Коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида.
статья по психологии на тему

Ратнер Лев Аркадьевич

Одной из наиболее важных социальных проблем современной системы образования является проблема профилактики злоупотребления ПАВ. Эта же проблема является весьма актуальной и для системы специального образования РФ.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • Подростки обучающиеся в школе VII вида, водят в группу повышенного риска формирования аддиктивного поведения;
  • Для учащихся школы VII вида высокую значимость имеют микросоциальные факторы риска, среди которых: допустимость потребления ПАВ в семьях  и асоциальная среда;
  • Среди индивидуально-психологических факторов риска у учащихся школы VII вида можно выделить: низкий уровень страха самовыражения, связанный с низким уровнем критичности; проблемы и страхи, связанные с учителями; низкий уровень доверия к окружающим; низкая сформированность антинаркотических установок.
  • Программа профилактики аддиктивного поведения, созданная с учетом индивидуально-психологических особенностей подростков обучающихся в школе VII вида и микросоциальных факторов риска формирования аддиктивного поведения – эффективна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида.

Автор: Ратнер Л.А.

Одной из наиболее важных социальных проблем современной системы образования является проблема профилактики злоупотребления ПАВ. Эта же проблема является весьма актуальной и для системы специального образования РФ. В частности, весьма остро стоит вопрос профилактики аддиктивного поведения подростков, обучающихся в школе VII вида. Подростков, обучающихся в школах VII вида и имеющих диагноз «задержка психического развития» различного генеза, можно определить как группу риска по формированию аддиктивного поведения. Так, помимо биологических факторов риска, таких как основной диагноз – нарушение интеллектуального развития, и наличия сопутствующей патологии (минимальная мозговая дисфункция, синдром гиперактивности), у подростков, обучающихся в школе VII вида, можно выделить и наличие ярко выраженных индивидуально-психологических факторов риска. Психологические особенности  детей с задержкой психического развития, их эмоциональные, когнитивные и личностные особенности могут и должны являться мишенями для профилактического воздействия. Коррекционное образовательное учреждение обладает уникальными возможностями и, соответственно, большим потенциалом для проведения профилактической деятельности. В частности, оно имеет огромное влияние на формирование личности ребенка, обладает целым рядом механизмов воздействия на семейную ситуацию и специалистами, которые при наличии методической базы могут проводить эффективную превентологическую работу.

Однако, зачастую, при проведении профилактических мероприятий нарушаются принципы профилактики, используются неэффективные модели профилактической деятельности, не учитываются клинико-психологические особенности детей и специфические факторы риска развития аддиктивного поведения. Также проблемой, мешающей повышению эффективности профилактической работы в коррекционных образовательных учреждениях, является то, что проблема профилактики злоупотребления ПАВ в школа VII вида недостаточно освещена в современной литературе. Публикации, освещающие факторы риска злоупотребления ПАВ  и методические пособия с програмами, адаптированными для учащихся коррекционных школ, единичны и труднодоступны.         

В литературе можно обнаружить лишь единичные монографии и публикации по данной теме, среди которых издания Шипицыной Л.М., Шпилени Л.С., Гусевой Н.А., Густышкина А.Л. [1;2]

Исследования Н.А. Гусевой [2]  показали что:

Дети с ЗПР больше интересуются психоактивными веществами - чаще используют наркосленг и описывают способы употребления ПАВ;

Недооценивают последствия потребления - не считают опасной первую пробу, считают личность аддикта привлекательной, не знают или игнорируют последствия злоупотребления

Дети с ЗПР более терпимо относятся к потребителям ПАВ, при этом наиболее позитивное отношение у детей с ЗПР к потребителям алкогольных напитков;

Дети с ЗПР чаще соглашаются попробовать алкоголь в тестовой ситуации;

Приобщение к табаку и алкоголю у детей с ЗПР в основном происходит под давлением сверстников и ситуациях предложения ПАВ родителями.

Наше исследование показало, что для подростков обучающихся в школе VII вида характерны следующие индивидуально-психологические факторы риска формирования аддиктивного поведения:

Низкий уровень страха самовыражения, связанный с низким уровнем критичности;

Проблемы и страхи, связанные с учителями,

Низкий уровень доверия к окружающим,

Высокий уровень физической агрессии как характерной формы выражения агрессивности;

Потребность в контейнировании агрессии

        Так же наше исследование, показало, что у  подростков обучающихся в школе VII вида присутствуют следующие микросоциальные факторы риска: они больше интересуются психоактивными веществами; проживают в более асоциальной среде;

        Все перечисленное выше делает актуальным проведение программы профилактики аддиктивного поведения в экспериментальной группе

        С помощью корреляционного анализа мы определили следующие мишени коррекционного воздействия: агрессивность, страх несоответствия чужим ожиданиям, страх переживания социального стресса, страх самовыражения.

        Следующим этапом нашей коррекционной работы стала разработка авторской программы профилактики злоупотребления ПАВ.

        Наша программа основывается на концепции «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позитивную адаптацию к социальной среде, контролировать и направлять свою жизнь и вносить изменения в окружающую среду в соответствии с интересами и потребностями. Суть этой модели сводится к развитию навыков самоэффективности (которые предполагают собой умение осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче и ситуации) и формировании психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям.

 Соответственно задачами такой профилактики можно назвать: развитие творческого и критического мышления; формирование и развитие навыков рефлексии; формирование и развитие навыка принятия ответственных решений; формирование и развитие навыков эффективной коммуникации; и формирования уверенного поведения в стрессовой ситуации.

Кроме того, в программу были введены занятия, направленные на коррекцию установок относительно потребления ПАВ.

Учитывая индивидуально-психологические особенности подростков обучающихся в школе VII вида, для решения поставленных задач мы использовали следующие методы психолого-педагогического воздействия: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия.

Для оценки эффективности программы нами было обследовано две группы подростков, обучающихся в школе VII вида численностью 12 (экспериментальная группа) и 14 человек (контрольная группа). Возраст испытуемых от 13 до 14л.

        В результате повторной диагностики мы выяснили, что в экспериментальной группе произошли следующие изменения:

Достоверно снизились показатели по шкалам «страх несоответствия чужим ожиданиям» (p<0,04) и «страх ситуации проверки знаний» (p<0,03)

Отмечается тенденция по увеличению показателей по шкале «страх самовыражения»

Достоверно снизились показатели по шкалам «агрессивность» (p<0,02) и «физическая агрессия» (p<0,02)

        Это выражается в том, что: подростки из экспериментальной группы, стали меньше ориентироваться на мнение окружающих, и в то же время они стали, более, критично относится к себе в ситуациях самопрезентации. Так же они стали менее агрессивны, и они стали реже проявлять свою агрессивность через физическую агрессию. Следует отметить, что в контрольной группе достоверных изменений нет.

        Повторное исследование структуры факторов риска аддиктивного поведения показало что достоверных изменений нет ни в контрольной, ни в экспериментальной группе. В тоже время мы считаем необходимым, обратить внимание на то что: у подростков из экспериментальной группы снизилась выраженность установок на злоупотребление ПАВ, и количество злоупотреблявших подростков в экспериментальной группе не увеличилось.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Подростки обучающиеся в школе VII вида, водят в группу повышенного риска формирования аддиктивного поведения;

Для учащихся школы VII вида высокую значимость имеют микросоциальные факторы риска, среди которых: допустимость потребления ПАВ в семьях  и асоциальная среда;

Среди индивидуально-психологических факторов риска у учащихся школы VII вида можно выделить: низкий уровень страха самовыражения, связанный с низким уровнем критичности; проблемы и страхи, связанные с учителями; низкий уровень доверия к окружающим; низкая сформированность антинаркотических установок.

Программа профилактики аддиктивного поведения, созданная с учетом индивидуально-психологических особенностей подростков обучающихся в школе VII вида и микросоциальных факторов риска формирования аддиктивного поведения – эффективна.

        Мы считаем, что для получения более достоверных данных, нужно провести исследование, на более обширной выборке. Что в дальнейшем позволит увеличить эффективность профилактической деятельности в школах VII вида.

Литература

1.Гусева Н.А., Густыкин А.Л., Жданова Т.Н. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002

2.Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: рук. для педагогов, психологов, соцпедагогов/М-во образования и науки. под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени М.;  2004 

© Проблемы социально-психологической безопасности в современном обществе по материалам Международной научно-практической конференции 8-9 декабря 2010 года. Под  ред. М.В. Земляных, Л.С. Шпилени, Л.М. Шипицыной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы риска, развитие наркотического поведения у подростков.

Факторы риска. Наркотики. Исследование причины употребления....

Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А

Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...

Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

Особенности девиантного поведения старших подростков; психолого-педагогические проблемы коррекционной работы....

Программа коррекции девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые сто...

Работа по формированию морально-нравственных ценностей с обучающимися коррекционной школы VIII вида.

В презентации показана работа учителя индивидуального обучения по привитию детям с глубокой умственной отсталостью моральных качеств: любви к близким, к родному дому, школе, к своей малой родине....

Формирование социально-бытовой компетентности у обучающихся коррекционной школы 8 вида

Вашему вниманию предлагаются материалы по формированию социально-бытовой компетентности учащихся с легкой степенью умственной отсталости. В данном пособии кратко рассматриваются типы и структуры учебн...

«Факторы риска формирования у подростков аддиктивного поведения»

ВведениеСреди многих проблем России одно из важнейших мест заняли проблемы аддиктивного поведения современной молодежи. Наркомания, алкоголизм, токсикомания и другие отрицательные явления стали угрожа...