Семинар "Понятие, факторы и механизмы формирования аддиктивного поведения"
методическая разработка по психологии

Багинская Елена Владимировна

Семинар "Понятие, факторы и механизмы формирования аддиктивного поведения" для специалистов социально-психологических служб образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_addiktivnoe_povedenie.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Понятие, факторы и механизмы формирования аддиктивного поведения»

Цель: расширение профессиональной компетентности в вопросах профилактики аддиктивного (зависимого) поведения

Целевая аудитория: специалисты социально-психологических служб образовательных учреждений

Сопроводительные материал: презентация, бланки с заданиями, анкета обратной связи

Подготовлено: педагог-психолог МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие»,г.Мирный Багинская Е.В.

Ход мероприятия:

Сегодня мы открываем цикл практических занятий по профилактике аддиктивного поведения для специалистов социально-психологических служб образовательных учреждений, межведомственного взаимодействия в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для того, чтобы приблизиться к пониманию аддиктивного поведения предлагаем начать с прояснения самого понятия «девиантное поведение».

Девиантное (отклоняющееся) поведение –это постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу

Характеризуется такими особенностями как: в подростковом возрасте опосредовано групповыми ценностями; иногда в детском возрасте (около 5 лет) начинается с частых или регулярных проявлений ненадлежащего поведения. Это может быть сквернословие, нарушение общих правил, пропуски уроков, частые случаи обмана, упрямство, вспыльчивость. Проявление отклоняющегося поведения происходит на фоне сочетания различных признаков, поэтому важно избегать стигматизации ребенка в случае выявления одного или нескольких признаков.

Виды отклоняющегося поведения

Агрессивное – типично для детского и подросткового возраста (имеет различные способы проявления: физическое (драки удары толчки) психологическое (насмешки коллективное игнорирование жестокие розыгрыши распространение слухов угрозы)

Суицидальное, самоповреждающее -развитие вида часто связано с депрессией поэтому необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы.

Делинквентное (противоправное)- поведение, при котором нарушаются нормы права, но в силу либо недостижения ребенком возраста уголовной ответственности, либо незначительные правонарушения, за ним не следует уголовное наказание.

В Рискованное поведение входят такие формы экстремальных увлечений (досуга) как зацепинг, руфинг, диггерство, сталкеринг, опасное селфи.

Предметом нашего обсуждения и будет Аддиктивное (зависимое) поведение.

Определение звучит как аддиктивное (зависимое) поведение это одна из форм отклоняющегося (девиантного) поведения, характеризуется стремлением к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью применения некоторых веществ или сосредоточенностью на определенных видах деятельности.

Сопровождается развитием и поддержанием интенсивных приятных эмоциональных состояний.

В основе любой зависимости лежит неудовлетворенность травма, как попытка «убежать» от боли, заткнуть черную дыру внутри. Это приносит облегчение в моменте. Однако в догосрочной перспективе только усуглубляет страдания

Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает, неудовлетворяет. Травмирует или причиняет боль. Вследствие этого появляется дискомфортное психическое состояние, от которого возникает желание избавиться, сбежать

Об аддиктивном же поведении можно говорить тогда, когда вовлеченность в деятельность, отношения с другим субъектом или пристрастие к употреблению определенного химического вещества приобретает болезненный характер. О болезненность этих способов избавления от психологического дискомфорта свидетельствуют следующие признаки: 

  • Компульсивное, неконтролируемое и малоосознаваемое стремление к повторению избранного способа поведения; 
  • Социальная дезадаптация; 
  • Аутодеструкция (психическая и биологическая). 

Этапы формирования аддикции: принято выделять несколько этапов формирования зависимости, последовательно сменяющих друг друга:

 

1. Начало (исходная точка) – возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению в момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это для меня хорошо!». 

Фиксация происходит не зависимо от того, положительные эмоции испытывал человек или отрицательные – главное интенсивность переживания. 

Начальная (первая) стадия характеризуется только тягой к приему вещества, сильным желанием его принимать в сочетании с утратой способности контролировать его прием, повышением толерантности. Как правило, при повторных безуспешных попытках прекратить прием вещества возникает субъективное понимание зависимости. Обращение за помощью на этом этапе наиболее эффективно.

2. Аддиктивный ритм – устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта. 

Установлению аддиктивного ритма способствуют: 

а) особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений), 

б) тяжелая личная жизнь (болезни и смерть близких, потеря работы), 

в) ограниченный выбор стратегий выхода из стресса. 

Между первым и вторым этапами может пройти несколько лет. 

3. Аддикция как часть личности. Учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. («Поругалась - надо съесть шоколадку»). В человеке возникают как бы две личности - «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами» (например: коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекции). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды прекращения аддикции или замена одной аддикции на другую. У многих аддиктов на этом этапе существует иллюзия полного контроля над своими эмоциями и правильности своего поведения.

4. Доминирование аддикции. Сопровождается, помимо симптомов первой стадии, абстинентным синдромом и вовлеченностью в прием вещества. Продолжается рост толерантности, возникают социальные и соматические сопутствующие признаки зависимости

5. Катастрофа. Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Не фармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приводит к ожирению, азартные игры - к заболеваниям сердца). Возвратиться к прежней жизни уже не возможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек потерял семью, квалификацию, работу, у него серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты - частые нарушители закона. Сопровождается стойкими психическими и неврологическими расстройствами, сформировавшимися вследствие приема вещества. Толерантность к веществу снижается. Привыкание к большему количеству стимулов.  Наблюдается комплекс соматической патологии (прежде всего - со стороны печени, сердечно-сосудистой системы, почек), иногда - специфическая для приема того или иного вещества патология. Утрачиваются социальные связи, наступает социальная деградация. Обращение за наркологической помощью на данном этапе малоперспективно.

Вывод: все виды аддиктивной активности приводят к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей. 

Классификация зависимостей

Зависимость может формироваться от чего угодно, нацеленного на избегание эмоционального дискомфорта. Есть «социально» одобряемые формы зависимости: трудоголизм, шопоголизм, а есть неодобряемые - алкоголизм и наркомания. Такое разделение усугубляет раскол и стигматизацию.

Предлагаем классическое разделение по объекту зависимости: химические-человек ради получения удовольствия искусственно стимулируется различными препаратами. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. Нехимические виды зависимости - стимулирование производится благодаря появлению сильного увлечения чем-либо, и это приводит к выработке нейрохимических веществ, и другие, например, пищевые.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей и подростков – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества». 

Отличительной особенностью формирования аддиктивного поведения: один вид зависимости может сочетаться с другими, одна форма зависимого поведения может переходить в другую.

  Риск формирования зависимости. Каковы же условия возникновения? 

 Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды. 

Практическое задание: выделите особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков.

Примерные ответы:

Внутренняя тревожность и неуверенность;

Блокирование потребности в защищенности и самоутверждении;

Повышенная потребность в одобрении;

Эгоцентризм, избегание проблем, ответсвенности;

Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности;

          Склонность ко лжи;

         Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью. Снижение самооценки;

Выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать: 

  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей. 
  • Азартность, стремление к острым ощущениям. 
  • Незрелость личности. 
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость. 
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением. 
  • Чувство одиночества, беззащитности. 
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных. 

Проявления аддиктивного поведения 

Эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций. 

Зависимое поведение может иметь различную степень выраженности: от практически нормального до тяжелой формы. Это определяется динамикой зависимости в каждом конкретном случае, но в большей мере - определённой глубинной личностной предрасположенностью, которую мы обозначаем как склонность к зависимости.

Независимо от того, с какой именно зависимостью мы имеем дело - от наркотиков или какой-либо деятельности, - существует набор очевидных симптомов, общих для всех видов зависимостей:

- постоянные, систематически возникающие в течение дня мысли об этом виде деятельности;

- значительная взаимосвязь с неспособностыо получать удовольствие от других сторон жизни;

- неспособность контролировать, останавливать или прекращать конкретное поведение, даже осознавая его разрушительность;

- беспокойство и раздражительность при попытках со стороны пресечь это поведение;

- чувство тревоги и волнения при прекращении этого поведения на время;

- использование зависимости с целью избежать ответственности;

- ложь и преувеличения при рассказе о проявлениях этого по­ведения, уменьшение значимости проблемы для себя и для других; - поведение характеризуется высокой степенью риска и угро­жает физическому и психическому здоровью;

- интенсивные перепады настроения, связанные с данной дея­тельностью, в диапазоне от эйфории до стыда, вины и депрессии.

Анализ развития различных форм аддиктивного поведения показывает, что лица, предрасположенные к развитию аддикций, испытывают большие затруднения в использовании при решении проблем внутренних ресурсов в связи с комплексом зависимости. неуверенности в себе. Таким образом, не удовлетворяются базисные потребности и нарастает психологический дискомфорт, что создаёт основу для поиска аддиктивного выхода.

      Как можно изменить его психическое состояние? Что ему можно предложить взамен?

      Следует отчетливо понимать, что зависимая личность может переключаться с одного вида зависимости на другую, например, алкогольная может сменяться работогольной или зависимотью к еде. Возможны смешанные аддикции, при которых одна аддиктивная реализация сочетается с другой.

     

Закономерности формирования аддиктивного (зависимого) поведения

Риск развития аддиктивного поведения, с точки зрения современных представлений, во многом связан с нарушением эмоциональных связей с близкими значимыми людьми, нарушением привязанности, дефицитом эмоциональных контактов. Дети, которые недополучают достаточно внимания взрослых чаще остальных испытывают чувство неуверенности, беспокойства и вины. Это закладывает предпосылки для развития таких нарушений, как аддиктивное расстройство и созависимость, являющаяся, по сути, аддикцией отношений.

И наоборот если есть эмоциональная связь с родителями или другими значимыми взрослыми людьми для ребенка это является надежным щитом от различных видов отклоняющегося поведения.  

Зависимость формируется не на рациональном, когнитивном, а на эмоциональном уровне. Эмоциональная сфера личности первой попадает под контроль аддиктивного процесса. В каком-то смысле аддикты напоминают детей, следующих эмоциональному импульсу и делающих то, что им нравится.

Факторы риска - это те биологические, социальные, семейные, индивидуальные психические и соматические предпосылки, которые повышают вероятность формирования зависимости у данного человека. Остановимся на этом подробнее.

Под биологическими факторами понимаются индивидуальные для каждого способы реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Тогда обязательно учитывается генетическая предрасположенность к различным видам аддиктивного поведения, которые могут передаваться по наследству. Биологическая предрасположенность к аддиктивному поведению может появиться в результате психических стрессов. При стрессе увеличивается активность эндорфиновых рецепторов, что приводит к появлению у человека чувства тревоги и беспокойного поведения. Высокую активность этих рецепторов легко уравновесить повышенным количеством алкоголя или наркотических веществ, что и становится причиной злоупотребления.

Социальные факторы, в том числе:

Микросоциальные факторы – в первую очередь это: семья и школа. Обычно рассматривают социальные характеристики семьи, тип семейного воспитания, структуру семьи, отношения внутри семьи и личностные особенности родителей. Другую подгруппу составляют факторы социализации помимо семьи. Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Наличие аддиктивного поведения для подростка выступает как некий «пропуск» в подростковую субкультуру.

К макросоциальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, которые выпускают на рынок все новые и новые товары - потенциальные объекты зависимости. К этой же группе факторов относится деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих подростков в потребление химических веществ. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности [5].

Психологический (личностный) фактор, в особенности:

личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей);

неэффективные копинг-стратегии, включая избегание, ориентацию на снятие напряжения, обусловленного стрессором, а не на изменение внешних условий;

низкая эффективность личностных ресурсов;

быстрая фиксация ригидной модели употребления ПАВ: успокаивающей, коммуникативной, конформной, гедонистической, манипулятивной, активирующей, компенсаторной;

отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность;

отсутствие жизненной перспективы.

К этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и формирующимися сексуальным влечениям.

Заключительная часть

Подводя итог рассмотрению вопроса, следует отметить, что не вызывает сомнения -аддиктивное поведение отражает неблагополучие в обществе и имеет социальную, психологическую, педагогическую, юридическую, медицинскую и культуральную стороны. Каждая из этих сторон требует профессионального подхода, знаний в этой области.

      Практика показывает, что наиболее эффективными способами коррекции аддиктивных состояний являются те, в рамках которых осуществляется холистический, (целостный) подход, включающей в себя теории, модели, гипотезы, существующие в рамках биомедииинских, соииологических, психологических направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида.

Одной из наиболее важных социальных проблем современной системы образования является проблема профилактики злоупотребления ПАВ. Эта же проблема является весьма актуальной и для системы специального об...

Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А

Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...

«Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях»

      Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается...

«Семейные и внешние условия, определяющие формирование успешного и аддиктивного поведения подростков».

Этот материал предназначен для замещающих родителей, в семьях которых воспитываются дети подросткового возраста. Прежде всего с его помощью  представляется возможность понять и обсудить истоки во...

Развитие критического мышления как фактор социализации и формирования законопослушного поведения детей и подростков

Данная статья посвящена технологии развития критического мышления (ТРКМ) как инструмента формирования законопослушного поведения и успешной социализации детей и подростков....

«Факторы риска формирования у подростков аддиктивного поведения»

ВведениеСреди многих проблем России одно из важнейших мест заняли проблемы аддиктивного поведения современной молодежи. Наркомания, алкоголизм, токсикомания и другие отрицательные явления стали угрожа...