Формирование социально-бытовой компетентности у обучающихся коррекционной школы 8 вида
методическая разработка на тему

Терлецкая Светлана Григорьевна

Вашему вниманию предлагаются материалы по формированию социально-бытовой компетентности учащихся с легкой степенью умственной отсталости. В данном пособии кратко рассматриваются типы и структуры учебных занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка», методика их проведения. Предложены задания в помощь учителю при подкотовке к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Уважаемы коллеги!

Вашему вниманию предлагаются материалы по формированию социально-бытовой компетентности учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. В данном пособии кратко рассматриваются типы и структуры учебных занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка», методика их проведения. Предложены задания в помощь учителю при подкотовке к урокам.

В условиях современной социально-экономической ситуации все большую роль приобретает вопрос о подготовке учащихся с ОПФР к самостоятельной жизни, об овладении детьми умений, владение которыми обеспечивает достойное существование и влияет на успешность социальной адаптации и интеграции. . К таким жизненно значимым, безусловно, относятся социально-бытовые умения – умения ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.

Методика проведения уроков СБО с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью

        Процесс обучения в области социально-бытовой ориентировки осуществляется в двух основных формах – урока и экскурсии.

За основу выделения типов уроков по СБО возьмем целевую направленность уроков. В соответствии с этим выделим следующие типы уроков СБО:

  • Вводный диагностический урок по разделу
  • Урок формирования новых умений
  • Урок совершенствования умений
  • Итоговый диагностико-обобщающий урок по разделу
  • Итоговый диагностико-обобщающий урок по содержанию всего изученного материала по предмету

Вводный диагностический урок по разделу: применяется со второго года обучения, носит диагностическую направленность. В процессе его оценивается состояние формировавшихся ранее социально-бытовых умений по разделу, проводится вводная диагностика относительно следующего блока программного материала.

Итоговый диагностико-обобщающий урок по разделу направлен на обобщение и систематизацию изученного по данному разделу, носит диагностических характер, позволяет определить меру возможного самостоятельного включения детей в повседневную деятельность, виды поручений и задачи индивидуально направленной педагогической работы с детьми по развитию их социально-бытовых умений. Может проходить в традиционной форме урока, а также в формах сюжетно-ролевой игры, дидактической сказки, экскурсии-практикума.

Итоговый урок по содержанию всего изучавшегося материала по предмету (1-2 часа) проводится в конце учебного года с целью систематизации и организации ситуации применения комплекса умений, которые формировались у детей в области социально-бытовой ориентировки по разным разделам. Проводить эти уроки можно в формах праздника, сюжетно-ролевой игры, конкурса.

Урок формирования новых умений – основной, преобладающий тип уроков СБО. В случаях, когда на тему педагог отводит несколько часов, то последующий урок – это урок совершенствования умений. Об их целевой направленности говорят сами названия типов урока – формировать или развивать новые социально-бытовые умения, совершенствовать.

Экскурсии - ценность данной формы и одновременно метода в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, тренируются в применении полученных знаний в реальных жизненных ситуациях, учатся общаться с незнакомыми людьми.

 

Типы экскурсий по СБО:

  • Экскурсия-наблюдение – может проводиться на начальном этапе работы и носит ознакомительный характер
  • Экскурсия- проводится на заключительном этапе работы по теме и предусматривает организацию применения формируемых умений в реальной ситуации.

Методика проведения урока СБО

        На основе программы по социально-бытовой ориентировке по содержанию уроки можно разделить на две группы:

  • уроки формированию бытовых трудовых умений;
  • уроки формирования моделей поведения в определенных жизненных ситуациях – при пользовании услугами ряда предприятий, учреждений, организации досуга и др.

Этапы урока

Методика проведения урока формирования бытовых трудовых умений

Методика проведения урока формирования моделей поведения

  1. Организационный

Создание положительного эмоционального настроя, развитие ориентировки в пространственно-временных отношениях

  1. Формировать пред-ставления о значении и необходимости овла-дения определенной деятельностью (уме-нием). Способствовать возникновению у учащихся интереса к этой деятельности, побуждать к овладению ею

1.Создание жизненной ситуации (игровой, проблемной, моделирование реальной ситуации, прием сравнения и др.)

2. На основе ориентировки в данной ситуации дети подводятся к выводу о необходимости овладения определенной деятельностью

3. Учащиеся подводятся к формулированию темы урока

1. Создание жизненной ситуации (игровой, проблемной, моделирование реальной ситуации, прием сравнения, беседа и др.) с демонстрацией в ней разных моделей поведения людей.

2. Выбор детьми правильной модели поведения

3. Учащиеся подводятся к формулировке темы урока

  1. Формировать представления о правилах, способах, последовательности выполнения деятельности. Поддерживать интерес к демонстрируемой деятельности, стремление к овладению ею

4.Демонстрация учителем бытового трудового процесса с объяснением выполняемых действий

5. Рассказ учителя о необходимости последовательности действий (возможны упражнения с технологической картой)

4. Моделирование реальной ситуации с правильной моделью поведения. Анализ ситуации, направленной на осознание правильности

5.Моделирование реальной ситуации с неправильной моделью поведения. Анализ ситуации.

4.Формировать практические умения выполнения деятельности. Способствовать удержанию интереса к деятельности, поддержанию положительных эмоций в процессе ее  осуществления

6. Выбор учащимися необходимых предметов (средств, материалов и т.п.) труда.

7. Организация упражнений учащихся в выполнении деятельности. Оказание дифференцированной помощи, положительная оценка деятельности учащихся

Вариант 1:

А) обращение к детям с вопросом «С чего начнем работу?» («С чего начать?» и т.п.)

Б) показ педагогом названного детьми действия (операции)

В) выполнение детьми этого же действия

Г) показ педагогом контрольного действия

Д) выполнение детьми контрольного действия

Е) обращение к детям с вопросом «Что мы сейчас делали?» и т.п.

Ж) обращение к детям с вопросом «Что будем делать?» и т.п. и т.д

Вариант 2

А) обращение к детям – рассказать, в какой последовательности они будут выполнять определенную деятельность

Б) выполнение детьми названной системы действий, обучение выполнению контрольных действий

В) обращение к детям – рассказать, как (в какой последовательности) они выполняли эту деятельность

6. Организация сюжетно-ролевой игры, дидактических игр, проблемных ситуаций и др.

  1. Формировать умения применять осваиваемую деятельность в реальной ситуации; выявить состояние сформированности представлений о способах, правилах выполнения данной деятельности и уровень овладения практическими умениями. Способствовать проявлению радости, горжости у детей за расширившийся запас умений, которыми они уже владеют, побуждать к применению их в повседневной жизни

8. Создание жизненной ситуации (игровой, проблемной, организации сюжетно-ролевой игры), требующей от  детей показа и рассказа о необходимых действиях и правилах их выполнения

9.Оценка деятельности детей на уроке

10.Обсуждение с учащимися возможностей применения освоенных действий в повседневной деятельности

7. Оценка детьми разных моделей поведения людей в определенной ситуации (ннализ ситуации из литературных произведений, ситуаций, представленных на картинках, имевших место в жизни детей, смоделированных учащимися, игровых, проблемных ситуаций и др.), решение логических задач

8. Рассказ учеников о правильных моделях поведения в определенной жизненной ситуации, их демонстрация детьми

9.Оценка деятельности детей на уроке

  1. Подведение итогов. Домашнее задание

Постановка целей и задач к уроку СБО

                Цели обучения в области социально-бытовой ориентировки отражаются педагогами в диагностических картах. К каждому конкретному уроку педагог ставит задачи («Над чем буду работать на данном уроке?»)

                Целесообразный способ постановки обучающей и коррекционно-развивающих  задач - через планируемые достижения учащихся (их внешне выраженную деятельность).  Как правило, их формируется 1-2. Пример, «формировать умение пришивать пуговицу с двумя отверстиями вплотную к ткани», «развивать умение выделять существенные признаки продуктов»,  «развивать умение вести диалог».

                Способ постановки воспитательных задач – через направленность на формирование определенного типа отношений, взаимоотношений, социальных умений.

Воспитательные задачи могут быть направлены на:

  •  формирование определенного типа отношений к тем или иным группам предметов природы и рукотворного мира, к людям и их деятельности;
  • формирование адекватной самооценки – умений адекватно оценивать результаты своей деятельности;
  • развитие особой направленности межличностных взаимоотношений детей в классе;
  • развитие умений и отношений коллективной работы (распределение обязанностей, ответственного отношения к выполнению своей части работы и т.д.)

Формирование социально-бытовой компетентности у учащихся, обучающихся по программе вспомогательной школы

Социально-бытовая компетентность включает в себя следующие структурные компоненты:

  • Саногенная компетентность
  • Семейно-бытовая компетентность
  • Коммуникативная компетентность
  • Социокультурная компетентность

Формирование саногенной компетентности способствует воспитанию у детей гигиенической культуры, интереса к здоровому образу жизни. Один из элементов гигиенической культуры является самообслуживание – способность ухаживать за собой, удовлетворять повседневные потребности. Дети приобретают умения содержать в чистоте свое тело, ухаживать за полостью рта и зубами и т.д.

Примеры заданий:

  1. К занятию «Мытье рук»

Последовательность мытья рук

  • Приготовь мыло и полотенце
  • Заверни рукава кофты (рубашки)
  • Открой краны с горячей и холодной водой, сделай воду теплой
  • Возьми мыло
  • Чисто вымой руки с мылом
  • Убери мыло в мыльницу
  • Закрой краны
  • Насухо вытри руки полотенцем
  • Опусти рукава кофты (рубашки)
  1. К занятию «Уход за зубами»
  1. Рассказ учителя.

Зубы необходимы для откусывания и пережевывания пищи. Тщательно пережеванная пища легко усваивается желудком. Хорошо же пережевывать пищу можно только здоровыми зубами.

Зубы принимают участие в произношении звуков, помогают четко произносить слова. Только здоровые зубы украшают лицо человека.

Зубы — самые твердые части нашего организма. Они покрыты слоем белой эмали, которая хорошо их защищает. И все же зубы, как и другие части тела, подвергаются воздействию вредных микробов.

После еды между зубами остаются частицы пищи, в которой могут быть микробы. Они размножаются и разрушают зубы. Постепенно на зубах появляются темные пятна, затем дырочки. Зубы начинают болеть.

3.        Заучивание стихотворения:

Плохо жить не стало вдруг —

 Разболелся сильно зуб,

 Нету мочи никакой,

Надо зуб лечить больной.

Вот уже который день

С болью я брожу как тень.

Надо к доктору идти. Кто поможет мне дойти?

4.        Коллективное обсуждение ответа на вопрос "Что нужно делать, чтобы зубы не болели?". Выводятся правила:

  • Полоскать рот после еды.
  • Чистить зубы два раза в день.
  • Пользоваться только своей зубной щеткой.
  • Не разгрызать зубами орехи, сахар.
  • После горячей пищи не пить очень холодную воду, не есть мороженое.

5. Правила чистки зубов:

  • верхние зубы чистят сверху вниз десять раз с двух сторон
  • нижние зубы чистят снизу вверх десять раз с двух сторон
  1. К занятию «Уход за кожей лица»

Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств

- определить тип кожи, поставить знак «+»

Тип кожи

Два участка жирной кожи

Один участок жирной кожи

Нет жирных участков кожи

Сухая

  +

Жирная

+

Нормальная

+

- определить средство для ухода за кожей лица. Поставить знак «+»

Уход за кожей лица

Жирная

Сухая

Нормальная

Крем

+

Лосьон

+

Жидкое мыло

+

Этапы ухода за проблемной кожей

( колонки 1 и 3 заполняются учеником)

Очищение лица

Цель

Средство

(умыть лицо)

Предупреждение закупоривания каналов сальных желез, которые вызывают образование угрей и черных точек

(мягкое мыло)

(тонизировать)

Сузить поры, которые расширились в процессе очищения

(лосьон, тоник)

(увлажнить)

Нормализовать секрецию сальных желез, понизить размножение бактерий

(жидкий крем, молочко, не содержащие жирных веществ)

Семейно-бытовая компетенция учащихся осуществляется при тесном взаимодействии семьи и педагогического коллектива школы и предполагает усвоение детьми знаний по следующим направлениям:

  • члены семьи, родственные отношения, обязанности членов семьи;
  • помещения квартиры и элементарные способы ухода за помещением;
  • мебель общего и специального назначения, способы ухода за мебелью;
  • оборудование кухни, кухонная посуда, средства и способы ухода за посудой;
  • посуда чайная, столовая и ее назначение;
  • основные бытовые приборы, их назначение, способы использования;
  • одежда, головные уборы и способы их хранения, способы ухода за одеждой и головными уборами;
  • обувь (летняя, зимняя, для ненастной погоды), способы и средства ухода за обувью;
  • постельные принадлежности, способы пользования и хранения;
  • основные продукты питания;
  • способы приготовления пищи;
  • примерное меню для завтрака, обеда и ужина.

Примеры заданий:

  1. К уроку «Правила приема         пищи. Культура поведения за столом»

Анализ ситуаций  

Задачи: воспитывать у детей культуру поведения за столом; развивать мышление, умение делать выводы.

1.        У Светы день рождения. Она угощает друзей пирожными. Каждый берет специальной лопаточкой пирожное и кладет на тарелку. Гена сначала потрогал руками несколько
пирожных и только потом одно из них положил себе на тарелку.

  • Чем угощает Света своих друзей?
  • Как Гена выбирает себе пирожное?
  • Какую ошибку он допустил?

2.        Мама приготовила на обед компот из ягод. Дочь, выпив компот, достает из стакана ягоды ложечкой, а сын старательно пытается ухватить ягоды пальцами.

  • Что приготовила мама своим детям?
  • Как пьет компот дочь?
  • Как поступает сын?
  • Какую ошибку вы заметили?

3.        Вася тянется к тарелке с булочками, которая стоит на другом конце стола. Дети с интересом наблюдают за усилиями мальчика, а когда он опрокидывает стакан с компотом, вскакивают с мест недовольные.

  • Что делает Вася?
  • Чем недовольны ребята?
  • Какую ошибку допустил мальчик?
  • Как поступили бы вы?

4.        Дети сидят за столом в столовой. Артем вежливо просит Таню подать ему булочку:"Подай, пожалуйста, мне одну булочку". Таня подает и говорит: "Пожалуйста". Артем благодарит: "Спасибо".

  • Где находятся дети?
  • О чем попросил Артем?
  • Что сделала Таня?
  • Что Таня сказала Артему, подавая булочку?
  • Что ответил Артем?
  1. К урокам «Уход за жилищем»

Гигиенические требования к жилому помещению

Задание: расставь стрелки

Для тепла и от сырости

Окно

От песка и грязи

Отопление

Для света и проветривания

Коврик у входной двери

Периодичность уборки

Задание: поставить знак +

Уборка помещений

1 раз в неделю

1 раз в день

1 раз в 3 месяца

Ежедневная

Сезонная уборка

Недельная уборка

Инвентарь и приспособления для уборки

Задание: заполни пропуски, расставь цифры и узнай, какое слово зашифровано

Ведро для мытья пола

веник

Ведро для мусора

Салфетка влажная или сухая

Тряпка для пола

Совок

Щетка для радиатора

о

п

р

я

к

о

д

  1. Сначала возьми ………………….. и подмети пол
  2. Собери мусор в ……………………..
  3. Положи его в ……………………………….
  4. Возьми ………………………………………. и протри пыль
  5. Вымой батареи с помощью ……………………………
  6. Для мытья полов налей воду в …………………………
  7. Протри пол ………………………………………………

Сезонная уборка жилого помещения

Задание: расставить порядок действий ( если расставите правильно, получите слово)

Чистка портер, стирка занавесей

Мытье окон

Уборка сезонной одежды, обуви, головных уборов

Мытье люстр

0

х

у

д

Коммуникативная компетенция — это социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми. В структуру коммуникативной компетенции входят знание личностных особенностей людей, умение правильно их воспринимать и оценивать, предвидеть их поведение, оказывать на них влияние.  В процессе формирования коммуникативных навыков у детей  развивается умение формулировать вопросы и отвечать на них, сообщать о своих желаниях, состоянии здоровья, деятельности, о выполнении поручений, обращаться с просьбой к товарищу, учителю, культура поведения и общения в гостях, при встрече с людьми и т.д.

Примеры заданий:

  1. К разделу «Предприятия. Учреждения»

Инсценирование ситуаций

Из стульев выстраивается салон автобуса (зал театра), распределяются роли пассажиров, родителя, старушки и т. д.

1.        В автобус вошел мальчик с жирным пирожком в руках. В автобусе было много людей. Что сказали мальчику пассажиры? ("Быстро съешь пирожок"; "Осторожно, не запачкай одежду рядом стоящих людей"; "Спрячь пирожок в целлофановый пакет"; "Нельзя заходить в автобус с пирожками".)

  1. В автобус зашла старушка. Свободных мест нет. Рядом сидят школьники. Как они іоступят? (Садитесь, пожалуйста, на мое место.)
  2. Ты пришел в театр. Твое место занято. Какой диалог может произойти с сидящим на твоем месте зрителем?
  • Извините, у меня билет на это место.
  • Покажите, пожалуйста, ваш билет.
  • Извините, но в вашем билете указано другое место.

адаптируются в ближайшем окружении.

Формирование социокультурной компетенции направлено на всестороннее развитие ребенка, нравственное воспитание, регулирующее его поведение в социуме. Содержание работы обеспечивает непрерывность, последовательность, преемственность в освоении нравственной культуры в том объеме требований, который соответствует возрастным, психофизическим особенностям детей.  В социально-бытовой ориентировке выделяется ряд объектов познавательной деятельности ребенка: предметы и события окружающей жизни; быт и культура; жилище (виды жилых помещений в городе и селе); средства связи, почта, почтовые отправления, транспорт, медицинская помощь; организация культурного отдыха; учреждения торговли и питания. Знакомясь с указанными учреждениями и правилами поведения в них, дети постепенно адаптируются в ближайшем окружении.

Примеры заданий:

  1. К уроку «Посылки. Виды упаковок. Правила отправления

Допишите предложения:

  1. Работника почты называют __________
  2. Упаковка бывает_________________
  3. Пересылать запрещается ________________________

4.  Масса посылки может быть до        _________кг

   5. Стоимость зависит______________.    

2. К разделу «Предприятия. Учреждения»

Правила поведения в кино, театрах, музеях

  •  В театр нужно одеваться нарядно.
  • В фойе шуметь, бегать, затевать игры нельзя.
  • В зале надо занимать места, указанные в билете.
  • По ряду следует идти лицом к сидящим, извиниться, если нечаянно заденешь кого-нибудь.
  • Неприлично во время действия мешать зрителям: хлопать сиденьями, свистеть и топать, есть конфеты и другие сладости.
  • Нехорошо выходить из зала до окончания спектакля. В кинотеатре не снимают верхнюю одежду, но при входе в помещение мальчикам надо снимать шапку.
  •  В зрительном зале нельзя сорить, совершенно недопустимо грызть семечки, шуршать обертками конфет и шоколада, есть мороженое.
  •  В музеях, на выставках вести себя нужно спокойно, сдержанно. Внимательно осматривать экспонаты, не трогать их руками, не мешать другим посетителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке 5 класс специальной (коррекционно)школы VIII вида.

Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке5 класс специальной (коррекционно)школы VIII  вида....

Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Работа по формированию морально-нравственных ценностей с обучающимися коррекционной школы VIII вида.

В презентации показана работа учителя индивидуального обучения по привитию детям с глубокой умственной отсталостью моральных качеств: любви к близким, к родному дому, школе, к своей малой родине....

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...

Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участво...