Открытое занятие "Одной рукой узла не завяжешь"
план-конспект занятия по психологии (6 класс)

Аленичева Маргарита

Актуализация навыков сотрудничества среди обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnoy_rukoy_uzla_ne_zavyazhesh.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для обучающихся 6 класса по теме: «Одной рукой узла не завяжешь»

Опорный конструкт занятия по программе, реализуемой в 6 классе.

Цель: актуализация навыков сотрудничества

Задачи:

  • Создание позитивного психологического климата в группе;
  • Развитие умения работать в паре, в группе;
  • Определение условий эффективного взаимодействия.

Используемые материалы:

  • Иллюстрации к сказке «Репка» и басне «Лебедь, рак и щука»;
  • Текст сказки «Репка» и басни «Лебедь, рак и щука»;
  • Цветные карандаши;
  • Листы А4;
  • Воздушные шарики;
  • Вырезанные ладошки, подготовленные детьми заранее;
  • Кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зеленые и красные).

План занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу». Упражнение «Пальчики»
  2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь»
  3. Основное содержание занятия. Упражнение «Паззлы». Упражнение «Шарики». Упражнение «Мы и они».
  4. Подведение итогов занятия. Упражнение «Ладони».

Контингент: обучающиеся 6 класса (АООП – VII вид)

Литература:

1. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.

2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2013. – 224 с.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие для педагогов и школьных психологов/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 544 с.

4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.

5. Школа-территория толерантности: Сборник методических материалов / под ред. Юшмановой Л.П., Петрутик Г.И., СПб, 2012. – 108 с.

Ход занятия

  1. Приветствие

Ведущий здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

Упражнение «Плечом к плечу»

Ведущий:

«Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т. п.

Разминка

Участники рассаживаются на свои места.

Упражнение «Пальчики»

Ведущий:

«Сейчас я попрошу подняться со своих мест лишь столько человек, сколько я покажу пальцев. Вы должны быть внимательны по отношению друг к другу. Давай те попробуем».

  1. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь»

Ведущий открывает на доске тему занятия:

«Тему нашей встречи можно обозначить известной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь». Как вы думаете, о чем говорит нам эта поговорка, каков её смысл?»

Участники занятия высказывают свое мнение. Ведущий обращает их внимание на то, что сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.

Затем ведущий предлагает посмотреть на иллюстрации к сказке «Репка» и к басне А.И.Крылова «Лебедь, рак и щука». Ребята вспоминают содержание сказки и басни. Психолог может попросить кого-либо из детей рассказать сказку, а басню прочитать сам, так как не все ребята её помнят наизусть. После этого ведущий спрашивает участников занятия о следующем:

  1. Герои, какого произведения совместно пробуют достичь поставленной цели (герои и сказки, и басни);
  2. Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли, даже действуя одновременно, сдвинуть воз с поклажей, а герои сказки, благодаря согласованным друг с другом действиям, добились желаемого;
  3. Что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.

Ведущий:

«Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать и слышать друг друга, уступать другому, договариваться. Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки».

3. Основное содержание занятия.

Упражнение «Паззлы»

Группа делится произвольно на 3 команды и каждой группе выдается набор паззлов (ведущий заранее разрезает лист бумаги с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются паззлы для этого упражнения). Задача команды – собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогло или, наоборот, мешало выполнению задания.

Упражнение «Шарики»

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Обсуждение

Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Мы и они».

Группа делится на две команды. Команды располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Участникам необходимо найти десять различий между ними и участниками другой команды. На поиск различий дается 5 минут. После этого по одному представителю от каждой команды поочередно зачитывают получившиеся различия.

Обсуждение.

Легко ли было искать различия?

Много ли было схожих пунктов, когда команды ориентировались на внешние, легко наблюдаемые различия? (нас 8, а их 7; у них больше мальчиков, а у нас девочек и т.д.).

Были ли различия, связанные с мнимым превосходством одной команды над другой? (мы сообразительные, а они тормоза; мы дружные, а они не очень и т.д.).

Упражнение позволяет участникам понять то, на что мы ориентируемся в поисках различий между людьми, а также привлечь внимание группы к эмоциональной интерпретации таких отличий.

  1. Подведение итогов занятия.

Упражнение «Ладони»

Ведущий:

«Ребята, помните, мы с вами делали задание — обводили свои ладони, разукрашивали их и вырезали? Я вам предлагаю сейчас сделать небольшой портрет класса с помощью этих ладошек. Прикрепите эти ладошки на листе бумаги так, как вам захочется, так, чтобы было понятно, что вы учитесь в одном классе».

Обсуждение.

Легко ли было найти место для своей ладони?

Какие чувства вы испытали в процессе приклеивания своей ладони?

Подведение итогов.

Ведущий протягивает каждому ребенку по очереди мешочек с кружочками, вырезанными из цветной бумаги, и предлагает выбрать соответствующий кружочек:

  • Кружочек зеленого цвета, если занятие понравилось, было интересно;
  • Желтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились;
  • Красного – если на занятии было скучно (ребенок может не показывать остальным, фигуру какого цвета он выбрал)

После того, как каждый ребенок выбрал кружочек, кружочки опускаются в другой мешочек, а из него высыпаются на стол. Ведущий анализирует результаты «анонимного» голосования и просит ребят высказать свое мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"

Открытое занятие проводилось в рамках Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания -2012, номинация "Сердце, отданное детям"...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «УЗЛЫ» с учащимися группы НП-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 12 октября 2012 г. Время проведения: 10-50 – 12-20 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 Вид труда: теоретическое занятие с элементами практического закрепления...

Туристские узлы, их значение. Техника вязания узлов.

Туристские узлы, их значение. Техника вязания узлов....

Конспект открытого занятия по теме: «УЗЛЫ ТУРИСТСКИЕ»

Целью занятия является  обучить учащихся узнавать и репродуцировать узлы, развивать внимание, память, ловкость, моторику, воспитывать усердие, усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, вза...

Открытое занятие «Туристские узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов.»

Открытое занятие«Туристские узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов.»...

Презентация "Туристские узлы. Техника вязания узлов"

Хороший узел - это:когда его легко завязать,когда он сам не развязывается,когда его легко развязать.Узел - это способ соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образо...