Песочные анимации в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста
материал по психологии

Трифонова Марина Михайловна

                                                             Есть немало праздников прекрасных,

                                                             Каждый наступает в свой черед.

                                                             Но на свете самый добрый праздник,

                                                             Самый лучший праздник - Новый год!

                                                             Он приходит снежною дорогой,

                                                             Закружив снежинок хоровод.

                                                             Красотой таинственной и строгой

                                                             Наполняет сердце Новый год!

      Декабрь - особенный месяц, когда каждый ребенок готовится к встрече с удивительно волшебным праздником. Вы уже догадались? Это наш самый любимый праздник - Новый год!                   

      Ребенок живет ожиданием с Дедом Морозом и Снегурочкой, а самая главная гостья этого праздника - Новогодняя елочка.

       Зеленый цвет елочки дарит каждому из нас надежду, хвойный запах «погружает» в звуки природы, а огоньки, которые зажигаются на самой елке и вокруг нее, уносят нас в мир волшебства и чуда!  И сохранить этот момент, когда новогодняя елочка приходит на чуть-чуть в жизнь наших детей, совсем непросто.  А ведь так хочется каждому ребенку донести осознание восхитительного, загадочного мира волшебства, оставить в сердце тот лучик тепла, доброты и света, который бы сохранился   на всю жизнь.

       Декабрь - это самый подходящий месяц, та самая пора, когда хочется брать   краски, цветные карандаши и рисовать-рисовать как можно больше зеленых новогодних елочек.

     Дети в нашем   детском саду необычные художники, особенные! Их называют - «Песочными художниками». Их удивительные истории, под названием «Песочная сказка», создаются с помощью морского песка, а вместо холста у них светоотражающий планшет. Поэтому и елочки новогодние в образе детей рождаются с помощью   песочных кристаллов.

      На протяжении всего декабря «песочные художники» учились рисовать елочки в разных техниках исполнения, с использованием различных приемов, упражнений, дополнительных материалов, используя знакомые навыки и умения и приобретая новые.

Настало время поведать, как происходило знакомство детей младшего дошкольного возраста с созданием новогодней елочки в разных техниках исполнения, с определенным сюжетным развитием, где одна история сменяла другую.

                                                                                                               История первая «Знакомство с маленькой елочкой»

        Наша первая история случилась в начале декабря. Началась она с того, что мы с командой юных «песочных художников» решили отправиться в зимний лес. Очень уж нам захотелось увидеть лесную красавицу, посмотреть на нее издалека потому, что мы с ребятами решили, что не будем нарушать правила леса, зачем пугать лесных жителей. Правила леса надо уважать.

Чудо-чудо из чудес,

Мы Вас приглашаем в зимний лес!

Всех на праздник     пригласим,

Двери в сказку отворим.

Вот она елочка - краса,

А возле елочки чудеса.

Чудеса случаются,

Наша история начинается.

 

     С помощью картонного трафарета, изображающего форму маленькой елочки, на песочном планшете появляется лесная красавица. Сколько восторга и восхищения от встречи с ней!  Она такая маленькая и пушистая!

                                             Я – елочка зеленая, в лесу густом живу.

                                           И я к ребятам в Новый год на праздник приду.

                                           Я поспешу, нарядная, к ребятам в детский сад.

                                          И каждый взрослый и малыш мне будет очень рад!

 

       «Песочные художники» знают, что каждое дерево растет на земле.  Детские кулачки, наполненные песком, вырисовывают под елочкой извилистую дорожку. Но ведь сейчас зима и в лесу на земле очень много снега. Как быть? Широкий взмах ладошки по земельной дорожке, и земельная дорожка превращается в большую снежную дорогу.

Глядя на маленькую лесную елочку, дети желают ей подрасти и окрепнуть.

 -А для этого ей что нужно?

Дети дружно отвечают: «Солнечный свет!»

И тут же сразу на небе появляется солнышко, а на лицах детей - улыбка.  

-А чтобы солнышку было весело и было с кем играть в прятки, что нарисуем?  

  Дети, долго не думая, на небе рисуют снежные облака. Постукиванием подушками пальцев по облакам, они становятся тяжелыми, наполненные снегом.

 Зимний пейзаж готов. Встреча с елочкой состоялась! Теперь можно и песенку про елочку спеть и пригласить всех желающих на нее полюбоваться!

                                                                                                                       Вторая история «Елочка подросла»

        Прошло совсем немного времени, наша елочка заметно подросла. Была маленькая, стала большая.

                                                На полянке ёлочка стройная растёт,

                                               Иней на иголках – скоро Новый Год!

                                               Снег пушистый стелется, смотрит зимний лес,

                                               Что за чудо деревце подрастает здесь.

     «Песочные художники» в ходе игры, посовещавшись между собой, выбирают геометрическую фигуру, на которую похожа елка. На песочном фоне планшета дети рисуют большой треугольник.

А теперь настало время сотворить чудо. Постукиванием пальчиков обеих рук одновременно, по контуру треугольника и внутри его, на глазах у детей, треугольник превращается в самую настоящую большую снежную елку. Дух захватывает от такого превращения!

«Вот так чудо!» -  восклицают маленькие волшебники.

Настало время рассмотреть картину. «Песочные художники» разглядывают еловые веточки, которые чуть видны, выглядывают из-под снежной шубы большой красавицы.                                      

                                                              Лесную елочку я нарисовал в лесу,

                                                                      И с ее красавицы я глаз не отведу.

                                                                      Ах, какая же она красивая!

                                                                      Пусть украшает лес,

                                                                       И пусть она вырастает

                                                                       Прямо до небес.

                                                                       Зайчики и белочки

                                                                       Пусть водят хоровод,

                                                                        И волчок с лисичкою

                                                                       Встанут в общий круг.

                                                                        А совенок маленький

                                                                        На макушку сядет,

                                                                        Вороненок к елочке

                                                                        С сыром прилетает.

                                                                                                                           История три – «Новогодний наряд для елочки»

           Новый Год все ближе и ближе. Погружаемся все больше и больше в праздничную атмосферу. Достаем новогодние украшения, самое время наряжать елочку.

          На песочном фоне, сверху вниз, примерно поделив световой планшет пополам, дети рисуют ствол елки. Начиная с макушки елки, одновременно обеими руками, дети рисуют ветки.

С каждым разом веточки становятся все длиннее и длиннее, ведь наша елочка - девочка и ее наряд очень похож на платье девочки. «Кинезиологическая» елочка, так ее можно назвать, дарит хорошее праздничное настроение, способствует развитию детей, делая их смышлёнее, а значит, взрослее! А оно ведь тоже верно. Наступит новый год, и наши маленькие художники станут на год старше. И опять чудеса вокруг продолжаются …

                                       Елка, елка, елочка — Зеленая иголочка!

                                       Зажгись огнями разными — Зелеными и красными!

        Под звучание новогодней песни дети украшают елку цветными камешками, сравнивают их по размеру, по цвету, находят сходство и различия, придумывают им свое название.

       Елка в новогоднем убранстве, а значит празднику быть! Он уже нас ждет в своих объятиях. Побежали встречать Новый Год!

                                                                  

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию познавательных способностей для детей дошкольного возраста на тему: "Солнце - большая планета"

СОЛНЦЕ – БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА. (занятие-эксперимент по развитию познавательных способностей) Цель: дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света»...

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

"Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения",- писал В.А.Сухомлинский....

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ТНР.

Конспект занятия "Путешествие в осенний лес"  (подготовительная группа)...

«Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческ...

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью магнитного театра «Репка»

Предлагаю Вашему вниманию задания, которые я использую в своей работе по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста как сензитивного периода в усвоении знаний, нео...