Рекомендации родителям по психическому и интеллектуальному развитию ребёнка с ДЦП
методическая разработка по психологии

В большинстве случаев ребенок с  ДЦП отстает от сверстников в психическом развитии. Это обусловлено двумя причинами. Первая - это первичное повреждение определенных участков головного мозга и гибель нервных клеток. Вторая причина - это нарушение моторного развития у ребенка с детским церебральным параличом. Дело в том, что процесс развития головного мозга и процесс развития движений головы, рук и ног идут параллельно и взаимосвязанно. У детей с параличом конечностей этот процесс взаимной стимуляции нарушается, и происходит торможение не только физического, но и интеллектуально-психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_rekomendatsiy_dtsp.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по психическому и интеллектуальному развитию ребёнка с ДЦП

В большинстве случаев ребенок с  ДЦП отстает от сверстников в психическом развитии. Это обусловлено двумя причинами. Первая - это первичное повреждение определенных участков головного мозга и гибель нервных клеток. Вторая причина - это нарушение моторного развития у ребенка с детским церебральным параличом. Дело в том, что процесс развития головного мозга и процесс развития движений головы, рук и ног идут параллельно и взаимосвязанно. У детей с параличом конечностей этот процесс взаимной стимуляции нарушается, и происходит торможение не только физического, но и интеллектуально-психического развития.

Ниже приводится ряд несложных заданий, позволяющих активизировать работу головного мозга ребенка с первых месяцев жизни и в какой-то степени компенсировать отставание.

•        С первого месяца жизни необходимо приучать ребенка фиксировать взгляд на предметах и следить за их движением. Важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, были одеты в однотонную, но яркую одежду. Это будет привлекать внимание малыша и поможет ему фиксировать взгляд на взрослых. При общении с малышом важно использовать яркие и звучащие игрушки, это будет развивать у него не только зрительное, но и слуховое сосредоточение.

•        С третьего-четвертого месяца жизни ребенка учат отличать "своих" и "чужих", поворачивать голову на звук погремушки, на голос взрослого, невидимого для ребенка. С ребенком необходимо постоянно разговаривать, поддерживать гуление, лепет, побуждать его к произнесению звуков. Для этого взрослый должен сам часто произносить простые звуки "а-а-а", "о-о-о", и ребенок, повторяя их, будет развивать свою речь. Если у ребенка поражена одна часть тела, то надо как можно чаще приближаться к нему и стимулировать движения с пораженной стороны.

•        Общение с взрослыми должно постоянно создавать у малыша радостное настроение, необходимо побуждать ребенка двигаться и общаться.

•        С полугода у ребенка начинает активно развиваться пассивный словарь, его учат показывать на части тела или одежды, на мебель, предметы домашнего обихода. Малыша приучают находить взглядом тот или иной предмет, находящийся в обычном месте, показывать предметы в ответ на вопросы "где ложка?", "где кукла?" и т.п., обучают игровым движениям: "ладушки", "до свидания", "здравствуй".

•        Мозг ребенка должен постоянно работать, чтобы непрерывно шло его совершенствование. При этом нельзя забывать, что ребенок с поражением нервной системы утомляется быстрее, чем здоровый, и не способен длительно воспринимать новую информацию. Поэтому при признаках утомления, нарастании раздражительности у ребенка следует прекратить занятия.

•        До года у ребенка продолжает активно развиваться пассивный словарь. Малыша учат различать имена взрослых, названия одежды, игрушек, частей тела. Ребенка приучают выполнять простые просьбы: класть игрушки в ящик, собирать и разбирать матрешку.

•        В этом возрасте продолжают упражнения по развитию голосовых реакций. Ребенка учат имитировать гудок паровоза, мычание коровы, лай собаки и т.п. Имеет смысл развивать дыхание: учат дуть на пламя свечи, на ватку, полоски папиросной бумаги. Хорошим стимулятором дыхания является следующий способ. Из разноцветной бумаги вырезаются бабочки и птички и подвешиваются на нитке. По команде "дуем" ребенок дует на них, при этом покачивание бабочек и птичек сопровождается комментариями "полетели, полетели, полетели". Эти упражнение является хорошим стимулом для тренировки дыхания.

•        На втором году жизни расширяют словарный запас ребенка: детализируются названия одежды, мебели. Посуды, некоторых животных и растений. Ребенка также учат различать цвета. Лучше начинать с подбора двух контрастных цветов (например, можно использовать карточки синего и желтого или красного и зеленого цветов). Перед ребенком выкладываются две карточки, называются цвета и просят показать одну из них. Таким же способом учат различать формы: кубик, шарик и т.п.

•        Постепенно ребенка обучают строить простые конструкции из кубиков: башня, лестница, дом. Конструировать лучше из ярких кубиков. Учат нанизывать кольца, на пирамидку, при этом стараются, чтобы ребенок действовал двумя руками симметрично. Во время игры взрослый должен обязательно комментировать все действия ребенка, это помогает развивать словарный запас. Хорошим стимулом являются игры с элементами театрализации. Вместе с ребенком кормят куклу, укладывают ее спать, подражают разным животным.

•        На третьем году жизни продолжается развитие способности ребенка понимать речь окружающих. Малыша учат узнавать на картинках домашних животных, различать и правильно называть растения и некоторые овощи и фрукты. Кроме того, на этом этапе развития дети постигают довольно сложные понятия. Они учатся определять предметы интерьера (дверь, окно), виды транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус) и т. п.

•        Развиваются такие понятия, как "много - мало", "больше - меньше". Хорошо развивают зрительное мышление такие задания, как составление картинки, разрезанной на две части, повторение движений, построек из кубиков.

•        На четвертом году жизни дети учатся правильно произносить названия личных вещей, предметов домашнего обихода. Они дифференцируют такие представления, как "сегодня" и "завтра", "вверху" и "внизу", "близко" и "далеко". Одновременно с пространственными и временными представлениями формируется речь. В ней появляются предлоги "в", "на", "под", "над", "до", "после". Эти понятия необходимо развивать в ребенке, приучать его выполнять действия по указанию: "положи игрушку НА стол", "гулять пойдем ПОСЛЕ обеда". При этом нужно стараться выделять предлоги ударением, чтобы ребенок быстрее их запомнил. У малыша формируют временные представления, связывая их с определенными действиями: завтрак - утро, обед - день и т.п.

Никакие усилия врачей, медсестер и массажистов, никакие новейшие методы реабилитации не смогут помочь ребенку, если его родители не будут прилагать все силы для этого. Возможность излечения от ДЦП в первую очередь зависит от терпения родителей, от их желания помочь своему ребенку, от ежедневной, кропотливой работы со своим чадом. Забота о ребенке, больным детским церебральным параличом, - это тяжелая обязанность и большая ответственность. Такой ребенок требует от родителей упорного труда, отнимающего много сил. Но если родители готовы работать, работать ежедневно, упорно, передвигаясь маленькими шагами, отмечая малейшее изменение в состоянии ребенка, то результат обязательно будет.

Советы психолога родителям детей с детским церебральным параличом

Для большинства родителей рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей, что обусловливает наличие незрелости эмоционально - волевой сферы, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. Кроме того, развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими). В силу гиперопеки у ребёнка страдают коммуникативные способности, обуславливаюшие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессию.

Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.

1) Активность и самостоятельность ребёнка

Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.

2) Постоянная упорная тренировка каждый день

Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.

3) Сознательная беспомощность родителя

Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него - ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО , А СЕБЯ!

Если Вы сделали что- то за ребёнка - ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.

Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель - сделать эти возможности, навыки средством для полноценной жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.

Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями

Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.

Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».

Ребёнку с ДЦП необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего - осмысленную заботу и Вашу любовь.

Упражнения для детей с ДЦП

Упражнения для детей с ДЦП направлены на развитие нервных импульсов, которые направляются в центральную нервную систему и стимулируют двигательные зоны мозга. Конечно, индивидуально для каждого ребенка разрабатываются определенный комплекс упражнений, тем не менее, существуют определенные приемы, выполнять которые можно и дома.

Упражнения для детей с ДЦП. Мяч.

Больших размеров мячи помогают развить навыки балансировки и ориентирования, а мяч маленького размера удобно катать, бросать, толкать и т.д.

1. Поставьте малыша спиной к мячу, так, чтобы ноги опирались на мяч, усадите его по центру, откатите назад. Это помогает развить равновесие.

2. Возьмите мяч, соответствующий росту ребенка, положите малыша на живот, прямые руки вытянуть вперед. Толкните мяч вперед, держа ребенка на бедра – так вы вызовите реакцию полного разгибания.

3. Покачивая мяч с лежащим на нем ребенком, добивайтесь снижения мышечного тонуса. Главное – не переусердствовать, есть опасность вызвать переразгибание.

Упражнения для детей с ДЦП. Мягкие модули. «Валик».

Валик должен соответствовать состоянию, росту ребенка. Используются они для стабилизации мышечного тонуса, тренировки вестибулярного аппарата.

1. Положите ребенка животом на валик, встаньте перед ним – это заставит ребенка удерживать голову прямо, оставаясь на прямых ногах.

2. Пусть ребенок, лежа животом на валике, старается дотянуться до предметов. Стоя на четвереньках, опираясь на валик, перенести вес с рук на ноги и обратно.

3. Посадите ребенка на валик, плотно прижав стопы к полу, туловище слегка наклонить вперед, ладони плотно прижать к валику, пропустив между колен. Медленно покачивайте валик в разные стороны, ребенок должен постараться удержать тело в первоначальном положении.

4. Посадите ребенка на валик, покачивайте его, а ребенок должен, вытянув ноги вперед, удерживать равновесие. Потом пусть покачается сам, отталкиваясь ногами от пола, при этом держа тело в исходном положении.

Мягкие модули. «Уголок».

Используется для обучения навыкам удержания равновесия при положении сидя.

1. Положите ребенка на живот, перенесите вес на плечи и локти, прямые предплечья.

2. Ребенок лежит на животе, плечи на высокой части уголка, голова без опоры. пусть ребенок пытается дотянуться до предметов.

Мягкие модули. «Черепаха».

Стимуляция вестибулярного аппарата.

1. Сидя по-турецки на перевернутом панцире, ребенок пытается удержать равновесие. Вы раскачиваете панцирь.

2. Сидя на панцире, удерживает равновесие, играя с мячом.

Упражнения для детей с ДЦП. Доска.

Используется для развития укрепления мышц туловища, координации рука-глаз и эквилибристической реакции.

1. Залезть и слезть с доски с различных сторон.

2. Посадить ребенка по-турецки, раскачивайте доску. Ребенок пытается удержать равновесие.

3. Сидя на доске, ребенок имитирует плавание.

4. Сидя на корточках, качает головой из стороны в сторону, потом фиксирует взгляд на предмете.

5. Стоя или сидя, медленно покачиваться взад-вперед. Желательно включить музыку.

Работая с телом, можно добиться нормализации поз и положения конечностей, снижения мышечного тонуса, уменьшения или даже преодоления насильственных движений. Постепенно малыш учится правильно ощущать свои движения, положение частей тела, а это самый мощный стимул для совершенствования двигательных навыков.

 

Упражнения для детей с ДЦП

Существуют такие простые эффективные приемы, которые необходимо регулярно выполнять каждому ребенку. Также любая мама без труда может их освоить и заниматься дома со своим малышом. В любом случае вреда от них не может быть, а только польза!

Перед и после занятия с ребенком мама должна тщательно мыть руки. Затем перед каждым упражнением, ладони рук нужно растирать, чтобы они были теплыми. Затем приступаем к голове.

Упражнения с головой:

1)Раздвинутые пальцы обеих рук накладываются на голову так, чтобы сонная артерия проходила между указательным и средним пальцами. Стараемся очень легко производить нажатия подушечками пальцев – 4 раза.

2)Берем головку ребенка и ложем на левую свою ладонь. Подушечками пальцев легкими движениями растираем от основания черепа к затылку. Далее меняем ладони. Упражнение выполняем также не менее 4 раз.

3)Левую свою ладонь ложем ребенку на лоб, а кулаком правой руки, легко натираем от основания черепа к затылку – 4 раза.

Упражнения, в которых задействованы ноги ребенка:

1)Делаем массаж пальцев ног. Круговыми вращательными движениями пальчиков ног сначала в одну сторону, потом в другую – по 5 раз каждую стопу.

2)Держим пятку ребенка одной рукой, другой рукой разминаем пальчики ног – от себя к себе – по 7 раз каждую стопу.

3)Левой рукой обхватываем стопу ноги и раскрываем ее, а кулаком правой руки натираем снизу вверх – по 10 раз.

4)Костяшкой фаланги большого пальца слегка постукиваем вокруг лодыжки – от 30 сек. до 3 мин в зависимости от возраста ребенка.

5)Есть больные дети, страдающие ДЦП, у которых пятки неподвижные (нерабочие). Такие детишки не ходят, и наша задача разработать их так, чтобы они стали рабочими и ребенок пошел. Для этого держим одной рукой пятку ребенка, другой – крутим в разные стороны попеременно – делается это также в зависимости от возраста от 30 сек. до 3 минут.

6) Держим стопу ребенка одной рукой, другой рукой разгибаем и сгибам в колене – по 10 раз каждую ногу.

 После этих упражнений обязательно моем руки, растираем их до тепла, и приступаем к массажу рук ребенка.

Упражнения с руками:

1)Круговыми движениями (вращение) делаем массаж пальцев рук сначала в одну сторону, затем в другую сторону – по 5 раз.

2)Делаем массаж биологически активных точек, которые располагаются между большим и указательным пальцем, а также точка чуть выше локтя на 1 см – делают, от 30 сек до 1 мин, в зависимости от возраста.

3)Делаем массаж подключичных впадин: левой рукой от грудины до плеча, натираем правую сторону, также и наоборот, правой соответственно левую – по 4 раза.

4)Левую руку кладем ребенку на лоб, не сдавливая, а пальцами правой руки слегка массируем область солнечного сплетения. Точнее пальцы рук должны оставаться на месте, сдвигается только кожа в области сплетения, которую как бы покачивают – делают, от 30 сек до 3 мин.

5)Аналогично предыдущему упражнению «покачивание живота». Левую руку положить ребенку на лоб, правой покачиваем живот во все стороны. Это очень важно! Так как если покачивать только в одну сторону по часовой стрелке – у ребенка может случиться понос, если против часовой – будет запор. (Делают, от 30 сек до 3 минут).

6)Правую руку кладем на левое плечо ребенка, левую руку на большой палец правой ноги. И в таком расположении ничего не делая (просто держа) держим, от 30 сек до 3 минут, затем меняем руки и аналогично – левую, кладем на правое плечо, правую, на большой палец левой ноги ребенка.

7)Левой рукой берем правое запястье ребенка, правую руку прикладываем к левому бедру. И так держим, от 30 сек до 3 мин. Затем аналогично – правой рукой берем левое запястье, а левая наша рука кладется на правое бедро.

Заключительная часть

Делаем слегка щипки ног и рук (от 30 сек – 3 мин);

Ножницы (10 раз);

Велосипед (от 3 сек – 3 мин);

Согнутыми в коленях ногами делаем наклоны (от 30 сек – 3 мин);

Круговые движения в бедрах (по 10 раз);

Скольжение стопой по внутренней поверхности ноги (по 10 раз на каждую ногу);

Круговые поглаживания сначала рук – от плеча к кисти, затем ног (от 30 сек до 3 мин).

Подъем прямых ног (по 10 раз);

Сгибаем руки в локтях (по 10 раз);

Попеременно складываем и разводим руки на уровне груди (до 20 раз);

Поднятие рук за головой и опускание вдоль тела, вверх-вниз (по 10 раз);

Одновременное сложение и разведение рук на уровне груди и в разные стороны (до 20 раз);

Затем переворачиваем ребенка на живот и делаем успокаивающие упражнения:

1)Левую руку кладем между лопатками ребенка, а правой рукой покачиваем копчик. Это упражнение делается также аналогично упражнению — при покачивании солнечного сплетения и живота (от 30 сек – 3 мин);

2)как и в первом случае кладем левую руку между лопатками, а правая рука покачивает поясничный отдел. Техника выполнения та же (от 30 сек до 3 мин).

Далее снова переворачиваем ребенка на спину и делаем два заключительных упражнения:

1)Поглаживание груди круговыми движениями – левая рука у мамы опущена вдоль тела, а правой строго по часовой стрелке поглаживает область сердца ребенка (от 30 сек до 3 мин);

2)Самым последним упражнением мы производим очищение от лишней ненужной энергии, которую мы дали ребенку – девять раз легкими движениями рук проводим от затылка до больших пальцев ног, при каждом разе, резко встряхивая руки. А на десятый раз вместо встряхивания слегка сжимаем пальчики ног ребенка.

 

 

Упражнения для детей с ДЦП

Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом

1. И.П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться по мячу вперед и вернуться назад в И.П.

2. И.П. лежа животом на мяче, руки с опорой на пол. Катание на животе вперед-назад, перебирая по полу руками. Вернуться в И.П.

3. И.П. лежа животом на мяче, опора на ноги. Круговые вращения на мяче, перебирая по полу ногами – в одну и другую сторону.

4. И.П. «верхом» на мяче. Качание из стороны в сторону, с поочередной опорой на каждую стопу.

5. И.П. боком на мяче, опираясь одной рукой на пол. Взрослый поддерживает. Катиться вперед-назад, перебирая опорной рукой по полу.

6. И.П. лежа спиной на мяче, взрослый поддерживает за руки. Ребенок выполняет подтягивание корпуса вперед с помощью рук. Вернуться в И.П.

7. И.П. стоя перед мячом. Катание одной ногой мяча, стопа находится сверху. Спину держать прямо. Повторить другой ногой.

8. И.П. сидя на мяче. Выполнить повороты туловища в стороны. Спина прямая.

9. И.П. сидя на мяче. Выполнить наклоны в стороны, опираясь поочередно на каждую стопу.

Для развития опорной функции стоп: рефлекторные упражнения

• Указательным и средним пальцами захватите ступни, а большим пальцем нажмите на подошву у основания пальцев – это вызывает сгибание стопы. Затем проведите с нажимом по внутреннему краю стопы к пятке и по наружному краю – к мизинцу. происходит разгибание стопы.

• Точечный массаж стопы: надавить кончиком пальца в месте перехода тыла стопы в голень. Это вызывает тыльное сгибание стопы.

Необходимо развивать мелкую моторику рук.

 В качестве материала могут служить: шишки, веточки, камешки, листочки, фрукты и овощи. Пусть детишки чаще рисуют угольком, пальцем, красками. Лепку из пластилина, можно заменить, на воск. Мастерите поделки из натуральных материалов.

Для детей с диагнозом: ДЦП, Органическое поражение мозга комплекс специальных упражнений просто необходим. От постоянства родителей, в этом вопросе, зависит на сколько наши дети будут развиты физически, независимы от родителей и близких людей, социально приспособленными.

Учим держать равновесие и ходить.

Если ребенок уже может ходить с поддержкой за две руки, но не держит баланс, то очень важно ходить с ребенком как можно чаще, но, чтобы наш малыш научился ходить сам, его нужно тренировать таким образом:

- нужно взять своими руками за бедра ребенка, не за поясницу, а именно за бедра и поворачивать свои руки, как бы крутить ребенку бедра провоцируя его на то, что бы он делал сам шаги. Очень важно, чтобы ребенок не опирался своей спиной на идущего позади родителя, чтобы ребенок сам балансировал и напрягал мышцы спины. Есть очень хороший способ, который облегчит маме (папе) выполнение этого занятия. Это смастерить или заказать очень низкий табурет на колесиках. Родитель садится на такой стульчик, ноги вытягивает вперед, между ног находится ребенок в вертикальном положении. Тогда можно легко контролировать расстояние между родителем и ребенком и не допустить, чтобы малыш своей спиной опирался на маму (папу) и совершать данное упражнение - ребенок идет, а за ним едет его родитель. Таким образом можно значительно увеличить время исполнения данного упражнения и ходить столько, сколько ребенок сможет, а родителю не напрягать спину.

Приседания

Это упражнение очень хорошо укрепляет ноги и спину ребенка. Делать его рекомендуется 50 приседаний в день, нужно делать несколько подходов. Например: 10 приседаний - отдых, 10 приседаний - отдых... Если ребенок очень слаб, то столько раз, сколько может. Но в последствии нагрузка должна увеличиваться.

Родитель держит ребенка своими руками за бедра и немного наклоняясь вперед как бы подталкивает ребенка, чтобы тот прогнулся вперед и встал. Родитель своими руками так же помогает подняться ребенку. Позже, когда ноги у ребенка станут крепче, эта помощь будет минимальна.

Ребенок сидит на телефонном справочнике или детском стульчике

Поставьте детский стул (вместо него можно использовать толстую книгу) и посадите на него ребенка. Перед ним поставьте “стол” - вместо стола подойдет перевернутая корзина или коробка. Положите руки ребенка на поверхность “стола”. Придерживайте ребенка за ягодицы и убедитесь, что его ступни параллельны полу и колени согнуты под углом 90°. Ребенок должен сидеть по центру стула, а не с краю.

Правильное положение:

• Голова прямо

• Тело выпрямлено

• Колени согнуты под углом 90

• Ступни параллельны полу

• Руки впереди на перевернутой коробке или корзине

Упражнение поможет:

• Укрепить мышцы плеч, рук, ягодиц и ног во время отталкивания ребенка

• Укрепить мышцы тела и спины

• Улучшить чувство равновесия

• Руки свободны для игры

Идеи для игры:

Поиграйте в барабанщика – постучите погремушкой или деревянной ложкой по “столу”, покатайте по нему машинки. Если машинки падают, придерживая ребенка за ягодицы позвольте ему наклониться и поднять их, затем снова сесть на стул. Следите, чтобы в это время его ступни оставались стоять параллельно полу. Это упражнение поможет улучшить координацию.

Примечание: К упражнению следует приступать, если ребенок может ровно держать тело и голову дольше одной минуты и начинает использовать руки для удержания равновесия.

Обучение ребенка стоять на полу, придерживаясь за кушетку, перемещая вес тела с Вашей помощью, чтобы сделать шаг

Поставьте ребенка на пол лицом к кушетке. Вытяните руки малыша вперед и положите его ладони на край кушетки для создания опорной точки. Сядьте на пол позади ребенка и расположите Ваши руки на бедрах ребенка. Медленно и осторожно двигайте бедра ребенка из стороны в сторону до тех пор, пока вес ребенка большей частью не перейдет на одну из ног. После этого помогите ребенку шагнуть свободной ногой и позвольте ему сдвинуть бедро, чтобы перенести массу тела с той ноги. После того как малыш шагнет одной ногой, помогите ему передвинуть вторую ногу, чтобы свести их вместе.

Положение ребенка во время упражнения:

• голова находится в вертикальном положении на одной линии с телом

• тело выпрямлено

• бедра и колени выпрямлены и сведены вместе

• ступни вместе

• плечи расположены над бедрами, бедра над коленями и ступнями

• руки вытянуты вперед, ладони находятся на краю кушетки

Игровая форма проведения занятия:

Заставьте ребенка шагнуть в сторону посредством взятия игрушки с кушетки, расположив игрушку таким образом, чтобы ребенок не смог до нее дотянуться, не шагнув. Велите малышу взять игрушку, либо дайте ему машинку и скажите ребенку проехать машинкой до конца кушетки. Не забывайте о том, что необходимо дать ребенку шагнуть в обе стороны – и вправо, и влево.

Примечание:

Используйте это упражнение, когда ребенок уже научится перемещать вес тела на одну ногу и держать колени и тело выпрямленными, опираясь на кушетку.

Предостережение:

• следите за тем, чтобы ребенок не расставлял ноги слишком широко, скрещивал их или держал слишком близко друг к другу

• не позволяйте ребенку вставать на цыпочки

• не давайте малышу стоять на полусогнутых ногах, наклоняться к краю кушетки

Упражнение помогает:

• развить мышцы туловища, спины, ног

• развить чувство контроля над туловищем и ногами

• получить опыт перемещения массы тела на ноги

Учимся держать баланс

Родитель садится на стул, ноги вместе перед собой. На колени садится ребенок, его ноги раздвинуты. Родитель своими руками держит ребенка за бедра. Немного отклонитесь от ребенка, и удостоверьтесь, что его спина пряма и он не наклоняется за вами. Родитель начинает по очереди поднимать то одно свое колено, то другое. Тем самым ребенок начинает наклоняться то вправо, то влево. Ребенок вынужден будет держать равновесие, т.к. остался только на одной вашей ноге (вторая ушла вниз) И так поочередно поднимайте то одно своё колено, то другое.

Ребенок стоит на четвереньках, облокачиваясь на Вашу ногу

Сядьте на пол раздвинув ноги или согнув их и облокотитесь спиной. Положите ребенка лицом вниз на нижнюю часть ноги. Поставьте ноги ребенка так, чтобы колени находились под ягодицами. Одной рукой придерживайте ребенка за ягодицы, другой отодвиньте его руки вперед. Положите их на пол так, чтобы ребенок мог оттолкнуться от него.

Правильное положение:

• Голова не опущена

• Тело выпрямлено

• Руки выпрямлены, расположены по ширене плеч

• Ладони не сжаты в кулак, пальцы направлены вперед

• Колени на уровне бедер, ноги параллельны друг другу

Упражнение поможет:

• Укрепить мышцы плеч, рук, ягодиц и ног, во время отталкивания ребенка

• Укрепить мышцы тела и спины

• Улучшить чувство равновесия

Идеи для игры:

Аккуратно раскачивайте ногу, на которой лежит ребенок, напевая веселую песню или притворяясь лошадкой (это поможет ребенку понять, как переносить вес тела). Можно положить книгу перед ребенком и читать ее вместе. Помогайте ребенку дотянуться до книги. Также можно дать ему плюшевую игрушку или магнитофон (чтобы ребенок почувствовал его вибрацию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям учащихся 6 класса по развитию способностей.

Зачем развивать способности учащихся 6 класса? Как работать с  пособием "Математика. Сборник развивающих упражнений. 6 класс." / М.А. Зиганов, Н.В. Локалова, Л.А. Корешкова, Л.А. Картавова. - Мос...

Советы родителям, которые заботятся о речевом развитии ребёнка

Даны конкретные рекомендации  родителям "неговорящих" или плохо говорящих детей("каша во рту")....

Рекомендации родителям. Как сохранить правильную осанку у ребёнка

Рекомендации родителям. Как сохранить правильную осанку у ребёнка....

Буклет для родителей "Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка"

В своей работе с родителями, использую информирование родителей через буклеты...

Методические основы планирования занятий у лиц с нарушением психического и интеллектуального развития

Средства, методы адаптивной физической культуры и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями у лиц с нарушением психического и интеллектуального развития...