Советы родителям, которые заботятся о речевом развитии ребёнка
консультация по теме

Татаринова Надежда Петровна

Даны конкретные рекомендации  родителям "неговорящих" или плохо говорящих детей("каша во рту").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям, которые заботятся о речевом развитии ребёнка

   1) Не искажайте слова, говорите правильно и отчётливо! Речь ребёнка развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.  

  1. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще! Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали. Например, каждый вечер обсуждайте, как прошёл день, что нового в садике, попросите малыша высказать своё мнение.
  2. Для речевого развития ребёнка очень важно, КАК с ним общаются взрослые. Многие родители дают малышу разные предметы, позволяя ему играть самостоятельно. Действия ребёнка в одиночестве не способствует развитию его речи. Некоторые мамы и папы строят своё общение с ребёнком по типу чистой ласки: поцеловать, погладить малыша, предоставить ему возможность самому возиться с игрушками. При этом ребёнок может прекрасно понимать речь окружающих, но самостоятельно не говорит, а общается только с помощью мимики и жестов. Причина этого проста: взрослые забыли про главное условие развития речи-РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ! Поэтому ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫ РАЗГОВАРИВАЕТЕ С РЕБЁНКОМ ВО ВРЕМЯ ИГР и ДОМАШНИХ ДЕЛ, тем УСПЕШНЕЕ он РАЗВИВАЕТСЯ!!!
  3. Ошибки в речи исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте его.
  4. Для активизации речи ребёнка используйте все те слова, которые побуждают его высказываться(скажи, повтори, спроси, расскажи).
  5. Поощряйте активность ребёнка, когда малыш пытается использовать предметы самостоятельно, вызывайте интерес к действиям и потребность воспроизводить их. Привлекайте внимание сюрпризными моментами(Кто к нам стучит? Кто пришёл? Кто спрятался? Что за подарок в коробочке?). Давайте ребёнку возможность высказать своё предположение, а затем обязательно предложите поиграть с предметом, который был в коробочке. Постоянно спрашивайте у ребёнка, с чем он играет, что делает.
  6. Как можно подробнее объясняйте ребёнку значение новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснения наглядными примерами: картинками, видеозаписями.
  7. Развивайте мелкую моторику! Она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками, осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите... Организуйте игры с мелкими предметами домашнего обихода(большими пуговицами, бусами, крышками), крупами(например, найти мелкую игрушку в миске с фасолью или рисом). Полезны будут игры с игрушками, которые могут разбираться и складываться(пирамидка), вкладываться

(игра «Почтовый ящик»), завинчиваться(игра «Подбери крышку к бутылочке»). Во время игры постоянно разговаривайте с малышом, называйте предметы, их признаки и действия.

  1. Побуждайте к развёрнутым высказываниям! Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет от донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша: «Что ты сказал? Какое ты хочешь яблоко? Где лежит твоя игрушка?»
  2. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка, особенности его восприятия и эмоциональное состояние.
  3. Покажите ребёнку картинку(или предмет) и назовите его. Затем нежно возьмите малыша за щёчки или подбородок и определённым усилием заставьте её смотреть на ваше лицо        (на расстоянии 50см), а сами назовите слово ещё 2-3 раза. Так вы обеспечите ребёнку возможность «читать» с ваших губ. Зрительно ребёнок воспринимает некоторые движения речевого аппарата взрослых, подражает им, частично считывает с губ. После этого чрезвычайно чётко повторите это же слово на ушко ребёнку два раза. Произносите нужное слово УТРИРОВАННО, то есть ОЧЕНЬ ЧЁТКО, по слогам, слегка растягивая ударный слог.
  4. Ребёнок до 3 лет приобретает от 60 до 70% знаний об окружающей действительности, а за остальной период жизни- лишь 30-40%. Словарный запас в основном формируется в семье. Если ребёнок находится в однообразной обстановке, то восприятие окружающего мира не только не развивается, но может постепенно атрофироваться. Дети обладают огромной познавательной активностью. Систематизировать увиденное, привести в соответствие с действительностью — во всём этом необходима помощь взрослых. Не мешайте ребёнку познавать мир, не говорите ему без необходимости «нельзя!», «не трогай!». Всё, что ребёнок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть — посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях. Ребёнок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки и чем больше у него новых ярких впечатлений. Сколько нового узнаёт малыш, даже просто гуляя на улице и разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных. Старайтесь обо всём рассказывать ребёнку. Расширяйте круг его впечатлений, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Не бойтесь рассказать о том, чего малыш ещё не понимает — пусть он учится слушать, впитывать интонацию родной речи, обогащает речевую память. Новые слова осядут пассивным словарным запасом. И очень скоро ребёнок выдаст вам всё, что вы в него вложили, порой удивляя своими познаниями.
  5. Рассказывайте(читайте) малышу сказки!(«Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и другие). Сопровождайте свой рассказ показом иллюстраций. Задайте несколько вопросов по содержанию сказки! Попробуйте вместе с ребёнком пересказать сказку с опорой на сюжетные картинки! Используйте игровые моменты! Заинтересуйте сказкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям, которые хотят помочь детям в подготовке домашнего задания

В презентации даются рекомендации для родителей по  подготовке домашних заданий с детьми начальной школы...

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий....

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашнего задания

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданийРодители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких об...

Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие ребёнка 6-7 лет"

Большое внимание следует уделять развитию связной речи, так как дети затрудняются составлять рассказы по картине, по предложенной теме, из опыта. В подготовительной к школе группе обязательны занятия ...