

От 22 до 32 баллов — вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 12 до 20 баллов — вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов — споры и конфликты — воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходиться тем, кто рядом с вами — на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер.

Завершающий круг, чаепитие

 

Приложение 2

Психологическая гостиная «Я счастливая!»

Ход встречи

Вступительное слово педагога-психолога:

На этом этапе расскажите о стрессе и депрессии, их симптомах и последствиях. Подведите участников к мысли о том, что необходимо учиться противостоять стрессам и снимать нервное напряжение.

Комплекс упражнений для снятия умственного напряжения

Цель: научить педагогов способам снятия умственного напряжения.

1) Ходьба на месте или по комнате, высоко поднимая колени — 1 мин.

2) Исходное положение (далее — и. п.) — стоя или сидя, руки в стороны — вдох. Руки опустить вниз — выдох. Повторить 3–4 раза.

3) И. п. — сидя. Поочередно сгибать и разгибать стопы и кисти. Повторить 10–12 раз.

4) И. п. — стоя, руки вдоль туловища. Круговые движения руками в плечевых суставах. Повторить 8–10 раз в каждую сторону.

5) И. п. — то же. Присесть, руки вперед — выдох. Вернуться в и. п. — вдох. Повторить 3–4 раза.

6) И. п. — то же. Махи правой ногой и руками вперед-назад. Повторить 10–12 раз. То же с левой ногой.

7) И. п. — то же. На счет 1–8 — попеременно сгибать и разгибать руки в локтях. На счет 9–10 — руки вниз. Дыхание произвольное. Повторить 2–3 раза.

8) И. п. — то же. Руки поднять вверх — вдох, вернуться в и. п., расслабиться — выдох. Повторить 3–4 раза.

Игра-тренинг «Волшебная шкатулка»

Инструкция педагогам: На одной половине листочка запишите в столбик отрицательные черты характера, от которых вы хотели бы избавиться. На другой — положительные черты, которые хотели бы развить. Это ваша «волшебная шкатулка». Погладьте себя по голове. Всегда есть то, за что себя можно похвалить. Оторвите и выбросите из «волшебной шкатулки» плохие черты, чувства, негативные эмоции, от которых вы очень хотите избавиться.

Упражнение «Мечта»

Предложите педагогам в течение нескольких минут подумать о том, каким каждый из них видит свое будущее, и изобразить его на бумаге. Попросите каждого участника определить, какие три конкретных или вещи, или действия, или человека могут помочь, а какие три — помешать осуществить мечту, и что нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.

Примечание. Это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Тем, кому трудно рассказать о своей мечте или нарисовать ее, можно предложить сыграть сценку. Пусть участники пофантазируют, каким образом можно изобразить свою мечту.

Упражнение «Сосуд самоценности»

Инструкция педагогам: Представьте мысленно на экране сосуд. Он наполнен вашей любовью и уважением к себе. Зафиксируйте, сколько именно жидкости вы видите. То есть, если бы вы могли определить процентное содержание от объема, то сколько бы это было? Запомните цвет жидкости и телесную реакцию. Вам нравится или не нравится то, что вы увидели?

Если вы увидели высокий уровень жидкости — 80–100%, это говорит о том, что неприятность не сможет вас огорчить надолго. Вам нравятся окружающие вас люди, вы полны внутренних ресурсов и адекватны в поведении.

Сосуд заполнен на 50% — вы можете обидеться по пустякам, накричать на кого-то, уйти от решения насущных проблем.

Если наполняемость сосуда не превышает 20–30%, то можно говорить о том, что у вас сил на жизнь не хватает.

Нулевой уровень самоценности говорит о крайней форме опустошения. Если вы обнаружили у себя такой уровень, то это состояние нужно пережить. Придет новый день, и он принесет изменения. Таким образом, «сосуд самоценности» помогает диагностировать свои актуальные состояния. Уровень ниже 50% — сигнал для начала работы над собой. Когда вы находитесь в том или ином эмоциональном состоянии, определите уровень самоценности и, если он падает, принимите меры (табл. 3).

Таблица 3

Связь эмоциональных состояний с уровнем самоценности

Процент самоценности

Эмоциональное состояние

100%

Энтузиазм, веселье

70%

Интерес, спокойствие

50%

Дискомфорт, скука

40%

Гнев (раздражение, скрытая враждебность, ярость)

30%

Страх (тревога, беспокойство, ужас)

20%

Душевная боль; крушение надежд, разочарование, чувство вины; несоответствие, перегрузка или подавленность; одиночество

0%

Апатия

Психологическая зарядка

Предложите педагогам комплекс психологической зарядки, который поможет им повысить энергетический потенциал, будет полезным для релаксации и концентрации. Зарядку необходимо проводить ежедневно по 15–20 мин.

Каждое упражнение повторять от 3 до 5 раз.

1) Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя».

2) Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем».

З) Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо-влево, повторить:
«Каждый день чудесен».

4) Принять позу цапли: руки в стороны, подняв правую ногу, согнутую в колене, повторить:
«Я — королева» (то же с левой ногой).

5) Ноги на ширине плеч. Делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются».

6) Лопатки свести. Приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».

7) Массируя мочки ушей, зажмуривать попеременно левый и правый глаз и повторять: «Будущее прекрасно».

8) Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима». То же самое повторить левой рукой, поглаживая локоть правой руки.

9) Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается».

10) Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».

Упражнение «Рецепт счастья»

Инструкция педагогам: Представьте, что счастье выдают людям по рецепту. Какой бы рецепт счастья вы им выписали? Составьте такой рецепт. Укажите основные компоненты счастья (качества, поступки, навыки и т. п.).

Упражнение можно выполнять в подгруппах. По окончании работы участники зачитывают рецепты, обсуждают в общем круге.

После обсуждения предложите им еще один рецепт:

«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».

Релаксация

Предложите участникам удобно расположиться, расслабиться, закрыть глаза. Под музыку медленно проговорите текст.

Я — это Я

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе.

Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.

Я дружу с собой и люблю себя. Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не все и не вполне меня устраивает. Но Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — счастлив!

Завершающий круг, чаепитие

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...

Тренинг для педагогов по психопрофилактике эмоционального выгорания

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.Задачи:1.      Снижение уровня эмоционального выгоран...

« Все в твоих руках!» Психопрофилактика в тренинге с детьми «группы риска» (5-9кл.)

Профилактика ПАВ,  коррекция чувства  одиночества и негативных эмоциональных состояний...

Родительское собрание «Психопрофилактика экзаменационного стресса»

Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Материалы данного родительского собрания  имеют профилактическую направленность в работ...