Презентация для педагогов "Психологические рекомендации по профилактике суицидального поведения"
презентация к уроку по психологии

Соколова Людмила Л.

Для информирования педагогов о профилактике суицидального поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suitsida.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические рекомендации по профилактике СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА у несовершенолетних

Слайд 2

Если внимательно наблюдать за подростками, то можно вовремя заметить эмоционально- поведенческие нарушения и признаки суицидального поведения. У детей и подростков, попавших в кризисную ситуацию, изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др. ТРИ СТЕПЕНИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА: Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов). Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации). Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Слайд 3

Группа риск а: сложная семейная ситуация ; снижение успеваемости; мало друзей; нет устойчивых интересов, хобби; перенесли тяжелую утрату; семейная история суицида; склонность к депрессиям; употребляющие алкоголь, наркотики; ссора с любимой девушкой или парнем; жертвы насилия; попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

Слайд 4

Изменения внешнего вида. Самоизоляция в урочной и внеурочной деятельности Ухудшение работоспособности Небрежное отношение к своим школьным принадлежностям Частые прогулы (отсутствие на определенных уроках ) Резкие и необоснованные вспышки агрессии Рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей Т ема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла . Весьма показательными являются социальные сети ( ВКонтакте , Facebook , instagram ), в которых состоят дети, особенно те, у которых вы заметили изменения в поведении . НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

Слайд 5

Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!». Шутки , иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»). Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.). Прощания . Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда…) СЛОВЕСНЫЕ МАРКЕРЫ (ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕБЕНКА):

Слайд 6

• наблюдение и контроль за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетних, особенно входящих в группу риска, и своевременное сигнализирование педагогу-психологу, социальному педагогу, зам.по ВВВР. своевременное выявление совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом и постановка на внутришкольный профилактический учет обучающихся группы суицидального риска ; • составление совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом индивидуального плана работы по профилактике суицидального риска среди выявленных обучающихся ; • осуществление совместно с социальным педагогом патронажа семей обучающихся группы суицидального риска ; • осуществление контроля за организацией досуга несовершеннолетних группы суицидального риска ; • своевременное привлечение специалистов системы профилактики общеобразовательного учреждения с целью организации и проведения информационно-просветительской работы с родителями по вопросам профилактики суицидального риска и педагогами по вопросам организации работы с несовершеннолетними, входящими в группу суицидального риска ; КОМПЕТЕНТНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА :

Слайд 7

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ПРИ ОЦЕНКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА: - наблюдение и контроль за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетних, особенно входящих в группу риска, и своевременное сигнализирование классному руководителю или иному субъекту системы профилактики общеобразовательной организации изменениях поведения обучающихся, вызывающих тревогу или настороженность ; -формирование у обучающихся понятий ценности человеческой жизни, смысла жизни в рамках изучения предмета (например, в ходе обсуждения литературных произведений классиков, современных авторов, биографий ученых и т.д .); - ежедневное неукоснительное соблюдение норм психолого-педагогической этики в коллективе.

Слайд 8

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (БЕСЕДЫ) С РЕБЕНКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ НАМЕРЕНИЯМИ, НАХОДЯЩИМСЯ В СОСТОЯНИИ ОТЧАЯНИЯ Разговаривая с ребенком, помните, что от Вашего общения зависит его жизнь . Не бойтесь оказаться некомпетентным, усугубить ситуацию. Чаще всего выговорившись, проговорив боль, сняв напряжение, поплакав с кем-то рядом, почувствовав, что кому-то не все равно, ребенку становится легче и он отказывается от задуманного. Осторожно! Это временный отказ . Проблема никуда не исчезла, ребенку очень нужна помощь. Если психотравмирующая ситуация не прекратилась, через некоторое время намерения возобновятся . Помните о цели только этого конкретного разговора, который Вы ведете здесь и сейчас - не «вылечить» ребенка, не решить его проблему (иногда она действительно не решаема, например, ребенок потерял одного из родителей. Вы его не вернете), а на время ослабить боль , снять невыносимое для ребенка эмоциональное напряжение и он не решится совершить задуманное (по крайней мере, сейчас), у Вас будет время организовать помощь, работу психолога, переговорить с родителями и т.д. и совместно определить, как поступать .

Слайд 9

Если в процессе разговора с ребенком Вы растерялись и не знаете, что говорить, или ребенок вдруг отказывается говорить, просто будьте рядом (в идеале « отзеркаливайте ребенка» -повторите его позу, его темп речи и интонации, ритм движений ). Если ребенок плачет, не мешайте, дайте психическому напряжению выйти. Если ребенок хочет говорить, не мешайте, слушайте (не так важна содержательность, пусть выговорится ). Вашего активного слушания - кивания, сочувствия, выражение сострадания часто достаточно, чтобы помочь ребенку почувствовать облегчение (пусть даже опустошенность после разговора, главное у него не останется сил совершить непоправимое. Вы выиграете время).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам и родителям обучающихся по профилактике суицидального поведения

Буклет составлен для педагогов и родителей с целью профилактики суицидального поведения обучающихся....

Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций

Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.Советы для родителей по профилактике суицидал...

Рекомендации родителям, педагогам по профилактики суицидального поведения ребенка

В последнее время мы все чаще слышим о суицидах подростков. Но мы, взрослые, можем помочь своим детям и воспитанникам, если вовремя заметим, что с ребенком что-то происходит. Рекомендации данного букл...

Материалы для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения детей и подростков

Маркеры проявления суицидального поведения подростков. Система определения учащихся "группы риска". План профилактической беседы с родителями. Памятки с номерами "Телефона доверия"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ...