Встречи по профилактике профессионального выгорания для педагогов
рабочая программа по психологии

Считаю важным реализовать данную программу в нашей школе из-за ее специфики (школа VII вида). Место программы «Встречи по профилактике профессионального выгорания для педагогов» по отношению к задачам ГБОУ школы № 609 Красногвардейского района, г.Санкт-Петербурга обозначено, как профилактическое направление психологического сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

1.  Название

Программа «Встречи по профилактике профессионального выгорания для педагогов».

2. Актуальность.

    В настоящее время синдром профессионального выгорания (СЭВ) есть неизбежный вид профессиональной деформации. По результатам всероссийского исследования программы «Я Учитель» Константин Бочавер Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии здоровья Института междисциплинарной медицины в рекомендациях педагогам поясняет, что важнее всего персональная мотивация самого педагога к изменениям и развитию.[1]

    При исследовании синдрома эмоционального выгорания Третьякова Вера Степановна доктор филологических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Российского профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, в Журнале Профессиональное образование и рынок труда, указывает на  то, что СЭВ чаще всего подвержены педагоги старшего поколения (40 лет и старше). Именно те работники, которые самоотверженно посвящают свою жизнь работе, активные, решительные, прямолинейные, бескомпромиссные, высоко требовательные к себе, и находятся в зоне риска. Пояснения о напряженной коммуникации в разноплоскостных отношениях «учитель — ученик — родители — коллеги — руководство», включенность во множество социальных связей нарушают личностную автономность педагога. Мотивационную направленность будут стимулировать обучающие семинары и тренинги для педагогов.[2]

     А.А. Авагимян в  авторской программе обучения на руководителя балинтовской группы в рубрике «Профессиональное признание» обращает внимание на балинтовские группы, как метод групповой тренинговой исследовательской работы применяемой не только в профилактике сформировавшейся профессиональной деформации, но и при обучении педагогов, где специалист может выразить свои чувства и переживания в условиях поддержки коллег. [3]

    Считаю важным реализовать данную программу в нашей школе из-за ее специфики (школа VII вида). Место программы «Встречи по профилактике профессионального выгорания для педагогов» по отношению к задачам ГБОУ школы № 609 Красногвардейского района, г.Санкт-Петербурга обозначено, как профилактическое направление психологического сопровождения.

3. Адресат.

Программа рассчитана на учителей нашей школы, в соотношении 80% из 100% старше 45 лет.

4. Концептуальные компоненты структуры.

4.1. Целевое назначение программы. 

Образовательные цели и задачи курса:

  • поощрять учителей ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать пределы;
  • улучшить восприятие и понимание коммуникации учитель – ученик;
  • позволить учителям осознавать свои «слепые пятна» в общении с учениками, родителями, администрацией;
  • психопрофилактика синдрома профессионального выгорания.

4.2. Ведущие идеи, на которых базируется программа.

Основные принципы:

  • безопасность пространства группы, конфиденциальность;
  • искренность;
  • личная ответственность;
  • уважение к мнению и границам других;
  • отказ от критики, использования медицинских и психологических терминов.

Основные процессы:

1. Формирование безопасного окружения с надежной структурой. Фокус внимания обращен на отношения психолога и учителей, на то, какие процессы разворачиваются в поле их взаимодействия, на параллельные процессы, происходящие в группе и за ее пределами. Референт (озвучивающий свою проблему) представляет случай в свободной форме, акцентируясь на эмоциональных трудностях в своих отношениях с учеником, и получает от участников группы обратную связь в виде чувств, образов, фантазий и размышлений, лишенных излишнего теоретизирования и диагностирования.

2. Формирование специфического языка для передачи опыта — языка чувств, телесных ощущений, метафор, образов.

3. Использование эмпатичпеского слушания, плавно скользящее внимание, фокусирование на реперных точках (точки, на которых основывается шкала измерений) в подаваемой информации, уточняющие, соответственно целям, задачам и запросу, вопросы.

4. В процессе складывающихся взаимоотношений в группе отражаются отношения психолога и учителяей , становятся наглядными процессы переноса и контрпереноса. Одним из основных моментов является обнаружение и раскрытие слепых и немых зон в работе учителя (параллельные процессы)

5. Присутствует эмоциональное взаимодействие — баланс поддержки и конфронтации.

6. Использование этических норм рабочего взаимодействия в группе и в профессии в целом (конфиденциальность, бережное отношение к референту (дает запрос), к ученику, к групповому процессу). Ответственность за соблюдение этических норм и правил разделяется между психологом и участниками группы.

7. Использование метапозиции — позиция индивидуума временно за пределами коммуникации с целью сбора информации, как будто он являются свидетелем, а не участником коммуникации. В этой позиции индивидуум может видеть, слышать и чувствовать, что представляет собой взаимодействие с позиции заинтересованного, но нейтрального наблюдателя.

8. Отслеживание габитуса (совокупность всех тех оснований, которые определяют поведение человека, и которые возникли благодаря усвоению социальных установок) референта, есть ли конгруэнтность между тем, что человек говорит и как он выглядит, отслеживание мимики, жестов, тембра и темпа речи.

5.    Содержательная характеристика программы.

5.1 Содержательные компоненты структуры.

В программе три блока.

1 Блок

 Получение информации о структуре Балинтовской группы, ее роли в профессиональном усовершенствовании учителей: Основатель Балинт, причина возникновения, состав участников, правила группы, результативность.

2 Блок

Практическое освоение технологии работы Балинтовской группы для развития эффективной профессиональной коммуникации. Структура:

Первый "шаг" - "определение заказчика"

Второй "шаг" - рассказ "заказчика"

Третий "шаг" — формулирование "заказчиком" вопросов к группе по своему случаю

Четвертый "шаг" — вопросы группы к участнику, представившему случай

Пятый "шаг" — окончательное формулирование "заказчиком" вопросов, которые он хотел бы вынести на обсуждение

Шестой "шаг" — ответы группы на запросы "заказчика" и свободная дискуссия

Обратная связь от руководителя группы к "заказчику" осуществляется на седьмом "шаге"

5.2. Учебно – тематическое планирование.

                                                   Учебный план

Блоки

Кол-во часов

Теория

Практика

Другие

Формы контроля

1. Получение информации о структуре Балинтовской группы, ее роли в профессиональном усовершенствовании учителей

2. Практическое освоение технологии работы Балинтовской группы для развития эффективной профессиональной коммуникации

3. Практическое освоение предупреждения профессионального «выгорания»

Всего от 3-х занятий

20мин

5мин

5мин

-

1.20ч

1.20ч

5мин

5мин

5мин

Список участ-ников

-

Устный опрос

 

5.3. Содержание программы.

        Блок 1. Получение информации о структуре Балинтовской группы, ее роли в профессиональном усовершенствовании учителей.

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост. Основные цели Балинтовской группы: повышение компетентности в профессиональном межличностном общении осознание личностных проблем, блокирующих профессиональные отношения улучшение психического состояния педагогов за счет коллегиальной поддержки и совместной проработки трудных случаев.

    Алгоритм работы членов Балинтовских групп:

  • рассказ каждого участника о трудном профессиональном случае;
  • выбор конкретного случая с учетом желания автора и группы;
  • более подробный рассказ автора, вопросы со стороны членов группы и ведущего;
  • высказывание гипотетических способов поведения в означенной ситуации каждым членом группы;
  • рефлексивная оценка автором впечатлений от процесса и результата обсуждения. Одна встреча заканчивается обсуждением одного случая.

     Состав Балинтовской группы: 6-15 человек (оптимально 8-10), работающих в одном или различных, но сходных по направленности деятельности учреждениях и организациях, но желательно не связанных служебно-иерархическими отношениями. Предметом анализа в группе являются: обсуждения случаев из практики ее членов. Это могут быть " трудные " или "неудачные " эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить участников как специалистов профессионалов или в личностном плане, вызывающие у них дискомфортные воспоминания. Обсуждение сосредоточено на взаимоотношениях (коммуникации) участников ситуационного взаимодействия, только конкретного реального случая, возможно уточнение фактов, но только в той мере, в которой это касается взаимоотношений участников в данном конкретном случае. Общие (тем более теоретические) проблемы не обсуждаются. Записи представляемого случая не используются. Представление случая делается по памяти. Не обсуждается сам рассказчик. Получение положительного результата заключается в удержании в поле внимания контекста проблем, порождаемый взаимодействием. Участник группы, предлагающий свой случай на обсуждение, должен услышать не то, что группа думает о нем, а то, какие ассоциации вызвало его сообщение, чем его рассказ и последующая дискуссия помогли всем присутствующим. Стандартные правила работы в группе: конфиденциальность, искренность, личная ответственность, уважение к мнению других членов, правило «стоп», работа в «круге». На один случай в среднем затрачивается 1-2 часа, иногда чуть более.

Работа Балинтовской группы направлена:

  • «исследование" эмоциональной и бессознательной части технологии работы учителя, ее осознание
  • безопасность работы (восстановление, защита, предупреждение профессионального стресса и выгорания).

    История балинтовских групп.

    Майкл и Энид Балинт были психоаналитиками, которые начали проводить семинары для врачей общей практики (семейных врачей) в Лондоне в 1950-х годах. Цель была в помощи врачам в анализе психологических аспектов проблем их пациентов, а так же в анализе проблем врачей, вызванных пациентами. Работа фокусировалась на отношениях врач-пациент: в чём их смысл, как их можно успешно использовать, и почему они часто разваливаются из-за того, что врач и пациент не могут понять друг друга.

    Результаты работы в Балинтовской группе.

    Улучшение восприятия и понимания коммуникации. Осознание значимости межличностных отношений и их границ. Расширение коммуникативных стереотипов. Осознание собственных «слепых пятен», психологических защит, переносов и контрпереносов. Профилактика «эмоционального выгорания». Личностный рост.

Ответы на вопросы слушателей.

            Блок 2. Практическое освоение технологии работы балинтовской группы для развития эффективной профессиональной коммуникации.

        Занятия балинтовской группы достаточно подробно структурированы и проводятся в несколько этапов или "шагов". Опишу коротко и уточню специфические моменты каждого этапа.

     Первый "шаг" - "определение заказчика" из числа участников балинтовской группы. Каждое занятие традиционно начинается с вопроса ведущего: "Кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай, проблему, создающую состояние дискомфорта?". Обычно после небольшой, а иногда и продолжительной паузы определяется один или несколько желающих. Каждого из претендентов на "заказ" ведущий просит описать в течение 1-2 минут свой случай в произвольной, но лаконичной форме. После непродолжительной дискуссии и выбора группа отдает предпочтение одному из "заказчиков". При голосовании может возникнуть ситуация, когда два "заказчика" получат равное количество голосов. Тогда право выбора предоставляется путем переговоров.

    Второй "шаг" работы группы - рассказ "заказчика" о своем трудном случае из практики своей профессиональной деятельности. Устанавливаются "мягкие" ограничения по времени. Руководитель и члены группы внимательно слушают и наблюдают за его поведением и поведением друг друга. Их наблюдения могут оказаться очень полезными для последующего анализа коммуникативных затруднений докладчика.

    Третий "шаг" — формулирование "заказчиком" вопросов к группе по своему случаю, вынесенному на обсуждение. На этом этапе я помогаю "заказчику" сформулировать запросы (вопросы и пожелания) группе, в которых заложено желание получить новые знания и (или) групповую поддержку. Целесообразно записать вопросы на доске или планшете, т.к. все участники группы постоянно обращаются к ним, сохраняя точность их содержания.

    Четвертый "шаг" — вопросы группы к участнику, представившему случай. Все спонтанные реакции участников, их поведение и эмоциональные проявления фиксируются и в дальнейшем являются объектом динамического анализа. Другой вариант - все участники задают по кругу "заказчику" по одному вопросу. Таких кругов может быть несколько. Еще один вариант, который может использоваться. Каждому участнику также по кругу предоставляется возможность задать определенное количество вопросов. Отсутствие какой-либо регламентации на этапе вопросов "заказчику" допустимо и может дать интересный материал для последующего обсуждения. На этом этапе "заказчик" часто с удивлением обнаруживает, что почему-то забыл или не учел весьма важные аспекты своего случая. Тогда "заказчик" дополняет свой рассказ на третьем этапе, многие неосознаваемые моменты проясняются для него.

    Пятый "шаг" — окончательное формулирование "заказчиком" вопросов, которые он хотел бы вынести на обсуждение. Некоторые из ранее поставленных вопросов могут вообще потерять свою актуальность для "заказчика", благодаря осознанию им ряда моментов на предыдущем этапе. Право конструирования окончательного списка вопросов остается за заказчиком, затем его просят выйти из круга, в котором продолжится дискуссия; предлагают занять наблюдательную позицию. Остальные участники приглашаются к сообщению своих свободных ассоциаций (мыслей), возникших во время сообщения.

    Шестой "шаг" — ответы группы на запросы "заказчика" и свободная дискуссия. Все участники по кругу отвечают на поставленные перед ними вопросы. Ответы могут отражать чувства участников группы: "В этом случае я чувствую себя ... " Ответы на вопросы являются обязательными для всех участников группы. Поощряются на этом этапе и свободные ассоциации на тему: "Аналогичная проблема". После высказывания любого члена группы "заказчик" может задать ему уточняющие вопросы, если что-то осталось неясным. Может быть, что в балинтовской группе один участник осознанно или неосознанно идентифицирует себя с "заказчиком" или его "партнером" по обсуждаемой ситуации. Высказывания последних могут быть, например, такими: "Знаешь, я представил себя на месте ... когда ты произносил что-то в его адрес, воспроизводя ситуацию, и при этом заикался, я почувствовал себя напряженно". Подобные высказывания имеют особую ценность. В хорошо работающей балинтовской группе отдельные реплики провоцируют продолжение обсуждения в виде дальнейших его кругов или свободной, но корректно управляемой дискуссии. Это приводит к более глубокому пониманию проблем, творческому коллективному развитию прозвучавших точек зрения, неожиданных ракурсов видения обсуждаемой ситуации. Такое обсуждение позволяет воспользоваться полученной обратной связью участников балинтовской группы, как корректирующей, так и психологически поддерживающей.

    Обратная связь от руководителя группы к "заказчику" осуществляется на седьмом "шаге". Ведущий обобщает ответы группы, высказывает собственное видение ситуации, представленной "заказчиком" на обсуждение, предположений о причинах возникших у "заказчика" трудностей и т.д. (Заметим, что в различных видах социально-психологического тренинга ведущие, как правило, интерпретацию не дают). В конце работы ведущий благодарит "заказчика" за предоставленный случай и смелость при его разборе, а участников группы — за поддержку сотрудника.

На восьмом "шаге" "заказчик" дает информацию о своих ощущениях. Его высказывания могут касаться собственного эмоционального состояния и впечатлений о работе группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме. Рассказчика не ограничивают во времени, ведущий следит, чтобы его не перебивали. Анализ забытых важных деталей приносит ценную информацию, группа может выявлять субъективны «слепые пятна», ведущий помогает сформулировать вопросы.

     Основным условием продуктивной работы группы является создание доверительных отношений, эмоциональной заинтересованности, балансирование между «холодной» атмосферой клинического разбора и излишне «горячей» ситуацией личностного тренинга.

Особую ценность приобретают высказывания коллег, которые сознательно или неосознанно идентифицируют себя с пациентом.

     

    Благодаря коллегиальному обсуждению отдельных фрагментов педагогической работы во время супервизии, педагоги получают возможность расширить арсенал подходов и методов, повысить рефлексию субъективного опыта и развить необходимую степень концептуализации практической деятельности.

6. Исполнители, участники.

6.1. Структурная организация и модели рабочих групп.

Работники ГБОУ школы №609 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербурга: Педагоги, воспитатели.

6.2. Описание сути деятельности в подпрограмме или внутри рабочей группы (как она реализуется).

  Тренинг с целью повышения профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост.

7. Характеристика целесообразной методики построения курса.

7.1. Формы, методы работы (тренинги)

Педагогические технологии: погружения, ролевые игры.

7.2. Рекомендуемый стиль общения и взаимодействия участников.

Основной принцип тренинга – освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих.

7.3. Ритуалы, традиции, атрибуты.

Участники находятся в кругу, «заказчик» после запроса выходит из круга. Озвучиваются правила группы: «Каждый имеет право на свое мнение, чувства каждого уникальны и индивидуальны и не подлежат критике».

8. Диагностика и параметры эффективности программы.

8.1. Критерии и показатели эффективности педагогических воздействий. Шкалы и единицы  измерений.

8.2. Ожидаемые результаты. Обобщенные характеристики умений.

8.3. Формы, методы и сроки диагностики. (Текущий, итоговый контроль, мониторинг, срезы, самодиагностика).

9. Организационно- педагогические условия.

9.1. Временные и материальные ресурсы. Место – актовый зал школы, время 15.50ч, порядок зачисления в группу – не более 10 учителей.

9.2 Сроки. Продолжительность по времени 1.00ч - 1.5часа.

10. Литература.

                                            Литература (психологу)

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер. — 2017. — 350 c.
  2. Винокур В.А. Балинтовские группы в профессиональном развитии и усовершенствовании врачей и психологов. Изд-во СЗГМУ им. Мечникова. — 2013. — 64 с.
  3. Винокур В.А. Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы. Учебное пособие — СПб.: СпецЛит. — 2015. — 191 с.
  4. Винокур В.А. Опросник «ОРПВ». Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в помогающих профессиях (учебное пособие). СПб.: Изд-во СПбМАПО, 2009. – 24 с.
  5. Оттен Х. Профессиональные отношения. Теория и практика балинтовской групповой работы — Ереван: РАУ, 2016. — 116 с.
  6. КиберЛенинка – Научная электронная библиотека. Третьякова В. С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. -№ 2. — С. 71 85. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-013-01147.

  1. Андрущенко Н.В. Супервизия профессиональной коммуникации педагогов-психологов в балинтовской группе // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015.–N 2 (8) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp
  2. Издания ОППЛ  /  Интернет-версия Профессиональной психотерапевтической газеты  /  ППГ 2021 год  /  Выпуск 6  /  А.А. Авагимян - авторская программа обучения на руководителя балинтовской группы [Электронный ресурс]  https://oppl.ru/2021-vyipusk-6/aa-avagimyan-avtorskaya-programma-obucheniya-na-rukovoditelya-balintovskoi.html
  3. Профессиональное выгорание школьных учителей. Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель». Проект Образовательной инициативы Яндекса [Электронный ресурс]https://yandex.ru/promo/education/articles/issledovanie-professionalnogo-vygoraniya-uchitelej https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-v-pedagogicheskoy-srede/viewer
  4. Сайт Студопедия Технология работы балинтовской группы [Электронный ресурс] https://studopedia.ru/4_7641_tehnologiya-raboti-balintovskoy-gruppi.html

                                                Литература (педагогам)

  1. Чутко Л.С.  Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С.Чутко, Н.В.Козина. - М. ; МЕДпрессинформ, 2013. - 256 с.
  2. Абрамян А.А. Возможности исследования развития профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ // Теория и практика общественного развития.

- 2011. - № 8. - С.169-171.

  1. Архарова О.Н. Психоэмоциональное выгорание педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 1. - С.73-80.
  2. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов//Сибирский психологический журнал.- 2009. - №31. - С.48-52.
  3. Баранов, А.А. Стратегии психозащитного поведения педагогов с разными уровнями эмоционального выгорания // Вестник Балтийского федерального университета им.И. Канта. - 2010. - № 11. - С.28-34.
  4. Володина Т.В. Жизнестойкость личности как фактор сохранения здоровья педагога // Интеграция образования. - 2010. - №2. - С.95-97.Винокур В.А. Опросник «ОРПВ». Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в помогающих профессиях (учебное пособие). СПб.: Изд-во СПбМАПО, 2009. – 24 с.
  5. Профессиональное выгорание школьных учителей. Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель». Проект Образовательной инициативы Яндекса https://yandex.ru/promo/education/articles/issledovanie-professionalnogo-vygoraniya-uchitelej
  6. Игашева О. Г. Профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов образовательных организаций: методы и средства / О. Г. Игашева // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица, 14 ноября 2014 года : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования. — Екатеринбург, 2014. — Ч. 1. — С. 41-47. http://elar.uspu.ru/handle/uspu/2322

                                                     Воропаева Алевтина

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Выступление на педсовете. Презентация....

Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя

Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...

Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...

Профилактика профессионального выгорания у педагогов

Цель тренинга: ознакомление педагогических работников с синдромом «профессионального выгорания», как одной из профессиональных деформаций профессионалов, задействованных в системе «ч...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....

«Работа педагога-психолога по профилактике синдрома профессионального выгорания у педагогов».

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание педагого...