Формирование социальной адаптации обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.
методическая разработка на тему

Терлецкая Светлана Григорьевна

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальной адаптации

обучающихся коррекционной школы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни.

     Многие дети не имеют постоянных поручений в семье, редко посещают различные учреждения и организации, то есть большую часть своей жизни дети  проводят в отдалении от  общества. Поэтому роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима. Задача уроков социально-бытовой ориентировки - сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам распределения семейных обязанностей, правилах коммуникации, этикета и поведения в обществе.

     Изучение СБО в классах для детей с легкой степенью умственной отсталости начинается с 5 класса, в классах для детей с умеренной степенью умственной отсталости- с 3 класса

Программа СБО составлена  по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные  разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт»,  «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На уроках СБО учащиеся учатся ориентироваться в задании,  планировать и контролировать  свою деятельность. Это помогает учащимся в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.

К сожалению, в нашей школе нет специально оборудованного кабинета, который бы соответствовал предъявляемым требованиям. Если при изучении темы «Личная гигиена», «Одежда и обувь» можно организовать практические работы, то при изучении темы «Питание» в 7-9 классах мы можем только теоретически изучить тему. В 5-6 классах изучаются темы «Заваривание чая», «Приготовление закуски. Виды бутербродов», практические работы организуются в классе.

 Каждое занятие начинается с приветствия и отчета дежурного, проводится опрос учащихся «Отвечай быстро», целью которого является стимулирование активности, развитие внимания обучающихся. На уроках СБО используются разнообразные  методы обучения и формы организации деятельности.  Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, правил поведения в гостях, магазин, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт.  

Очень любят дети тему «Питание». Еще в начале учебного года они  живо интересуются, какие блюда  будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. На уроках под руководством учителя дети готовят бутерброды, салаты. В прошлом году было проведено мероприятие «Кулинарный поединок», на котором обучающиеся 5-Б и 6-Б классов готовили бутерброды из предложенных продуктов, перебирали фасоль и горох, чистили вареные яйца. 7-Б класс учился готовить салат «Винегрет».

В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость.

 В 7-9 классах при изучении темы «Экономика домашнего хозяйства» активно используются межпредметные связи СБО с уроками письма, математики: оформление деловых бумаг, решение задач с экономическим содержанием и др. Решение математических задач прикладного характера на уроках СБО вызывает интерес у учащихся.   Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др.

Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы. Так, в прошлом году учащиеся 7 класса после изучения темы «Железнодорожный транспорт» посетили железнодорожный вокзал Симферополя, музей истории Симферопольского железнодорожного узла.

 Роль семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни ограничена. Родители совместно с педагогами должны формировать у детей ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе. Но к сожалению, многие родители наших учеников не привлекают детей к выполнению посильной им домашней работы. Так, при изучснии темы «Приготовление блюд из круп» учащиеся 6 кл. даже не знают виды круп (манная, овсяная, пшенная), не говоря уже о том, из какого зерна они делаются. Учащиеся не умеют гладить, резать хлеб.

 Изучение предмета СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида является важным звеном  в жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам». Уроки социально-бытовой ориентировки помогают  детям  с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...