ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
презентация к уроку по психологии

Куулар Саглай Белековна
•Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
•Выделяют два основных возрастных пика суицидального поведения: «пик молодости» (от 15 до 23 лет) и «пик» инволюции (после 40 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suitsid_risk.pptx977.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Подготовила:педагог-психолог Куулар С.Б.

Слайд 2

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Выделяют два основных возрастных пика суицидального поведения: «пик молодости» (от 15 до 23 лет) и «пик» инволюции (после 40 лет).

Слайд 3

Что должно насторожить родителей подростков? В подростковом возрасте возрастает количество суицидов. По данным статистики, самоубийство является третьей основной причиной подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств.

Слайд 4

Что должны знать родители об особенностях подросткового возраста? Младший подростковый возраст - 11-15 лет. Общение со сверстниками отдается приоритет. Формирование идентичности. Интимно-личностное общение. Первая любовь, чувство одиночества.

Слайд 5

Кризис 11-13 лет (подростковый кризис) Трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное для ребенка происходит вне школы. Детские компании (поиск друга). Ведение дневника (интимные переживания, сомнения, наблюдения). Кризис 15 лет Кризис идентичности. Самоопределение: кто я?, на что я способен? Подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, подражание взрослой моде в одежде, прическе, подражание «легкой» жизни). Познавательные интересы утрачиваются.

Слайд 6

Старший подростковый, ранний юношеский 15-18 лет Стремится быть и считаться взрослым, есть потребность в признании его взрослыми окружающими. Учебно-профессиональная деятельность. Возникновение представления о себе как «не о ребенке». Целостный образ «Я». Освоение социального поведения, нормы морали, отношения равенства и уважения друг к другу.

Слайд 7

7 50:1 У подростков завершенный суицид составляет 19 До 19 лет среди суицидентов преобладают девочки. 80% 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время. Для подростков самоубийство – типичная реакция на стрессовые ситуации и кризисы. А это значит, что в любой момент подросток может почувствовать себя совершенно лишним в этом мире.

Слайд 8

Лишь у 10% подростков имеется истинное желание убить себя, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи», обращенный к родным и близким. В среднем каждая 4-я попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.

Слайд 9

Что должны знать родители о разновидностях суицидального поведения, специфике суицидальных действий? Возрастное своеобразие аутоагрессивного поведения психически здоровых подростков, заключается в : 9 Демонстративно-шантажные суициды с агрессивным компонентом. Характерно для детей, воспитывающихся в неблагополучных, асоциальных семьях ; Эмоциональное состояние во время самоповреждений – злоба, обида Для таких подростков характерно объединение в асоциальные группировки. Актом суицида в этом случае подросток стремится доказать свою правоту и отомстить обидчику . При этом характерна немедленная реализация, которая нередко ведет к «переигрыванию», заканчивающемуся летально. Если ситуация подробным образом не разрешается – возможен повтор. Пресуицид в этом случае более продолжителен, так как происходит рациональный поиск более безболезненных способов, не приносящих ущерба (при этом окружающим заранее сообщается о намерениях, вычисляется безопасная доза лекарств). При разрешении ситуации суицидальным способом происходит его закрепление. Самоповреждения. Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией

Слайд 10

Возрастное своеобразие аутоагрессивного поведения психически здоровых подростков, заключается в : 10 Пресуицид в этом случае длителен, с чувством страха, выбираются, как правило, достаточно опасные способы В ближайшем пресуициде – страх смерти, стыд, раскаянье; риск повтора невелик. Суициды с мотивацией самоустранения .

Слайд 11

1 2 3 Суицидальное поведение подростков бывает демонстративным, аффективным, истинным. 11 Демонстративное суицидальное поведение. Аффективное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение.

Слайд 12

Что должно предупредить родителей в поведении ребенка: 12 отгораживание от контактов, замкнутость, апатичность, сосредоточенность на себе и, как следствие, внешняя рассеянность; сниженное настроение; плохой аппетит или избирательность в еде (это когда ребенок может месяцами питаться пищей одного и того же типа – макаронами одного сорта или только картофельным экспресс- пюре, дошираками , другими пищевыми суррогатами); плаксивость; агрессивность; расстройства сна; жалобы на множественные недомогание.

Слайд 13

Возможные мотивы: 13 Поиск помощи . Большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (внимание, любовь, освобождение от проблем). Безнадежность. Жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему. Множественные проблемы . Все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы раз­решить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье. Способ разрешить проблему. Человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Слайд 14

Как помочь подросткам 14 Выслушивайте - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте во­просы и внимательно слушайте. Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тре­вожность. Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозритель­ность. Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует вос­принимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы при­нимаете их всерьез.

Слайд 15

Как помочь подросткам 15 Задавайте вопросы – обобщайте. «Такое впечатление, что ты на са­мом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось о самоубий­стве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получа­ете ответ, переходите на конкретику. «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах. Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете по­мочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации . Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы.

Слайд 16

Нельзя / Можно - Стыдить и ругать ребенка за его намерения - Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах - Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения - Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида - Относиться к ребенку формально - Дать почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому – то небезразлична - Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию - Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации 16

Слайд 17

Нельзя / Можно 17 - Оставлять ребенка одного в ситуации риска - Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п. - Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка - Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями. Поймите, что если в вашей семье появилась такая беда, это знак, что пора меняться и вам и ребенку.

Слайд 18

18 Жестокое обращение с детьми – осуществление родителями физического или психического насилия над детьми; покушение на их половую неприкосновенность; применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления); эксплуатация детей; плохое содержание детей (непредставление им продуктов питания) и пр., Виды насилия: Психологическое (эмоциональное) Пренебрежение нуждами ребёнка Физическое Сексуальное Насилие – это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью. Что необходимо знать родителям!

Слайд 19

19 Домашнее насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другими разными способами (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоциональное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие). Насильственные действия могут проявляться в разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребёнка угрозы в адрес ребёнка в словесной форме замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

Слайд 20

20 Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Жестокое обращение с детьми часто обусловлено эмоциональными и личностными нарушениями у родителей (нарушения психического здоровья, а также наличие черт личности, предрасполагающих к таким нарушениям; наличие склонности к насилию, алкоголизму и другим нарушениям поведения, тип реагирования на стресс и способы совладания со стрессом, защитные механизмы, ведущие потребности, фон настроения, стиль межличностного поведения, черты характера, все это ведет к усвоению ребенком дисфункциональных стереотипов поведения.

Слайд 21

Уважаемые родители! От вашей активной позиции и желания помочь своему ребенку с его проблемой зависит благополучие и здоровье вашего ребенка. Будьте внимательны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

Мониторинг состояния работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних МАОУ СОШ № 1.

По результатам проведенной профилактической работы совместно с учителями по профилактике суицидального поведения и выявлению рисков суицидального поведения - явлений поведения подобного характера не о...

План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

Профилактика суицидального поведения среди несовершенолетних является одним из важных направлений профилактической работы педагога-психолога, поэтому планирование данной работы находит место в системе...

План профилактических мероприятий, направленных на выявление, предотвращение и профилактику суицидального поведения несовершеннолетних

профилактические мероприятия, направленные  на выявление, предотвращение и профилактику суицидального поведения несовершеннолетних...

Родительское собрание по теме "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних; методические рекомендации родителям обучающихся"

Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснётся такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать повед...