Мастер-класс "Мы разные: сходства и различия"
классный час по психологии (5, 6, 7, 8 класс)

Аленичева Маргарита

Мастер класс для обучающихся 5-8 классов, направленный на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_raznye_shodstva_i_razlichiya_master-klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Мы разные: сходства и различия»

Цель: Осознание участниками собственной индивидуальности, существования сходства и различий между людьми как важная предпосылка формирования толерантных отношений.

Задачи:

  1. Содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям.
  2. Развитие коммуникативных навыков, умение решать проблемные ситуации, понимать и познавать других людей.
  3. Создание условий для самопознания и преобретения опыта позитивного общения.

Форма проведения: тренинг.

        Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Введение в тему занятия.
  3. Разминка: упражнения «Смысл имени», «Поиск сходства».
  4. Содержательная часть занятия.

Упражнения, позволяющие освоить основное содержание занятия.

  1. Рефлексия занятия (подведение итога).
  2. Ритуал прощания.

Оборудование: разработка мероприятия, бейджи, бусинки, нитки, доска, мячик (или мягкая игрушка), листы бумаги А4, маркеры.


Ход занятия.

Ведущий: Добрый день! Я рада Вас видеть. Сегодня мы собрались для того, чтобы понять и познать наши различия и сходства. Существование различий и сходств между людьми является важной предпосылкой для формирования толерантных отношений. В основе таких отношений лежит признание того факта, что различия между людьми не должны приводить к конфликтам.

Основная идея: «Каждый человек – уникален и неповторим, у всех людей есть свои достоинства и недостатки. Однако различия, существующие между людьми, не должны приводить к непониманию и вражде».

Начать наше занятие хочу с того, что подойду к каждому из вас, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

Разминка.

Упражнение «Смысл имени»

Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем на занятии. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он захочет, чтобы его называли в группе: своё настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса-ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать своё имя.

Главная идея этого упражнения — дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

Упражнение «Поиск сходства».

Группа сидит в кругу. Ведущий берет в руки небольшой предмет, который можно перекидывать (мячик, мягкую игрушку) и объясняет правила: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен перебросить его другому участнику, назвав при этом черту сходства с тем, кому передается предмет». Например: «Мы с Таней – блондинки», «У нас с Андреем кроссовки одинакового цвета – черные», «Мы с Наташей сегодня получили по четверке по биологии» и т.д.

Упражнение направлено на сплочение группы, на понимание того, что сходства между участниками гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Содержательная часть занятия.

Упражнение «Мы и они».

Группа делится на две команды. Команды располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Участникам необходимо найти десять различий между ними и участниками другой команды. На поиск различий дается 5 минут. После этого по одному представителю от каждой команды поочередно зачитывают получившиеся различия.

Обсуждение. Легко ли было искать различия? Много ли было схожих пунктов, когда команды ориентировались на внешние, легко наблюдаемые различия? (нас 8, а их 7; у них больше мальчиков, а у нас девочек и т.д.). Были ли различия, связанные с мнимым превосходством одной команды над другой? (мы сообразительные, а они тормоза; мы дружные, а они не очень и т.д.).

Упражнение позволяет участникам понять то, на что мы ориентируемся в поисках различий между людьми, а также привлечь внимание группы к эмоциональной интерпретации таких отличий.

Упражнение «Мои любимые недостатки».

Слово «недостаток» дословно означает «нехватка, дефицит, то, чего недостает».

Соответственно недостатки это не «отрицательные черты», не «слабые стороны», а лишь отсутствие необходимых качеств и навыков. Таким образом, любой недостаток потенциально может стать стимулом для саморазвития.

Каждый участник записывает на листе бумаги три качества, привычки, черты внешности, которые он считает своими недостатками.

После этого необходимо переформулировать то качество, которое участник считает своим недостатком, так, чтобы недостаток стал потенциальной основой самосовершенствования, например, следующим образом: неаккуратный – мне не хватает аккуратности, нужно приучать себя к порядку; неуверенная – хотелось бы побольше уверенности в себе, в своих силах и т.д. После этого участники по желанию могут зачитать вслух то, что у них получилось.

Обсуждение. В чем положительные стороны наших недостатков? Изменилось ли ваше отношение к собственным недостаткам? Если у каждого есть свои недостатки, то является ли это поводом для негативного отношения к другим? Стоит ли оценивать человека по его недостаткам?

Упражнение способствует пониманию того, что каждый человек не лишен недостатков, отношению к недостаткам, как нормальным особенностям человеческой личности.

Упражнение «Кумиры и поклонники».

Все участники делятся на три – четыре команды. В каждой команде участникам необходимо в течение 5 минут подумать и назвать имена трех кумиров из области музыки, спорта или искусства (кино, телевидения и т.д.). Каждая группа на листке бумаги записывает список своих кумиров. Затем все участники в процессе совместного обсуждения должны выбрать пятерых самых популярных и талантливых кумиров.

Данное упражнение вызывает бурные дебаты и споры о том, чей кумир лучше и популярнее. Возможно несколько вариантов развития ситуации.

1) Группе удается составить список кумиров, которым симпатизирует большинство

участников. При этом некоторые участники будут не согласны с данным списком.

2) Группа составляет свой список, пытаясь ориентироваться на официальные рейтинги популярности, на частоту появления на экране и в прессе. При этом данный вариант все равно вызывает у ряда участников возражения и споры о критериях популярности.

3) Участники не могут прийти к единому мнению и заявляют, что кумиры у каждого свои и выбрать самых популярных невозможно.

4) Спор в группе затягивается, и ведущий останавливает обсуждение; при этом группа не приходит к общему мнению.

Обсуждение. Легко ли было каждому назвать своих кумиров? Были ли среди названных кумиров неизвестные вам или вызвавшие у вас удивление? Смогла ли группа выбрать самых популярных кумиров? Наблюдались ли в группе споры и конфликты? Каковы их причины и можно ли было их избежать?

Упражнение способствует пониманию того, что индивидуальные предпочтения могут привести к конфликтам, а также формированию чувства уважения к индивидуальности другого человека.

Упражнение «Я заслуживаю …»

Завершая наше занятие, хочу предложить Вам последнее упражнение, вернее, игру: «Я заслуживаю..»

 «Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много  таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые Вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните всё  то хорошее, что у Вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т.п.

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит Ваше отношение к себе и окружающим».


Рефлексия занятия.

Ведущий: Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого занятия. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Откройте глаза. Подходите по одному ко мне, будем бусинки нанизывать на одну нитку. Что у нас получилось?

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Мы увидели и узнали, что каждый из вас уникален и неповторим. И эти различия не должны приводить к непониманию и конфликтам. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.

Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.

А. Лесных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Урок: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий

Конспект урока в 10 классе "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий".   Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока -...

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Сходства и различия в употреблении знаков препинания в английском и русском языках.

Презентация: "Сходства  и различия в употреблении знаков препинания в английском и русском языках"....

Исследовательская работа по английскому языку "Сходства и различия английского и русского языков"

исследовательская работа по изучению происхождения русского и английского языков и выявлению их сходства и различия...

«Виды мотивации и способы формирования мотивации. Методика и технология: сходства и различия»

Доклад на методическом совете о видах мотивации и способах ее формирования, о сходстве и различиях понятий "мотивация" и "педтехнология"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Антропогенез. Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных". (В шести частях). 9 класс.

Рассматриваются основные гипотезы возникновения человека на Земле.Аназиз сходств и иотличий человека и животных, человекообразных обезьян.Приведены научные доказательства происхождения человека от жив...