Сценарий проведения "Неделя психологии"
методическая разработка по психологии

Якименко Елена Николаевна

Сценарий проведения "Неделя психологии" 1-11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_provedeniya_nedeli_psihologii.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                           «Круглянская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий проведения                                                                      «Недели психологического здоровья» 1-11 кл.

Составитель: педагог-психолог                                                                                                       Якименко Е.Н.

С. Круглое

Сценарий проведения «Недели психологического здоровья» 1-11 кл.

  1. Обучающиеся по программе начального общего образования (1-4 классы)                                 Возраст: 6-10 лет

Актуальность: все мероприятия способствуют повышению  роли психологической службы в создании благоприятного  психологического микроклимата, направленного на формирование положительной мотивации в области психологии и здорового образа жизни педагогов и учащихся.      

Цели: сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса.    

Задачи:                                                                                                                        

  • повышение психологической компетентности участников образовательных отношений;
  • создание условий для формирования и поддержания устойчивых дружеских отношений на основе принятия и взаимоуважения, содействие духовно- нравственному развитию и воспитанию личности, поддержание психологически безопасной образовательной среды;
  • проведение мероприятий, направленных на формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции, урегулирования конфликтов, развитие коммуникативной компетентности.

Блок 1. Развитие ценностно-смысловой сферы личности и ценностного самоопределения обучающихся

  1. Занятие (игровое) «Приумножь добро» для обучающихся 1-4 классов

(авторы-составители Громова А.В., Вершинкина Е.В., Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации)

Цель: развитие коммуникативных навыков, укрепление позитивного отношения к окружающим, несмотря на различия, развитие рефлексии и способности к осознанию своих чувств.

Форма проведения: игровое занятие.  

Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии. Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить такую важную тему, как добро и доброе отношение к друг другу. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое добро и сделаем это в виде небольших игр, а также узнаем,

как делиться добром с другими людьми».

Далее ведущий предлагает перед началом поздороваться друг с другом в тематике занятия.

Разминка

Упражнение 1 «Ласковый привет» 1-2  кл.

Цель упражнения:        создание        дружелюбной        доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу.

Ведущий предлагает участникам группы особенным образом поздороваться друг с другом.

Ведущий: «Предлагаю Вам сейчас по кругу называть имя своего соседа и сказать ему что-то ласковое. Давайте я начну с себя и покажу, как это может звучать. Лиза, ты очень добрая и милая девочка, у тебя красивые глаза. Лиза, теперь ты можешь поблагодарить меня и продолжить, обращаясь к Паше, и сказать ему что-то доброе».

После того, как круг завершится и все поздороваются, ведущий предлагает перейти к следующему упражнению.

Упражнение 2 «Что такое доброта?»

.

Цель упражнения: развитие рефлексии, позитивного отношения к себе и окружающим.

Ведущий предлагает участникам занятия на листе бумаги изобразить ассоциацию к слову «Доброта».

Ведущий: «Мы с вами сейчас замечательно поздоровались и уже немного прикоснулись к доброте, но давайте попробуем сейчас подумать и нарисовать на бумаге, что для меня значит «доброта». Если бы она была сказочным героем, то, где бы она жила? Как бы она выглядела? Что бы она делала? С кем бы общалась? Неважно, как вы это нарисуете, главное, нарисовать, как вы видите сказочного героя по имени «Доброта».

Далее ведущий предлагает презентовать участникам свои рисунки и рассказать о сказочном герое «Доброта». После идет общее обсуждение того, что такое доброта для каждого участника, как доброта проявляется в жизни, как выглядят добрые поступки, получалось ли у участников группы проявлять доброту и чувствовать ее от других. Обсуждается, зачем нужна доброта и как можно ее проявлять, в каких ситуациях, что доброго каждый участник сделал сегодня.

                                      Упражнение 3 «Лепесток плыви» 1-2  

Цель упражнения: укрепление бережного и доброжелательного отношения к окружающим.

Ведущий предлагает участникам встать напротив друг друга таким образом, чтобы между ними свободно мог пройти человек, формируя, таким образом, берега реки.

Ведущий: «Представьте, как сейчас по реке поплывет лепесток, он может плыть быстро или медленно, крутиться или разворачиваться в обратную сторону, а потом вновь плыть по течению. Те, чьи ручки образуют берега реки, должны очень бережно и аккуратно погладить листочек, когда он проплывает мимо вас».

Проплыв по реке, листочек становится краем берега и также встречает поглаживанием новый листочек. Данное упражнение можно проводить с закрытыми глазами или в сопровождении словесных пожеланий участнику, который выполняет роль листочка. Далее ведущий спрашивает о впечатлениях участников.

Ведущий: «Как вам было в роли листочков? Какие чувства вы испытывали?

Какие чувства вы испытывали, когда были берегами реки?».

Упражнение 4 «Волшебный клубок»

.

Цель упражнения: развитие способности обучающихся к рефлексии своих эмоций.

Необходимые материалы: клубок толстых ниток.

Ведущий предлагает участникам занятия встать в круг и далее сообщает, что сейчас нужно будет, держась за нить клубка и передавая клубок дальше, рассказать о том, как каждый участник себя чувствует, что хотел бы пожелать для себя и что мог бы пожелать другому и далее передает клубок.

Ведущий: «Ребята, предлагаю сейчас каждому из вас взяться за нить клубка, но перед тем, как передать клубок дальше, вам нужно сказать, как вы себя чувствуете и что бы вы хотели пожелать себе сегодня и соседу справа. Давайте начнем с меня.

Я чувствую радость от нашей встречи и желаю себе чувствовать такое настроение весь день, а тебе, Даша, я желаю весело и увлекательно провести эти выходные».

Если участнику трудно сформулировать ответ, он отправляет клубок ведущему, ведущий помогает участнику и передает ему клубок обратно, при этом держась за нить. Таким образом можно будет увидеть у кого из участников есть сложности в формулировании пожеланий или понимания своих чувств, ощущений. Когда все участники передадут клубок, он возвращается ведущему и далее предлагается натянуть нити. Так образуется большой круг, где все участники связаны нитями добрых пожеланий. Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и почувствовать себя одним целым, где каждый участник важен и значим и окутан нитями добра и заботы.

Ведущий: «Смотрите, какой красивый и большой круг заботы и доброты у нас получился! Давайте сейчас все вместе закроем глаза и почувствуем, как эта забота друг о друге, наше доброе отношение окутывают нас. Мы с вами единое целое, где тепло, безопасно и хорошо! Давайте сохраним эту чувство в себе и будем к нему возвращаться каждый раз, когда нам будет не хватать доброты».

Далее ведущий предлагает участникам группы аккуратно по кругу передать нити, которые они держали в руках, соседу. В итоге, все нити должны оказаться у ведущего, который говорит: «Спасибо, что бережно отнеслись к нашим символичным связям заботы и доброты. Эти нити дали нам возможность увидеть добро и заботу по отношению к друг другу и стали наглядным символом доброго отношения».

Заключение

Упражнение 5 «Заряд» 1-2 класс

Цель упражнения: рефлексия прошедшего занятия, прощание.

Ведущий: «Ребята, скажите, что нового вы открыли сегодня для себя в доброте? Как вы чувствуете доброту? Как можете поделиться ею с другими? Скажите, а вы благодарите других или себя за добрые дела?».

После того   как   прошло   обсуждение, ведущий предлагает попрощаться в формате темы занятия.

Ведущий: «Возьмитесь за руки, чтобы у вас получился замкнутый круг. Сейчас нужно будет по очереди сжимать руку соседа и, таким образом, передавая заряд внимания по кругу. Сначала вы делаете это медленно, а потом все быстрее и быстрее, и в конце мы все поднимем руки вверх и будем аплодировать».

  1. Блок 2. Развитие стрессоустойчивости и навыков саморегуляции 3-4 кл.
  2. Развитие коммуникативной компетентности и навыков конструктивного разрешения конфликта

Упражнение 1 «Поздоровайся, как в джунглях»

Цель упражнения: создание дружелюбной доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу.

Ведущий: «Ребята, давайте встанем в круг. А теперь нам надо поздороваться друг с другом, но не привычным способом, а без слов, с помощью жестов и звуков, как животные в диких джунглях. Вы будете называть свое имя и изображать животное, которым выбрали сейчас быть».

После того, как все участники  поздороваются, ведущий благодарит их за необычное приветствие и переходит к следующему упражнению.

Основная часть.

Упражнение 2 «Доброе прикосновение»

Цель упражнения: выстраивание контакта, невербальная коммуникация.

Ведущий: «Сейчас вы будете хаотично двигаться по кругу, а я буду считать до трех, и когда я скажу «Три», вам нужно положить руки на плечи ближайшего одноклассника, посмотреть ему в глаза, молча улыбнуться и после далее двигаться, ожидая моей следующей команды».

По завершении ведущий предлагает участникам группы поделиться своими ощущениями.

Упражнение 3 «Что такое дружба для каждого из нас?»

 

Цель упражнения: определение основной темы занятия, создание атмосферы сплоченности в группе.

Ведущий спрашивает у участников тренинга, ссорились ли они когда-нибудь, как это происходило и что участники чувствовали в тот момент. Также ведущий спрашивает, удалось ли участникам помириться, сохранить дружеские отношения, и если да, то каким образом, а если нет, то что им мешало. После проходит совместное обсуждение способов решения конфликтных ситуаций.

Ведущий: «Сегодня мы будем обсуждать с вами тему дружбы и возможных ссор. Дружить с кем-то, значит, испытывать друг к другу взаимную привязанность,

основанную на уважении, близости интересов, взглядов на мир, бескорыстности и взаимоподдержке; к другу можно обратиться с помощью или советом. Однако несмотря на то, что друзья часто имеют схожую точку зрения, иногда случается так, что мнение твоего друга не совпадает с твоим. Поднимите сейчас руки те, кто хотя бы раз в своей жизни ссорился с другом или был с ним в чем-то не согласен? Вообще ссоры или отстаивание своей позиции – это неотъемлемая часть жизни, и дружбы в том числе, и зачастую ссора или конфликт помогают решить сложную ситуацию, требующую ответа. Расскажите, какие у вас были ситуации в дружбе, где вам необходимо было отстоять свое мнение или где вы ссорились? Это может быть даже какая-то незначительная ссора. А как у вас получалось это решить? Как удавалось помириться? Что мешало прийти к примирению? Давайте обсудим все вместе, как можно разрешать различные конфликтные ситуации и находить общий язык, дружить». Далее проходит обсуждение. Ведущему необходимо следить за временем.

Упражнение 4 «Супергерои и злодеи»

Цель упражнения: изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выявление конструктивных и неконструктивных стратегий решения конфликтов, обучение навыкам решения конфликтных ситуаций.

Ведущий разделяет участников на подгруппы.

Ведущий: «Ребята, а давайте сейчас рассчитаемся следующим образом, мы будем называться фруктами: апельсин, мандарин, арбуз, ананас, яблоко. Первый человек говорит ананас, второй – мандарин и так далее». Так все участники называются по очереди фруктами и далее ведущий предлагает разделиться по названию фруктов на мини-группы.

Ведущий: «А теперь все, у кого выпал апельсин, собирайтесь в группу и вставайте в правый угол, все кто мандаринки, вставайте сюда…», так происходит распределение по мини-группам.

Ведущий: «Теперь ваша задача разыграть сценку, какую именно сценку я скажу каждой группе отдельно. Вам нужно будет подготовить сценку и показать ее в вашей группе, где вы покажите, как в предложенной ситуации поступил бы злодей и как – супергерой. Сейчас вам нужно распределить роли, кто каким персонажем будет, обсудите, как вы будете разыгрывать сценку, и как будете готовы, покажите ее».

Далее ведущий дает каждой мини-группе задание разыграть сценку из предложенных ситуаций:

  • у тебя отобрали игрушку, что можно сделать в такой ситуации;
  • другие дети не позвали тебя с собой в игру;
  • тебя толкнул сверстник, что можно сделать;
  • одноклассник обидно тебя обзывает;
  • одноклассник отказывается сидеть с тобой за одной партой;
  • и т.д.

После того, как все проиграли свои сценки, ведущий в общем кругу собирает обратную связь, предлагая участникам обсудить, что они чувствовали, находясь в роли хорошего и плохого персонажа, что говорили в этих ситуациях, как удавалось разрешить конфликт.

Ведущий: «Апельсинчики, расскажите какая у вас была ситуация? Как вам было в роли злодея и супергероя? Вам удалось разрешить проблему? Что помогало и было ли что-то, что мешало? Какие чувства вы испытывали?».

Также можно модифицировать данное упражнение и предложить проигрывать мини-сценки в общем кругу, где другие участники должны понять, какой герой перед ними и про что эта сценка. После, возможно организовать общее обсуждение различных способов решения конфликтной ситуации. Также можно рассматривать

поведение каждого героя и размышлять, как его поведение влияет на разрешение проблемной ситуации.

Упражнение 5 «Помирись без слов»

Цель упражнения: обучение навыкам решения конфликтных ситуаций. Ведущий предлагает участникам объединиться в мини-группы.

Ведущий: «Давайте сейчас рассчитаемся на 5: 1, 2, 3, 4, 5 и снова 1, 2, 3, 4, 5.

Теперь все, кому досталась единичка, объединитесь в команду, также объединитесь в команды у кого выпала 2, 3, 4 и 5».

Далее ведущий дает участникам задание проиграть различные ситуации, а остальные участники должны понять, про что это речь и как разрешилась ситуация.

Ведущий: «Сейчас я каждой группе представлю ситуацию, которую нужно будет разыграть так, чтобы другие участники смогли понять про что речь. Разыгрывать сценку необходимо без слов. В данной сценке вы должны показать предложенную ситуацию и вариант разрешения этой проблемной ситуации».

Примеры ситуаций:

  • друг выпрашивает у тебя какую-то вещь, которую ты не хочешь отдавать;
  • ты хочешь поиграть с другими детьми, но они отказываются принять тебя в свою компанию;
  • одноклассник говорит тебе что-то, что тебя обижает;
  • сосед по парте отвлекает тебя на уроке и не дает слушать учителя;
  • и т.д.

После завершения упражнения участники рассказывают о своих ощущениях и обсуждается, как им удалось прийти к перемирию без слов.

Ведущий: «Скажите, как вам было без слов разыгрывать сценки и решать проблемную ситуацию? Какие чувства вы испытывали? Как вам удалось разрешить конфликт?».

Заключение

Упражнение 6 «Волшебный карандаш»

Цель упражнения: прощание, рефлексия прошедшего занятия.

Необходимый инструментарий: карандаш.

Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось за время занятия и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать».

Таким образом участники дают обратную связь по занятию и загадывают желание.

  1. Обучающиеся по программе среднего общего образования (5-6 классы)

Блок 1. Развитие ценностно-смысловой сферы личности и ценностного самоопределения обучающихся

  1. Тренинговое занятие «Ответственный выбор» для обучающихся 5-8 классов

(авторы-составители Громова А.В., Вершинкина Е.В., Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации)

Цель: формирование у обучающихся чувств самоценности и ответственности за свою жизнь и свой выбор.

Форма проведения: тренинговое занятие.

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии. Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить такую важную тему, как ответственность и выбор. Поговорим сегодня о том, что значит для каждого из вас ответственность, как можно делать выбор и нести за него ответственность, а главное, в различных упражнениях проиграем ситуации, где эти два понятия смогут стать для нас более ощутимыми, поскольку мы в процессе сможем взять на себя ответственность и сделать выбор. Давайте же начинать!».

Разминка

Упражнение 1 «Цвет моего настроения»

Цель упражнения: создание дружелюбной доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу.

Ведущий предлагает участникам группы по очереди поприветствовать друг друга, представившись по имени и назвав какого цвета у них настроение в данный момент, и что это означает.

Ведущий: «Давайте поздороваемся сегодня друг с другом, не просто назвав имя, а скажем еще какого цвета сегодня у вас настроение, и что это означает. Давайте начнем с меня. Меня зовут (называет ИМЯ)   и   цвет   моего   настроения зеленый – для меня это означает спокойствие и стабильность».

В конце тренингового занятия можно повторно провести данное упражнение, спросив какое настроение сейчас, изменился ли цвет настроения и если да, то что это означает, какое настроение в данный момент.

Основная часть

Упражнение 2 «Линия жизни»

Цель упражнения: оценка и анализ своего жизненного опыта.

Необходимый инструментарий: листы бумаги А4, ручка или карандаш.

Ведущий: «Предлагаю сейчас вам взять лист бумаги и карандаш или ручку и начертить на листе бумаги отрезок, и представить, что это ваша линия жизни, на которой необходимо отметить важные события, которые вы можете вспомнить от рождения до настоящего времени».

Далее ведущий предлагает обратить внимание на то, какие события были зафиксированы: только хорошие, позитивные или разные. Если у участников группы зафиксированы только позитивные события, то ведущий предлагает вспомнить, что было сложного в жизни, и сразу зафиксировать для себя, как удавалось преодолевать эти сложности (можно прописывать это на листе ниже линии).

Ведущий: «Обратите внимание какие события вы зафиксировали на вашей линии жизни. Какие они? Можно ли их назвать только позитивными или есть события, которые можно назвать негативными или теми, где вам необходимо было что-то преодолевать? Если на вашей линии жизни только позитивные события, попробуйте сейчас вспомнить, какие еще в вашей жизни были события, которые все же нельзя отнести к позитивным, но они являются важной составляющей вашего жизненного пути».

Далее ведущий предлагает совместно обсудить, как негативные ситуации влияли на жизнь участников, как им удавалось справляться с ними, а если не удавалось, что могло бы помочь с ними справиться, какие выводы они делали по итогу и в процессе обсуждения случаев (желающие могут рассказать случаи, либо ведущий может предложить смоделированные ситуации), группа совместно обсуждает, что может помогать справляться со сложными ситуациями, анализировать важность полученного опыта, который может быть очень полезен в будущем при столкновении с трудностями.

Упражнение 3 «Позитивное во мне»

Цель упражнения: фокусирование на позитивных аспектах личности, повышение самооценки.

Ведущий предлагает участникам вспомнить и сказать по очереди, какие положительные черты или качества они могут отметить в себе и далее предлагается представить ситуации, в которых данные качества могли бы помочь преодолеть сложности, а также ситуации, обстоятельства в жизни, которые могли бы помочь развить эти качества еще сильнее.

Ведущий: «Ребята, давайте сейчас попробуем обратиться к себе, и в кругу по очереди будем вспоминать свои положительные черты или качества, а после того, как вы вспомните эти качества, нужно будет вспомнить или представить ситуации, в   которых эти качества могли бы развиться еще сильнее. Давайте я приведу пример: мое положительное качество спокойствие и уравновешенность, еще сильнее эти качества я могу развить в ситуациях, где нужно разрешить какую-то проблемную и может быть даже конфликтную ситуацию».

Далее обсуждаются представленные случаи, и группа анализирует то, за счет чего можно развить в себе то или иное качество.

Упражнение 4 «Как я справляюсь с проблемами»

Цель упражнения: актуализация позитивного опыта, повышение уверенности в своих силах.

Необходимый инструментарий: листы бумаги А4, ручка или карандаш.

Ведущий предлагает участникам вспомнить, какие есть сложности в их жизни, решение которые зависит только от самих участников.

Ведущий: «Я предлагаю вам сейчас взять по листу бумаги и карандашу или ручке. Попробуйте сейчас вспомнить ситуации в своей жизни, где вы испытывали сложности, или может быть сейчас есть сложности, которые вы готовы записать на лист бумаги. Зафиксируйте их и рядом с ними напишите, за счет чего вы понимаете, что эти сложности относятся  именно к вам? Как вы понимаете, что нести ответственность за их разрешение нужно именно вам, а не кому-то другому?».

Далее необходимо записать максимальное количество возможных вариантов разрешения описанных проблемных ситуаций.

Ведущий: «А теперь нужно к каждой ситуации придумать как можно больше способов разрешения этой проблемной ситуации». Для модификации упражнения можно предложить обсуждение ситуаций с соседом, или сделать свободное обсуждение описанных проблем у участников, а после  – общее обсуждение в круге.

Ведущий: «В данном случае вы можете обращаться к соседу за помощью в размышлении о способах справиться с проблемой».

Данное упражнение можно провести в мини-группах с обсуждением способов справиться с трудной ситуацией или проводить общий круг с обсуждением проделанной работы.

Упражнение 5 «Что такое ответственность»

Цель упражнения: обсуждение понятия «ответственность».

Необходимый инструментарий: листы бумаги А4, ручка, карандаш или цветные карандаши.

Ведущий предлагает участникам   нарисовать, что у них ассоциируется со словом ответственность и далее написать, за что в жизни они несли ответственность, в чем сегодня они смогли проявить ответственность. После того, как участники нарисуют образы ответственности, происходит презентация и обсуждение темы ответственности.

Ведущий: «Ребята, давайте сейчас попробуем поговорить про ответственность, но не так, обычно рассуждая, что это такое, а попробуем за счет образов и чувств понять, что для нас значит ответственность. Возьмите каждый по листу бумаги и карандашу, ручке или вы можете взять несколько карандашей. Представьте, как могла бы быть изображена ответственность лично для вас, если бы ее надо было как-то изобразить. Может быть, ответственность можно изобразить каким-то символом или каким-то персонажем из книги или мультфильма, фильма, может быть

это какой-то важный символ для вас или вообще что-то несуществующее. Здесь для вашей фантазии нет границ».

Далее ведущий: «А теперь, когда все смогли изобразить то, как вы видите ответственность, переверните листок и напишите, за что в жизни вы несли ответственность и в чем сегодня вы смогли проявить ответственность?».

Далее, после того как участники упражнения запишут свои ответы, ведущий приглашает их к общему обсуждению темы ответственности.

Ведущий: «Вы дали ответы на поставленные вопросы, вы большие молодцы! А давайте теперь в общем кругу обсудим, что же это такое – ответственность? Мне кажется, за это время вы хорошо подготовились к этому вопросу, не правда ли? давайте поговорим!».

Обсуждаться могут следующие вопросы: что для каждого участника ответственность? Тяжело и насколько тяжело быть ответственным за свои поступки и действия? Что значит безответственный человек? Что полезного дает ответственность?   Можно   ли   в   себе   развить    ответственность? Ответственность – это выбор?

  1. Блок 3. Развитие стрессоустойчивости и навыков саморегуляции.                                           Развитие коммуникативной компетентности и навыков  
  2. конструктивного разрешения конфликта
  3.  
  4. Тренинговое занятие «Сила спокойствия» для обучающихся 7-8 классов

(авторы-составители Громова А.В., Вершинкина Е.В., Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации)

Цель: обучение навыкам и приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, укрепление позитивного отношения к себе и окружающим.

Форма проведения: тренинговое занятие.

Вступительная часть

Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии. Ведущий:        «Здравствуйте, ребята! Сегодня        мы        встретились        здесь, чтобы обсудить такую важную тему, как забота о своем эмоциональном состоянии и умении развивать навыки стрессоустойчивости. Мы обсудим с вами различные способы саморегуляции и на практике попробуем их в действии».

Разминка

Упражнение 1 «Хорошие новости»

Цель        упражнения:        создание        дружелюбной        доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу, приветствие.

Ведущий предлагает поздороваться участникам группы необычным способом.

Ведущий: «Ребята, давайте поздороваемся друг с другом следующим образом: тому, у кого появится в руках мяч, будет нужно назвать свое имя и рассказать о том, что хорошего и приятного случилось у вас сегодня или в ближайшее время».

Основная часть

Упражнение 2 «Калейдоскоп эмоций»

Цель упражнения: формирование эмоционального интеллекта.

Для выполнения данного упражнения необходимо расставить по кругу количество стульев на один меньше, чем количество участников упражнения. Далее ведущий объясняет участникам правила упражнения.

Ведущий: «Сейчас мы переходим к следующему упражнению, для этого вам нужно встать перед стульями и начинать двигаться хаотично все более и более ускоряясь. Далее по моему сигналу «садитесь» вы должны занять первый попавшийся пустой стул. Бороться за место не нужно. Участник, который остался без стула, должен назвать эмоцию, которую он испытывал в своей жизни, и те участники, которые ее также испытывали, должны поменяться местами. Участник, назвавший  эмоцию, также должен занять один из освободившихся стульев».

Далее новый участник, оставшийся без стула, называет свою эмоцию и действие повторяется. Упражнение завершается, когда все участники назовут по одной эмоции. После ведущий предлагает проанализировать, какие эмоции были названы и то, какое разнообразие эмоций есть, и какие эмоции может испытывать человек и не всегда замечать это. Ведущий также может уточнить, как участники группы справляются со своими эмоциями, что им помогает.

Ведущий: «Отлично! Каждый из вас смог назвать эмоции, которые он хотя бы раз испытывал в жизни. Обратите внимание на то, какие разные эмоции вам удалось назвать! Часто бывает, что мы можем не замечать, что испытываем те или иные эмоции по отношению к различным ситуациям. Расскажите, что вам помогает обращать внимание на свои эмоции, а также как вам удается справляться с плохим

настроением или появившимися негативными эмоциями? А если вам не удается изменить свое настроение или эмоцию, попробуйте понять, что вам мешает, чего может не хватать для того, чтобы справиться со своими эмоциями?».

Ведущий также предлагает обсудить, какие бывают негативные эмоции, и каким образом участники справляются с ними или не справляются, что не хватает им, чтобы справиться со своими эмоциями. После обсуждения ведущий предлагает попробовать на себе несколько упражнений, помогающих стабилизировать свое эмоциональное состояние.

Упражнение 3  «Есть вопрос»  

Цель упражнения: определение основной темы занятия, создание атмосферы сплоченности в группе.

Необходимый инструментарий: мяч.

Ведущий предлагает участникам группы встать в круг и ответить на вопросы в момент, когда у них в руках оказывается мяч.

Ведущий: «Ребята, сейчас я буду кидать вам мяч и задавать вопрос. Ваша задача отвечать на вопрос и бросать мяч дальше мне или другому участнику и также задавать вопрос. Важно, чтобы вопросы касались темы дружбы, общения, ссор, конфликтов и способов их решения. Если вам будет сложно задать вопрос, кидайте мяч мне, и я вам помогу, но важно пробовать спрашивать то, что вам действительно интересно в теме общения друг с другом».

Вопросы могут быть направлены на определенную тему, например, дружба, конфликты и их разрешение, особенности выражения различных эмоций, отношение к окружающим:

  • какое у тебя настроение;
  • что для тебя дружба;
  • что для тебя ссора;
  • что тебе нравится в других людях;
  • что тебе не нравится в других людях;
  • как ты говоришь о том, что тебе не нравится;
  • как ты выражаешь свои эмоции/мнение;
  • что тебе помогает мириться;
  • что ты чувствуешь, когда на тебя злятся;
  • что ты чувствуешь, когда ты злишься;
  • какое животное ты себе напоминаешь, когда злишься;
  • что тебе помогает успокаиваться;
  • и т.д.

Ведущий начинает круг, задает  вопрос и бросает мяч одному из участников группы, который отвечает на заданный ведущим вопрос и далее задает свой, бросая мяч следующему участнику. Это продолжается, пока все участники не зададут вопрос и не дадут ответ.

Далее ведущий может предложить в общем кругу обсудить, что было полезным услышать на свой вопрос, а также обсудить различные способы того, как участники группы справляются со своими чувствами во время конфликта с другом и как, в целом, получается заводить новые дружеские контакты и как умеют разрешать конфликтные ситуации с друзьями, что помогает им сохранить, укрепить дружеские отношения.

Упражнение 4 «Ситуации»

Цель упражнения: изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выявление конструктивных и неконструктивных стратегий решения конфликтов, обучение навыкам решения конфликтных ситуаций и выстраивания дружеских отношений.

Ведущий предлагает участникам объединиться в команды по 3-4 человека и внутри каждой команды разыграть небольшие сценки на поставленные темы. Формат тем может касаться какого-то одного проблемного ряда, например, проблемы разрешения спорных ситуаций с другом.

Ведущий: «Предлагаю вам побыть в роли режиссеров и поставить сценки на предложенную тему. Мы сейчас объединимся в группы по 3-4 человека и далее я каждой группе сообщу, какую сценку им необходимо разыграть. В мини-группах

вам нужно будет решить, как будет выглядеть предложенная ситуация и разыграть ее по ролям. Есть вопросы? Тогда давайте начнем объединяться в группы. Сейчас посмотрите друг на друга и объединитесь с тем, с кем вы сегодня меньше всего общались. Группа должна состоять из 3-4 человек» (количество участников в мини-группе зависит от количества участников в тренинговом занятии в целом). Предложенные участникам темы могут касаться следующих ситуаций:

  • ссора        между        двумя        подругами        или        двумя        друзьями,        предлагается их помирить;
  • участник тренингового занятия сильно обидел друга, предлагается попросить у него прощения и помириться с ним;
  • друг сильно плачет, предлагается успокоить его;
  • у участника группы есть проблема, не получается выполнить какое-то действие, предлагается обратиться за помощью к сверстнику;
  • в гости пришли друзья (приятели), предлагается наладить общение с гостями, начать общаться, играть и т.д.;
  • у участника тренингового занятия состоялся спор с другом, какой супергерой лучше, предлагается разыграть, как можно разрешить спор;
  • на перемене в процессе игры один мальчик задел другого мальчика и тот упал, предлагается обсудить, каким образом можно разрешить данную ситуацию.

При проигрывании ведущий помогает каждой группе найти конструктивные способы и проигрывать именно их. После выполнения задания в мини-группах ведущий предлагает обсудить в общем кругу разыгранные ситуации.

Ведущий: «Расскажите, как вам было проигрывать и обсуждать предложенные ситуации? Было ли сложно и если да, то в чем? Возникали ли какие-либо сложности в процессе проигрывания? Как удавалось разрешить представленные ситуации? Что помогало справиться с возникающими сложностями?».

Упражнение 5 «Не урони!»

Цель упражнения: обучение стратегиям выстраивания коммуникаций.

Необходимый инструментарий: для каждой пары участников: лист бумаги, мяч, тетрадь.

Ведущий предлагает всем участникам разделиться на пары и дает каждой из пар какой-то предмет (лист бумаги, мяч, тетрадь), у всех пар предмет должен быть одинаковый.

Ведущий: «Сейчас я прошу вас объединиться в пары, я раздам вам по одному предмету. Вам необходимо удержать выданные предметы, при этом руками пользоваться нельзя. Вы можете держать предмет головами, животами, спинами. Встаньте по парам в удобное для вас положение и теперь в таком виде по команде вам нужно двигаться по комнате. Ваша задача – удержать предмет без рук так, чтобы он не упал».

Упражнение завершается после того, как останется одна пара, удерживающая предмет. По окончании ведущий может задать участникам вопросы.

Ведущий: «Ребята, расскажите о том, было ли вам тяжело? Как вы взаимодействовали в паре, что вам помогало в этом упражнении? Было ли что-то, что мешало, помимо невозможности держать предмет руками?».

Заключение

Упражнение 6 «Как ты хочешь попрощаться?»

Цель упражнения: рефлексия прошедшего занятия, прощание.

Ведущий предлагает участникам тренингового занятия подвести итоги встречи, рассказать, что было самым запоминающимся и чему получилось научиться.

После общего завершающего круга ведущий предлагает разными способами попрощаться с участниками группы.

Ведущий: «Ребята, мы сегодня обсудили с вами много   важных вопросов и идей про то, что дружба включает в себя умение договариваться, узнали, как можно разрешать конфликты с друзьями, какие бывают способы примирения и укрепления дружеских взаимоотношений, вы поделились тем, как вам удавалось разрешать спорные ситуации и находить пространства, где вам удавалось договориться. В завершение хотелось бы попрощаться друг с другом не совсем привычным способом: предлагаю вам прощаться друг с другом, используя каждый раз новый способ, например: до встречи, прощай, до свидания, пока, всего наилучшего, бай-бай и т.д. Самое главное в момент, когда вы прощаетесь с участником, посмотреть ему в глаза и улыбнуться».

  1. Обучающиеся по программе среднего общего образования
  2. и полного общего      образования (9-11 классы)
  3. Возраст: 15-17 лет

Блок 1. Развитие ценностно-смысловой сферы личности      и ценностного самоопределения обучающихся

Разминка

Упражнение 1 «В чем мы похожи»

Цель упражнения: создание дружелюбной доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу, определение основной темы тренинга.

Ведущий инструктирует участников тренингового занятия о том, что сейчас им необходимо будет, по очереди, выбрать одного-двух других подростков из группы по определенным принципам.

Ведущий: «Ребята, каждый из нас чем-нибудь похож на другого человека. Это может касаться, как внешнего вида, так и черт характера или привычек, интересов и прочего. Предлагаю вам сегодня попробовать найти среди друг друга что-то общее. Ваша задача сейчас – каждому по очереди выбрать по одному человеку, с кем вы похожи чем-то внешним, например, по цвету волос, одежде, росту и так далее, и одного человека, с кем вы похожи по внутренним качествам, например, чувством юмора, характером, отношением к учебе, по любимой музыке и так далее. Вы также можете выбрать одного человека, если в нем сочетаются и внешние и внутренние качества, схожие с вами. Давайте начнем с меня, я покажу пример, и далее продолжим по кругу».

После того, как все участники сделали выбор, ведущий предлагает обсудить, как много схожих качеств участникам удалось найти друг в друге.

Ведущий: «Теперь после того, как все смогли найти что-то общее друг в друге, предлагаю обсудить это. Смотрите, как много общего нас объединяет и не столько внешних качеств, сколько внутренних. Скажите, что по вашему мнению, чаще всего встречалось общего в процессе упражнения? Что это для вас значит? Какие чувства вы испытывали, когда понимали, что между вами есть что-то общее?».

Основная часть

Упражнение 2 «Твои плюсы»

Цель упражнения: определение эффективных стратегий для преодоления негативного влиянии стереотипов, повышение самооценки.

Необходимый инструментарий: листы бумаги, ручки.

Ведущий предлагает по очереди участникам написать на листе бумаги свое имя и что, по их мнению, они могут отметить у себя как недостаток, далее на этом листе другие участники пишут любое достоинство этого участника.

Ведущий: «Я прошу вас всех взять по листу бумаги и подписать его своим именем и фамилией. А теперь вам необходимо написать на этом листе один ваш недостаток и далее необходимо передать лист соседу. Задача тех, кому приходит лист с написанным на нем недостатком – написать одно достоинство человека, чей лист оказался в руках, например: ты в секунду можешь поднять настроение другому человеку, у тебя красивые волосы, ты всегда подскажешь, ты очень добрый, у тебя классная одежда и т.д.».

Так, каждый участник передает свой лист с написанным на нем недостатком, а группа пишет о достоинствах того, чей недостаток написан. В конце, когда все

по кругу заполнят листы, ведущий предлагает участникам назвать по одному или двум качествам-достоинствам, которые удивили или запомнились больше всего.

Ведущий: «Назовите 1-2 качества, которые вас удивили, и попробуйте ощутить эти качества в себе».

Ведущий и группа дает обратную связь о том, что это качество люди видят в участнике со стороны, и он может попробовать принять это и знать, что в нем это качество есть, и это видно со стороны.

Завершение

Основная часть

Упражнение 3 «Моя тревога»

Цель упражнения: осознание и вербализация своих переживаний.

Необходимый инструментарий: декоративная подушка.

Ведущий: «Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, что вы испытываете, когда чувствуете тревогу, нервное напряжение; где находится это переживание, как   оно выражается на физическом уровне, в каких ситуациях чаще всего это проявляется».

После того, как все участники вспомнили про свои ощущения во время тревоги, ведущий предлагает им следующее: «А теперь, передавая по кругу подушку, вы можете рассказать о том, с какими ситуациями связана ваша тревога и как она проявляется».

Упражнение 4 «Как ты себя поведешь?»

Цель упражнения: изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выявление конструктивных и неконструктивных стратегий решения конфликтов, обучение навыкам решения конфликтных ситуаций.

Необходимый инструментарий: карточки с заданиями по количеству пар.

Ведущий: «Сейчас вам необходимо найти себе пару, и далее я раздам вам карточки, в которых будут представлены конфликтные ситуации. Ваша задача придумать и разыграть сценку, в которой вы покажите правильный и неправильный способ поведения в конфликтной ситуации, по вашему мнению».

Варианты заданий могут быть следующими:

  • друг критикует твою любимую одежду;
  • родители не отпускают тебя на вечеринку с друзьями, на которую ты очень хочешь пойти;
  • учитель поставил тебе оценку, которая кажется тебе несправедливой;
  • друзья обидно высказываются о твоих увлечениях;
  • родители не дают тебе отдохнуть и заставляют убираться в комнате;
  • бывший друг/подруга распускают о тебе слухи;
  • и т.д.

После того, как пары продумали   сценки, происходит их разыгрывание для группы, а группа, в свою очередь, может предложить свои способы решения разыгрываемого конфликта. Когда все пары представили свои ситуации группе, ведущий предлагает обсудить упражнение.

Ведущий: «Как вы себя чувствовали в процессе предъявления сценок группе, какие испытывали эмоции в разных ролях и при разных способах разрешения конфликта, легко ли вам было найти конструктивный способ решения ситуации?».

Завершение

В конце тренингового занятия ведущий подводит итоги и предлагает участникам поделиться тем, что важного было для них на занятии, и что они готовы использовать в жизни.

Ведущий: «Итак, наш тренинг подходит к концу. Мне хотелось бы услышать, что сегодня для вас было важным в тех упражнениях, в которых вы участвовали, и какие способы решения конфликтных ситуаций вы готовы использовать в жизни?».

Подведение итогов. Завершение.

  1. Приложения

Анкета для обучающихся

Дорогой друг, мы рады твоему участию в Неделе психологии!

Просим тебя ответить на вопросы для того, чтобы узнать, было ли тебе интересно.

1.Отметь, насколько интересными были для тебя мероприятия Недели психологии (поставь знак «+» под смайлом)

не понравилось

скорее не понравилось

затрудняюсь ответить

скорее понравилось

понравилось

2.Напиши, какие мероприятия тебе понравились больше: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Напиши, почему эти мероприятия тебе понравились: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.С представителем какой профессии тебе хотелось бы встретиться на следующей    Неделе психологии? __________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Спасибо за участие!

Памятка для педагогов

«Приемы, чтобы справиться со стрессом»

1. Позаботьтесь о теле: без этого пункта у вас не будет сил на перемены и работу с эмоциями. Старайтесь ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, достаточно питаться, двигаться, отдыхать на выходных.

2. Начните вести дневник эмоций: каждый день записывайте, какие эмоциональные события с вами произошли и как вы на них отреагировали. Это поможет замечать эмоции и работать с ними.

3. Составьте список ресурсных занятий – таких, после которых вы чувствуете себя наполненным. К примеру, это может быть чтение книг, вышивание, занятия спортом, занятия творчеством и т.д.

4. Планируйте дни так, чтобы каждый день делать что-то из своего

5. «Ресурсного списка». Это поможет разнообразить жизнь вне работы и восстановиться после стресса.

6. Подумайте, какие у вас ценности. Как вам важно жить? Как вы хотите проявлять себя? Что придает вашей жизни смысл? Старайтесь менять жизнь так, чтобы она больше соответствовала вашим ценностям.

7. Уделяйте время общению с семьей и друзьями. Запланируйте время, которое регулярно будете проводить вместе с ними. Придумайте новые традиции, например раз в месяц ходите в кино, на ужин, в ресторан и т.д.

  1. Техники самопомощи

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, встревожены, мы начинаем задерживать дыхание. Попробуйте высвободить дыхание. Закройте глаза, расправьте плечи, дышите, через нос медленно, спокойно и глубоко. Насладитесь этим неторопливым глубоким дыханием, представьте себе, что с каждым выдохом все ваши неприятности улетучиваются.

Упражнение «Дыхание»

Сидя или стоя, постарайтесь расслабить мышцы тела и сосредоточьтесь на дыхании, считайте про себя:

1. на счет 1-2-3-4 – медленный глубокий вдох (через нос, живот выпячивается вперед, грудная клетка поднимается);

2. на счет 1-2-3-4 – задержка дыхания;

3. на счет 1-2-3-4-5-6 – плавный выдох;

4. на счет 1-2-3-4 – снова задержка дыхания перед следующим выдохом.

Через 3-5 минут такого дыхания вы почувствуете, что стали заметно спокойнее.

  1. Список электронных ресурсов

1. Сайт Федерации психологов образования России: STOP-СТРЕСС: Профилактическая психолого-педагогическая программа/ Ю. В. Варлакова. – Ростов-на-Дону, 2020.– 133 с. –URL: https://tinyurl.com/2tvm455j (дата обращения 27.02.2023 г.)

2.Сайт Федерации психологов образования России: Круг сообщества: Профилактическая психолого-педагогическая программа/ А. Ю. Коновалов, Н. В. Путинцева. – Москва, 2018. – 42 с. – URL: https://tinyurl.com/3nncpn4v (дата обращения 27.02.2023 г.)

        3. Сайт Федерации психологов образования России: Программа по профилактике насилия в отношении детей и подростков «Песчинка. А если мы поговорим об этом?»: Профилактическая психолого-педагогическая программа / Е. В. Козель, Д. О. Потоцкий. – Москва, 2018. – 22 с. – URL: https://tinyurl.com/3a66fcpw (дата обращения 27.02.2023 г.)

4. Сайт Федерации психологов образования России: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мы разные, но мы вместе»: Психолого-педагогическая программа по психологическому просвещению/ О. И. Таймазова. – Владикавказ, 2019. – 56 с. – URL: https://tinyurl.com/mz3txb9t (дата обращения 27.02.2023 г.)

5. Сайт Федерации психологов образования России: «FAMILY is…»: Психолого-педагогическая программа по психологическому просвещению/ С. М. Сухова, Т. Н. Давыдова, Е. В. Гурова, А. Н. Бусова. – Липецк, 2021. – 50 с. – URL: https://tinyurl.com/4ade6j7r (дата обращения 27.02.2023 г.)

6. Сайт Федерации психологов образования России: Развивающая психолого- педагогическая программа «Психология и Я»: Развивающая психолого-педагогическая программа/ М. М. Баравкова. – Вяземский, 2018. – 45 с. – URL: https://tinyurl.com/bdeu7h5b (дата обращения 27.02.2023 г.)

7. Сайт Федерации психологов образования России: Коррекционно- развивающая программа, направленная на оптимизацию межличностных отношений у детей младшего подросткового возраста посредством игротерапии: Коррекционно- развивающая программа/ Е. С. Шелест. – Тюмень, 2018. – 45 с. – URL: https://tinyurl.com/3jrksu6d (дата обращения 27.02.2023 г.)

8. Сайт Федерации психологов образования России: Психолого- педагогическая программа «Эффективное        взаимодействие»: Профилактическая психолого-педагогическая программа/ Э. Ю. Байбородова. – Павловский Посад, 2022. – 21 с. – URL: https://tinyurl.com/u5wrtwm9 (дата обращения 27.02.2023 г.)

9. Сайт Федерации психологов образования России: Программа по профилактике буллинга «Дорога добра»: Профилактическая психолого- педагогическая программа / О. С. Гимаджиева. – Ленинск-Кузнецкий, 2019. – 94 с. – URL: https://tinyurl.com/mr69nvwj (дата обращения 27.02.2023 г.)

10. Сайт Федерации психологов образования России: Программа по формированию у детей младшего школьного возраста позитивной «Я-концепции» и эмоционально-позитивного, структурированного образа будущего «Волшебство каждого дня»: Профилактическая психолого-педагогическая программа/ М. Ф. Сакулина. – Углич, 2018. – 71 с. –URL: https://tinyurl.com/mr27hj32 (дата обращения 27.02.2023 г.)

11. Сайт Федерации психологов образования России: Программа коррекции школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста средствами арт- терапии «Я и мы»: Программа психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся/ Т. П. Дунская. – Челябинск, 2021. – 35 с.– URL: https://tinyurl.com/4pe6s4ap (дата обращения 27.02.2023 г.) Сайт Федерации психологов образования России: Методика развития эмоционального интеллекта младших школьников «Сказочный сюжет»: Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса / М. М. Баравкова. – Вяземский, 2020. – 26 с. – URL: https://tinyurl.com/47aafmvd (дата обращения 27.02.2023 г.)

12. Сайт Федерации психологов образования России: «В гармонии с миром и собой» (формирование толерантных отношений в детско-подростковой среде): Профилактическая    психолого-педагогическая программа/ Л. А. Неретина, М. А. Тихонова. – Дзержинск, 2022. – 47 с. – URL: https://tinyurl.com/4pjdwjks (дата обращения 27.02.2023 г.)

13. Видеохостинг        RuTube:        Официальный        канал        ФГБОУ        ВО МГППУ: «Психолого-педагогическое сопровождение семей, члены которых подлежат мобилизации». – URL: https://rutube.ru/video/ab448e1b0bba24708ee03a8842d005cd/ (дата обращения 27.02.2023 г.)

14. Сайт ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: Реестр коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога. – URL: https:// mgppu.ru/project/473/info/7292 (дата обращения 27.02.2023 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия «Вечер психологии» для воспитанников санаторной школы – интерната

Психология затрагивает все стороны нашей жизни. А жизнь - это многочисленные взаимоотношения дома, в школе и вне школы. Как выстроить эти взаимоотношения, как не потеряться среди других? Как реализова...

Сценарий часа общения с психологом в 9 классе «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач»

1.     Вводное слово: цели и задачи встречи. 5 минут.Цель: познакомить участников часа общения с существующими командными ролями и их влиянием на успешность группы.Задачи:а) создат...

Сценарий часа общения с психологом для учащихся 9, 11 классов "Экзамен. Алхимия успеха"

Тренер: Уважаемые учащиеся, учебный семестр подходит к концу, а это значит, что скоро сессия. Впереди вас ждут экзамены. Часто бывает так, что успешно сдать экзамен мешает не столько не знание предмет...

Сценарий праздника "23 февраля- День защитника отечества".Взаимодействие педагогов ДОО:учителя-логопеда,педагога-психолога,музыкального руководителя,воспитателей.

Праздничное спортивное мероприятие направлено на социализацию детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР) старшего возраста....

Сценарий Визитной карточки для выступления на конкурсе педагогического мастерства психолога

Данный сценарий был написан для конкурса "Учитель года", где школьный психолог представляет себя и свою деятельность....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Сценарий занятия по психологии "Волшебный цветок"

Цель: помочь учащимся познать свой внутренний мир.Задачи: • дать возможность детям продемонстрировать себя с хорошей стороныкак коллектив (сплочённость, организованность, доброту, умениесработать...